Напоминание

Основные принципы подбора репертуара на начальном этапе обучения

Автор: Киндякова Галина Валентиновна
Должность: преподаватель отдела народных инструментов
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 4
Населённый пункт: город Донецк ДНР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основные принципы подбора репертуара на начальном этапе обучения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. ДОНЕЦКА

Основные принципы подбора репертуара на начальном

этапе обучения

Методическая работа

Преподавателя народного отдела

ДМШ № 4 г. Донецка

Киндяковой Галины Валентиновны

Донецк – 2025

ПЛАН

1.Введение

2. Основная часть:

а) основные принципы подбора репертуара

б) роль педагога в период формирования репертуара

учащегося в МШ и ШИ

3. Заключение

Начальный

этап

обучения

наиболее

сложный

и

ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к

музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего

музыкального обучения. От педагога помимо высокой музыкальной

квалификации

требуется

наличие

особых

психологических,

волевых и нравственных качеств.

Начальное музыкальное образование, осуществляемое в МШ

и ШИ, является особым видом дополнительного образования детей,

цель которого состоит в подготовке образованных музыкантов –

слушателей, исполнителей и предпрофессиональное обучение

одарённых учащихся. Важнейшей составляющей музыкальной

культуры является приобщение к музыкально исполнительскому

искусству. Это самое необходимое для полноценного развития

личностного,

творческого,

эстетического

и

художественного

развития учащегося. Важнейшим фактором успешного обучения и

воспитания

детей

является

подбор

репертуара.

В

словаре

музыкальных терминов «репертуар - это: (фр.repertoire – перечень,

список) - совокупность произведений, исполняемых отдельными

исполнителями или коллективами, а также предназначенных для

исполнения

определёнными

составами

исполнителей

или

солистами».

От

умения

педагога

правильно

спланировать,

целесообразно подобрать учебно – педагогический репертуар,

наметить перспективу развития ученика на весь период обучения,

зависит будущее юного музыканта, так как без педагогического

руководства никакие самые способные ученики не смогут себя

проявить. Воспитание хорошего музыканта- исполнителя –требует

огромного

труда

и

воли

не

только

преподавателя,

но

и

обучающегося. Грамотное развитие природных данных это итог их

сплоченной работы.

Основной контингент МШ и ШИ – это дети с разным уровнем

развития, типом характера и индивидуальными психологическими

особенностями. Естественно, что в первую очередь педагога

привлекает такой ученик, который обладает не только хорошими

слуховыми

способностями,

но

и

быстро

развивается

в

исполнительской сфере.

Есть и такие учащиеся, которые обладают хорошей музыкальной

восприимчивостью,

но

ограниченно

поддаются

техническому

развитию или дети, у которых эмоционально – слуховые и

двигательно – технические данные развиваются замедленно.

Поэтому педагогу очень важно найти индивидуальный подход

к каждому своему воспитаннику, « ухватить» в нём ценное зерно,

которое

в

первую

очередь

надо

развивать,

и,

учитывая

психофизиологические

возрастные

особенности

учащихся,

грамотно и компетентно подходить к вопросу его воспитания как

музыканта. В работе с детьми он должен проявлять такие качества,

как: творческая настроенность, доброжелательное отношение к

ученику

любых

возможностей,

заинтересованность

в

его

неуклонном творческом росте, разумная требовательность.

И здесь в руках педагога имеется главнейший фактор развития

будущего исполнителя – правильно подобранный репертуар. В

основе подбора репертуара важно «изучение» каждого конкретного

ученика: характер, достоинства и недостатки, уровень общего

развития, среду и домашние условия, в которых он живёт,

музыкальные

возможности

и

уровень

его

исполнительского

развития.

Эти

перечисленные

данные

позволят

педагогу

яснее

определить

план

работы

с

обучающимся,

направленность

педагогического процесса, исполнительские, художественные и

воспитательные задачи. Но не всегда в ходе обучения приходится

придерживаться выработанного плана. Бывает, что намеченное

оказывается

ненужным,

так

как

обучающийся

уже

перерос

поставленные ему рамки, или наоборот, слишком сложным

оказался

план

для

выполнения.

