Напоминание

Логопедизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО

Авторы: Викторова Марина Геннадьевна, Юсупова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС 53 "Сказка"
Населённый пункт: г. Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Логопедизация

-

развивающей предметно пространственной среды в

старшей группе в соответствии с ФГОС ДО

Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии человека. От того,

где и как развивается ребёнок, во многом зависит становление его личности. Ведущую роль в формировании

личности ребёнка играет развитие речи, как показатель интеллектуального и психического здоровья. Речь –

многогранный и сложный инструмент, и если нарушается один из её компонентов, страдает вся речевая

система в целом.

Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во

многом зависит от организации предметно-развивающей среды. В логопедической группе должна быть такая

развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в

процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу, который осуществляется в прихожей.

Прихожая – традиционное место встречи персонала группы с детьми и родителями. Мы постарались сделать

это небольшое помещение уютным, информативным и располагающим к общению, в процессе которого

люди обмениваются информацией. Целью создания развивающей среды в приёмной является: закрепление

коммуникативных навыков детей, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться

друг к другу за помощью; привлечение родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы

(информирование родителей о жизни ребёнка в группе;организация обратной связи: воспитатель – учитель-

логопед – специалисты – родители; создание единого сообщества педагогов и родителей

. Что ещё интересует родителей? Все родители понимают, что их дети посещают непростой детский

сад, и конечно часто задают вопросы по развитию детей и коррекционной логопедической работе. Для

повышения педагогической грамотности родителей мы систематически оформляем ширмы и консультации

по принципу актуальности на данный момент.

Например:

Учителем-логопедом в родительский уголок подобрана информация о речевом развитии детей

дошкольного возраста, о возможных речевых нарушениях и их причинах.

В первый период обучения большое внимание уделяется развитию слухового внимания и

фонематического слуха, поэтому мы оформили сборник практических упражнений, где

наглядно

представлено положение артикуляционного аппарата и подробное описание упражнений.

В соответствии с лексической темой для родителей представлен словарь по теме и брошюры

для закрепления пройденного материала дома (словарь, комплекс пальчиковой гимнастики, стихотворение

для заучивания, вопросы по тексту, творческое задание).

Кроме просветительской работы мы хотим поделиться с родителями успехами детей. Самый

наглядный способ – продукты детской деятельности, будь то раскраски, рисунки, поделки, ну и конечно наша

гордость – это постоянные выставки совместной деятельности детей и взрослых. Тематика выставок самая

разнообразная, она может зависеть от лексической темы или может быть посвящена творчеству конкретного

ребёнка или семьи. К тому же, сам ребёнок может рассказать о том, что он сделал, смастерил, нарисовал,

демонстрируя свои речевые возможности, активизируя тем самым коммуникативные навыки.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы содержательно насыщена и

соответствует возрастным особенностям детей группы. Пространство группы трансформируется в

зависимости от образовательной ситуации, производится смена сезонной тематики в зависимости от времени

года и тематики недели (лексической темы). В настоящее время проходит диагностика знаний, умений и

навыков детей на начало учебного года, поэтому материал подобран так, чтобы его можно было использовать

и для этой цели, а так же в соответствии с сезоном и перспективным планированием.

Центр Безопасного дорожного движения и Строительный центр. Коррекционные задачи:

Формировать навыки речевого общения со взрослым и сверстниками; активизировать и расширять словарь;

формировать развёрнутую фразовую речь, закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде,

числе, падеже (Я буду строить овощной магазин из красных кубиков.), закреплять в речи простые предлоги

(На кубики я положу пластины. Это будет крыша.), совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и

на плоскости (закреплять в речи наречия: слева, справа, вверху, внизу, около, рядом), закреплять в речи

сравнительные прилагательные (Этот дом выше детского сада. Машина едет быстрее велосипеда.), развивать

мелкую моторику (у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так

как тонкая моторика рук связана с центрами речи, ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность

быстрее и лучше овладеть техникой письма).

