Авторы: Викторова Марина Геннадьевна, Юсупова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС 53 "Сказка"
Населённый пункт: г. Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Логопедизация
-
развивающей предметно пространственной среды в
старшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии человека. От того,
где и как развивается ребёнок, во многом зависит становление его личности. Ведущую роль в формировании
личности ребёнка играет развитие речи, как показатель интеллектуального и психического здоровья. Речь –
многогранный и сложный инструмент, и если нарушается один из её компонентов, страдает вся речевая
система в целом.
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во
многом зависит от организации предметно-развивающей среды. В логопедической группе должна быть такая
развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в
процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу, который осуществляется в прихожей.
Прихожая – традиционное место встречи персонала группы с детьми и родителями. Мы постарались сделать
это небольшое помещение уютным, информативным и располагающим к общению, в процессе которого
люди обмениваются информацией. Целью создания развивающей среды в приёмной является: закрепление
коммуникативных навыков детей, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться
друг к другу за помощью; привлечение родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы
(информирование родителей о жизни ребёнка в группе;организация обратной связи: воспитатель – учитель-
логопед – специалисты – родители; создание единого сообщества педагогов и родителей
. Что ещё интересует родителей? Все родители понимают, что их дети посещают непростой детский
сад, и конечно часто задают вопросы по развитию детей и коррекционной логопедической работе. Для
повышения педагогической грамотности родителей мы систематически оформляем ширмы и консультации
по принципу актуальности на данный момент.
Например:
Учителем-логопедом в родительский уголок подобрана информация о речевом развитии детей
дошкольного возраста, о возможных речевых нарушениях и их причинах.
В первый период обучения большое внимание уделяется развитию слухового внимания и
фонематического слуха, поэтому мы оформили сборник практических упражнений, где
наглядно
представлено положение артикуляционного аппарата и подробное описание упражнений.
В соответствии с лексической темой для родителей представлен словарь по теме и брошюры
для закрепления пройденного материала дома (словарь, комплекс пальчиковой гимнастики, стихотворение
для заучивания, вопросы по тексту, творческое задание).
Кроме просветительской работы мы хотим поделиться с родителями успехами детей. Самый
наглядный способ – продукты детской деятельности, будь то раскраски, рисунки, поделки, ну и конечно наша
гордость – это постоянные выставки совместной деятельности детей и взрослых. Тематика выставок самая
разнообразная, она может зависеть от лексической темы или может быть посвящена творчеству конкретного
ребёнка или семьи. К тому же, сам ребёнок может рассказать о том, что он сделал, смастерил, нарисовал,
демонстрируя свои речевые возможности, активизируя тем самым коммуникативные навыки.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы содержательно насыщена и
соответствует возрастным особенностям детей группы. Пространство группы трансформируется в
зависимости от образовательной ситуации, производится смена сезонной тематики в зависимости от времени
года и тематики недели (лексической темы). В настоящее время проходит диагностика знаний, умений и
навыков детей на начало учебного года, поэтому материал подобран так, чтобы его можно было использовать
и для этой цели, а так же в соответствии с сезоном и перспективным планированием.
Центр Безопасного дорожного движения и Строительный центр. Коррекционные задачи:
Формировать навыки речевого общения со взрослым и сверстниками; активизировать и расширять словарь;
формировать развёрнутую фразовую речь, закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде,
числе, падеже (Я буду строить овощной магазин из красных кубиков.), закреплять в речи простые предлоги
(На кубики я положу пластины. Это будет крыша.), совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и
на плоскости (закреплять в речи наречия: слева, справа, вверху, внизу, около, рядом), закреплять в речи
сравнительные прилагательные (Этот дом выше детского сада. Машина едет быстрее велосипеда.), развивать
мелкую моторику (у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так
как тонкая моторика рук связана с центрами речи, ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность
быстрее и лучше овладеть техникой письма).
