Напоминание

Приобщение детей раннего возраста к народной культуре с помощью дидактических игр

Автор: Головина Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Одуванчик"
Населённый пункт: г.о.г.Бор,Чистое-Борское
Наименование материала: Статья
Тема: Приобщение детей раннего возраста к народной культуре с помощью дидактических игр







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЕ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Головина Юлия Юрьевна, воспитатель

МАДОУ детский сад "Одуванчик"

Аннотация. В данной статье рассматриваются дидактические

игры как эффективный инструмент для приобщения детей к народной

культуре. Описываются различные игровые формы, которые помогают

развивать у малышей интерес к традициям, обрядам и народным ремеслам,

а также способствуют развитию социальных навыков и творческого

мышления.

Ключевые слова: игры, дидактика, народная культура, обучение,

творчество, навыки, взаимодействие.

Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через

дидактические

игры

становится

важным

аспектом

в

процессе

их

всестороннего развития. В этом возрасте у детей активно развивается

познавательная деятельность, и игры, основанные на элементах народной

культуры, могут служить не только увлекательным способом обучения, но и

инструментом формирования культурной идентичности. Дидактические игры

могут быть как простыми, так и более комплексными, и они способны

развивать как индивидуальные, так и коллективные навыки.

Дидактические игры, основанные на фольклоре, могут включать в

себя элементы сказок, народных легенд, пословиц и поговорок. Важным

показателем эффективности таких игр является их адаптация к интересам и

уровню развития детей. Например, игровая форма "Сказочная поляна" может

включать в себя элементы визуальной и эмоциональной игры. Дети могут

знакомиться с любимыми персонажами, вживаясь в их роли, что значительно

обогащает их речевой опыт. Игры, где дети становятся активными

участниками событий, способствуют развитию их воображения и творческих

способностей.

Связанные с дидактикой игры могут активно использовать народные

музыки и ритмику. Дети могут двигаться под традиционные мелодии,

сочетая движение и речь. Это ведет к новому уровню восприятия

информации

и

формирует

у

детей

понимание

культурных

основ,

передаваемых через народное музыкальное наследие. Игры с музыкальными

инструментами, такими как бубен или балалайка, не только развлекают, но и

помогают детям осваивать различные ритмы и сочетания звуков.

Играя в народные игры, такие как "Гуси-лебеди" или "Ловишка", дети

знакомятся с правилами, традициями и культурными элементами своего

народа. В процессе таких игр они учатся работать в команде, следовать

правилам и вести себя в обществе. Это создает основу для формирования

социальных

навыков,

необходимых

для

общения

с

ровесниками

и

взрослыми.

Еще одним мощным инструментом в приобщении детей к народной

культуре являются творческие мастерские. В таких занятиях дети могут

создать поделки, связанные с народным искусством. Например, лепка из

глины, рисование или создание аппликаций, основываясь на народных

мотивах, не только развивают мелкую моторику и художественные

способности, но и знакомят детей с традиционными техниками и символикой

русского народного искусства.

Наряду с творческой деятельностью, специальные дидактические

игры могут включать в себя элементы исторического контекста. Например,

игры, основанные на народных праздниках - таких как Масленица или

Рождество, позволяют детям не только понимать уже установленные

культурные традиции, но и активизировать их интерес к исследованию

собственных корней. Это создаёт впечатление единства и участия в чем-то

глобальном,

наполняя

сознание

детей

пониманием

их

культурной

принадлежности.

Приобщение детей к народной культуре через дидактические игры

может способствовать формированию общей картины мира, где каждый

элемент имеет своё значение. Эмоциональная составляющая таких игр,

возможность переживать различные эмоции за счет истории какого-либо

персонажа, превращает процесс обучения в увлекательное путешествие, где

знания становятся смыслом, а не просто набором фактов.

Для достижения большей эффективности необходимо также включать

в процесс родителей. Это может быть реализовано через совместные занятия,

совместные мастер-классы, где родители могут участвовать в дидактических

играх вместе с детьми. Совместное творчество укрепляет семейные связи и

создает здоровую атмосферу для передачи культурных знаний.

Таким образом, дидактические игры представляют собой важный и

вдохновляющий инструмент в процессе приобщения детей раннего возраста

к народной культуре. Они интегрируют элементы обучения и развлечение,

делая процесс изучения культуры увлекательным и доступным для мелких

исследователей. Такие игры воспитывают в детях не только знания о своих

традициях, но и формируют умение ценить культуру своего народа, что

имеет значение в современном многообразном мире.

Список литературы

1.

Белинова Н. В., Вершинина А. Ю. Использование дидактических

игр

в

сенсорном

воспитании

детей

раннего

возраста

//

Проблемы

современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 31-35.

2.

Шамеева О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном

развитии детей младшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы

современной

педагогики:

материалы

VIII

международной

научной

конференции — Самара: Асгард, 2016. - С. 118-120.