Напоминание

Рисование с натуры "Пушистая белка"

Автор: Киричева Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Белоснежка "
Населённый пункт: Город Каргополь, Архангельская область
Наименование материала: Конспект по изобразительной деятельности
Тема: Рисование с натуры "Пушистая белка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению детей с натуры

Подготовила:

Киричева Анна Александровна

(воспитатель логопедической группы)

Программное содержание:

Тема: «Пушистая Белка».

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет).

Образовательные задачи:

Изобразительные:

1. Учить создавать образ пушистой белки.

2. Учить передавать форму белки, выделяя основные части – туловище,

голова, лапы, хвост, уши и дополнительные - кисточки на ушах, глаза, нос,

рот.

3. Учить передавать характерные пропорции белки: туловище крупное,

овальной

формы,

располагается

в

центре;

голова

круглой

формы,

существенно меньше туловища, располагается сверху и плавно соединяется с

туловищем; передние лапы меньше туловища, примыкают к его передней

части; задние лапы меньше туловища, примыкают к задней части туловища;

хвост равен длине туловища и головы, располагается в нижней части спины,

соприкасается

с

туловищем;

уши

небольшие,

треугольной

формы,

значительно меньше головы, располагаются над головой.

4. Учить передавать реальный цвет белки: оранжево - коричневый, кисточки

на ушах, глаз, нос, рот – чёрного цвета.

5. Продолжать формировать композиционные умения: учить располагать

изображение крупно в центре, соотнося размер предмета с форматом листа.

Технические:

1. Учить передавать сложную форму туловища (овал, похожий на фасолину),

используя плавные линии и приём закрашивания дугами.

2. Учить передавать фактуру шёрстки белки техникой набивки.

3. Продолжать учить опускать ворс кисти в гуашь до металлического

наконечника.

4. Продолжать учить тщательно споласкивать кисть при смене краски,

промачивая кисть о салфетку.

Развивающие:

1. Развивать зрительную память и наблюдательность, выделяя характерные

признаки белки (форма, пропорции, детали) на наглядном материале

(фотография белки).

2.Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме через

использование существительных (белка, дупло, хвост, лапы, уши, кисточки,

шерсть);

прилагательных

(пушистая,

рыжая,

запасливая,

хвостатую);

глаголов (прыгает, сидит).

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным – белке.

2. Воспитывать волевые качества – доводить начатое до конца.

Предварительная работа:

1.

Выезд совместно с родителями в Сосновый бор - наблюдение за

белкой; Беседа.

2.

Чтение художественной литературы: рассказы В. Бианки, Е. Чарушин –

короткие рассказы о белке; Загадывание загадок про белку.

3.

Дидактические игры: «Опиши белочку», «Что ест белочка».

4.

Заранее подготовленный фон детьми (светло-голубой).

Оборудование:

Материалы для педагога: мольберт; фотография предмета (белка); тестовые

рисунки (3 шт.); листы для показа способа действий; подкладной лист;

баночка с водой; гуашь оранжевого, коричневого и черного цвета; кисти №10

(для рисования основных частей) и жесткая кисть для шерстки №8, салфетки

бумажные; спокойная, расслабляющая музыка.

Раздаточный материал: листы А4 (затонирован в светло-голубом цвете с

нарисованной схемой); кисти №4 (для прорисовки мелких деталей), №6 (для

рисования основных частей), для шерстки жесткие кисти №6; баночки с

водой; гуашь оранжевого, коричневого и черного цвета; бумажные салфетки,

подкладной лист.

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Организационный

момент

-Здравствуйте,

ребята.

Давайте

друг

друга поприветствуем, встанем в кружок

и улыбнемся.

-Молодцы. А сейчас садитесь на своим

места, пожалуйста.

Приветствуют

друг друга.

Настраиваются

на работу.

Мотивация

-Ребята, представляете, сегодня утром я

встретила на нашей тропинке у детского

сада

маленькую

белочку.

Она

была

очень-очень грустная. Я спросила, что

случилось, а она мне шепнула, что все ее

подружки-белочки куда-то подевались.

