Напоминание

Настольные игры как эффективный инструмент коррекционной работы с детьми с ТНР.

Автор: Кривенок Елена Теймуразовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 11 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: Настольные игры как эффективный инструмент коррекционной работы с детьми с ТНР.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Настольные игры как эффективный инструмент

коррекционной работы с детьми с ТНР.

Настольные игры занимают важное место в образовательном процессе. Они не только способствуют

обучению, но и создают атмосферу вовлеченности и интереса. В логопедической практике

использование таких игр может стать особенно эффективным методом для закрепления и

автоматизации уже усвоенного материала. В данной статье мы более подробно рассмотрим, как и

почему стоит применять настольные игры в работе логопеда, предложим примеры игровых заданий, а

также рекомендации для их внедрения в занятия.

1. Причины использования настольных игр в логопедии

Логопедическая деятельность нацелена на коррекцию речевых нарушений, развитие коммуникативных

навыков и общее развитие детей. Настольные игры позволяют достичь этих целей благодаря

следующим преимуществам:

- Создание позитивной атмосферы: Игровой процесс расслабляет учащихся и снижает уровень

тревожности, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности с речью. Игра становится

пространством, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства, не опасаясь ошибок.

- Развитие навыков общения: Настольные игры часто требуют взаимодействия между участниками, что

создает условия для обмена мнениями, обсуждения стратегий и совместного поиска решений. Это

способствует развитию речевых умений и навыков общения.

- Стремление к обучению: Дети охотно участвуют в игровых процессах, что позволяет им с большим

интересом подходить к образовательному процессу. Игры делают занятия более увлекательными и

помогают удерживать внимание ребенка на протяжении всего времени.

- Наглядность и контекстуальность: Многие настольные игры содержат визуальные элементы, что

позволяет детям лучше усваивать материал. Например, игры с карточками, схемами или фигурками

могут быть использованы для наглядного объяснения нового материала или для повторения.

2. Рекомендации по интеграции настольных игр в занятия

Для более успешного применения настольных игр в логопедической практике следует учитывать

несколько рекомендаций:

- Важно адаптировать игры под под коррекционные цели и задачи.

- Включение групповых игр способствует развитию командного духа и навыков межличностного

общения. Дети могут взаимодействовать, обмениваться мнениями и поддерживать друг друга, что

значительно улучшает процесс обучения.

- Регулярно анализируйте, какие навыки развиваются у детей в процессе игры. Это позволит

корректировать занятия и выбирать наиболее подходящие игры для каждой группы или конкретного

ученика.

- Важно проводить рефлексию после игровых моментов. Дети могут делиться тем, что им понравилось,

что вызвало трудности и какие новые знания или навыки они приобрели. Это способствует более

глубокому осмыслению игрового опыта в учебном процессе.

3. Примеры настольных игр и их применение

Рассмотрим некоторые конкретные настольные игры и подходы к их использованию в логопедических

занятиях:

"Башня": При помощи данной игры мы можем отрабатывать навыки фонематического анализа и

синтеза. Нам надо всего лишь раскрасить бруски в синий, красный и зеленый цвета, создать карточки с

изображениями объектов, животных. Дети, выберут картинку, и играя в башню, будут вытаскивать

брусочки нужного цвета, для составления из них звуковых схем, что поможет закрепить понятие звук,

умение характеризовать звуки родного языка и составлять звуковые схемы слов.

"Читай хватай": Карточки из данной игры могут быть использованы не только для отработки

навыков чтения, но также для тренировки составления звуковых схем по прочитанному слову или для

отработки количества слогов в слове.

"Веселые колпачки": Еще одна современная забавная игра, где важны внимание и быстрота реакции.

В этой игре мы оставим колпачки красного, синего и зеленого цветов и звоночек. А добавим карточки с

изображениями предметов и животных. По ним будем составлять звуковые схемы на скорость.

Оставшиеся колпачки желтого и черного цветов, мы будем применять для отработки количества слогов

в словах. Инструкция: составь слоговую схему слова “колобок” из черных и желтых колпачков,

выделяя ударный слог желтым цветом.

“Мемо” - Эта игра развивает память и внимание, . Необходимо создать набор карточек с

изображениями на каждую лексическую тему. Дети, играя в игру "Мемо", должны находить пары,

повторяя при этом названия предметов, что позволит расширить лексический запас детей.

Второй вариант - необходимо создать набор карточек с предметами или действиями с “определенным,

обрабатываемым” звуком в слове, что будет способствовать автоматизации звука в словах в различных

позициях.

"7 секунд”: В данной игре есть таймер на 7 секунд. за это время ребенок должен дать полный ответ на

вопрос. Необходимо создать карточки на каждую лексическую тему, в которых будет по 2-3 небольших

вопроса. Игра развивает умение формулировать ответы на вопросы в короткое время, а также

значительно улучшает уровень речевой активности.

Использование настольных игр в практике логопеда открывает новые горизонты для обучения и

коррекции речевых нарушений. Игры делают занятия интерактивными и увлекательными, а также

способствуют развитию жизненно важных навыков, необходимых для успешной социальной адаптации

детей. Эффективная интеграция настольных игр в логопедические занятия может значительно повысить

качество обучения и создать позитивную атмосферу, в которой дети будут радостно и с интересом

развиваться.