Напоминание

"По дорогам сказок"

Автор: Алексеева Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе
Тема: "По дорогам сказок"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия по развитию речи сказки в старшей группе

Тема занятия: «По дорогам Сказок »

Возраст: старшая группа (5–6 лет)

Образовательная область (ФГОС ДО): речевое развитие (понимание и

создание

связной

речи,

обогащение

словаря,

развитие

фонетико-фонематического восприятия и выразительной речи)

Цель: развивать связную монологическую и диалогическую речь детей через

работу со сказкой: слушание, понимание сюжета, пересказ, образное

воспроизведение и творческое воссоздание.

Задачи

образовательные:

- расширить и активизировать лексикон по теме сказки (персонажи,

признаки, действия, оценочные слова);

-формировать

умение

пересказывать

последовательность

событий

(вступление — развитие — кульминация — концовка);

- развивать навыки звукового анализа в процессе работы со словами сказки.

- развивающие:

- развивать умение планировать рассказ, связное мышление, воображение и

память;

- совершенствовать выразительную речь (интонация, мимика, жесты).

- воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, понимание мотивов поступков

персонажей, уважение к слушателям (умение ждать своей очереди, слушать

других).

Оборудование и материалы

- книга/иллюстрации к выбранной сказке (рекомендуется простая знакомая

сказка: «Колобок», «Теремок», «Репка»);

- наброски-карточки с ключевыми эпизодами (4–5 карточек);

- набор масок/бутафорских предметов или мягких игрушек-персонажей;

- плакат «Как пересказать сказку» (вопросы-помощники: кто? где? что

случилось? почему? чем кончилось?);

- карточки-слова для фонетической работы;

- таймер или песочные часы (по желанию).

Методы и приёмы

- проблемно-диалогический, наглядно-образный, игровой, репродуктивный,

творческий (инсценировка), групповая и индивидуальная работа.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1–2 минуты)

- Приветствие, настрой: «Послушаем сказку и попробуем стать настоящими

рассказчиками!»

- Напоминание правил беседы: слушаем внимательно, не перебиваем,

стараемся говорить громко и ясно.

2. МОТИВАЦИЯ (2–3 минуты)

- Краткий ввод: показать обложку/иллюстрацию, спросить, знают ли дети эту

сказку, что они о ней помнят.

- Создать интерес: «А вы хотите узнать, что случилось с героями? Давайте

послушаем!»

3. СЛУШАНИЕ СКАЗКИ (6–8 минут)

- Воспитатель читает или рассказывает сказку выразительно, демонстрируя

иллюстрации по ходу.

- При чтении акцентировать ключевые эпизоды, паузы перед ответами детей,

менять интонацию для разных персонажей.

4. ПОНИМАНИЕ СЮЖЕТА И РАБОТА С ЛЕКСИКОЙ (5–6 минут)

- Вопросы по содержанию: «Кто главный герой? Где всё происходило? Что

он сделал сначала/потом?»

- Активизация словаря: выписать/показать 6–8 ключевых слов (персонажи,

действия,

признаки),

попросить

детей

назвать

похожие

слова

или

противоположности.

- Игра «Найди слово»: по карточкам дети подбирают картинки к словам.

5. ФОНЕТИЧЕСКАЯ И АКТИВИЗАЦИОННАЯ РАБОТА (3–4 минуты)

- Дыхательное упражнение для выразительности (коротко).

- Фонематическое задание: выделить первый звук в словах из сказки,

поделить слово на слоги (хлопки).

- Артикуляционная мини-гимнастика перед пересказом.

6. ПЕРЕСКАЗ СЕРИИ КАРТОЧЕК (8–10 минут)

- Раздать или показать карточки с главными эпизодами в правильной

последовательности.

- Совместный пересказ: воспитатель начинает, дети по очереди продолжают

по карточкам, формируя связный рассказ (старайтесь, чтобы каждый ребенок

произнёс хотя бы одно предложение).

- Индивидуальная прорисовка: 2–3 ребёнка по желанию пересказывают свой

вариант самостоятельно (коротко, 3–5 предложений).

7. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (5–7 минут)

- Ролевая игра: дети надевают маски/берут игрушки и воспроизводят

ключевой эпизод (можно в мини-командах).

- Альтернативный финал: предложить детям придумать, как бы они

завершили сказку иначе, и коротко рассказать.

8. ИТОГ И РЕФЛЕКСИЯ (2–3 минуты)

- Вопросы-рефлексия: «Что вам больше всего запомнилось? Какая фраза

понравилась?»

- Оценивание: похвала за участие, выдача стикеров/фишек за активность.

- Домашнее задание для родителей: вместе с ребёнком пересказать сказку,

придумать новую концовку или нарисовать любимый эпизод.

Ожидаемые результаты (по ФГОС ДО)

- дети понимают и пересказывают знакомую сказку в связной форме (3–6

предложений);

- активный словарь по теме обогащён;

-

улучшаются

навыки

планирования

рассказа,

интонационной

выразительности и диалогического взаимодействия;

- проявляется интерес к литературе и творческому переосмыслению сюжета.

Критерии оценки (наблюдение воспитателя)

- уровень участия (активный/пассивный);

- способность пересказать сюжет последовательно (по карточкам/устно);

- правильность употребления лексики сказки (не менее 6 ключевых слов);

- выразительность речи (интонация, темп, дыхание).

Дифференциация

- детям с задержкой речевого развития: опора на наглядность, сокращённый

пересказ (2–3 эпизода), подсказки-фразы на карточках;

- подготовленным детям: предложить составить расширенный пересказ или

придумать диалог между персонажами;

- для детей с хорошей речью: предложить сочинить монолог от лица одного

из героев (почему он поступил так).

Рекомендации родителям

- читать детям сказки ежедневно (5–10 минут), обсуждать поступки героев;

- просить ребёнка пересказывать услышанное простыми предложениями;

- поощрять творческое продолжение (рисунок, придумывание нового

эпизода).

Педагогические замечания

- сохранять игровую и доброжелательную атмосферу;

- давать время на обдумывание ответов (пауза 3–5 с);

- поощрять различные формы выражения — речь, жест, мимика, рисунок;

- избегать чрезмерной корректуры во время первого пересказа — лучше

задать наводящие вопросы и затем обсудить ошибки.