Ей так одиноко и скучно, ведь не с кем

поиграть, не с кем поделиться шишками.

Она сказала, что ей очень не хватает

подружек...

-Что

же

мы

можем

сделать,

чтобы

помочь ей?

-Верно, тогда предлагаю вам сегодня

стать

настоящими

художниками

и

нарисовать для одинокой белочки много-

много

новых

подружек!

-Когда

белочка

увидит

много

нарисованных подружек, она поймет, что

она не одна, что у нее появилось так

много новых друзей, которые ждут ее и

готовы

с

ней

подружиться.

Готовы

помогать?

Слушают

воспитателя

-Мы

можем

нарисовать

подружек белочек.

-Да, готовы.

Анализ образца

Сенсорное

обследование

-Знаете, ребята, белочка очень умная!

Она понимает, что нарисовать точь-в-

точь её подружек не так-то просто.

Поэтому, чтобы нам было легче, она

прислала нам подсказку - свою любимую

фотографию!

Давайте

внимательно

рассмотрим

её,

и

эта

фотография

поможет нам вспомнить, как выглядят

настоящие белочки, и тогда мы точно

сможем

нарисовать

для

неё

самых

замечательных новых подружек!

1 этап:

(открывается доска, фотография белки

– Приложение 1)

-Посмотрите какая она пушистая, рыжая,

хвостатая, запасливая, милая.

-Давайте мы с вами ее рассмотрим.

2 этап:

-Посмотрите на белку, что у нее самое

большое? (показ педагога)

-Какой оно формы? (показ педагога)

-Действительно

туловище

овальной

формы,

похожее

на

фасолину.

-Посмотрите, что еще есть у белки?

(показ

педагога)

-Какой она формы?

-Совершенно верно, ребята, голова у

белочки круглой формы.

3 этап:

-Что меньше голова или туловище?

-Где находится голова?

-А есть расстояние между головой и

туловищем?

-Верно,

голова

находится

над

туловищем, касаясь его.

4 этап:

-Что еще мы с вами видим у белки?

(показ

педагога)

-А какие у нее есть лапы?

-Рассмотрим

верхнюю

лапу.

-На что она похожа?

-Что

меньше,

верхняя

лапа

или

туловище?

-Где находится верхняя лапа?

-Верно, верхняя лапа меньше туловища,

расположена на туловище касаясь его.

-Рассмотрим

с

вами

нижнюю

лапу.

-Отличается нижняя лапа от верхней?

-Туловище.

-Овальной формы.

-Голова.

-Круглой формы.

-Голова меньше,

чем туловище.

-Над туловищем.

-Нет, они касаются

между собой.

-Лапы.

-Верхние

и

нижние лапы.

-Похожа

на

маленькую

сосиску.

-В. лапа меньше,

чем туловище.

-На

туловище,

верхней

части

соприкасаясь

с

ним.

-Такая

же,

похожая

на

сосиску.

что

меньше,

нижняя

лапа

или

туловище?

-Где находится нижняя лапа?

-Верно, нижняя лапа меньше туловища,

расположена в нижней части туловища

касаясь его.

- Ребята, а сейчас давайте сравним, что

больше, верхняя лапа или нижняя?

-Ребята, а сколько лап у животных?

-Почему мы видим только две лапы?

-Действительно, лапы у белочки похожи

на

сосиски,

меньше,

чем

туловище,

расположены на туловище, касаясь его.

Видим 2 лапы, так как белочка сидит

боком.

- Посмотрите, что еще есть у белки?

(показ педагога)

- На что он похож?

-Где находится хвост?

-А есть ли расстояние между туловищем

и

хвостом?

-Действительно, хвост белки похож на

крючок,

он

равен

высоте

длины

туловища и головы белки.

Рассмотрим

голову

внимательнее.

-Обратите внимание, что есть на голове у

белки?

-На что похожи?

- Что меньше уши или голова?

-Сколько ушей?

-Уши одинаковые?

-Н. лапа меньше,

чем туловище.

-Нижняя

лапа

находятся

на

туловище

в

нижней

части,

касаясь его.

