Автор: Кривенок Елена Теймуразовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 11 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: Настольные игры как эффективный инструмент коррекционной работы с детьми с ТНР.
Настольные игры как эффективный инструмент
коррекционной работы с детьми с ТНР.
Настольные игры занимают важное место в образовательном процессе. Они не только способствуют
обучению, но и создают атмосферу вовлеченности и интереса. В логопедической практике
использование таких игр может стать особенно эффективным методом для закрепления и
автоматизации уже усвоенного материала. В данной статье мы более подробно рассмотрим, как и
почему стоит применять настольные игры в работе логопеда, предложим примеры игровых заданий, а
также рекомендации для их внедрения в занятия.
1. Причины использования настольных игр в логопедии
Логопедическая деятельность нацелена на коррекцию речевых нарушений, развитие коммуникативных
навыков и общее развитие детей. Настольные игры позволяют достичь этих целей благодаря
следующим преимуществам:
- Создание позитивной атмосферы: Игровой процесс расслабляет учащихся и снижает уровень
тревожности, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности с речью. Игра становится
пространством, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства, не опасаясь ошибок.
- Развитие навыков общения: Настольные игры часто требуют взаимодействия между участниками, что
создает условия для обмена мнениями, обсуждения стратегий и совместного поиска решений. Это
способствует развитию речевых умений и навыков общения.
- Стремление к обучению: Дети охотно участвуют в игровых процессах, что позволяет им с большим
интересом подходить к образовательному процессу. Игры делают занятия более увлекательными и
помогают удерживать внимание ребенка на протяжении всего времени.
- Наглядность и контекстуальность: Многие настольные игры содержат визуальные элементы, что
позволяет детям лучше усваивать материал. Например, игры с карточками, схемами или фигурками
могут быть использованы для наглядного объяснения нового материала или для повторения.
2. Рекомендации по интеграции настольных игр в занятия
Для более успешного применения настольных игр в логопедической практике следует учитывать
несколько рекомендаций:
- Важно адаптировать игры под под коррекционные цели и задачи.
- Включение групповых игр способствует развитию командного духа и навыков межличностного
общения. Дети могут взаимодействовать, обмениваться мнениями и поддерживать друг друга, что
значительно улучшает процесс обучения.
- Регулярно анализируйте, какие навыки развиваются у детей в процессе игры. Это позволит
корректировать занятия и выбирать наиболее подходящие игры для каждой группы или конкретного
ученика.
- Важно проводить рефлексию после игровых моментов. Дети могут делиться тем, что им понравилось,
что вызвало трудности и какие новые знания или навыки они приобрели. Это способствует более
глубокому осмыслению игрового опыта в учебном процессе.
3. Примеры настольных игр и их применение
Рассмотрим некоторые конкретные настольные игры и подходы к их использованию в логопедических
занятиях:
"Башня": При помощи данной игры мы можем отрабатывать навыки фонематического анализа и
синтеза. Нам надо всего лишь раскрасить бруски в синий, красный и зеленый цвета, создать карточки с
изображениями объектов, животных. Дети, выберут картинку, и играя в башню, будут вытаскивать
брусочки нужного цвета, для составления из них звуковых схем, что поможет закрепить понятие звук,
умение характеризовать звуки родного языка и составлять звуковые схемы слов.
"Читай хватай": Карточки из данной игры могут быть использованы не только для отработки
навыков чтения, но также для тренировки составления звуковых схем по прочитанному слову или для
отработки количества слогов в слове.
"Веселые колпачки": Еще одна современная забавная игра, где важны внимание и быстрота реакции.
В этой игре мы оставим колпачки красного, синего и зеленого цветов и звоночек. А добавим карточки с
изображениями предметов и животных. По ним будем составлять звуковые схемы на скорость.
Оставшиеся колпачки желтого и черного цветов, мы будем применять для отработки количества слогов
в словах. Инструкция: составь слоговую схему слова “колобок” из черных и желтых колпачков,
выделяя ударный слог желтым цветом.
“Мемо” - Эта игра развивает память и внимание, . Необходимо создать набор карточек с
изображениями на каждую лексическую тему. Дети, играя в игру "Мемо", должны находить пары,
повторяя при этом названия предметов, что позволит расширить лексический запас детей.
Второй вариант - необходимо создать набор карточек с предметами или действиями с “определенным,
обрабатываемым” звуком в слове, что будет способствовать автоматизации звука в словах в различных
позициях.
"7 секунд”: В данной игре есть таймер на 7 секунд. за это время ребенок должен дать полный ответ на
вопрос. Необходимо создать карточки на каждую лексическую тему, в которых будет по 2-3 небольших
вопроса. Игра развивает умение формулировать ответы на вопросы в короткое время, а также
значительно улучшает уровень речевой активности.
Использование настольных игр в практике логопеда открывает новые горизонты для обучения и
коррекции речевых нарушений. Игры делают занятия интерактивными и увлекательными, а также
способствуют развитию жизненно важных навыков, необходимых для успешной социальной адаптации
детей. Эффективная интеграция настольных игр в логопедические занятия может значительно повысить
качество обучения и создать позитивную атмосферу, в которой дети будут радостно и с интересом
развиваться.