Напоминание

Современные образовательные технологии обучения английскому языку

Автор: Сметанина Юлия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №36 им. Героя Советского Союза А. И. Покрышкина
Населённый пункт: с. Дефановка МО Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии обучения английскому языку







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современные образовательные технологии обучения английскому

языку

В настоящее

время образование в условиях ФГОС, в которых описано

не только содержание, но и требования к результатам обучения требует

инновационных

подходов

в

организации

учебного

процесса.

Новые

информационные технологий − это не только новые технические средства,

но

и

новые

формы

и

методы

преподавания,

новый

подход

к

процессу

обучения.

Основной

целью

обучения

иностранным

языкам

является

формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение

практическому

овладению

иностранным

языком.

Современные

педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная

методика, использование новых информационных технологий, Интернет –

ресурсов,

помогают

реализовать

личностно–ориентированный

подход

в

обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с

учетом способностей школьников.

Технологии обучения.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности

обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко

заданный результат. Термин «технология» имеет понятия:

технология обучения, что означает разработку оптимальных методик

обучения;

технология в обучении.

Под последним определением понимают использование технических средств

обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных

учебников и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что

применение

технологий

направлено

на

совершенствование

приемов

воздействия на учащихся при решении дидактических задач. С помощью

технологий

учителя

стремятся

превратить

обучение

в

«производственно-

технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М.В.).

Педагогическую

технологию

определяют

как

оптимально

организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии

в

том,

что

в

ней

проектируется

и

реализуется

такой

учебный

процесс,

который

гарантирует

достижение

поставленных

целей.

При

этом

деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность

учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в

определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их

выполнение

предполагает

достижение

ожидаемых

результатов,

которые

можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально

определить

все

то,

что

способствует

реализации

заданных

целей.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся

выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы,

урока)

и

должна

гарантировать

всем

учащимся

достижение

и

усвоение

обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При

этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические

процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

В технологии обучения принята установка на четкое управление учебным

процессом

с

точно

заданными

целями.

Основная

цель

педагогических

технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и

учащихся

(т.

е.

методов

обучения),

которая

направлена

на

обеспечение

планируемых

результатов.

К

главным

признакам

технологии

обучения

относят:

■ четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание

значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию

учебной деятельности школьников;

■ построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей

и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и

форм организации учебной деятельности школьников;

■ обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);

выполнение

указаний

учителя

форме

приемов

учебной

работы,

алгоритмов)

организацию

самостоятельной

работы

учащихся,

направленную

на

решение проблемных учебных задач;

■ широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки

результатов обучения.

Виды педагогических технологий.

В дидактике выделяют три основные группы технологий:

■ технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в

информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной

деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-

организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так

и специальных (предметных) умений;

технология

личностно−ориентированного

обучения,

направленная

на

выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка

путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е.

перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие

личности (Якиманская И.С);

■ технология

развивающего

обучения,

в

основе

которой

лежит

способ

обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного

развития школьника.

Каждая из этих групп, включает несколько технологий обучения. Так, группа

личностно-ориентированных

технологий

обучения

включает

технологию

разноуровненного

(дифференцированного)

обучения,

коллективного

взаимообучения,

технологию

полного

усвоения

знаний,

технологию

модульного

обучения

и

др.

Эти

технологии

позволяют

учитывать

индивидуальные

особенности

учащихся,

совершенствовать

приемы

взаимодействия учителя и учащихся. Задача учителя при этом заключается в

выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного

материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности. В

процессе

реализации

технологий

личностно-ориентированного

обучения

целесообразно соблюдение следующих условий:

■ структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к

каждому

из

них

познавательных

учебных

задач

(иногда

проблемного

характера),создающих у школьников познавательную потребность;

■ создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный

смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько

мотивами, отношением их к предмету;

■ постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием

направлены на программирование направленности деятельности учащихся на

учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;

■ реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации,

создания условий интеллектуального затруднения.

Классификация современных педагогических технологий

По уровню применения:

Общепедагогические,

Частно-предметные, отраслевые,

Локальные, модульные, узкометодические.

