Напоминание

"НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Автор: Шепелевич Инна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия Доброграда"
Населённый пункт: Доброград
Наименование материала: Статья
Тема: "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

ПИСЬМУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шепелевич Инна Андреевна,

учитель начальных классов гимназии Доброграда

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения письму детей

младшего школьного возраста в условиях цифровизации образования с

позиций нейропсихологии. Автор анализирует функциональную систему

письменной деятельности как сложный психофизиологический процесс,

интегрирующий различные психические функции. Исследование выявляет

пять ключевых компонентов письма, нарушение в любом из которых

приводит к дисфункции всей системы. На основе анализа возрастных

особенностей

нейрофизиологического

развития

обосновывается

необходимость

сохранения

обучения

письму

от

руки

как

фактора,

способствующего

формированию

нейронных

сетей,

обеспечивающих

эффективное

когнитивное

развитие.

Предложена

система

упражнений

формирует двойной код памяти, что значительно повышает эффективность

обучения

и

способствует

развитию

высших

психических

функций.

Практическая значимость работы заключается в возможности интеграции

нейропсихологических

знаний

в

педагогическую

практику

для

индивидуализации обучения, своевременной диагностики и коррекции

трудностей письменной деятельности.

Ключевые

слова:

нейропсихологический

подход,

письменная

деятельность, функциональная система письма, каллиграфические навыки,

когнитивное развитие, графо-моторные навыки, коррекционно-развивающие

упражнения.

Введение и актуальность

Современное

образование

стоит

на

пороге

значительных

трансформаций, связанных с интенсивным внедрением цифровых технологий

во

все

сферы

жизни.

Этот

процесс

неизбежно

затрагивает

и

фундаментальные навыки, традиционно формируемые в начальной школе, в

том числе навык письма. В условиях, когда дети все чаще предпочитают

набор текста на клавиатуре письму от руки, назревает вопрос: следует ли

современному

образованию

сохранять

акцент

на

формировании

каллиграфических навыков?

Попытки сократить время на обучение чистописанию, переход к

упрощенным прописям и досрочное введение компьютерной техники в

учебный

процесс

могут

создать

видимость

прогресса,

однако

с

нейропсихологической точки зрения подобные решения чреваты серьезными

последствиями для когнитивного развития ребенка [5].

Имея опыт работы в начальной школе, можно с уверенностью

утверждать, что письмо от руки представляет собой не просто технический

навык, но сложную функциональную систему, объединяющую различные

психические

функции.

Целью

данной

статьи

является

анализ

нейропсихологических

механизмов

письменной

деятельности

младших

школьников

и

разработка

научно

обоснованных

рекомендаций

по

оптимизации процесса обучения письму с учетом возрастных особенностей

детей.

Теоретическое обоснование

Письмо

представляет

собой

сложную

функциональную

систему,

включающую несколько взаимосвязанных звеньев, каждое из которых

обеспечивает определенный аспект письменной деятельности. Как отмечал

П.К. Анохин,

функциональные

системы

организованы

по

принципу

«результата действия», что особенно важно при рассмотрении такого

сложного навыка, как письмо [1].

Значимо осознавать, что в реализации письменной деятельности

участвуют: нейродинамический компонент, кинестетический компонент 1,

кинестетический компонент 2, пространственный компонент, регуляторный

компонент.

Рис. 1. Компоненты, участвующие в реализации письменной деятельности.

Отметим,

что

нейродинамический

компонент

обеспечивает

оптимальный уровень активации коры головного мозга, необходимый для

удержания внимания и самоконтроля в процессе письма. Кинестетический

компонент 1 отвечает за правильную позу тела, удержание пишущего

инструмента

и

точность

движений,

обеспечивающий

возможность

использования эталонов форм букв. Кинетический компонент 2 реализует

серийную организацию движений, обеспечивает переключение от элемента к

элементу, от буквы к букве. Пространственный компонент обеспечивает

ориентацию

на

листе

и

соблюдение

пропорций

букв.

