Автор: Давосыр Наталья Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Херсонский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: г. Скадовск, Херсонская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
«Дидактическая игра как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: игровой замысел, игровые действия, правила,
структура игры, младший школьник, активизация, дидактическая игра, урок,
познавательная деятельность.
АННОТАЦИЯ.
Одной из наиболее главных задач любого педагога
является поиск наиболее эффективных методов и средств обучения, которые
помогут
научить
всех
учащихся
самостоятельно
учиться,
а
также
сформируют у них потребность заинтересованно относиться к учебному
процессу. Одним из возможных средств решения этой задачи является
дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и
интеллектуальном развитии.
Davosyr Natalia Vladimirovna,
3nd year master's student of the Institute of Pedagogical and Special
Education Kherson State Pedagogical University; Russia, Yalta.
"Didactic play as a means of enhancing the cognitive activity of younger
students"
KEY WORDS: game design, game actions, rules, game structure, junior
student, activation, didactic game, lesson, cognitive activity.
ABSTRACT. One of the most important tasks of any teacher is to find the
most effective teaching methods and means that will help teach all students to learn
independently, as well as create a need for them to be interested in the educational
process. One of the possible means of solving this problem is didactic play, since it
is of paramount importance in mental and intellectual development.
Проблема
активизации
познавательной
деятельности
младших
школьников в процессе обучения является одним из основных вопросов в
современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этого
вопроса в наибольшей степени зависит эффективность учебного процесса,
повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению
учебных
и
творческих
результатов.
Решение
проблемы
активизации
познавательной деятельности – потребность общества, жизни, практики
обучения и воспитания подрастающих поколений.
Дидактическая игра, как и любая игра, является самостоятельным
видом
деятельности,
которой
занимаются
дети:
она
может
быть
индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра представляет собой
ценное
средство
воспитания
действенной
активности
детей,
она
активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к
процессу познания. Во время игры дети преодолевают большие трудности,
тренируют свои силы, развивают способности и умения. С помощью игры
можно сделать любой учебный материал более увлекательным, который
создаст у учащихся хорошее настроение, повысит работоспособность и
облегчит процесс усвоения учебного материала. В ходе дидактической игры
дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по
тем или иным признакам, производят анализ и синтез, делают обобщения.
Дидактические
игры
выполняют
большую
роль
для
развития
мышления и речи. Содержание и правила игры дают возможность упражнять
учащихся в точном и правильном названии и описании предметов, в
овладении грамматическим строем речи.
В ходе проведения дидактической игры нужно применять наглядные
методы, так как младший школьник мыслит наглядно-образно. Нельзя
насильно обязывать ребенка играть. Это не приведет к желаемому результату.
Процесс игры должен быть увлекательным и радостным.
Если игра
используется при объяснении нового материала, то в ней должны быть
запрограммированы практические действия детей с группами предметов или
с рисунками.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды
деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и
поисковую.
Игре
свойственны
определённый
темп,
ритм;
в
процессе
её
недопустимы пространственные объяснения, правила должны излагаться
кратко,
доступно,
лаконично.
Снижает
интерес
обилие
замечаний
дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребёнком своего участия в
игре.
Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся.
В некоторых играх он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры
зависит от того, как учитель её проводит. В игре дети должны себя
чувствовать свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от
сознания своей самостоятельности и полноценности.
В большинство игр целесообразно вносить элементы соревнования, что
повышает активность детей в процессе обучения.
Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой
и индивидуальной.
Дидактическая игра активизирует познавательный интерес, наличие
которого
способствует
повышению
активности
учащихся
на
уроках,
уменьшению отвлечения, повышению успеваемости, самостоятельности при
выполнении практических и умственных задач. Дидактическая игра является
одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному
предмету.
