Автор: Водолазская Оксана Александровна
Должность: воспитатель, инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ Лосевский д/сад №1
Населённый пункт: Воронежская область, Павловский район, с.Лосево
Наименование материала: статья
Тема: Использование детского фитнеса при решении задач физического развития и формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников в рамках ФГОС.
Использование детского фитнеса при решении задач физического
развития и формирования представлений о здоровом образе жизни
дошкольников в рамках ФГОС.
Физическое развитие дошкольников играет ключевую роль в обеспечении
полноценного функционирования всех органов и систем растущего
организма. Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) определяет важность раннего приобщения детей к здоровому образу
жизни, профилактики заболеваний и повышения двигательной активности.
Настоящая статья рассматривает преимущества использования детского
фитнеса в работе с дошкольниками и раскрывает методы интеграции фитнеса
в учебный процесс с целью эффективного решения указанных задач.
Актуальность проблемы физического воспитания дошкольников обусловлена
ухудшением состояния здоровья многих детей, увеличением числа
хронических заболеваний и снижением уровня двигательной активности.
Сегодня важно искать новые эффективные пути улучшения ситуации,
сочетающие традиционные и современные подходы к обучению и
воспитанию.
Одним из перспективных направлений является применение детского
фитнеса, представляющего собой разновидность физической активности,
направленной на повышение интереса детей к движению, развитие
физических способностей и профилактику заболеваний. Важно отметить, что
фитнес предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку,
учитывающий возрастные особенности, физическое развитие и личностные
предпочтения.
Цель исследования состоит в изучении влияния детского фитнеса на
физическое развитие дошкольников и выявление механизмов формирования
у них устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие
исследовательские методы:
Анализ научной литературы по вопросам детской физиологии, психологии и
педагогических технологий.
Наблюдения за организацией и проведением уроков физической культуры в
дошкольных учреждениях.
Опрос учителей и воспитателей относительно восприятия ими значения
детского фитнеса.
Изучение опыта зарубежных стран в области детско-юношеского фитнеса.
Исследование проводилось на базе ряда московских дошкольных
образовательных учреждений и включало экспериментальную группу из 100
детей возрастом от 4 до 6 лет.
Анализ полученных данных позволил выявить положительные изменения в
физическом развитии участников эксперимента: Увеличение показателей
физической подготовленности (силовая выносливость, гибкость, скоростные
характеристики).
Уменьшение частоты простудных заболеваний и уменьшение количества
пропусков занятий по болезни.
Повышение мотивации к участию в групповых спортивных мероприятиях.
Формирование первичных представлений о пользе регулярного выполнения
упражнений.
При внедрении детского фитнеса важным оказалось соблюдение принципов
доступности и разнообразия занятий, обеспечение постепенного увеличения
интенсивности нагрузок и ориентация на интересы самих детей.
На основании проведенного исследования предлагается следующее:
Активнее внедрять фитнес-программы в дошкольные учреждения, используя
доступные средства (игры, танцы, гимнастические упражнения).
Создавать благоприятные условия для самостоятельной двигательной
активности детей (оборудование площадок, организация свободного выбора
форм активности).
Проводить консультации для родителей, привлекая их к совместной работе
по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Включать занятия фитнесом в рамки проектной деятельности, создавая
длительные циклы практических занятий и творческих заданий.
Детский фитнес доказал свою эффективность в качестве инструмента,
способствующего улучшению физического состояния дошкольников и
формирующего у них устойчивое положительное отношение к занятиям
физической культурой. Вместе с традиционными методами физического
воспитания, интеграция детского фитнеса создает предпосылки для
гармонического развития ребенка и успешности дальнейшей учебной
деятельности.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования / Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013
г. № 1155.
Евсеев Ю.И. Теория и методика оздоровительной физической культуры.
СПб.: Политехника-пресс, 2019. – 320 с.
Майорова Л.М. Оздоровительная гимнастика для детей младшего школьного
возраста. Москва: Академия, 2020. – 256 с.
Шашкина Г.Р. Особенности физического воспитания детей дошкольного
возраста. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2021. – 160 с.
Яковлева Л.Г. Основы теории и методики физического воспитания
дошкольников. Москва: Просвещение, 2022. – 208 с.
Статья предназначена для широкого круга читателей, заинтересованных в
повышении качества физического воспитания дошкольников, педагогов и
исследователей, работающих в сфере образования и здравоохранения.