Регуляторный

компонент

контролирует

соблюдение

инструкций

и

обеспечивающий

осознанность действий.

Безусловно, данные компоненты не функционируют изолированно, а

образуют единую систему, где нарушение в одном звене может привести к

дисфункции всей системы письма. Это объясняет, почему традиционные

нейродинамический

компонент

кинестетический

компонент 1

кинестетический

компонент 2

пространственный

компонент

регуляторный

компонент

подходы к коррекции почерка, основанные исключительно на повторении

написания букв, часто оказываются неэффективными [4].

Современные

нейровизуализационные

исследования

[2]

демонстрируют принципиальные различия в активации мозга при письме от

руки и наборе текста на клавиатуре. При письме активируются области мозга,

отвечающие

за

мышечную

память,

зрительное

восприятие,

пространственную ориентацию и тонкую моторику. Особенно значима

активация премоторных и префронтальных областей коры, ответственных за

планирование и контроль действий.

Письмо от руки формирует двойной код памяти: визуальный (образ

буквы) и моторный (траектория движения руки). Это синестетическое

кодирование значительно повышает эффективность запоминания. Более того,

исследования показывают прямую корреляцию между качеством почерка и

уровнем развития речи, внимания, памяти и мышления. Рука, по выражению

В.М. Бехтерева, является «органом мышления человека», что особенно важно

в период интенсивного формирования высших психических функций у детей

младшего школьного возраста [3].

Система

обучения

письму

в

России

претерпела

существенные

изменения за последние столетия. Советская школа уделяла значительное

внимание формированию каллиграфических навыков, уроки чистописания

проводились на протяжении всего обучения в начальных классах. Однако в

последние десятилетия произошла последовательная деформация этой

системы. Особую проблему представляет современная практика обучения

письму, где на формирование этого сложного навыка отводится всего полгода.

Между тем исследования нейропсихологов показывают, что графо-моторные

навыки и пространственная ориентация у детей в норме созревают к 8-9

годам [6]. Для шестилетних первоклассников, поступающих в школу с еще не

полностью сформированными фалангами пальцев, такой сжатый срок

обучения часто оказывается барьером. Принуждение детей к письму при

неготовности

нервно-мышечной

системы

приводит

к

формированию

патологических стереотипов движений, которые впоследствии крайне сложно

корректировать. Когда мозг ребенка привыкает к «неровностям» в написании

букв, он начинает воспринимать их как норму, что создает устойчивые

дисграфические проблемы.

Кроме того, современная практика часто игнорирует возрастные

особенности нейрофизиологического развития. Исследования показывают,

что

интенсивное

формирование

связей

между

полушариями

мозга

продолжается до 7-8 лет, а миелинизация нервных путей, ответственных за

тонкую моторику, завершается к 10-12 годам. Попытки форсировать развитие

навыков письма на этапе незрелости соответствующих мозговых структур

часто приводят к эмоциональному выгоранию, снижению мотивации к

обучению

и

формированию

негативного

отношения

к

письменной

деятельности.

Практическое обоснование

Эффективная коррекция письменной деятельности возможна только

при

точной

диагностике

причинных

механизмов

нарушений.

Нейропсихологический анализ позволяет выявить специфические трудности

в каждом компоненте функциональной системы письма.

Признаки слабости нейродинамического компонента проявляются в

нестабильности

характеристик

почерка

(рисунок

2):

неадекватное

реагирование, снижение самоконтроля, нестабильность нажима (чрезмерно

слабый или сильный), нестабильность размера и наклона букв. Коррекция в

этом случае должна быть направлена не на тренировку почерка, а на развитие

общей работоспособности и устойчивости нервных процессов.

Рисунок 2. Признаки слабости нейродинамического компонента,

проявляющиеся в нестабильности характеристик почерка.

