Автор: Токарева Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед, педагог-наставник
Учебное заведение: МКДОУ № 4 г. Аши
Населённый пункт: город Аша Челябинская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Нетрадиционные приёмы развития навыков звукового анализа у дошкольников с ТНР"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской
области
Мастер-класс для педагогов
«Нестандартные приёмы развития навыков звукового анализа слов у
дошкольников» (совместно с молодым специалистом)
Педагог-наставник
Токарева Н.В.
Аша
2025
Н.В. Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Токарева Наталья
Владимировна.
Д.Р. А я - Мусалимова Дильнара Ринатовна.
Н.В. Сейчас мы с вами на несколько минут отправимся в магазин.
-Посмотрите, какие предметы на полке магазина.
-Скажите, что это? Как можно использовать эти предметы?
(ответы аудитории)
Н.В. Все верно. Оказывается, что эти предметы можно использовать в
других целях. Сегодня мы с удовольствием хотим познакомить вас с
нетрадиционными
приёмами
обучения
звуковому
анализу
слов
дошкольников с использованием этих предметов.
Вопросы аудитории.
-Может кто-нибудь использует эти приёмы при обучении детей звуковому
анализу?
В своей практической деятельности я использую как традиционные, так и
нетрадиционные приёмы. Мы используем звуковые схемы: красный –
гласный, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный.
Однообразие приёмов делает процесс обучения недостаточно эффективными.
Возникает вопрос: Как сделать занятия разнообразными и в то же время
продуктивными?
Нам хочется увлечь ребёнка, удивить его, вызвать положительные эмоции.
Главная наша цель: научить малыша ориентироваться в звуковой системе
русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки
слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем).
Д.Р. Для реализации цели необходимо решать следующие задачи:
-развивать фонематический слух;
-учить
проводить
звуковой
анализ
слов
разной
конструкции,
учить
дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости;
-дать знания о слоге, о слоговом строении слова, предложении.
Н.В. У детей с ОНР отмечаются трудности в усвоении звукового анализа.
Ребёнок
улавливает смысловую сторону слова, а не ориентируется в
звуковом анализе.
Д.Р. Звуковой анализ – это последовательное выделение отдельных звуков в
слове, определение порядка звуков в слове, различение их по качественным
характеристикам (глухой – звонкий, твёрдый – мягкий).
Н.В. Восточная мудрость - гласит: «Как бы ни был длинный путь, всегда он
начинается с первого шага».
Для начала мы знакомим детей с понятием «гласный – согласный» с
использованием тактильного анализатора.
Гласный - образует голос, без преград (поётся).
Согласный – образуют губы, зубы и язык (преграды).
Затем мы учим детей дифференцировать звуки по твердости – мягкости,
звонкости – глухости.
Обязательным условием в работе является тесное взаимодействие с
воспитателем
логогруппы.
Нас
привлекают
нетрадиционные
приемы
обучения звуковому анализу слов в игровой форме.
Д.Р.
Звуковой анализ – это мост между слышимым и видимым.
В каждом слове симфония звуков, нужно лишь уметь ее услышать.
Как архитектор разбирает здание по кирпичикам, так и мы разбираем слово
по звукам.
Н.В.
Опыт
многолетней
работы
в
ДОУ
побуждает
искать
самые
разнообразные приёмы обучения детей звуковому анализу.
Поэтому мы с воспитателем используем самые разнообразные предметы,
развивающие интерес к занятиям и закрепляющим навык звукового анализа.
Сегодня мы вам покажем и расскажем, как это можно сделать.
Каждый из моих подопечных – это маленькая
звёздочка, которую
необходимо зажечь, то есть научить.
Педагогический опыт приходит поэтапно – вместе с ним появляются новые
нетрадиционные приёмы.
Д.Р. Формирование навыков звукового анализа осуществляется поэтапно:
-выделение в словах 1 гласного звука
-анализ и синтез в словах сочетаний из 2 гласных
-определение последнего гласного звука
-определение первого и последнего гласного звука
-определение наличия либо отсутствия в слове звука
-Определение первого согласного звука
-определение последнего согласного звука
-определение гласного звука в середине односложных слов
-синтез односложных слов, состоящих из 3 звуков
-определение позиции согласного звука в словах
-Определение количества слогов в словах
-синтез двусложных слов, состоящих из 2 открытых слогов
Н.В. А теперь рассмотрим некоторые нетрадиционные приемы:
1. УЧИМ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ ПО ТВЁРДОСТИ – МЯГКОСТИ
Я использую 2 предмета : губку и кубик.
