Автор: Касаткина Дарья Вячеславовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Музыкальное училище имени Гнесиных РАМ имени Гнесиных
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над аккомпанементом со студентами отдела "Вокальное искусство" на примере арии Родриго из оперы Дж. Верди "Дон Карлос". Навыки работы с клавиром, вопросы исполнительской интерпретации"
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
Музыкальное училище имени Гнесиных
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Работа над аккомпанементом со студентами отдела «Вокальное
искусство» на примере арии Родриго из оперы Дж. Верди «Дон Карлос».
Навыки работы с клавиром, вопросы исполнительской интерпретации»
Касаткиной Дарьи Вячеславовны
Москва 2025
1. Название дисциплины — Общее фортепиано.
2. Форма проведения занятий — индивидуальная.
3. Продолжительность открытого урока — 45 минут .
4. Сведения о группе, об ученике: Лю Фуюань, 4 курс специальность
«Вокальное искусство».
5. План открытого урока:
5.1.Тип урока: комбинированный урок.
5.2.Цель
открытого
урока:
обмен
опытом
с
коллегами
по
вопросу
исполнительской интерпретации и фортепианных трудностей.
5.3. Задачи открытого урока:
Образовательные:
✓
научить грамотной, поэтапной и упорядоченной работе над фортепианной
партией;
✓
сформировать навык оркестрового мышления в работе над музыкальным
текстом научить студентов использовать многообразие выразительных
средств и приемов звукоизвлечения;
✓
сформировать необходимые навыки и умения для работы в качестве
концертмейстера;
Развивающие:
✓
развить
интерес
к
концертмейстерской
работе;
✓
развить у студентов увлеченность совместным творческим процессом,
✓
научить слушать, понимать друг друга и общаться, как профессиональные
музыканты;
✓
раскрыть работу с аккомпанементом как одну из важных составляющих
специальности вокалиста;
Воспитательные:
✓
воспитать самостоятельность и активность;
✓
воспитание профессиональных навыков в качестве аккомпаниатора;
5.4. Методы обучения:
❖
словесные – объяснение исполнительских задач и особенностей работы с
клавиром;
❖
анализирующие – анализ оркестровой партии и, соответственно, темброво-
инструментального разнообразия музыкального текста;
❖
словесно-наглядные–демонстрация
преподавателем
необходимых
исполнительских приемов, различных приемов звукоизвлечения;
❖
практические
–
постижение
образно-эмоционального
содержания
музыкального
материала
и
воплощение
исполнительских
задач.
5.5. Средства обучения: клавир оперы Дж. Верди опера «Дон Карлос», ария
Родриго.
()
6.Содержание урока:
Вступительная часть:
Фортепианная партия клавира — переложение оркестровой партитуры.
В XVIII—XIX веках, несмотря на расцвет музыкального искусства, еще не
было
традиции
концертного
исполнения
оперных
произведений
в
сопровождении фортепиано. Аккомпаниатор обычно нужен был лишь для
проведения домашних репетиций. Ныне же концертмейстерская работа над
клавирами ведется и в оперных театрах, и в музыкальных учебных
заведениях. Естественно, что любой репетиционный процесс заканчивается
публичным выступлением, выходом исполнителя на концертную эстраду. Вот
здесь и возникают основные трудности на пути пианиста-аккомпаниатора.
Задачи концертного исполнения фортепианной партии в оперных ариях
и сценах во многом отличаются от аналогичных задач аккомпанемента в
романсах и камерных инструментальных пьесах, где эта партия сочинялась
специально для рояля. Естественно, что такой аккомпанемент создается с
учетом особенностей инструмента и обладает более или менее приемлемыми
пианистическими
качествами:
удобством
фактуры,
регистровой
красочностью, свойственной именно роялю, ясными задачами педализации и
т. д., что значительно облегчает задачу аккомпаниатора.
Тот факт, что фортепианная партия клавира — это переложение
оркестровой
партитуры,
главным
образом,
и
объясняет
специфику
фортепианных партий в клавирах опер: некоторая перегрузка фактуры,
множество «корявых», неудобных, а подчас и вовсе неисполнимых мест. При
этом звучание рояля должно напоминать слушателям оркестр с его
многоголосием и разнообразием тембров. Чтобы достичь этого, пианисту
необходимо иметь удобную (или хотя бы практически исполнимую)
фортепианную фактуру.
Характеризуя
исполнительские
и
педагогические
принципы
замечательного пианиста и дирижера Ф. М. Блуменфельда, Л. А. Баренбойм
отмечает: «В отдельных случаях Блуменфельд в колористических целях
несколько изменял фортепианную фактуру»
1
.
Хотя стремление обогатить фортепианное произведение новыми
красками представляется достаточно сложным, значительно труднее передать
почти буквально конкретные оркестровые краски на рояле. Если в первом
случае фантазия исполнителя свободна и он может импровизационно решать
вопросы «оркестровки» оригинального пианистического произведения, то во
втором
—
исполнителю
клавира
предписана
определенная
задача
воплощения авторской партитуры на фортепиано.
Из
упомянутой
выше
статьи
о
педагогических
принципах
Блуменфельда мы узнаем, как этот замечательный разносторонний музыкант,
один
из
крупнейших
аккомпаниаторов,
развивал
в
своих
учениках
правильное представление о способах воплощения на рояле оркестровых
звучностей. Показ оркестровых штрихов помогал активизировать слух и
воображение ученика для того, чтобы «помочь реализовать на фортепиано
1
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969, с. 120.