Ведь

степень

трудности

произведений

должна

соответствовать

уровню

возрастного,

интеллектуального

и

исполнительского

развития

ученика,

в

особенности со средними способностями. Для такой категории

детей даже незначительно завышенный по трудности репертуар

является сложным, перегружая и переутомляя нервную систему и

психику детей.

И здесь решающую роль играет педагогическая гибкость, от

которой зависит половина успеха в развитии юного исполнителя.

Педагогический опыт даёт неопровержимые доказательства

удивительной

пластичности

нервной

системы

человека.

Под

воздействием воспитания, среды, опыта, а также в связи с

возрастными

изменениями

происходят

огромные,

порой

поразительные сдвиги в развитии способностей, навыков, умений,

необходимых для успешного обучения и творческой деятельности.

Ведь музыканта нельзя принуждать – его можно увлекать

творческим горением, любовью к искусству, разумностью методов

развития исполнительского мастерства, привлекать чуткостью

подхода к индивидуальным особенностям дарования обучающихся.

Современные дети требуют нового подхода в обучении.

Работа

над

приобретением

и

совершенствованием

исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи

с всесторонним универсальным развитием личности ученика,

расширением его художественного и общекультурного кругозора,

активизацией творческих и познавательных сил. Проникновение

новых технологий в образовательную практику открывает новые

возможности.

Поэтому в настоящее время становится всё более актуальным

вопрос о репертуаре, на основе которого происходит обучение на

музыкальных инструментах в МШ и ШИ. Репертуар, являясь

главным компонентом содержательного аспекта обучения детей,

показателем их исполнительского и творческого роста, требует

особого внимания к его подбору.

Технология подбора музыкальных произведений базируется

на главных принципах музыкальной педагогики: единства в

развитии художественной и технической сторон музыкально –

исполнительского мастерства, индивидуального подхода к каждому

обучающемуся,

постепенности,

последовательности;

на

таких

положениях,

которые

направляют

внимание

педагога

на

гармоничное воспитание музыкальных способностей, творческой

инициативы и самостоятельности; указывают на необходимость

подчинять выбор репертуара педагогическим целям и задачам.

Поэтому уже с первых лет обучения юного музыканта нужно

приобщать только к качественной музыке, основанной на лучших

образцах

классики,

народного

творчества,

произведений

современных композиторов.

Использование в репертуаре традиционных, известных всем

народных песен и созданных на их основе обработок очень важны

для воспитания детей. Ведь народные песни являются историей

народа, его душой, составляют его духовное богатство. Для

начального обучения и воспитания обучающихся подходят яркие,

образные, доступные по содержанию, разнообразные по характеру

образцы

детского

фольклора,

способствующие

приобщению

начинающих музыкантов к русской народной культуре. Ведь дети

этого возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно

и эмоционально, с большим интересом и радостью познавая этот

неизведанный

и

влекущий

их

мир,

постепенно

накапливая

художественный и исполнительский опыт.

Не менее важным является включение в учебный репертуар

классических произведений русских и зарубежных композиторов.

Именно на прохождении этих сочинений закладывается надёжная

база, формируется музыкальный, исполнительский вкус, понятие

стиля, целостное ощущение формы произведения и многие другие

факторы, без которых не мыслима творческая личность музыканта.

Но важно предостеречь, что ребёнок в МШ и ШИ, играя сложные

классические произведения, не в состоянии в силу своего возраста

не

могут

приблизиться

к

полноте

решения

сложных

художественных задач в исполнении таких произведений, которые

требуют

владения

нужными

средствами

выразительности,

музыкальным развитием и, что не менее важно, общим его

развитием. Поэтому у детей надо формировать представления о

классике постепенно, начиная с лёгких переложений и обработок.

И

здесь

педагогу

надо

правильно

анализировать,

какое

классическое произведение дать обучающемуся.