Современные условия и тенденции совершенствования организации и
содержания
образовательного
процесса
обусловливают
настоятельную
потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность
младших школьников для эффективного влияния на их физическое,
эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной
деятельности и т.д. Большинство педагогов сегодня имеют в своем
распоряжении достаточно пестрый, неупорядоченный игровой арсенал и не
ставят
перед
собой
задачу
конструирования
целостных,
четко
ориентированных и адресных игровых программ, хотя определенные
наработки в этом направлении, безусловно, есть. В связи с этим важно, чтобы
педагог не только умел достаточно объективно оценить ресурс готовых, уже
апробированных игровых программ и адаптировать их к условиям своего
класса,
но
и
мог
самостоятельно
создавать
игровые
программы
в
соответствии с потребностями образовательной практики и особенностями
развития своих учеников.
Дидактические игры в начальной школе принимают форму игровых
приемов в обучении, игровых моментов урока, связанных с обращением
учителя к внешнему игровому опыту детей. Использование таких приемов
имеет преимущественно стимулирующее значение. При этом стимулирует
ребенка не только и не столько сама игра, сколько педагог, направляющий
деятельность учащихся, определяющий цели, формирующий навыки и
умения.
Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться,
сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных
средств и условий развития интеллекта школьника. Игра постоянно
пополняет знания, является средством всестороннего развития ребенка, его
способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь детского
коллектива
интересным
содержанием.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по
выражению Л.С.Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста,
выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову
выше себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе
увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы
пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Девиз работы «Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться
всю жизнь».
В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место
игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В
игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности
личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития»
[6].
Задачей
современности
становится
развитие у обучающихся самостоятельной
оценки
и
отбора
получаемой
информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения,
является
дидактическая
игра,
которая вызывает
у
младших
школьников живой интерес к процессу познания [4].
Процесс
активизации
познавательной
деятельности
младших
школьников заключается в побуждении учащихся к энергичному учению,
перехода
из
пассивной
деятельности
в
активную,
когда
ученики
с
удовольствием включаются в умственную работу [7].
Дидактическая
игра учащимся
облегчает
процесс
усвоения
знаний, помогает
сделать трудноусвояемый теоретический
учебный
материал занимательным, доступным и увлекательным, вызывает у учеников
глубокое
удовлетворение, создает
радостное
настроение. Опыт
работы
показывает, что изученный в процессе игровой деятельности материал
забывается медленнее, чем материал, при изучении которого игра не
использовалась. И как следствие - усвоение знаний становится более
качественным и прочным. В игре дети охотно преодолевают трудности,
тренируют силы, развивают свои познавательные способности (внимание,
память, мышление, воображение), а также формируют свои личностные
качества. Высоко оценивая значение игры, А.Н. Лоншакова в своей работе
писала: «Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный
интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает
усталость, позволяет удержать внимание» [3].
При организации дидактической игры педагогом также должны быть
учтены следующие требования:- игра не должна отвлекать учащегося от
учебного
содержания;-в
игре
не
должно
унижаться
достоинство
её
участников, в том числе и проигравших;- игру нужно организовывать и
направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать
каждому участнику возможность проявления инициативы;-правила игры
должны
быть
простыми,
точно
сформулированными,
а
содержание
предлагаемого материала – доступно пониманию. В противном случае игра
не вызовет интереса и будет проводиться формально;
- игру нужно закончить вовремя, получить результат, подвести итог.
Только в этом случае она сыграет положительную роль [5].
При проведении дидактической игры педагог должен не только четко
придерживаться её структуры (игрового замысла, правил, игровых действий,
познавательного содержания и дидактических задач, результатов игры – по
А.К. Бондаренко) и этапов (подготовка к проведению дидактической игры, ее
проведение
и
анализ),
но
и иметь высокий
уровень
педагогического
мастерства и такта [1].
Список литературы
1. Бондаренко А.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте //
Начальная школа. – 2021. – №10. – С.14–16.
2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения /
Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2022. – 237 с.
3. Лоншакова А.Н. Использование дидактических игр на уроках
математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности
учащихся [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.04.2017).
4. Сорокин
Н.А.
Дидактика:
учебное
пособие
для
студентов
педагогических институтов/Н.А.Сорокин – Москва: Просвещение, 2020. – с.
222
5. Стрелкова Е.А. Игра – это серьёзно!// Начальная школа: плюс –
минус. 2021, №4.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 2022. – с.288.
7. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном
процессе:
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических
институтов. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.