Напоминание

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДМШ

Автор: Тищенко Маргарита Эдуардовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1 ИМ. Н.ЛЕОНТОВИЧА Г. ДОНЕЦКА"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДМШ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ СОВРЕМЕННЫХ

РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДМШ

Тищенко Маргарита Эдуардовна

преподаватель первой категории

фортепианного отдела муниципального

бюджетного учреждения дополнительного

образования «Музыкальная школа №1

им. Н. Леонтовича г. Донецка»

Аннотация:

в данной работе целью исследования является обоснование

целесообразности и эффективности использования детских фортепианных

циклов современных российских композиторов (С. Баневича, В. Купревича, А.

Смелкова) для развития эмоционально-образного мышления и формирования

творческой личности ученика. Проблематика заключается в недостатке

внимания

к

развитию

эмоционально-образной

сферы

юных

пианистов,

ограниченном репертуаре и недостаточном использовании произведений

современных российских композиторов, что может приводить к снижению

интереса к занятиям и замедлению развития творческих способностей. Для

достижения

цели

использовались

методы

теоретического

анализа

методической литературы, эмпирическое изучение педагогического опыта и

музыкального анализа произведений. Результаты исследования подтвердили

эффективность применения программных пьес для развития эмоционально-

образного мышления и музыкального слуха, что позволит сформировать

творческую личность у обучающихся. Был проведен анализ пьес Баневича, в

которых были выявлены три типа программности (картинная, картинно-

сюжетная и психологическая). Доказано, что музыка современных российских

композиторов способствует развитию образного восприятия, расширению

кругозора и приучает обучающихся к отечественной фортепианной музыке.

Полученные результаты позволяют педагогам внедрять данные циклы в

педагогическую практику.

Ключевые слова: эмоциально-образное мышление, программность, циклы,

фортепианная музыка, современность.

В современной методике преподавания игре на фортепиано значительное

внимание должно быть направлено не только на художественную сторону

воспитания юного пианиста, но и на доступный и интересный материал для

ребенка.

«Главнейшая задача педагога – зажечь, пробудить ребенка желанием

овладеть языком музыки», – говорит мастер фортепианной педагогики Анна

Даниловна Артоболевская. На мой взгляд, именно программные пьесы из

детских

фортепианных

циклов

современных

российских

композиторов

помогают формированию активной творческой личности ученика, развивая

эмоционально-образное мышление [1, с. 20].

Приобщение обучающихся к изучению пьес из детских фортепианных

циклов современных российских композиторов помогает достичь сразу

несколько целей: расширить кругозор учащихся, приобрести собственный опыт

музыкальной деятельности (игра на фортепиано, восприятие музыки, анализ

услышанного, развитие музыкального воображения и мышления), создать

атмосферу творчества, побудить к самообразованию и т.д. Специальное

слушание и исполнение музыки, накопление музыкального опыта формирует

музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру и происходит это

только в том случае, если дети слушают и исполняют высокохудожественные

произведения

современных

российских

композиторов

и

вовлекаются

в

сотворчество с преподавателем через иные виды искусства (поэзию, живопись,

мультипликацию, кино).

Эмоционально-образное развитие ученика особенно важно в подростковом

возрасте.

От

преподавателя

требуются

знания

в

области

психологии,

ответственное

отношение

к

выбору

репертуара

(произведение

должно

подходить по возрасту и темпераменту). У учеников есть потребность в

эмоциональной насыщенности, смене эмоциональных состояний. В связи с

этим

нельзя

недооценивать

влияние

детских

фортепианных

циклов

современных российских композиторов (С. Баневича, В. Купревича, А.

Смелкова) на формирование образно-эмоциональной сферы обучающихся МШ.

Сергей Баневич – представитель петербургской школы, Лауреат Премии

Правительства

Санкт-Петербурга,

считается

классиком

детской

музыки.

Отличительной

особенностью

музыки

Сергея

Петровича

является

мелодичность, лиризм, изысканный гармонический язык. Его произведения

талантливы и самобытны. Как говорил другой известный ленинградский

композитор Исаак Шварц, музыка Баневича – «…это музыка, написанная

лёгкой

рукой

большого

мастера».

Плодотворно

развивая

и

обогащая

достижения

своих

знаменитых

предшественников

и

современников,

композитор сумел создать собственное направление в музыке, адресованное

детям. Ни один раз сказки Андерсена вдохновляли Сергея Баневича.

Композитору принадлежат опера-балет «Русалочка», музыкальная сказка

«Стойкий оловянный солдатик», опера «История Кая и Герды» [5, с. 56].

Особенно любимы юными пианистами фортепианные циклы для детей:

«По

сказкам

Пушкина»,

«По

сказкам

Андерсена»,

«Русалочка»,

«Петербургские страницы». Эти циклы предназначены для учащихся младших,

средних и старших классов ДМШ. По замыслу автора – это не музыкальные

зарисовки сказок в целом, а скорее, наиболее яркие музыкально-эмоциональные

моменты этих удивительных и трогательных историй. Главная задача, как

говорит Баневич, – научить детей понимать и передавать суть музыкального

образа [2, с. 94].