Для особо одарённых и успевающих учеников возможны

отступления от официальной программы. Но, как известно на

практике: чем талантливее ученик, тем труднее с ним работать,

потому что делать это надо в десять раз интенсивнее, чем со

средним учеником. И он не терпит давления на личность, а

поддаётся только убеждениям.

Развитию

исполнительского

и

творческого

потенциала

обучающихся,

расширению

их

музыкального

кругозора,

активизации

процесса

обучения

способствует

включение

в

репертуар оригинальных сочинений современных композиторов,

которые увлекают юных музыкантов освоением новых для них

интонаций,

ритмов,

образов,

иного

характера

мелодий,

постижением новых ладогармонических и выразительных средств

музыкального языка. Вызовет интерес и популярная музыка самых

разных направлений и стилей. Знакомство с джазовыми пьесами,

отличающимися

от

привычного

репертуара

усложнённой

гармонией и синкопированным ритмом, создаёт определённые

трудности при их изучении. Но в данном случае всё будет зависеть

от музыкальных способностей обучающихся и их стремления к

творчеству.

Для

успешного

музыкального

развития

и

технического

продвижения обучения, благодарным материалом можно считать

произведения малой формы, доступные по своему содержанию,

нетрудные по изложению, вызывающие у детей большой интерес.

Доступность

является

одним

из

главных

принципов

музыкальной педагогики, обращённого в первую очередь к

духовному и эмоциональному развитию детей. Именно эта мера

предопределяет уровень требований к обучающимся, учитывает

природу их возможностей.

Народные жанры, программные произведения дают очень

много

для

формирования

образного

мышления,

творческой

фантазии, расширения музыкального и художественного кругозора,

особенно в начальный период обучения.

Именно небольшие пьесы – лучший материал для развития

тонкости,

артистизма.

Интерес

и

стремление

детей

играть

доступную музыку педагог может умело направить на решение

многих задач, предусматривающих развитие каждого ученика.

Методика продвижения обучающихся с использованием «лёгкого»

материала является интересной педагогической задачей, которая

преследует цель сложный процесс обучения на инструменте

наполнить

музыкальным

содержанием,

осмысленными

музыкальными задачами. Ведь, чем «легче» фактура исполняемого

произведения,

тем

более

серьёзные

художественные,

исполнительские задачи можно ставить перед обучающимися:

высокое качество звука, чёткость штрихов, сознательное владение

динамикой и нюансировкой и так далее. Ведь одним из показателей

творческого развития ребёнка является уровень его художественно

образного

мышления

и

креативности.

Более

доступный

художественный материал заставляет детей более взыскательно

относиться и к себе, и к произведению. Такой подход имеет

огромное воспитательное значение, способствует мотивации к

обучению.

В

репертуаре

каждого

ученика

должны

обязательно

присутствовать

произведения

крупной

формы,

объёмные

циклические

произведения,

что

благоприятствует

появлению

исполнительского масштаба в игре, способности объединять

отдельные части в целое.

Для закрепления приобретённых исполнительских навыков

важно включать в репертуар большое количество произведений

примерно одинаковой трудности, проводя усложнение постепенно

и лишь в том случае, если ученик подготовлен к преодолению

больших трудностей. Изучение чрезмерно сложных произведений,

к которым обучающийся не подготовлен в музыкальном или

техническом

отношении,

вызывает

перенапряжение

мышц,

перегрузку нервной системы, приводит к искажению ранее

налаженных игровых движений и приносит больше вреда, чем

пользы, а часто – и непоправимый ущерб.

Очень полезным и познавательным бывает вместо одного

трудного произведения пройти несколько менее сложных с

разнообразным музыкальным содержанием, различных по жанру,

доступных детскому восприятию.

Ведь

ребёнку

бывает

интересно,

когда

одно

произведение

сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда

преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения.

В этом случае хорошие результаты доставляют ему радость.

