Авторы: Юсупова Оксана Владимировна, Викторова Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС 53 "Сказка"
Населённый пункт: г. Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по правовому воспитанию
Тема: "Свои права знай и друзей выручай!"
«
!»
Свои права знай и друзей выручай
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
по правовому воспитанию
Автор: воспитатель Юсупова О.В, учитель-логопед Викторова М.Г.
Предлагаем вам конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: «Правовое
воспитание у детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен
воспитателям
подготовительных
групп.
Это
конспект
познавательного
занятия,
направленного на развитие у детей основ правового сознания, который подскажет, как в
игровой форме познакомить детей с таким сложным вопросом как "право ".
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах,
перечисленных в ней.
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование
основ правовых знаний.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций и игр.
Предварительная работа:
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на
основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Материал к занятию:
Презентация «Путешествие в сказочную страну «Детство»
Корзина с подсказками: ребус, фонендоскоп, букварь, веник или щётка.
Лепестки цветика-семицветика с магнитами.
Магнитная доска.
Счётные палочки на каждого ребёнка
Зонтик
Полоски бумаги с напечатанными именами детей и фломастеры.
Ход занятия:
Перед занятием воспитатель обнаруживает письмо. Привлекает внимание детей.
Воспитатель показывает детям письмо:
Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям 7 группы «Радуга», обратный адрес
«Сказочная страна». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Пятачок, обращаюсь к вам за помощью. В нашей
сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки,
на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права
постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки?
Мы будем вам очень благодарны!
Ваш Пятачок».
Восп. - Ну что, ребята, поможем Пяточку и его друзьям отыскать заветные лепестки с
правами всех детей?
Дети: Да
Восп. - Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы
уверены, что справитесь?
Ответы детей.
Восп. - Тогда пора отправляться в сказочную страну Детство, где сбываются все мечты и
случаются самые необыкновенные чудеса!
А перед этим предлагаю всем взяться за руки и подарить друг другу добрую улыбку, ведь
добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
– Мы дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
И так, в путешествие, вперед,
«Цветок счастья» нас зовет,
Должны мы многое узнать
И лепестки там отыскать!
В стране «Детство» детей встречает Пятачок:
- Здравствуйте!
Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!
Восп. - Пятачок, мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши
ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся.
- Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
- Поглядите, занавес! (На экране) Похоже, нам покажут спектакль! Посмотрим!
(Появляется грустный Пьеро)
Восп. - Догадались, в какой сказке мы очутились? («Приключение Буратино»)
Восп. -Пьеро, почему ты грустный? Неужели спектакля не будет?
Пьеро -У нас есть хозяин – Карабас Барабас. Я вам покажу, как он с нами обращается.
Нам там плохо и вы туда не ходите!
(Слайды)
Восп. - Ребята, если бы вы были куклами, вам бы понравилось там жить?
- Что бы вы изменили в этом театре?
- Какие бы правила поведения ввели?
(Ответы детей: нет, нам бы не понравились жить в таких условиях. Все актеры в
театре были бы свободные, их бы кормили, уважительно к ним относились, не обижали.)
Восп. - Так какое же право нарушил Карабас - Барабас? (Ответы детей)
(Воспитатель достает из сундука записку и читает: «лепесток синего цвета находится
под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на
магнитную доску).
Восп. - «Каждый имеет право на безопасные условия жизни!» Вот оказывается, какое
право нарушил Карабас Барабас! Вернём цветку счастья его синий лепесток (появляется
на экране), чтоб жители Сказочной страны снова могли соблюдать это право!
Восп. - Посмотрите, тут волшебный сундук, загляну-ка я в него, может он нам подскажет,
как найти остальные лепестки?
- А вот и подсказка.
Ребус Я+Я+Я+Я+Я+Я+Я= 7Я
- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Дети: - право на семью
Воспитатель подводит детей к стенду с фото семей и просит назвать членов своей
семьи
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик Я – вот и вся моя семья
Восп. - А для чего человеку нужна семья?
- В какой сказке на рушено право воспитываться в семье? (на экране появляется Маугли)
- Кто его воспитывал? Что мы ему можем пожелать?
(Достает из сундука подсказку читает: «лепесток красного цвета лежит на столике в
парикмахерской)
Педагог крепит лепесток на магнитную доску. Красный лепесток появляется на экране.
На экране появляется Заяц
Восп. - Заинька, расскажи нам, что у тебя случилось, почему ты плачешь?
Заинька - Как же мне не плакать, коли меня Лиса из моей же избушки выгнала.
Восп. - Ребята, как вы думаете, из какой сказки к нам Заяц пришел? Справедливо ли
поступила Лиса? Что она сделала не так? (Лиса поступила не справедливо, она обидела и
обманула Зайца, выгнала его из дома.)