-Нижняя

лапа

больше,

чем

верхняя лапа.

-4.

-Потому что белка

изображена сбоку.

-Хвост.

-На

крючок

(Длина

хвоста

равно

длине

головы).

-Хвост

находится

за

спинкой,

поднимается

вверх.

-Нет,

они

соприкасаются.

-Уши.

-На треугольники

с

кисточками.

- Уши меньше, чем

голова)

-2.

-Да,

одинаковые

-У белки 2 уха, они треугольной формы и

одинакового размера.

-Где находятся уши?

-Где именно находятся уши на голове?

-Да, ребята. Уши у белки треугольной

формы,

расположены

на

голове.

- Что еще есть у белочки?

-Рассмотрим глаза.

-Какой формы?

-Что меньше глаза или голова?

-Где расположен глаз? Где именно?

-Почему видим только один глаз?

-Что

еще

есть

у

белочки?

-Где расположен нос?

-Есть ли у белочки рот?

-Совершенно верно, у белки есть глаз,

нос и ротик, которые расположена на

голове.

5 этап:

-Ребята,

посмотрите,

какого

цвета

белочка?

-Что у белочки другого цвета?

-Какого они цвета?

-Действительно,

белочка

оранжевого

цвета с добавлением коричневого цвета,

кисточки, глаза, нос и ротик черного

цвета.

6 этап:

-Вот

такую

рыжую,

пушистую,

хвостатую, милую белочку мы с вами

сегодня будем рисовать.

-Ребята, мы же с вами видели живую

белочку, когда были на экскурсии.

по

форме

и

размеру.

-На

голове,

соприкасаясь

с

головой.

-Между

серединкой.

-Глаза.

-Круглой формы.

-Глаза

меньше,

чем голова.

-На

голове.

В

центре.

-Изображена

с

боку.

-Нос.

-На

голове,

под

глазами

по

середине.

-Да,

его

еле

заметно.

-Оранжевого цвета

с

добавление

коричневого

оттенка.

-Глаз,

нос,

кисточки на ушах.

-Черного.

Варианты

образцов

Тестовые рисунки

-Куда белка прячет свои запасы?

-Что делала белка?

-Ребята, расскажите, как мы должны

относится к белочке, если увидим ее в

лесу?

-Ребята, а в лесу мы с вами какого цвета

белку

видели?

(показ

образцов

Приложение 2)

-А только такого цвета она может быть?

-В какое время белка может быть серым

цветом?

-А сейчас у нас какое время года? Верно,

поэтому мы и будем с вами рисовать

рыжую белку.

- Ребята, посмотрите, какие рисунки

белочек получились у другой группы.

(Показать). Они очень старались, но,

мне

кажется,

некоторые

белочки

не

совсем похоже на настоящих. Что же

здесь не так? И чтобы нам с вами

избежать

таких

же

ошибок,

давайте

рассмотрим рисунки. (выставляется 1

серия

тестовых

рисунков

«форма»

Приложение 3).

-Найдите тот рисунок, на котором форма

туловища белки больше всего похожа.

-Почему нам подходит рисунок под

цифрой 3?

-Почему не подойдет форма под цифрой

1?

-Почему

не

подходит

форма

под

номером

2?

-Совершенно верно, правильная форма

туловища белки овальная, похожая на

фасолину, она изображена под номером

3.

(выставляется 2 серия тестовых рисунков

«размер» Приложение 3) -аналогично 1.

(выставляется 3 серия тестовых рисунков

«конкретная часть» Приложение 3) -

аналогично 1.

-В дупло.

-Прыгает,

скачет,

запасает.

-Не

пугать,

не

ловить, не кидать в

нее шишки….

-Оранжевого,

рыжего.

-Нет, она бывает

еще серой.

-Зимой.

-Осень.

Варианты

ответов детей

-Под цифрой 3.

-Больше

всего

подходит

форма

туловища белки.

-Форма

не

правильная.

-Не

подходит.

Треугольная.

аналогично 1

аналогично 1

Показ способов

действий

-Ребята, сегодня как мы уже с вами

сказали

будем

рисовать

мы

…..

