Автор: Шихалева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в ДОУ
Мы
живем
в
мире,
сформированном
научно-техническим
прогрессом. Вещи, которые раньше приходилось делать руками или с
помощью простых инструментов, теперь быстрее и эффективнее
делают машины. Ученые придумали множество вещей — они
обобщенно
называются
технологиями,
—
которые
облегчают,
продлевают и спасают нам жизнь.
«Мы все — продукт индустриальной революции. Эпохи книг и
печатных газет, когда наше восприятие времени было линейным, а у
каждой истории было начало и конец. Теперь мы живём в мире
интернета и цифровых гаджетов, новостной ленты твиттера и
обновлений во «ВКонтакте» — в мире, где всё происходит прямо
сейчас». Эта цитата из книги философа Дугласа Рашкоффа, очень
точно отображает реальность нашей жизни.
В
условиях
динамичного
развития,
информация
становится
стратегическим ресурсом, таким же как традиционные материальные и
энергетические. Тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Сегодня, практически каждый ребенок с рождения видит вокруг себя
различные технические устройства. Будущее сегодняшних детей – это
информационное
общество.
И
ребенок
должен
быть
готов
психологически к жизни в таком обществе. Компьютерная грамотность
становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание
правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь,
ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые
требования к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного
образования. Успешность осуществления позитивных для общества
перемен
связана
с использованием в
дошкольном
учреждении
информационных технологий.
"Никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных
технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех
этапах образовательного процесса не бояться информации, научить
ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это
невозможно
сделать
без
современных
информационно-
коммуникационных технологий в сфере образования и науки», -
отметил глава государства Д. А. Медведева.
Учитывая
современные
требования,
в
детском
саду
№
461
Орджоникидзевского района в 2013 году была разработана система
работы по внедрению в образовательный процесс информационно-
коммуникационных технологий для развития ведущих сфер личности
детей дошкольного возраста. В образовательную среду ДОУ были
введены новые информационные технологии: приобретены 2 детских
компьютера Kidsmart с программным обеспечением для раннего
обучения воспитанников, 7 девайсов – электронно-образовательных
комплексов
с
программой
для
развития
и
обучения
дошкольников «Предшкола нового поколения», 2 интерактивные доски
с развивающими играми и интерактивный стол. Все эти приобретения
стали
частью
развивающей
среды,
фактором
обогащения
интеллектуального развития воспитанников, создавая основу для
формирования новых типов мышления.
Все педагоги прошли курсовую подготовку по использованию в
образовательной
деятельности ИКТ
технологий,
а
так
же
по
внедрению
образовательной
программы
дошкольного
образования «Предшкола нового поколения» Н. А. Чураковой.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, программа «Предшкола
нового поколения» направлена на повышение социального статуса
дошкольного образования; на обеспечение равенства возможностей
для
каждого
ребёнка
в
получении
качественного
дошкольного
образования; на сохранение единства образовательного пространства
Российской
Федерации
относительно
уровня
дошкольного
образования.
Используемые в
образовательной
деятельности
девайсы
-
электронные устройства оснащены интерактивными программами по
обучению
грамоте,
математике,
а
также
АРТ
–
студией. Использование таких программ в малых группах позволяет
нам развивать креативность ребенка; умение оперировать символами
на экране монитора, что способствует оптимизации перехода от
наглядно-образного
к
абстрактному
мышлению.
Создает
дополнительную
мотивацию
при
формировании
предпосылок
к
учебной
деятельности.
Индивидуальная
работа
с
девайсом
увеличивает
число
ситуаций,
которое
ребенок
может
решить
самостоятельно. Таким образом, инновационный комплект «Пред
школа нового поколения» позволяет спроектировать образовательный
процесс
в
ДОУ
в
соответствии
с
целевыми
ориентирами
преемственности дошкольного и начального школьного звена.
В
течение
трех
лет
экспериментальной
деятельности
нами
разработана, апробирована и успешно внедряется инновационная
модель взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя,
учителя-логопеда
по
активизации
познавательной
и
творческой
деятельности
детей
посредством
цифровых
образовательных
ресурсов. Воспитатели создали банк обучающих мультимедийных
презентаций
по
всем
образовательным
областям
с
учетом
индивидуальных возрастных особенностей воспитанников, собрана
медиатека компьютерных игр развивающего характера, разработаны
памятки
и
методические
рекомендации
для
родителей
по использованию обучающих и развивающих компьютерных игр в
домашних условиях.
Учитель-логопед использует компьютерные технологии как один из
источников мотивации воспитанников в коррекционной работе. Из-за
неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто
пропадает интерес на занятиях, отсутствует учебная мотивация. В
таких случаях учитель-логопед использует возможности компьютера.
Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую
ситуацию,
сделать
образовательную
деятельность
более
содержательной,
интересной,
привлекательной
и
по-настоящему
современной.
Музыкальный руководитель разработал видеотеку с фильмами для
лучшего
усвоения
содержания
песен,
электронную
картотеку
видеослайдов
для
музицирования,
музыкальную
угадайку,
электронную картотеку с музыкально-ритмическими играми. Все эти
разработки
сделали
музыкальный
материал
доступным
для
восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через
зрительные
и
кинестетические.
Таким
образом,
музыкальный
руководитель
реализует
на
практике
идею
индивидуализации
обучения детей. Использование компьютера существенно расширяет
понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным
детям специфику звучания музыкальных инструментов. Становятся
базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого
потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ дает
возможность
внедрять
инновационные
процессы
в
дошкольное
образование, информационные технологии значительно расширяют
возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей
дошкольного возраста. Возможности использования ИКТ позволяют
наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей
ребенка,
способствуют
повышению
качества
образовательного
процесса, служит развитию познавательной мотивации воспитанников,
которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.