Автор: Сыбыкова Виктория Буда-Жаповна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Шимкинская школа-интернат среднего общего образования"
Населённый пункт: с. Шимки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Жизнедеятельность клетки
Урок 6 Тема: Жизнедеятельность клетки
Класс: 6 класс
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником,
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цель:
- развивать понятие о клетке как о живой единице; дать первоначальное представление о проявлениях
жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, дыхании, питании, обмене веществ,
росте и размножении растительных клеток.
Задачи:
Образовательные:Дать представления о жизнедеятельности клетки, показать множественность факторов,
действующих на организмы в природе.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и
стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в
изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-
ходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения.
Формирование ответственного отношения к учению;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и обще-
ственной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной
формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность
выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками .
Оборудование и материалы: таблицы: «Строение растительной клетки», «Деление клетки», отрывки из
учебных видеофильмов «Строение и жизнь растительной клетки», «Процессы жизнедеятельности клетки».
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- иметь представления о жизнедеятельности клетки;
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
познавательные:
- работать с учебником и инструктивной карточкой;
- работать с информационными текстами;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: ноутбук, экран,проэктор,фильм «Жизнедеятелность клетки», раздаточный материал(конверты
с заданием),индивидуальные карточки.
Технологическая карта урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: «Жизнедеятельность клетки».
Этап
Действия учителя
Действия ученика
УУД
Организационный
момент
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к
уроку.
Приветствие учителя.
Настрой на работу.
Проверка готовности
рабочего места ученика и
учителя.
Актуализация
знаний.
Мотивационно-
целевой.
Настрой на работу
Фронтальный опрос по д.з
Индивидуальные карточки
по д.з (строение клетки)
Настрой на урок.
Отвечают на вопросы
Выполняют задания на
индивидуальных
карточках.
Приложение 1
Личностные результаты:
формирование
мотивационной основы
учебной деятельности.
Предметные результаты:
Закрепление и проверка
знаний по строению клетки
Изучение нового
материала
Постановка вопросов для
определения темы урока.
Что такое клетка?
Живая она или нет?
О чём будем говорить на
уроке?
Ответы на вопросы.
Определение темы и
целей урока
Предметные результаты:
формулирование темы и
цели урока.
Познавательные рез-ты:
Учащиеся учатся выявлять
нужную информацию.
Регулятивные рез-ты:
учащиеся учатся работать с
текстом, выделять главные
мысли.
Коммуникативные рез-ты:
учащиеся учатся
взаимодействовать друг с
другом.
Личностные рез-ты:
учащиеся проявят учебно-
познавательный интерес к
науке.
Запись темы урока в
рабочих тетрадях.
По каким признакам
определить , что клетка
живая?
Запись темы урока в
рабочей тетрадке.
Запись свойств живого
организма в тетради и на
доске.
Дышит
Питается
Растёт
Двигается
Размножается
Проверка внимания
Просмотр видеофильма о
жизнедеятельности клетки.
Просмотр видеофильма.
Самостоятельная работа с
текстом учебника для
нахождения информации.
Работа с учебником для
определения ещё одного
свойства живой клетки.
- раздражимость
Определение понятия и
запись в тетрадь свойства
Первичное закрепление+
физ.минутка:
1.
Клетка живая +
2.
Клетка не растёт -
3.
В клетке движется
цитоплазма +
4.
Клетка дышит
углекислым газом -
5.
Питательные в-ва
попадают в клетку
через вакуоль –
6.
Клетка обладает
раздражимостью +
7.
Клетка способна к
размножению +
Беседа о важности знаний
о делении клетки.
У кого на коже были раны
или ожоги?
Хлопают в ладоши если
верное утверждение
Встают из-за парты- если
ошибочное
Связь получения знаний
с жизнью
Работают в парах
согласно инструктивных
Почему сейчас их нет?
Куда делись раны? Как это
происходит?
Получение конверта с
заданиями для
самостоятельной работы
Предлагается работа в
парах по инструктивным
карточкам.
Совместная проверка и
корректировка
карточек.
Получение конверта и
выполнение заданий.
- чтение текста
- разложение картинок
( этапы деления клетки).
Обсуждение, проверка и
корректировка.
Применение
изученного.
Первичное
закрепление.
Итоговая работа в парах
Получают текст с
ошибками по теме урока.
Приложение 2
Выполняют работу в
парах,
Читают и осознают текст.
Исправляют ошибки по
тексту.
Представляют
полученные результаты.
Предметные рез-ты:
учащиеся получают
доказательства важности
темы урока
Познавательные рез-ты:
учатся сравнивать объекты и
устанавливать причинно-
следственные связи..
Коммуникативные рез-ты:
учатся работать в группе.
Личностные рез-ты: учатся
осваивать новые социальные
роли.
Д.з.. Оцениваеие
деятельности
учащихся.
Подводит итог урока.
Комментирует и
выставляет оценки за
урок..
д/з
Дают оценку своей
деятельности на уроке и
достигнутых результатов
обучения.
Записывают д/з в дневник
Познавательные: контроль
и оценка процесса.
Коммуникативные: уметь
устно и письменно выражать
свои мысли, идеи.
Личностные: адекватное
понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
деятельности.
Итог. Рефлексия.
Вопросы по теме урока.
Достигли ли поставленных
целей и задач.
Ответы на вопросы по
итогам урока
Познавательные: рефлексия
способов и условий дей-вий.
Коммуникативные: уметь
устно и письменно выражать
свои мысли, идеи.
Личностные: устанавливать
связь между целью
деятельности и её
результатом
Приложение 1
Задания для проверки домашнего задания.
1.
Для каждой из предложенных частей клетки подберите выполняемые ей функции и запишите
соответствующие им цифры в таблицу:
пластиды
оболочка
цитоплазма
ядро
вакуоль
Функции частей клетки:
1.
Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельности клетки. При отсутствии его клетка гибнет.
2.
Полость с клеточным соком, содержащая сахара, соли и другие органические вещества.
3.
Содержат вещества ( пигменты), придающие растению окраску.
4.
Бесцветное вязкое вещество, в котором находятся все части клетки.
5.
Предохраняет клетку от внешних воздействий, служит опорой и придаёт форму.
2.
Расставь цифры: ____- оболочка ____- ядро
____- цитоплазма ____- хлоропласты
____- вакуоль
Приложение 2
Найди ошибки в тексте:
Жизнедеятельность клетки.
Клетка – единица строения живого организма. Она является частью живого организма и поэтому обладает
всеми свойствами живого : рост, движение, раздражение, размножение, дыхание, питание.
Вещества, необходимые для жизнедеятельности , поступают в клетку в виде растворов через вакуоль.
В результате питания в клетку поступают органические вещества и дают ей энергию.
Клетки реагируют на внешние и внутренние воздействия условий среды: могут двигаться, изменять свою
форму. Такое свойство называется – деление клетки.
Клетка, как и все живые организмы, дышат углекислым газом.
Цитоплазма внутри клеток неподвижна.
В результате деления клеток организмы растут и размножаются. Из одной клетки образуются две новые
дочерние клетки. Перед началом деления увеличивается ядро и в нём становятся хорошо видны-
хлоропласты. Они и передают наследственные признаки от клетки к клетке.