Центр художественного творчества. Коррекционные задачи: Развивать пальчиковую моторику,
цветовосприятие и цветоразличение; уточнять и расширять представления детей об окружающих предметах и
объектах, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены; развивать навыки работы со
схемами и моделями; закреплять умение составлять предложения из 4-х и более слов, согласовывая их в роде,
числе, падеже с использованием простых предлогов (Я слеплю из пластилина свою любимую игрушку.),
учить использовать в речи относительные прилагательные (деревянная матрёшка, бумажный кораблик,
пластилиновый зайчик), автоматизировать поставленные звуки в свободном общении.
Центр развития. Коррекционные задачи: Учить сравнивать, группировать, обобщать,
классифицировать предметы («Большой-маленький», «Что для чего?»); расширять и активизировать словарь
(«Домашние животные», «На лесной тропинке»); закреплять в речи формы единственного и множественного
числа имён существительных («Назови детёныша и детёнышей») и формы повелительного наклонения
глаголов (играть, раскладывать, подбирать, думать); развивать умение выделять главное, передавать
взаимосвязь между объектами и предметами с помощью простых умозаключений и рассуждений («Что для
чего?», лото «Ассоциации»); развивать внимание, память, мышление, воображение (психологическая база
речи – «Развитие внимания», «Танграм»); развивать познавательную активность детей как необходимый
компонент речевой деятельности.
Уголок развития чувств и эмоций, он очень тесно связан с развитием речи. Его основная
коррекционная задача: Развивать мимику и интонационную выразительность речи. Следить за соблюдением
единства речи, мимики, пантомимики и жестов, т.е. выразительных речевых средств помогают игры: («Наши
чувства и эмоции», «Расскажи сказку»); для работы над интонированием речи; развитием тембровой окраски
голоса и мимики мы используем игры-диалоги («Театр настроений», «Такие разные листочки»)
(одновременно идёт работа над обогащением и активизацией словаря: сущ., прилагательных (дубовый,
рябиновый, грустный, сухой, лёгкий, красный), глаголов-действий (улетел, слетел, лечу, упал, оторвался,
расту, желтею); над развитием творческого рассказывания. А так же, все эти игры помогают поддерживать
общение между детьми.
Речевой уголок. Коррекционные задачи:
1.
Развивать мелкую моторику (лабиринты, шнуровки, «Собери бусы», альбомы «Играем
пальчиками»);
2.
На следующей полке представлены игры, помогающие воспитывать правильное
физиологическое и речевое дыхание («Воздушные шарики», «Аэрофутбол», «Разноцветные листочки»);
развивать артикуляционную моторику (альбом); совершенствовать навыки правильного звукопроизношения
(чистоговорки);
3.
На нижней полке мы подобрали дидактические игры, которые помогают решать следующие
задачи:
развивать фонематические процессы (деление слов на слоги «Собери урожай»);
обучать элементам грамоты (знакомство с образом букв, «Буквы»);
развивать лексико - грамматические категории (правильное употребление падежных
окончаний имён существительных в форме единственного и множественного числа –
«Собери корзинку» (полная корзина чего? Яблок, моркови. Или корзина с чем? Корзина
с грушей, с грушами)
закреплять в речи использование простых предлогов на, с, в. под, над («Кто и где?»);
употребление в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных – «Что у
Кати, а что у Катеньки»;
упражнять в умении передавать ритмический рисунок слова («Зайцы-барабанщики»,
«Капельки»);
упражнять детей в образовании и употреблении относительных прилагательных –
«Повар готовит обед»;
закреплять навык изменения существительных по родам («Он, она, оно, они»);
закреплять умение изменять силу голоса, учить говорить детей тише, громче – «Весёлые
молоточки», «Щенок», «Паровозики»);
закреплять умение строить предложения из 3-5 слов по картинке и на заданную тему
(«Мама готовит обед», «Сказка за сказкой»);
упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний («Загадай
загадку»);
Ну и конечно, в процессе совместных игр мы закрепляем умение отвечать на вопросы
полным предложением; поддерживаем и развиваем активную позицию ребёнка в
диалоге.