Центр художественного творчества. Коррекционные задачи: Развивать пальчиковую моторику,

цветовосприятие и цветоразличение; уточнять и расширять представления детей об окружающих предметах и

объектах, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены; развивать навыки работы со

схемами и моделями; закреплять умение составлять предложения из 4-х и более слов, согласовывая их в роде,

числе, падеже с использованием простых предлогов (Я слеплю из пластилина свою любимую игрушку.),

учить использовать в речи относительные прилагательные (деревянная матрёшка, бумажный кораблик,

пластилиновый зайчик), автоматизировать поставленные звуки в свободном общении.

Центр развития. Коррекционные задачи: Учить сравнивать, группировать, обобщать,

классифицировать предметы («Большой-маленький», «Что для чего?»); расширять и активизировать словарь

(«Домашние животные», «На лесной тропинке»); закреплять в речи формы единственного и множественного

числа имён существительных («Назови детёныша и детёнышей») и формы повелительного наклонения

глаголов (играть, раскладывать, подбирать, думать); развивать умение выделять главное, передавать

взаимосвязь между объектами и предметами с помощью простых умозаключений и рассуждений («Что для

чего?», лото «Ассоциации»); развивать внимание, память, мышление, воображение (психологическая база

речи – «Развитие внимания», «Танграм»); развивать познавательную активность детей как необходимый

компонент речевой деятельности.

Уголок развития чувств и эмоций, он очень тесно связан с развитием речи. Его основная

коррекционная задача: Развивать мимику и интонационную выразительность речи. Следить за соблюдением

единства речи, мимики, пантомимики и жестов, т.е. выразительных речевых средств помогают игры: («Наши

чувства и эмоции», «Расскажи сказку»); для работы над интонированием речи; развитием тембровой окраски

голоса и мимики мы используем игры-диалоги («Театр настроений», «Такие разные листочки»)

(одновременно идёт работа над обогащением и активизацией словаря: сущ., прилагательных (дубовый,

рябиновый, грустный, сухой, лёгкий, красный), глаголов-действий (улетел, слетел, лечу, упал, оторвался,

расту, желтею); над развитием творческого рассказывания. А так же, все эти игры помогают поддерживать

общение между детьми.

Речевой уголок. Коррекционные задачи:

1.

Развивать мелкую моторику (лабиринты, шнуровки, «Собери бусы», альбомы «Играем

пальчиками»);

2.

На следующей полке представлены игры, помогающие воспитывать правильное

физиологическое и речевое дыхание («Воздушные шарики», «Аэрофутбол», «Разноцветные листочки»);

развивать артикуляционную моторику (альбом); совершенствовать навыки правильного звукопроизношения

(чистоговорки);

3.

На нижней полке мы подобрали дидактические игры, которые помогают решать следующие

задачи:

развивать фонематические процессы (деление слов на слоги «Собери урожай»);

обучать элементам грамоты (знакомство с образом букв, «Буквы»);

развивать лексико - грамматические категории (правильное употребление падежных

окончаний имён существительных в форме единственного и множественного числа –

«Собери корзинку» (полная корзина чего? Яблок, моркови. Или корзина с чем? Корзина

с грушей, с грушами)

закреплять в речи использование простых предлогов на, с, в. под, над («Кто и где?»);

употребление в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных – «Что у

Кати, а что у Катеньки»;

упражнять в умении передавать ритмический рисунок слова («Зайцы-барабанщики»,

«Капельки»);

упражнять детей в образовании и употреблении относительных прилагательных –

«Повар готовит обед»;

закреплять навык изменения существительных по родам («Он, она, оно, они»);

закреплять умение изменять силу голоса, учить говорить детей тише, громче – «Весёлые

молоточки», «Щенок», «Паровозики»);

закреплять умение строить предложения из 3-5 слов по картинке и на заданную тему

(«Мама готовит обед», «Сказка за сказкой»);

упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний («Загадай

загадку»);

Ну и конечно, в процессе совместных игр мы закрепляем умение отвечать на вопросы

полным предложением; поддерживаем и развиваем активную позицию ребёнка в

диалоге.