По ведущему фактору психического развития:

Биогенные,

Социогенные,

Психогенные,

Идеалистические

По ориентации на личностную структуру:

Информационные,

Операционные,

Саморазвития

Формирования,

Эвристические

По характеру содержания и структуре:

Обучающие, воспитывающие;

Религиозные, светские;

Общеобразовательные, профильные;

Гуманистические , технократические;

Монотехнологические, политехнологические

По организационным формам:

Классноурочные, альтернативные;

Академические, клубные;

Индивидуальные, групповые;

Коллективные, дифференцированные

Современные

образовательные

технологии,

которые

используются

для

формирования

иноязычной

коммуникативной

компетенции

школьника,

являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды,

которая

обеспечивает

личностно-ориентированное

взаимодействие

всех

участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-

то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не

создаст

максимально

эффективных

условий

для

раскрытия

и

развития

способностей

учащихся

и

творческого

поиска

учителя.

Современные

технологии

обучения

иностранному

языку

аккумулируют

успешную

информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать

любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием,

целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части

учащихся

положительной

мотивации

к

изучению

иностранного

языка.

Положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при

изучении

иностранного

языка

они

сталкиваются

со

значительными

трудностями

и

не

усваивают

материал

в

силу

своих

психологических

особенностей.

Все

больше

и

больше

учителей

обращаются

в

процессе

обучения

иностранному

языку

к

проектной

методике

как

к

одному

из

современных продуктивных

творческих подходов, успешно

реализующих

основные цели обучения иностранному языку в формировании учащихся

необходимых коммуникативных и речевых навыков и умений, позволяющих

им

общаться

на

иностранном

языке.

Основное

предназначение

метода

проектов

состоит

в

предоставлении

учащимся

возможности

самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических

задач

или

проблем,

требующего

интеграции

знаний

из

различных

предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической

технологии,

то

эта

технология

предполагает

совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей

сути.

Преподавателю

в

рамках

проекта

отводится

роль

разработчика,

координатора,

эксперта,

консультанта.

Данная

технология

способствует

развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение и

любознательность. В ходе подготовки проектов раскрывается творческий и

интеллектуальный

потенциал

учащихся.

Метод

проектов

учит

вести

исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать

проблемы.

Метод

проектов

может

использоваться

при

обучении

иностранному языку практически по любой теме, так как отбор тематики

проведен с учетом практической значимости для школьника.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными

и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может

вести

работу

над

проектом

в

Интернете,

при

этом,

будучи

разделены

территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход

работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены

в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос

проекта

и

всесторонне

осветить

ход

его

получения,

то

есть

само

исследование.

Технология развития критического мышления учащихся предполагает

постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно

решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный

характер,

каждый

генерирует

свои

идеи,

формулирует

свои

оценки

и

убеждения

независимо

от

остальных,

находит

собственное

решение

проблемы

и

подкрепляет

его

разумной,

обоснованной

и

убедительной

аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как

всякая

мысль

проверяется

и

оттачивается,

когда

ею

делятся

с

другими.

Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при

сравнении

имевшихся

ранее

знаний

и

понятий

с

вновь

полученными.

Существуют

различные

формы

работы,

предусматривающие

развитие

критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия,

диалог, ролевая игра и т. д.

Особое место занимает технология исследования, где учащиеся выходят на

высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового

проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной

базовой

моделью

в

рамках

исследования

является

модель

обучения

как

творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению

гипотез,

их

проверке,

познавательной

рефлексии

над

результатами

и

процессом

познания.

Вариантами

модели

исследовательского

характера

являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение

проблемных задач и т. д.

Использование

элементов

интенсивного

обучения,

но

не

за

счет

дополнительных

часов

по

предмету,

а

подбором

методов

и

приемов,

позволяют “погружать” учащихся в иноязычную среду, где возможно не

только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к

межкультурной коммуникации важно дать учащимся весь спектр знаний о

культуре, обычаях и традициях Великобритании, с тем, чтобы учащиеся

имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения.

Моделирование

ситуаций

диалога

культур

на

уроках

английского

языка

позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей

стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру

нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами

английского

языка.

Такой

подход

возможен

только

при

условии

использования аутентичных учебных пособий.

