Автор: Картушинская Анна Александровна
Должность: инструктор физической культуры
Учебное заведение: МКДОУ "Д/С №12"
Населённый пункт: Город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Сборник игр, направленных на развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
Тема: направленных на развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
Сборник игр, направленных на развитие
межличностных отношений в дошкольном возрасте
Составитель: Картушинская А.А
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
3
Игры на развитие эмоциональной сферы………………………………..
4
Игры на развитие коммуникативных умений и навыков……………..
9
Игровые упражнения на снятие напряжения…………………………… 14
Список источников………………………………………………………….
18
Введение
В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы общения,
помогающие формированию ведущего вида деятельности. Потребность в
общении развивается, прежде всего, на основе совместной самостоятельной
деятельности
дошкольников.
В
это
время
в
общении
ребенка
со
сверстниками
возникают
довольно
сложные
взаимоотношения,
существенным образом влияющее на развитие его личности. Потребность в
общении и взаимодействии рано становится его основной социальной
потребностью. Кроме этого отношения со сверстниками играют важнейшую
роль в жизни дошкольника. Они являются условием формирования
общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал
коллективных взаимоотношений детей.
Представленные в данном сборнике игры и упражнения, будут
способствовать развитию межличностных отношений в детской группе.
Сборник предназначен для воспитателей дошкольного образования с целью
эффективной организации совместной деятельности.
Часть игр и игровых упражнений, входящих в состав сборника,
разработаны автором, частично взяты из разработок Н.М. Сертаковой, О.Е.
Смирновой, О.В. Хухлаевой.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Игры на развитие эмоциональной сферы
Игра-имитация «Мы обезьянки»
Цель. Игра учит детей воспроизводить выразительные и движения.
Ход игры. Педагог по желанию приглашает двоих детей выйти перед
группой.
Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в
исходное
положение.
Другой
ребенок
вслед
за
ним
должен
точно
воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: Развитие сплоченности детского коллектива.
Инструкция: У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил
аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты
сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра
проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас
начинает: он подходит к кому-нибудь из ребят, смотрит ему в глаза и дарит
ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба
выбирают следующего ребенка, который также получает свою порцию
аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют
ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.
Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Этюды на имитацию выразительных движений
Игра «Кузнечик»
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика.
Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его
ладошками, а он прыг — и вот у) стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шея вытянута вперед, ступает на кончики
пальцев.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Игра «Раздумье»
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец вышел на
большую дорогу. Но в какую сторону идти? Во время этюда звучит музыка
Д. Львова-Компанейца «Раздумье».
Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложен на груди или
одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается
подбородок.
Игра « Я радуюсь когда . . .»
Цель:
расширение
представлений
детей
об
эмоции
«радость»;
формирование положительных эмоций; расширение представление детей о
поступках, которые приносят радость.
Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с
веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для
каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало,
маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы
бумаги (для каждого ребенка).
Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и
говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает
мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит:
«(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.
Гном: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у
человека хорошо и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей), (4
минуты).
Игра «Рассмеши принцессу Несмеяну»
Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у
человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения;
развитие воображения.
Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком,
коллекция миниатюрных фигурок.
Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна.
Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям
предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?»
После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и
выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью
своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в
PAGE \* MERGEFORMAT 5
песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ.
При этом она благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась и
теперь, вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение.
В конце игры дети прощаются с песочной феей. (20 минут)
Игра «Королевство эмоций»
Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить
детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных
персонажей с различными эмоциями.
Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям
эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята,
как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие
навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается
подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро
справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные
внимательно слушают.
После выполнения задания гном обязательно хвалит детей. (20 минут)
Игра «День рождения»
Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание
доброжелательной
атмосферы
в
группе,
развивать
активный
словарь
эмоциональных состояний.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько
картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные
карандаши.
Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на
стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди
приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется:
надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача
именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник
занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)
Игра «Пчелка в темноте»
Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный
словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого
пространства, высоты.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «страх»; карточки, на
которых изображены сказочные герои с выражением эмоции «страх»;
несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.
Гном выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он
говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на
полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка
на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы
закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до
утра.
Затем педагог от лица гнома ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка
мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того
как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают
материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в
темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе
домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок.
При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый
ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной
плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо
использовать почти прозрачную материю.
В конце гном Вася хвалит всех детей за смелость независимо от того,
хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки. (15 минут)
Игра «Отгадай настроение сказочных героев»
Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с
соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному
сопоставлению поступка и эмоции.
Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные
картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты
пиктограмм (8 шт.).
Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого
ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно
показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев.
Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это
упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей,
которые еще не совсем овладели данным умением. (4 минуты)
Игра «Для того чтобы слушали меня, я должен…»
Цель: учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей,
продолжать развивать умение вежливого обращения.
Оборудование: пары картинок с различными ситуациями общения, мяч.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый бросает каждому
ребенку мячик, а тот в ответ должен подумать и ответить на вопрос: «Что
нужно, для того чтобы меня внимательно слушать?» (5 минут)
Игра «Без слов»
Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего
собеседника по выражению его лица, жестам, позе.
Оборудование: игрушка гном.
Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет,
действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что
делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не
побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по
возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему
помогают наводящими вопросами. (5 минут)
Игра «Не урони мяч»
Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение
работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить
детей умению проигрывать, развивать симпатию.
Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое
количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка,
мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши.
Гном предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать
руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те
действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна
постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух
ногах, на одной ноге, побегать, покружиться.
После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к
другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия:
присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться,
чтобы мяч не упал. (5 минут)
Игра «Про Обидку и Грустинку»
Цель: продолжить формировать умение общаться со сверстниками,
способность сплочению детского коллектива.
Оборудование: игрушка гном, клубок шерстяных ниток яркого цвета.
Гном говорит детям о том, что они не виноваты в том, что иногда
приходят в детский сад с плохим настроением. Просто к ним по дороге
PAGE \* MERGEFORMAT 5
приклеилась Обидка или Грустинка. Главное – ее нейти и сбросить с себя.
Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа гнома можно
проиграть ситуацию снятия плохого настроения. (5 минут)
Игры на развитие коммуникативных умений и навыков
Игра «Клоун Тяп-Ляп»
Цель. Игра расширяет диапазон эмоций у малышей через понимание и
переживание чувства радости; формирует положительные чувства и эмоции
через улыбку; учит эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
Ход игры. Педагог сообщает детям о том, что к ним в гости пришел
клоун. Его зовут Тяп-Ляп. Он очень веселый. Но ему интересно узнать,
умеете ли вы смеяться, радоваться и веселиться. Педагог обращает внимание
детей на то, что клоун прячет за спиной. Клоун неожиданно достает
небольшой мячик. Он предлагает ребятам поиграть. Бросает мячик, дети
ловят его. Он расстроен, что они такие ловкие и умелые, он отмечает, что
ребята действительно умеют радоваться и ему это очень приятно. Клоун
спрашивает у ребят, когда и над чем смеются Обращали ли они внимание,
какие у них лица, когда смеются? Клоун показывает ребятам рисунки своего
друга Улыбкина, бывает не только веселым, но и грустным. Он предлагает
им отыскать улыбающихся клоунов на рисунках.
Игра «Да и нет»
Цели: Трансформирование накопленного напряжения, агрессии в
готовность к общению и взаимную внимательность.
Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга.
Решите, кто в вашей паре хочет говорить "Да", а кто — "Нет". Один из вас
начинает игру, произнеся слово "Да". Второй сразу же отвечает ему: "Нет!".
Тогда первый снова говорит: "Да!", может быть, чуть-чуть громче, чем в
первый раз, а второй опять отвечает ему: "Нет!", и тоже слегка посильнее.
Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с
самого начала: или "Да", или "Нет". Но вы можете по-разному его
произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете
провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при
этом важно, чтобы никто никого никакие обидел. Через некоторое время я
подам вам сигнал о том, что пора заканчивать "спор".
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Игра «Только вместе!»
Цели: В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то
же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.
Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными
партнерами.
Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к
спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины
партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно
так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться
на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.
Игра «Все вместе!»
Цели: развитие навыка устанавливать контакт с окружающими
людьми.
Материалы: Мелки для рисования или листы газет.
Инструкция: Вы видите перед собой на полу небольшой остров
(нарисованный или составленный из газет — в зависимости от Вашего
выбора). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом
островке. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но,
может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем –
близко-близко прижиться друг к другу.
Игра «Волшебный букет цветов»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать
доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и
выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для
каждого ребенка.
Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это
зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети. Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети. Цветов.
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между
людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и
печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в
«Комплименты».
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты
любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны
быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от
ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель
таким
образом
,
подводит
к
мысли,
что
нужно
внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Игра: «Ситуация»
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,
переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли,
используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из
ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него
прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о
себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли
они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у
библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя
приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси
товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою
комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме
или бабушке.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.
Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз.
Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении
Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя
пошутил.