-Посмотрите,

вот

такую

пушистую,

рыжую, милую белочку сегодня мы с

вами нарисуем.

-А скажите, пожалуйста, с какой части

тела мы начнём рисовать?

-Мы с вами уже сегодня говорили, на что

похожа туловище?

-Скажите, пожалуйста, чем отличается

овал от фасолины?

-Совершенно верно, да.

-Ребята, посмотрите, что делает Белочка?

-Да, верно. Посмотрите на схему. Сейчас

я покажу как нарисовать белку используя

данную схему. У каждого из вас на

листах будет точно такая же схема.

Приложение 4.

-Схема

поможет

шаг

за

шагом

нарисовать белочку, располагая каждую

часть тела на своем месте. Находим

точку начало самой длинной палочки и

сначала обозначаем границы спинки. Она

у белочки плавная прогибается. Затем

рисуем грудь, она у белочки широкая

животик втянут. Беру кисть, набираю

краску

оранжевого

цвета.

Начинаем

рисовать сверху и ведем вниз. Кладу

кисть всем ворсом и веду плавно не

отрывая. Далее прорисовываем грудь и

животик. Рисуем сверху внизу. Кладу

кисть всем ворсом, веду плавно, не

отрывая.

-Посмотрите,

пожалуйста,

а

что

мы

дальше будем делать?

-Совершенно

верно,

закрашиваем

дугами.

-На что стало похоже туловище?

-Что мы дальше будем рисовать?

-Какой она форма?

-Как мы будем рисовать круг?

-Совершенно

верно.

Голова

круглой

формы, рисуем две дуги и закрашиваем

дугами.

Вы

рисовать

круг

умеете,

-белочку.

-С туловища.

-На фасоль.

-С двух сторон мы

прижимаем как бы

пальчиками и

получается

фасоль. -Сидит.

Слушают

-Закрашивать.

-На фасоль.

-Голову.

-Круглой.

-2 дуги и также

закрашивать -

дугами.

поэтому я не буду вам показывать.

(первый

рисунок

убирается,

выставляется

туловище

с

уже

нарисованной головой)

-Обратите

внимание

на

голову

и

туловище, что между ними не хватает?

-А что нужно сделать, чтобы получилось

шея?

-Верно, рисуем две смотрящие дуги и

закрашиваем тоже дугами. Беру кистью

краску оранжевого цвета, кладу кисть

всем

ворсом,

рисую

две

дуги

и

закрашиваю

дугами.

-Что следующим будем рисовать?

-С каких лап мы начнём рисовать?

-Лапа верхняя у белки короткая состоит

из бедра, колено и ступни. Сначала

рисуем бедро, рисуем его двумя дугами,

далее рисуем плавную линию и у нас

получается верхняя лапа. Рисуем сверху

вниз. Беру кистью краску оранжевого

цвета, кладу кисть всем ворсом, рисую

две дуги и кистью всем ворсом провожу

плавную

линию,

закрашиваю.

Получилась верхняя лапа у белки.

-Что мы дальше будем делать?

-У нижней лапы очень выражено колено,

оно в форме дуги и внизу пяточка в виде

острого уголка. Начинаем рисовать от

середины туловища дугой. Беру кистью

краску оранжевого цвета. Кладу кисть

всем ворсом провожу дугу, внизу делаю

пяточку

виде

острого

уголка.

Закрашиваем дугами. -Ребята, а что мы

дальше будем рисовать? Что у белки

самое пушистое? На что он похоже?

- Рисуем сверху вниз. Беру кистью

краску оранжевого цвета, кладу кисть

всем ворсом, веду две плавные линии

вниз и закрашиваю дугами.

-Обратите внимание на голову, она у нас

- Шеи.

- Нарисовать две

смотрящие дуги и

закрасить их.

- Лапы.

-Верхнюю лапу.

-Рисовать нижнюю

лапу.

-Хвост. На

крючок.

- Немного

вытянутая.

круглая или немного вытянутая?

-Совершенно верно голова у белочки

немного вытянутая это у неё мордочка.