Нарушения кинестетического компонента проявляются в неправильном

удержании пишущего инструмента, неспособности точно воспроизводить

эталонные формы букв, трудностях в ориентации на листе. Эти проблемы

связаны

с

недостаточным

развитием

тактильно-кинестетического

анализатора и требуют специальных упражнений на развитие тактильного

восприятия и мелкой моторики.

Дисфункция кинетического компонента характеризуется нарушением

серийной организации движений: буквы «пляшут» на строке, наблюдаются

трудности

соединения

элементов

букв,

повторы

букв,

слогов,

слов

(«застревание»), путаница в буквах б-п, п-т, и-у, разный размер букв внутри

слова. Коррекция в этом случае должна быть направлена на развитие

способности к переключению и плавному переходу от одного движения к

другому.

Нарушения регуляторного компонента проявляются в несоблюдении

инструкций, сниженном интересе к обучению, недостаточной осознанности и

критичности

к

собственным

действиям,

трудностях

в

организации

деятельности. Эти проявления требуют развития произвольного внимания,

навыков планирования и самоконтроля.

неадекватное

реагирование

снижение самоконтроля

нестабильность нажима

(чрезмерно слабый или

сильный)

нестабильность размера

букв

нестабильность наклона

букв

Важно понимать, что наличие трудностей в любом из звеньев

функциональной

системы

письма

приводит

к

истощению

психофизиологических

ресурсов

ребенка.

Постоянное

напряжение,

необходимое для преодоления этих трудностей, негативно сказывается на

состоянии здоровья, снижает энергию и мотивацию к обучению, создает

порочный круг, когда отрицательные эмоции еще больше усиливают

трудности в письме.

Мы уверены, что формирование навыка письма должно проходить

последовательно, с учетом созревания соответствующих мозговых структур

(таблица 3).

Таблица 1. Этапы развития и готовность мозговых структур.

Этап развития

Готовность в пределах нормы

Подготовительный

этап

(дошкольный

возраст)

Развитие

общей

и

мелкой

моторики,

тактильного

восприятия,

пространственной ориентации.

Аналитический этап (начало обучения)

Осмысление алгоритма действия – откуда

начинаю, куда веду линии, ориентировка в

пространстве листа, анализ формы букв.

Синтетический этап

Формирование

слитных

автоматизированных

движений

при

написании букв и их соединений.

Автоматизация навыка

Переход к беглому письму с сохранением

качества.

На подготовительном этапе в дошкольном возраста происходит

развитие

общей

и

мелкой

моторики,

тактильного

восприятия,

пространственной ориентации. На аналитическом этапе в начале обучения

заметно осмысление алгоритма действия – откуда начинаю, куда веду линии,

происходит ориентировка в пространстве листа, реализуется анализ формы

букв.

На

синтетическом

этапе

происходит

формирование

слитных

автоматизированных движений при написании букв и их соединений.

Автоматизация

навыка

предполагает

переход

к

беглому

письму

с

сохранением качества.

Современная

школьная

практика

часто

нарушает

эту

последовательность,

начиная

обучение

с

этапа

автоматизации

при

недостаточной

сформированности

аналитических

навыков

и

нейрофизиологической

готовности.

Это

приводит

к

«неправильной

автоматизации» и формированию устойчивых дефектов почерка.

Результаты и предложения

Эффективная

система

обучения

должна

включать

комплекс

упражнений, направленных на развитие всех компонентов функциональной

системы письма.

1. Первый вид упражнений – кинезиологические упражнения

для

развития межполушарного взаимодействия и общей координации, могут

включать упражнения с мячом – перекидывание мяча через верх из правой

руки в левую и обратно; поочередное отбивание мяча от пола с

одновременной вербализацией. Такие упражнения должны подразумевать

игровую форму (игра «Я знаю 5 цветов (фруктов, городов) и т.д.»). Также

рационально использовать упражнения с мешочками, в которых находится

разный наполнитель для развития тактильного восприятия и мелкой

моторики. Эффективны перекрестные движения (касание правой рукой

левого колена и наоборот) для активизации межполушарных связей.