Циклы написаны современным музыкальным языком, с его терпкими и

красочными гармониями, при этом они очень поэтичны и мелодичны,

наполнены яркими запоминающимися темами. Цикл «По сказкам Ханса

Кристиана Андерсена» - один из самых популярных в педагогической

деятельности музыкальных школ, включающий в себя 14 пьес, каждая из

которых имеет название (программу). Композитор опирается в пьесах на три

типа программности.

Первый тип – картинная программность. Здесь развивается один яркий

музыкальный образ (портрет, звукоподражательная картина, пейзаж) – это

пьесы «Лошадь», «Крыса», «Заводной соловей», «Карета», «Северное сияние».

У учеников музыкальный образ этих пьес рождается в связи с имеющимися

представлениями и жизненным опытом.

Второй вид программности – картинно-сюжетный – по мотивам какого-

либо сказочного сюжета: «Вальс на балу», «Кай и Герда». Здесь следует

учитывать жанр, в котором написана пьеса (вальс, песня, романс).

Третий вид – психологическая программность – передача чувств и

настроений героев. Зная сказочный сюжет, можно догадаться об образах пьес.

Но, главное – эти образы надо почувствовать. Это, например, пьеса «Солдатик

и балерина».

Фортепианные альбомы Сергея Баневича – целый мир с образами сказок,

где есть и звуки природы, и характерные герои, и мир человеческих

переживаний. Баневич, которому присуще театральное мышление, создаёт

яркие

музыкальные

картинки.

Мелодии

его

пьес

выразительные,

индивидуализированные, с точно найденными интонациями. Фортепианная

партия насыщена интересными деталями и разнообразными ремарками –

указанием характера, штрихов, отклонений от темпа, динамики. Необходимо

понять смысл выразительных средств пьесы, обосновать их, опираясь на

ассоциации из сказок, добиваться яркого и творческого исполнения.

Также хочу упомянуть о Викторе Викторовиче Купревиче – советском

композиторе,

пианисте,

дирижере.

Начальное

музыкальное

образование

получил у родителей, профессиональных музыкантов. В дальнейшем обучался

в Московской консерватории, окончив ее по классу фортепиано у М.В. Юдиной

(1951), по классу композиции у А.Н. Александрова (1960).

Среди произведений В. Купревича – сочинения самых разных жанров. Им

написаны балет «Семиклассница», музыкальная комедия «С первого взгляда»,

две

симфонии,

симфоническая

поэма

«Поле

русское,

Бородинское»,

фортепианные

сонаты,

фортепианный

концерт,

детские

альбомы

для

фортепиано.

Детской

фортепианной

музыке

композитора

свойственна

миниатюрность форм, яркая образность, четкость мелодических линий и

аскетичность фактуры, как результат хорошего знания специфики фортепиано.

Таким, на мой взгляд, является альбом фортепианных пьес Виктора Купревича

«Путевые эскизы» соч. 150 в пед. редакции С. Потаниной [6, с. 144].

Альбом «Путевые эскизы» – оригинальное и своеобразное сочинение,

созданное в результате путешествия автора по Германии. На протяжении веков

Германия являлась культурным и музыкальным центром Западной Европы.

Поэтому увиденные памятные места, шедевры архитектуры и картины природы

вызвали у композитора ассоциации с музыкой И.С. Баха, Л. Бетховена, Р.

Шумана, Ф. Мендельсона. В цикле двенадцать разнохарактерных пьес.

Александр Смелков

еще один яркий представитель российских

композиторов современности. Его «Альбом для детей и юношества» –

оригинальная сюита из 24 пьес, с богатым образным миром и мелодическими

откровениями, в которых обнаруживается яркая художественная личность

автора. Пьесы Смелкова служат ценным материалом для приобретения

учениками пианистических навыков и развития творческого потенциала.

Фортепианные миниатюры воспитывают эстетический вкус, развивают

слуховой навык к современным и необычным гармониям. К тому же,

музыкальная фактура произведений ясна и прозрачна, что способствует

доступности исполнения этого альбома учащимся ДМШ.

Таким образом, каждый преподаватель, увлеченный своей работой, всегда

в поиске такого репертуара, который был бы интересен и полезен для

обучающихся ДМШ. Благодаря детским циклам российских композиторов

ребенок не только развивает образно-эмоциональное восприятие музыки, но и

развивает целый комплекс музыкальных навыков.

Подводя

итог,

хочется

отметить,

что

работа

над

детскими

фортепианными циклами учит детей фантазировать, думать, анализировать,

иметь собственное отношение к исполняемым произведениям. Именно работа

над современным репертуаром помогает раскрыться ребенку через звуки,

попробовать выразить себя и своё видение окружающего мира.

Список литературы

Учебники и учебные пособия

1.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982, с.20.

2.

Коган Г. Работа пианиста. — М.: Классика-ХХI, 2004.

3.

Савшинский С. «Пианист и его работа.» — М.: Классика-ХХI,

1986.

4.

Милич Б. «Воспитание ученика — пианиста» / Кифара, 2002

5.

Потанина С. Вступительная статья к альбому В. Купревича

«Путевые эскизы». М.Советский композитор. 1982г.

6.

Купревич В. «Путевые эскизы». Альбом пьес для фортепиано. – М.

Советский композитор. 1982г.