-А что у белки есть на голове?

-Какой они формы?

-Сколько их?

(рисунок

убирается,

выставляется

рисунок уже нарисованными ушами)

-Ребята, посмотрите, а что еще есть у

белки?

-Шерстка, она какая?

-Верно, а как мы можем сделать белку

пушистой?

-Совершенно верно, я беру жёсткую,

сухую

кисть,

набираю

краску

коричневого цвета и техникой набивки

по

делаю

хвосту

белки,

получается

пушистый хвост.

-А у белки только один хвост пушистый?

-Совершенно верно, беру кисть жёсткую,

набираю коричневую краску и техникой

набивки делаю на спинке, слегка на

голове, верхней лапке, на нижней лапке и

можно добавить на ушки.

-Что еще не хватает? (показ педагога)

-Верно, необходимо добавить кисточки

на уши. Далее хорошо споласкиваю

кисточку, обмакиваю её об салфетку и

беру краску чёрного цвета для того,

чтобы сделать на ушах кисточки, делаю

также техникой набивки и получается у

нас

красивые

кисточки.

-Что ещё нам осталось нарисовать?

-Вы уже умеете это рисовать поэтому я

не буду показывать, вы справитесь с

этим

самостоятельно.

Прорисовать

-Уши.

-Треугольной

формы.

-2.

-Шерстка.

-Пушистая.

- Взять жёсткую

кисть и техникой

набивки сделать

белку пушистой.

- Нет, мех

присутствует и на

теле белки.

-Кисточек на

ушах.

- Глаз, нос, рот.

-Кистью, которой

рисовали части

тела.

детали какой кистью мы будем?

(рисунок

убирается,

выставляется

рисунок с прорисованными деталями)

Физкультминутк

а

-Ребята, перед тем, как мы с вами начнем

рисовать,

я

предлагаю

вам

немного

отдохнуть. Давайте все вместе выполним

физкультминутку.

Мы как белки в лесу сидели.

Шишки собирать мы захотели.

Встали, к солнцу потянулись, и друг

другу улыбнулись.

По лесу мы побежали, все грибочки

увидали!

Наклонились, каждый взял.

И в корзинку положил!

-Молодцы, вы отдохнули и готовы к

работе!

Дети приседают на

корточки.

Имитирует

сбор

шишек. Встают и

тянутся

на

носочках.

Улыбаются

друг

другу.

Бегут

на

месте.

Останавливаются

и

осматриваются.

Наклоняются,

имитируют

складывание

грибов в корзину.

Словесное

воспроизведение

способов действий

-Ребята,

вспомним,

как

и

в

какой

последовательности вы будете рисовать

белку?

-С чего будем рисовать?

-А далее, что мы будем рисовать?

-После того, как вы нарисуете туловище,

голову, шею, что будете рисовать?

-Зачем что?

-Верно, хвост, уши.

-Далее, что делать будете?

-Какой техникой будете делать шерстку?

-Что еще будете делать этим методом?

-С туловища.

-Рисуем голову,

затем соединяем

голову с

туловищем, чтобы

получилась шея.

-Лапы. Начнем

рисовать с

верхнюю лапу,

потом нижнею

лапу.

-Рисуем хвост. И

рисуем уши у

белки.

-Делать шерстку

на хвосте, теле,

голове, лапах,

ушах.

-Техникой

набивки.

-Кисточки на

-И как мы завершим?

-Все верно вы сказали.

-Где мы будем располагать рисунок?

-Совершенно верно, рисуем крупно, в

центре листа.

ушах.

-Прорисовываем

дополнительные

части – глаз, нос,

рот.

-В центре,

рисовать крупно.

Самостоятельная

деятельность

-Мы с вами проговорили, как нарисовать

белку, все подробно разобрали. А сейчас

я предлагаю творить вам. Ведь белочке

нужны подружки-помощницы как можно

скорее.

-Напомните,

как

будете

работать

с

кистью?

-Спинки прямые, ноги стоят на полу.

Старайтесь работать аккуратно.

Вперед, я в вас верю.

Процесс

сопровождается

спокойной

музыкой.