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства
другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив
друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь
руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться,
ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Игра «Коврик примирения»
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать
конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика
сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг
против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и
найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при
обсуждении «Как поделить игрушку».
Игра «Изобрази пословицу»
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо
пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Игра «Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение
“Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно
не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например,
“Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе
отгадывать то, что они увидели.
Игра «Закорючка»
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других
детей.
Воспитатель
предлагает
детям
волшебный
фломастер,
который
превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения.
Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку.
Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит
закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или
растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую
закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.
Игра «Пресс-конференция»
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников,
кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например:
“Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В
цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому
будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы
детей.
Игра «Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети
должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель,
литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.
Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация –
соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Игра «Без маски»
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями,
настроением с товарищами.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно
быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким,
товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают
высказывание,
начатое
воспитателем.
Вот
примерное
содержание
незаконченных предложений
“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;
“ Особенно мне не нравится, когда…”;
“Однажды меня очень напугало то, что…”;
“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.
Игровые упражнения на снятие напряжения
Игровое упражнение «Новенькая»
Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков с девочками.
Ход упражнения. Педагог сообщает детям о том, что ним сегодня в
группу пришла новенькая девочка. Он называет ее имя и фамилию. Затем
задает детям следующие вопросы, предложив предварительно внимательно
посмотреть на новенькую: - Как бы вы оценили ее внешний вид?
(Аккуратная, стройная, нежная, красивая...)
-Кто должен поздороваться первым? (Мальчики.) Дети показывают
жестом и движением акт приветствия.
-Что бы вы спросили у девочки, когда впервые бы ее увидели? После
небольшого обсуждения педагог предлагает детям разделиться по парам и
попробовать познакомиться друг с другом.
Игровое упражнение «Прошепчи имя!»
Цели: Сближение членов группы, состоящих из детей разного пола.
Ход игры: дети ходят по группе и по желанию могут шепнуть на ухо
свое имя любому ребенку. (2-3 минуты.). Теперь, пожалуйста, остановитесь...
Сейчас, когда вы снова начнете бродить по группе, вам нужно будет
подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их
имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш
партнер поправит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Игровое упражнение «Имя и движение»
Цели: Развитие умения чувствовать телесные движения другого
ребенка. Запоминание членов группы и возможность представить себя
группе самым необычным и фантастическим способом.
Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из
вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение
— руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и
повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит
свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все
вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем
его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу
слева или справа.)
Игровое упражнение «Кого не хватает»
Цель: Развитие понимания необходимости и важность каждого члена
детского коллектива вне зависимости от половой принадлежности.
Материалы: Большое покрывало.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы,
когда в группе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет
кого-то другого? Каждый ребенок в группе очень важен для нас. Когда кого-
то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что
сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует). Пройдитесь
вдоль всего круга и назовите каждого из присутствующих по имени.
Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет
прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я
попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к
одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет
открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот
этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть
глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...
Игровое упражнение «Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и
взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем
общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи,
о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В
таком положении они преодолевают различные препятствия.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не
должны отцепляться друг от друга.
Игровое упражнение «Слепец и поводырь»
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей
по общению.
Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает
глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных
предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами,
даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды
следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники
меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую
“школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал
себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему
товарищу. Почему?
Игровое упражнение «Волшебные водоросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели
приемлемыми способами общения.
Каждый
участник
(по
очереди)
пытается
проникнуть
в
круг,
образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют
прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не
пропустить его, если их плохо попросят.
Игровое упражнение «Вежливые слова»
Цель:
развитие
уважения
в
общении,
привычка
пользоваться
вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч,
называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте,
добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами);
благодарности
(спасибо,
благодарю,
пожалуйста,
будьте
любезны);
PAGE \* MERGEFORMAT 5
извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до
встречи, спокойной ночи).
Игровое упражнение «Подарок на всех»
Цель:
развить
умение
дружить,
делать
правильный
выбор,
сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить
чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя
был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок
загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
PAGE \* MERGEFORMAT 5
Список источников
1.
Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 -9
лет [Текст] / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2003.- 132с.
2.
Смирнова,
Е.О.
Межличностные
отношения
дошкольников:
диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М.
Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2005.-158с.: ил. ISBN 5-691-00938-9
3.
Сертакова,
Н.М.
Игра
как
средство
социальной
адаптации
дошкольников [Текст] : методическое пособие для педагогов ДОУ /
Н.М. Сертакова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2009. – 64 с. –ISBN 978-5-89814-492-0
PAGE \* MERGEFORMAT 5