характерную особенность или манеру исполнения на том или другом
инструменте или хора. В поисках заданной оркестровой или хоровой
звучности
ученик
находил
разнообразные
фортепианные
краски»
2
.
Становится
вполне
ясным,
что
оркестровая
звучность
на
рояле
осуществляется, конечно, не буквально, а фигурально, то есть путем
образного использования красочных возможностей фортепиано
3
.
Основная часть:
1.
Исполнение
фортепианной
партии
арии
учащимся;
1) Работа над ритмом
– для успешного исполнения арии необходима
ритмическая и темповая устойчивость.
В этой связи необходимо показать студенту, как критически анализировать
подход к клавирному изложению, считая упрощения в оркестровых клавирах
не только допустимыми, но подчас и необходимыми, во имя достижения
основных целей в исполнении данного вида аккомпанемента, и реализации
задач,
связанных
с
особенностями
исполнительской
интерпретации.
2) Работа над основными приемами звукоизвлечения. В этой части работы
нужно исходить из стремления воплотить на рояле характерные звучности
различных групп оркестра, их тембральные различия и «удельный вес» в
общем потоке звучащей фактуры.
2.1 Обсуждение со студентом исполнения арии в оригинальном оркестровом
изложении. В этой части диалога отмечаем, какие группы инструментов
звучат в том или ином фрагменте арии. Далее детально работаем над
соответствующими приемами звукоизвлечения, техническими особенностями
и исполнительскими трудностями.
2.2 В 1 части арии имеет смысл работать отдельно над правой рукой, обращая
внимание
на
двухголосие
в
двойных
нотах
(две
трубы),
а
также
полифоническую составляющую. (валторна). В работе над левой рукой стоит
добиваться выразительного звучания шестнадцатых, имитируя струнную
группу
оркестра,
также
очень
важно
добиться
приглушенного,
но
полноценного
оркестрового
звучания
левой
руки
в
аккордах.
2.3 Далее во 2 части арии в арпеджио нужно поработать над фразировкой в
пассажах правой руки и обратить внимание на выразительное исполнение
удвоенного голоса. Отдельного внимания заслуживают многочисленные
тремолирующие фрагменты фактуры как в правой, так и в левой руке.
3) Работа над фразировкой считается творческой в прямом значении этого
слова, потому что эта работа приближает пианиста-концертмейстера к
дирижеру. Она вызывает необходимость обладания такими качествами, как
дирижерская
воля,
ритмическая
и
темповая
устойчивость,
умение
«цементировать» любые оперные и другие ансамбли, «вести» их, диктовать
им свой исполнительский замысел.
2
Баренбойм Л. Цит. изд., с. 118—119
3
Баренбойм Л. Цит. изд., с. 116.
4) Работа над педалью –
нужно объяснить студенту, как важно уметь
внутренне слышать оркестр, потому что не зная хотя бы основные
особенности
оркестровки
исполняемого
отрывка,
студент
не
сможет
грамотно использовать педаль, чтобы достичь желаемого звучания на рояле.
Педализация в фортепианной партии клавира подчиняется тем же задачам и
требованиям, воплотить на рояле характерные звучности различных групп
оркестра, их тембральные различия. Не редко педаль может отличаться
отходом от академических канонов. Обсуждение и проставление педали:
возможно вместе со студентом попробовать различные варианты, перед тем.
как
найти
желаемый
эффект
и
краску
звучания.
4) Заключительный этап - исполнить арию с педалью и фразировкой.
Заключительная часть:
1. Пояснение домашнего задания
ВЫВОД:
Исполнение произведений с аккомпанементом является обязательной частью
программы
по
курсу
фортепиано.
Этот
предмет
проходят
студенты
практически всех специальностей нашего училища.
Основную часть
программы
по
специальности
они,
как
правило,
исполняют
с
концертмейстером,
то
есть
с
аккомпанементом.
Поэтому
молодым
исполнителям, особенно учащимся вокального отделения, необходимо
овладеть основными навыками концертмейстерской деятельности, чтобы
аккомпанировать
себе
при
разучивании
репертуара.
Занимаясь
аккомпанементом, студенты учатся более внимательно относиться к партии
фортепиано, что очень важно. Ведь профессионализм концертмейстера
способствует удачному выступлению солиста на сцене. Поэтому задача
педагога и студента - это тщательная работа над аккомпанементами
различных вокальных жанров и разного уровня сложности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства /
Баренбойм, Л. А. — Л.: Музыка, 1969.— 288 с.
2.
Смирнов, М. А. О работе концертмейстера: учебное пособие для
фортепианных факультетов музыкальных вузов / Смирнов, М. А. — М.:
Музыка, 1974.— 159 с.
3.
Чачава, В. Н. Искусство концертмейстера. Основные репертуарные
произведения пианиста-концертмейстера. Первый курс / Чачава, В. Н. . —
Санкт-Петербург.: Композитор, 2003. — 112 с.
4.
Шендерович, Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах:
Советы аккомпаниатора / Шендерович, Е. М. — 2-е изд., испр. и доп.— М.:
Музыка, 1987.— 60 с.