Входе рисования педагог осуществляет

индивидуальный

показ,

советует,

помогает, если это необходимо.

Напоминает о работе с кистью, следит

за осанкой в течении всего процесса. По

окончанию работы напомнить детям,

что

необходимо

тщательно

прополоскать кисти, убрать все на край

стола.

-Не оставлять

вводе. Опускать

ворс кисти в гуашь

до металлического

наконечника.

Тщательно

споласкивать

кисть при смене

краски.

Анализ детских

работ

-Ребята, какие замечательные белочки у

вас получились! Вы все очень старались!

-Давайте теперь посмотрим на ваши

работы

внимательно-внимательно,

как

настоящие

художники,

и

попробуем

найти

в

каждом

рисунке

что-то

особенное (выставляются работы)

-Какой рисунок вам нравится больше

всего? Почему тебе понравился именно

этот рисунок?

-На каком рисунке белочка получилась

пушистой? Что сделал художник, чтобы

она стала пушистой?

Примерный

ответ

ребенка: Мне нравится

вот этот (показывает),

потому

что

белочка

улыбается

/

она

красивая

/

у

неё

большие глаза.

Примерный

ответ

ребенка:

Вот

эта

белочка

пушистая

-На каком рисунке видны все части

белочки: и голову, и туловище, и лапки,

и хвост, и даже кисточки на ушках?"

-Посмотрите, на какой белочке все части

тела

голова,

туловище,

хвост

подходят друг к другу по размеру? Как

будто

все

"подружились"?

-На

каком

из

рисунков

белочка

получилась самая яркая, как настоящая?

Какого цвета её шубка?

-Какая

белочка

на

рисунке

самая

большая,

и

она

"сидит"

прямо

посерединке

листа?

-Ребята,

давайте

посмотрим

на

этот

рисунок (показывает). Что бы вы лично

захотели

добавить

на

этот

рисунок,

чтобы он стал ещё ярче или чтобы на нем

появилось что-то особенное?

-А этому рисунку, чтобы вы хотели

добавили?

-Посмотрите еще раз на все белочки!

Они все такие разные, но каждая –

совершенно особенная! Это потому, что

каждый

из

вас

нарисовал

белочку,

которую он представил в своей голове и

почувствовал в своем сердце. И это

самое ценное!

(показывает).

Здесь

(показывает

на

тычок/короткие

штрихи)

много-много

маленьких

точек

/

волосинок

.

Примерный

ответ

ребенка:

У

этой

белочки

(показывает)

всё есть! И носик, и

глазки, и хвостик!

Примерный

ответ

ребенка: "Вот у этой

белочки

(показывает)

голова

маленькая,

а

хвост большой, как у

настоящей.

Примерный

ответ

ребенка:

Вот

эта

белочка

(показывает)

очень

яркая.

Она

оранжевая / рыжая.

Примерный

ответ

ребенка:

"Вот

эта

белочка

(показывает)

большая-большая, и она

ровно посередине.

Например:

бы

нарисовал

солнышко!"

"А я бы добавил много-

много

осенних

листочков!"

-Побольше бы кисточки

на ушах.

Заключительная

часть

-Ребята, давайте похлопаем друг другу –

мы сегодня проделали большую работу!

-Кто

может

рассказать,

какой

этап

рисования был самым интересным?

-А что показалось сложным? В чем были

трудности.

-Как вы думаете, похожа наши белочки

на тех, которые мы видели с вами в лесу?

Ответы детей

-

В течении всего занятия вы меня

внимательно

слушали,

были

дисциплинированы,

верно

следовали

моим инструкциям. Я вижу, что каждый

из вас старался, вложил частичку своей

души в свою белочку. Я обязательно

соберу все эти чудесные рисунки и

отправлю их нашей лесной белочке.

Представляете, как она обрадуется таким

ярким

помощникам.

Уверена,

что

белочка

будет

довольна

такими

помощницами.

Благодарю

вас

за

работу.

Давайте

аккуратно уберем свои рабочие места.

Всем спасибо!

Приложение 1

Приложение 2

3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5