«Языковой

портфель»-

это

инструмент

самооценки

собственного

познавательного,

творческого

труда

ученика,

рефлексии

его

собственной

деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащегося.

Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания

школьникам

по

отбору

материала

в

портфель;

анкеты

для

родителей,

заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами

ученика; параметры и критерии оценки, вложенных в портфель

работ.

Экспериментальная технология создания портфолио является способом

наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения,

возможностью продемонстрировать способности и практически применить

приобретенные

знания

и

умения.

Портфолио

позволяет

учитывать

результаты,

достигнутые

учеником

в

разнообразных

видах

деятельности:

учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом

практико-ориентированного,

действительного

подхода

в

образовании.

Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но

и

формируя

банк

данных

о

своих

достижениях

за

весь

период

учебы

(проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой

деятельности),

что

несомненно

будет

востребовано

при

поступлении

в

высшее учебное заведение.

Информационно-коммуникативные

технологии находят

все

большее

применение

в

организации

учебного

процесса,

позволяют

продуктивно

рассмотреть

все

возможные

аспекты

(от

лингвистического

до

культуроведческого),

совершенствуют

иноязычную

речевую

деятельность.

Их

использование

способствует

совершенствованию

лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию

культуры

общения

в

электронной

среде,

повышению

информационной

культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск,

обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов

научно-исследовательской деятельности учащимися.

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся,

связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и

задания,

которые

выполняются

учащимися.

Основное

отличие

интерактивных

упражнений

и

заданий

от

обычных

в

том,

что

они

направлены и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько

на

изучение

нового.

Современная педагогика

богата

целым

арсеналом

интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1.

Творческие задания

2.

Работа в малых группах

3.

Обучающие

игры

(ролевые

игры,

имитации,

деловые

игры

и

образовательные игры)

4.

Использование

общественных

ресурсов

(приглашение

специалиста,

экскурсии)

5.

Социальные

проекты

и

другие

внеаудиторные

методы

обучения

(социальные

проекты,

соревнования,

радио

и

газеты,

фильмы,

спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

6.

Разминки

7.

Изучение

и

закрепление

нового

материала

(интерактивная

лекция,

работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик

в роли учителя», «каждый учит каждого».

8.

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания,

которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации,

а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент

неизвестности

и

имеют,

как

правило,

несколько

подходов.

Творческое

задание

составляет

содержание,

основу

любого

интерактивного метода.

Творческое

задание

(особенно

практическое

и

близкое

к

жизни

обучающегося)

придает

смысл

обучению,

мотивирует

учащихся.

Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное»

решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги,

друга,

позволяют

создать

фундамент

для

сотрудничества,

сообучения,

общения

всех

участников образовательного

процесса,

включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для

педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы

следующим критериям:

1.

не имеет однозначного и односложного ответа или решения

2.

является практическим и полезным для учащихся

3.

связано с жизнью учащихся

4.

вызывает интерес у учащихся

5.

максимально служит целям обучения

Если учащиеся

не привыкли работать творчески, то следует постепенно

вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как

она

дает

всем

учащимся

том

числе

и

стеснительным)

возможность

участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного

общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение,

разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в

большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих

интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные

слушания,

почти

все

виды

имитаций.

При

организации

групповой

работы,

следует

обращать

внимание

на

следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями

и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка

знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут

прилагать

усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции

максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более

одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо

записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять

группе достаточно времени на выполнение задания.

В практической деятельности учителю вовсе не обязательно использовать

одну

технологию.

Лучше

всего

было

интегрировать

несколько

образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Занимаясь

интегрированием

современных

образовательных

технологий

в

процессе

обучения

иностранному

языку

для

формирования

коммуникативной

компетенции

школьника,

на

протяжении

ряда

лет

тщательно

изучая,

апробируя

и

адаптируя

инновационные

идеи

современных

российских

и

зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная

педагогическая

система

способствует

раскрытию

субъективного

опыта

ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной

работы,

воспитанию

нравственных

идеалов,

развитию

критического

мышления,

адекватной

оценки

и

самооценки,

самосовершенствованию

каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.

(Павлова Д. Д. Современные технологии обучения иностранным языкам //

Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 471-473).