Восп. - Я согласна с вами, Лиса поступила очень плохо. Она обидела Зайца, заняла его
дом, а ведь чужое брать нельзя. У каждого должны быть свой дом и личные вещи.
Восп. – Давайте построим для зайчика новый домик (из счётных палочек)
Дети выкладывают на столах домики из счётных палочек.
(Воспитатель достает из сундука подсказку читает: «лепесток оранжевого цвета
находится на подоконнике за диваном) «Право на собственность» - прикрепляют лепесток
на доску и такой же лепесток появляется на экране.
Воспитатель: из сундука достаёт фонендоскоп
Восп. - Что это такое? Кому это понадобится? Из какой сказки? О каком праве мы сейчас
будем говорить? (Ответы детей) – на экране доктор Айболит
- А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.
Дети садятся на стульчики.
Восп. – Представьте, что я простудилась, у меня болит горло и голова. Я чихаю, кашляю.
Я пришла на приём в поликлинику, где собрался консилиум врачей (совещание врачей по
поводу того, как и чем лечить больного). Врачи – это вы. Вот сейчас каждый из вас по
очереди, будете назначать мне лечение, а я как будто сразу буду выполнять эти
процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить.
(Ответы детей)
(Воспитатель достает из сундука подсказку читает: «лепесток зелёного цвета
находится в коридоре на тумбочке) «Право на бесплатное медицинское обслуживание».
Дети прикрепляют лепесток на доску и такой же лепесток появляется на экране.
Воспитатель из сундука достаёт букварь
Восп. - Что это такое? Для чего он нужен?
- Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас?
- О праве на образование.
- В какой сказке мальчик очень хотел пойти в школу? (на экране появляется Буратино)
- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Ответы детей.
- А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:
Уложив тетрадки, книжки,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади?
Дети: (3).
Восп.
- Молодцы, справились с заданием, а вот следующее задание, если и с ним
справитесь, добудете третью подсказку, где найти еще один лепесток.
Игра «Вставьте слово»
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (Столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!
Дети садятся.
(Воспитатель достает из сундука подсказку, читает: «лепесток фиолетового цвета
находится на тумбочке в природном уголке)
На магнитную доску крепится лепесток фиолетового цвета, такой же появляется на
экране.
(Воспитатель достает из сундука щётку)
Восп. - Как вы думаете героине из какой сказки принадлежит этот предмет? (на экране
появляется Золушка)
- Какое право нарушено в этой сказке? – ответы детей (право на отдых)
- Мы с вами сегодня то же много трудились, хотите отдохнуть?
Восп. – Ой, смотрите, к нам на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке.
- давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Солнце светит веселей, выходи гулять скорей!
(дети гуляют по группе, прыгают, веселятся)
Дождик начал моросить
Дождик, дождик всё сильней,
Все под зонтик поскорей!
(дети прячутся под зонтик)
После игры воспитатель спрашивает у детей
- Что можно делать после дождика?
Дети – По лужам скакать (изображают)
Восп. - Что можно делать после дождика?
Дети – Кораблики пускать (изображают)
Восп. - Что можно делать после дождика?
Дети – На радуге качаться (изображают)
Восп. - Что можно делать после дождика?
Дети – Да просто улыбаться! (Улыбаются друг другу)
Восп. - Хорошо отдохнули? А вот и ещё один лепесток: «зелёный лепесток находится в
книжном уголке»
На магнитную доску крепится лепесток зелёного цвета, такой же появляется на экране
Воспитатель достаёт последний предмет – св. о рождении
Восп - Как вы думаете, что это за документ? Что в нём написано? О каком праве
напоминает свидетельство о рождении. (Ответы детей. Право на имя)
Воспитатель подводит детей к стенду с выставкой «Что в имени моём?»
Восп - В каждом возрасте человека называют по-разному. Как называют вас сейчас, а
ласково? Как будут обращаться к вам когда вы вырастите? Что обозначают ваши имена?
Восп - Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем, а вам нравятся
ваши имена? Тогда я предлагаю вам приготовиться к рисованию на котором вы будете
украшать своё имя.
(Последняя подсказка: жёлтый лепесток находится на столе в кабинете МГ)
На магнитную доску крепится лепесток жёлтого цвета, такой же появляется на экране
Вот мы и собрали все лепестки на цветке Счастья. И теперь в сказочной стране»
воцарится порядок, ведь все права снова на месте. У вас теперь тоже есть свой цветок
Счастья, что бы вы знали свои права и старались не нарушать права других людей, ведь
они то же обладают такими же правами.