2. Второй вид – упражнения на ориентировку в пространстве. Работа

с листом в линию. Ребенку предлагаются задания: «Посмотри на строки.

Сколько их? Отступи 2 строчки от верхней линии. На третьей строке в самом

начале напиши город, в котором ты живешь. Найди последнюю строчку. В

середине строки напиши город, в котором ты живешь». Работа с листом в

клетку. Ребенку предлагаются задания: «В 3-й клетке сверху и 3-й клетке

слева поставь точку и напиши, сколько дней в месяце. Отступи от этой записи

4 клетки вниз, на 5-ой напиши какой сейчас год. Отступи от последней

записи 2 клетки вниз. Напиши сколько месяцев в году. От предыдущей записи

отступи 2 клетки вправо. Напиши, сколько дней в неделе».

3. Третий вид практических упражнений – ритмические упражнения

для развития чувства темпа и плавности движений. Могут выполняться

хлопки в заданном ритме, отстукивание ритмических рисунков двумя руками

одновременно, письмо под счет (медленный темп на начальных этапах с

последующим ускорением)

4. Четвертый вид упражнений – графические упражнения, включающие

продолжение узоров на бумажной ленте, штриховку в разных направлениях,

зарисовывание контуров с постепенным усложнением форм.

5. Пятый вид - специальные упражнения для подготовки к написанию

букв:, включающие разминку для рук (сжимание-разжимание пальцев,

вращательные движения кистями, «разогревание» мышц предплечья), письмо

в воздухе крупными движениями, письмо пальцем на песке или в крупе,

письмо с проговариванием алгоритма «откуда начинаю, куда веду» и т.д.

Спектр таких творческих упражнений может постоянно расширяться на

основе инициатив педагога и детей. Важно подчеркнуть, что эффективность

коррекционной работы определяется не количеством написанных букв, а

качеством выполнения упражнений. Занятия должны быть эмоционально

насыщенными, игровыми по форме, но направленными на развитие

конкретных нейропсихологических функций. Объем и интенсивность работы

должны соответствовать возрастным возможностям ребенка и уровню его

нервно-психической устойчивости.

Нейропсихологический подход к обучению письму детей младшего

школьного возраста позволяет преодолеть утилитарное понимание этого

навыка как простой технической операции. Письмо от руки представляет

собой сложный психофизиологический процесс, интегрирующий различные

психические функции и оказывающий значительное влияние на общее

когнитивное развитие ребенка.

Список литературы

1.

Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности / под ред.

действ. чл. АМН СССР П. К. Анохина. Москва : Акад. мед. наук СССР, 1949.

690 с.

2.

Беребин

М.А.,

Пашков

А.А.

Нейробиологические,

нейрокомьютерные и нейровизуализационные аспекты исследования стресса

и постстрессовых расстройств (литературный обзор) // Вестник Южно-

Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 10.

№ 1. С. 106-120.

3.

Бехтерев В.М. Все секреты мозга: большая книга про сознание.

Москва : АСТ, Времена, 2021. 348с.

4.

Воробьева А.А., Макарова Л.Н. Формирование графомоторных

навыков у старших дошкольников: нейропсихологический аспект // Вестник

Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 5. С.

1143-1151.

5.

Котлярова

О.В.,

Журавлева

Н.С.

Факторы,

определяющие

системность методологии эффективного сотрудничества с детьми с речевыми

нарушениями // В сборнике: Российская наука в современном мире. Сборник

статей LI международной научно-практической конференции. Москва, 2023.

С. 149-151.

6.

Лурия

А.Р.

Основы

нейропсихологии.

М.:

Издательство

Московского университета, 1973. 368 с.