Правильно подобранный репертуар позитивно сказывается на

отношении детей к занятиям на инструменте, активизирует их

творческий и познавательный потенциал. Следовательно, глубокое

и всестороннее наблюдение за формированием творческих сил

обучающихся должно продолжаться на протяжении всего периода

их обучения; в соответствии с происходящими переменами должен

определяться репертуар и задачи его изучения.

Важное

значение

для

всестороннего

и

гармоничного

воспитания обучающихся имеет разнообразие и объём репертуара.

Разножанровость,

разнохарактерность

музыкальных

пьес,

знакомство с музыкой разных стилей, эпох, народов способствует

пониманию

основ

исполняемого

сочинения,

качественного,

стилистически верного выбора звуковой фактуры и, как следствие,

положительно влияет на развитие обучающихся. Каждое новое, по

– настоящему выученное произведение – ещё один шаг на пути

роста юного музыканта; оно обогащает интеллектуальную и

эмоциональную

сферу

его

творческой

личности

идеями

и

эмоциями,

отражёнными

в

музыкальных

образах,

развивает

мышление и чувство, память и творческое воображение, внимание

и волю, исполнительскую технику и приёмы игры на инструменте.

Поэтому, чем больше пьес в репертуаре обучающегося, чем

богаче, глубже и разносторонней воплощённый в них мир

музыкальных образов, чем разнообразнее требуемая для их

воспроизведения исполнительская техника – тем многограннее и

гармоничнее будет развиваться его творческий облик, тем больших

высот он достигнет в своём художественном мастерстве.

Достижение поставленной и достигнутой цели является

решающим стимулом быстрого развития для обучающихся. При

этом у них возникает ощущение собственной полноценности,

уверенности в себе и преподавателе, вера в собственные силы.

Такой подход к подбору репертуара позволит развить эрудицию и

интеллект

исполнителя,

будет

с

самого

раннего

возраста

способствовать

развитию

творческой

личности,

способной

к

самовыражению.

Заключение.

Занимаясь

подбором

музыкальных

произведений,

преподавателю

необходимо

руководствоваться

принципом

доступности и посильности.

Технологические

навыки,

необходимые

для

исполнения

первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями.

Хорошо,

когда

на

один

технический

прием,

вид

техники

подбирается

несколько

пьес.

Это

способствует

закреплению

технических

навыков,

а

в

психологическом

плане

не

дает

накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным

исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных

произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если

при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над

более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на

простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям.

Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит

любовь к инструменту и музицированию.

1 принцип.

Составлять репертуар преподаватель должен,

принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося,

повышение

сложности

пьес,

руководствуясь

принципом

от

простого к сложному. Обучение должно быть развивающим.

Только при таком подходе к учебному процессу учащийся

достигает

хороших

результатов,

увеличивая

свой

профессиональный рост.

2 принцип. Чаще всего на начальном этапе обучения нужно

использовать

детские

песенки,

потешки.

Песня

-

наиболее

доступный для понимания жанр.

3 принцип. При выборе репертуара для младших школьников

необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные

задачи, но и доступность музыкального образа, черты характера

ребенка,

его

интеллект,

артистизм,

темперамент,

душевные

качества, наклонности. Природа и животный мир вызывают в

ребенке

эмоциональную

отзывчивость,

нежность,

доброту,

мечтательность.

Начальное обучение игре на инструменте - один из самых

важных этапов. Дальнейшие успехи неопытного музыканта во

многом зависят от навыков преподавателя, его профессиональных

навыков, владения методом индивидуального подхода, умения

грамотно, конкретно и точно объяснить материал, помочь ученику

усвоить

достигаются

первые

положительные

результаты.

В

начальный период обучения особенно необходимы навыки, знания

и профессиональная интуиция учителя.

Список использованной литературы

1.

Баренбойм Л. Путь к музицированию.

2.

Ивко В. О роли слуховых установок и формировании

интонационной культуры домриста.

3.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей.

4.

Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство

педагога.

5.

Шатковский

Г.

Развитие

музыкального

слуха

и

навыков творческого музицирования.