(материал подбирается в соответствии с задачами на период обучения, лексической

темой, сезоном и рекомендациям учителя – логопеда)

Книжный уголок. Коррекционные задачи: Преодолевать речевой негативизм у детей с ТНР и

развивать уверенность в себе и коммуникабельность; работать над эмоциональной отзывчивостью детей на

увиденное и услышанное; развивать просодические компоненты речи - интонацию, тембр, дикцию (во время

драмматизации); актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей,

упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка (при рассказывании сказки, рассказа);

развивать умение пересказывать небольшие произведения близко к тексту; развивать интерес к содержанию

художественных произведений, пониманию его выразительных средств, а также зарождению оценочных

суждений; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и

правильно отвечать на них; воспитывать непроизвольный интерес к обмену информацией.

Театральный уголок. используя театрализованную деятельность, мы учим детей разыгрывать

несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные

средства (интонацию, мимику, жест); развиваем эмоциональность и выразительность речи у детей;

воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; способствуем формированию чёткой и

грамотной речи, умению строить диалог с партнёром на заданную тему; через игры-драматизации учим

импровизировать на темы знакомых сказок; развиваем чувство ритма и координацию движений; тренируем

чёткое звукопроизношение;

Центр Познания, который помогает детям познавать мир, мир природы, мир предметного и

социального окружения. На ряду с задачами познавательного развития, этот цент играет большую роль в

речевом развития детей.

Основная коррекционная задача:

Уточнять, расширять, активизировать лексику детей; стимулировать собственные

высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного

общения; а так же

совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседы); (заранее подготовлен

демонстрационный материал и наводящие вопросы, способствующие вызвать детей на диалог,

в процессе которого дети делятся информацией из личного опыта)

выставки, которые здесь представлены, способствуют развитию умения выделять названия

предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

Календарь природы помогает закреплять и расширять обобщённые представления об осени как

о времени года, о существенных признаках сезона;

Уголок патриотического воспитания помогает расширять и накапливать представления о

родной стране, городе; учить составлять короткие рассказы по картинкам, рассказы из личного

опыта; (проект Моя Россия)

В процессе рассказывания, беседы, диалога мы закрепляем навык согласования слов в

предложении в роде, числе, падеже; развиваем внимание, память, логическое мышление,

умение устанавливать временные и причинно-следственные связи; совершенствуем чёткость

дикции; закрепляем навыки правильного произношения поставленных звуков.

Уголок науки. Главная задача:

Развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность,

любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение,

классификация, наблюдение);

формировать умение комплексно обследовать предмет;

расширять и уточнять словарь детей с опорой на свойства и качества предметов (песок –

лёгкий, сыпучий, мокрый, сухой, мелкий, тяжёлый; вода – льётся, журчит, течёт, шумит,

падает, пахнет);

упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических форм языка; учить чётко

формировать свои мысли и излагать их, устанавливая причинно-следственные связи

(Насекомых вчера мы не увидели, потому что на улице было холодно. А сегодня пригрело

солнышко, и жуки выползли из своих укрытий.);

совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по

демонстрации действий (песок мокрый, потому что в него налили воду); развивать творческое

и вариативное мышление на основе аналитической деятельности с предметами окружающего

мира (опыты).

Центр игры. Это то место, где педагоги в естественной обстановке живой разговорной речи могут

отследить уровень овладения детьми речевыми умениями и навыками, а так же способствовать:

Развитию социально-коммуникативных навыков; развитию всех компонентов, функций и форм

речевой деятельности; закрепить лексический материал, лексико-грамматические категории, отработанные на

занятиях; учить детей развивать сюжет игры на основе полученных знаний;

Центр Физического развития. Коррекционные задачи: Развивать общую и мелкую моторику,

ориентировку в пространстве; совершенствовать просодические компоненты речи, развивать координацию

речи с движением, формировать правильное звукопроизношение («Мячик мы ладошкой «стук», повторяем

дружно звук») и развивать фонематические процессы (под определённый вид движения произносятся

слоговые дорожки с сохранными или отработанными звуками, слова делятся на слоги, проговариваются

чистоговорки: «В обруч вставай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»;

обобщать и расширять словарный запас, развивать грамматический строй речи («Мяч бросай, овощи

называй», приседания – «Назови ласково», скакалка – «Весёлый счёт» и т.д.)

Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что

обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация предметно – развивающей среды

логопедической группы:

- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в

специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

- повышает эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и

прочности результатов работы.