(материал подбирается в соответствии с задачами на период обучения, лексической
темой, сезоном и рекомендациям учителя – логопеда)
Книжный уголок. Коррекционные задачи: Преодолевать речевой негативизм у детей с ТНР и
развивать уверенность в себе и коммуникабельность; работать над эмоциональной отзывчивостью детей на
увиденное и услышанное; развивать просодические компоненты речи - интонацию, тембр, дикцию (во время
драмматизации); актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей,
упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка (при рассказывании сказки, рассказа);
развивать умение пересказывать небольшие произведения близко к тексту; развивать интерес к содержанию
художественных произведений, пониманию его выразительных средств, а также зарождению оценочных
суждений; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и
правильно отвечать на них; воспитывать непроизвольный интерес к обмену информацией.
Театральный уголок. используя театрализованную деятельность, мы учим детей разыгрывать
несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные
средства (интонацию, мимику, жест); развиваем эмоциональность и выразительность речи у детей;
воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; способствуем формированию чёткой и
грамотной речи, умению строить диалог с партнёром на заданную тему; через игры-драматизации учим
импровизировать на темы знакомых сказок; развиваем чувство ритма и координацию движений; тренируем
чёткое звукопроизношение;
Центр Познания, который помогает детям познавать мир, мир природы, мир предметного и
социального окружения. На ряду с задачами познавательного развития, этот цент играет большую роль в
речевом развития детей.
Основная коррекционная задача:
Уточнять, расширять, активизировать лексику детей; стимулировать собственные
высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного
общения; а так же
совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседы); (заранее подготовлен
демонстрационный материал и наводящие вопросы, способствующие вызвать детей на диалог,
в процессе которого дети делятся информацией из личного опыта)
выставки, которые здесь представлены, способствуют развитию умения выделять названия
предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
Календарь природы помогает закреплять и расширять обобщённые представления об осени как
о времени года, о существенных признаках сезона;
Уголок патриотического воспитания помогает расширять и накапливать представления о
родной стране, городе; учить составлять короткие рассказы по картинкам, рассказы из личного
опыта; (проект Моя Россия)
В процессе рассказывания, беседы, диалога мы закрепляем навык согласования слов в
предложении в роде, числе, падеже; развиваем внимание, память, логическое мышление,
умение устанавливать временные и причинно-следственные связи; совершенствуем чёткость
дикции; закрепляем навыки правильного произношения поставленных звуков.
Уголок науки. Главная задача:
Развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность,
любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение,
классификация, наблюдение);
формировать умение комплексно обследовать предмет;
расширять и уточнять словарь детей с опорой на свойства и качества предметов (песок –
лёгкий, сыпучий, мокрый, сухой, мелкий, тяжёлый; вода – льётся, журчит, течёт, шумит,
падает, пахнет);
упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических форм языка; учить чётко
формировать свои мысли и излагать их, устанавливая причинно-следственные связи
(Насекомых вчера мы не увидели, потому что на улице было холодно. А сегодня пригрело
солнышко, и жуки выползли из своих укрытий.);
совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по
демонстрации действий (песок мокрый, потому что в него налили воду); развивать творческое
и вариативное мышление на основе аналитической деятельности с предметами окружающего
мира (опыты).
Центр игры. Это то место, где педагоги в естественной обстановке живой разговорной речи могут
отследить уровень овладения детьми речевыми умениями и навыками, а так же способствовать:
Развитию социально-коммуникативных навыков; развитию всех компонентов, функций и форм
речевой деятельности; закрепить лексический материал, лексико-грамматические категории, отработанные на
занятиях; учить детей развивать сюжет игры на основе полученных знаний;
Центр Физического развития. Коррекционные задачи: Развивать общую и мелкую моторику,
ориентировку в пространстве; совершенствовать просодические компоненты речи, развивать координацию
речи с движением, формировать правильное звукопроизношение («Мячик мы ладошкой «стук», повторяем
дружно звук») и развивать фонематические процессы (под определённый вид движения произносятся
слоговые дорожки с сохранными или отработанными звуками, слова делятся на слоги, проговариваются
чистоговорки: «В обруч вставай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»;
обобщать и расширять словарный запас, развивать грамматический строй речи («Мяч бросай, овощи
называй», приседания – «Назови ласково», скакалка – «Весёлый счёт» и т.д.)
Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что
обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация предметно – развивающей среды
логопедической группы:
- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в
специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- повышает эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и
прочности результатов работы.