Напоминание

"Особенности развития памяти у детей в дошкольном возрасте"

Автор: Багдасарян Айкануш Армавировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 дошкольное отделение "Березка"
Населённый пункт: г.о. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития памяти у детей в дошкольном возрасте"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ ШКОЛА № 10 (дошкольное отделение «Березка»)

Московская область, г.о Серпухов

Воспитатель: Багдасарян А.А.

Статья: «Особенности развития памяти в дошкольном возрасте»

02.12.2025г.

Единственное сокровище человека - это его память.

Лишь в ней - его богатство или бедность.

Адам Смит

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации

воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания

некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы

запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Различают такие виды памяти, как:

непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями,

сохраняются сами собой;

произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо

говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание,

мышление активно развиваются, появляется способность к анализу.

Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе,

особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный

год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности

развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого

компонента, произвольного запоминания.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к

запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминаются люди,

события, в старшем дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно

долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно

припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство

оставляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему

дошкольному возрасту.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это

значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-

либо запомнить.

Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания.

Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера.

Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что

произвело на него впечатление, что было интересно.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то,

что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие

признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без

внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию

двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом

выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий

первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги,

рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить

игровые,

танцевальные

движения,

успевая

наблюдать

за

другими,

координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой

функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают

рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно

выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность

развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит

от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой

мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в

процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок

запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки

разложить по своим местам, например, отложить отдельно вещи, которые

подходят

для

сада,

кухни,

детской

комнаты,

двора.

Непроизвольное

запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых

ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное

воспроизведение - единственная форма работы памяти.

Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных

конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие

черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные

признаки, частные детали объектов. Ребенок еще не может поставить перед

собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет

для этого специальных приемов. Когда детям трех лет предъявляли серию

картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить,

подавляющее большинство детей вели себя совершенно одинаково. Бросив на

картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил

взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по

поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта,

связанные с картинками («Очки-здесь на глазки накладывают»; «Это - бабочка,

называется червяка»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а

сливы маленькие» и т.п.). Однако никаких действий, направленных на то,

чтобы запомнить, у детей не наблюдалось.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают

складываться

в

среднем

дошкольном

возрасте

и

существенно

совершенствуются у старших дошкольников. Наиболее благоприятные условия

для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в

игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком

взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая,

например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине

определенные

предметы,

оказывается

выше,

чем

количество

слов,

запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Для детской памяти характерна фотографичность. Дети могут легко заучить

наизусть стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая

сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит

его, напомнит пропущенную деталь. В возрасте 5-6 лет у детей начинает

формироваться произвольная память, наряду с преобладанием наглядно-

образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается

память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более

существенные признаки предметов, особенно в процессе игровой деятельности.

Таким образом, в дошкольном возрасте память существенно развивается от

наглядно-образной к словесно-логической, от непроизвольной к произвольной.

Один из важных путей генезиса памяти дошкольника - развитие ее

опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в

частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной

памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве заместителя

другого. Это сближает память с мышлением, развивает знаково-символическую

функцию

сознания.

Существенно

совершенствуется

запоминание,

дети

начинают овладевать приемами запоминания.