-Что это? Потрогаем.
–Какие они на ощупь?
Детям говорим, что согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Игра
«Ну- ка, ушко, звук лови!»
При
помощи
слухового
анализатора
определяем
качественную
характеристику звуку.
(ДЬ, ТЬ, СЬ, В, Ф, Ш, З, МЬ)
Д.Р. Из слов выделить первый звук и определить какой он?
(ПЕТУХ, МОРОЗ, ВЕТЕР, ДЕКАБРЬ, ШУМ, ЧАЙНИК)
2.УЧИМ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ).
Я использую маракас и колокольчик. Даю послушать звучание и определить
где звонко, где глухо (рука на горло).
Если горло вибрирует – звонкий, если нет – глухой.
Д.Р. А сейчас определим характеристику первому звуку из слов по картинке.
(КАРТИНКИ)
Н.В.
3. СТРОИМ ЗВУКОВУЮ СХЕМУ
В классическом варианте это звуковые схемы. Вспомним их обозначения.
Красный – гласный
Синий – твёрдый согласный
Зелёный – мягкий согласный
- составим схему слова ПИЛОТ
В качестве тренировочных упражнений я могу использовать (Цветные
флажки, пуговицы, палочки, шарфики, бусинки и многое другое).
ЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ
-Составим схему слова КУБИКИ
Д.Р.
КУБИКИ
- Составим схему слова ДЕРЕВО
Н.В. 4.УЧИМ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ
Я использую музыкальные инструменты (барабан, бубен, карандаш).
-Сколько слогов, столько ударов.
С помощью тактильного анализатора определяем количество слогов.
ДОМ ЗИМА МОЛОКО
- отбить количество слогов
Д, Р. Я предлагаю детям игру «СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ»
Нужно разложить картинки по домикам по количеству слогов.
Н. В.
- Как вы считаете можно использовать эти предметы при обучении детей
звуковому анализу слов?
-Может кто-то поделиться опытом.
Н.В. игра «ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА»
-Используем пластиковые крышки от бутылок
ДВОРИК
Д.Р. игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАГНИТЫ».
-Составим схему слова ПИЛОТ
Н.В. «ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».
-Я называю звук нужно надеть на пальчик шапочку соответствующего цвета.
ПЬ, В СЬ, Ц, Д, Ы, О, Г, Щ
Д.Р. «ЦВЕТНЫЕ ХВОСТИКИ»
-Поднять соответствующую ленточку, определяя звук.
КЬ, Д, Ш, ЗЬ, А, И, Н, М, ВЬ
Н.В. ТАКИМ образом мы закрепляем навык звукового анализа слов.
Все молодцы! Спасибо за активность.
Н.В. (с аудиторией) Немного вспомним о звуках
1.Чем отличается звук от буквы?
2.Как можно определить количество слогов в слове?
3. Чем отличается звонкий согласный от глухого?
4.Какая буква не даёт звук?
5. Какие буквы могут в слове дать 2 звука?
(раздать конфетки)
Все, кто получил конфетки прошу выйти в фокус – группу.
1,2, 3 – из бусинок составить звуковые схемы
4 – схемы из стикеров и балансира
5 – схемы из цветных машинок и на гусенице
Пока работает фокус – группа мы еще поиграем.
«ВЕСЕЛЫЕ МОЛОТОЧКИ»
-Отстучать количество слогов в словах
БАРАБАН ШКАТУЛКА ПЫЛЕСОС ДОМ СВЕТ ДОМИШКО КОРАБЛИКИ
Можно
цветным
молоточком
отстучать
количество
гласных,
мягких
согласных
Д.Р. «ЦВЕТНЫЕ ЗВОНОЧКИ»
-Угадать звук и выбрать звоночек
ПЬ А У Ц ГЬ ДЬ Ф З ЛЬ
Н.В. Слово фокус – группе
РЕФЛЕКСИЯ
-Скажите, что необычного вы увидели в самом обычном?
-Где и кому можно использовать эти приёмы?
-Какие ассоциации у вас вызывают эти приёмы?
-Будите ли вы, использовать эти приёмы в своей практике?
ВЫВОД
Такие приёмы
помогают разнообразить занятия, закрепить материал и
сделать доступным для детей.
Звуковой анализ – это рентген для слова, мы видим то, что скрыто от глаз.
Если вам понравился наш мастер – класс можете оценить словесно.