Напоминание

Формирование финансовой грамотности школьников

Автор: Шавров Павел Викторович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ОГБОУ "Шебекинская СОШ с УИОП Белгородской области"
Населённый пункт: город Шебекино Белгородской области
Наименование материала: Решение задач по формированию финансовой грамотности школьников на уроках информатики средствами электронных таблиц
Тема: Формирование финансовой грамотности школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Решение

задач

по

формированию

финансовой

грамотности

школьников на уроках информатики средствами электронных таблиц

Проникновение

информатики

в

жизнь,

переход

к

информационной

экономике привели к тому, что многие знания и навыки, ранее требовавшиеся

лишь в узких сферах профессиональной деятельности (программировании и

использовании

вычислительной

техники),

приобретают

исключительную

важность в частной жизни рядового человека. Очень широко информационно-

коммуникационные технологии применяются сегодня в секторе финансовых

услуг для населения. Принимая потребительские решения, люди пользуются

информацией из сети Интернет, формируют поисковые запросы, составляют

сравнительные

таблицы,

анализируют

собранные

данные.

На

острие

взаимодействия информационных технологий и финансового сектора родился

очередной вызов эпохи: потребность общества в финансовой грамотности

граждан, которая напрямую связана с их компетентностью в сфере ИКТ.

Что же такое финансовая грамотность? Это компонент функциональной

грамотности, который включает знание и понимание финансовых терминов, а

также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия

эффективных

решений,

направленных

на

улучшение

финансового

благосостояния человека и общества. Финансово грамотный человек, во-первых,

трезво оценивает свои возможности и сопоставляет с ними свои потребности.

Во-вторых, при поиске решений он рассматривает разные варианты, а для этого

собирает и анализирует финансовую информацию. И наконец, он смотрит

вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь, то есть живет не только

сегодняшним днем, но и думая о будущем и ставя перед собой цели.

Следовательно, изучение основ финансовой грамотности в школе жизненно

необходимо нашим ученикам. Особенно в подростковом возрасте, когда

появляются деньги на личные расходы и вопросы: Пригодится ли мне то, что я

учу в школе? Чему мне нужно научиться, чтобы лучше подготовиться к

самостоятельной взрослой жизни? Такие вопросы хоть раз, наверное, задавал

2

себе каждый школьник. Однозначно ответить на них сложно, поскольку

приоритеты и потребности каждого из нас сильно отличаются. Однако можно

поговорить о некоторых знаниях и умениях, нужных каждому.

Внедрение

элементов

финансовой

грамотности

в

программу

по

информатике может на первый взгляд показаться очередным нововведением,

которые нередко оборачиваются нежелательной дополнительной нагрузкой на

учителя и учеников. Программа и без того объемна и сложна, а времени на

изучение предмета на базовом уровне крайне мало, поэтому любые дополнения

могут оказаться критичными. Однако, я точно знаю, что внедрение элементов

финансовой грамотности в курс информатики не требует усложнения программы

или увеличения нагрузки, а даже, напротив, повышает эффективность работы

учителя и учеников. За счет чего спросите вы? Ответ очевиден: задания этой

тематики связаны с решением хорошо знакомых всем жизненных задач,

сложные абстрактные понятия и инструменты рассматриваются не просто в

теории, а на понятных практических примерах в рамках изучения программы

предмета «Информатика». Понимание возможностей компьютера и навыки их

использования обеспечивают нас удобными инструментами расчетов, обработки

информации, моделирования и планирования.

Мотивация

и

вовлеченность

повышают

эффективность

прохождения

программы: многие сложные задачи информатики (например, связанные с

построением и исследованием финансовых моделей в электронных таблицах или

на

языке

программирования)

становятся

более

понятными

школьнику,

осваиваются быстрее и с меньшими усилиями. Все это существенно облегчает

достижение

предметных,

метапредметных

и

личностных

результатов

образовательного процесса.

Формирование элементов финансовой грамотности возможно при изучении

тем:

Кодирование

и

защита

информации,

Сервисы

сети

Интернет,

Моделирование, Программирование и Электронные таблицы. Но именно

использование возможности табличного процессора EXCEL позволяет облегчить

3

выполнение расчетов и представить их в удобной для пользователя форме.

Microsoft

Excel

табличный

процессор,

который

позволяет

создавать

электронные таблицы и автоматизировать обработку данных.

С помощью

электронных таблиц можно решать целый спектр задач, выполнять различные

экономические, бухгалтерские расчеты, а также строить диаграммы, проводить

экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение хозяйственных

жизненных

ситуаций,

выполнять

расчет

издержек

и

прибыли,

проведения

анализа доходности фирмы и эффективности управления ею.

«Электронные

таблицы»

изучаются

в

рамках

школьного

курса

Информатики в 9 классе и 11 классах. Знакомство ребят с практическими

возможностями табличного процессора, я начинаю с решения простой задачи с

построением электронной таблицы и внесением исходных данных:

Петя

идет

в

магазин.

Продукты,

которые

должен

купить

Петя,

представлены в таблице. Хватит ли Пете 500 рублей, чтобы купить все

продукты? Сдачу Петя может оставить себе и положить в копилку. Какая

сумма

попадет в копилку?

Выполнив несложные действия, ребята могут «поиграться» с ценами и

покупками, наблюдая мгновенное изменение результата, что вызывает живой

интерес и разрушает страх перед «сложной» как им кажется программой.

Такие практико-ориентированные задания привлекают ребят своей связью с

реальными жизненными ситуациями, которые понятны и близки каждому, а

4

следовательно приводят к повышению познавательного интереса к предмету

Информатика

и пониманию его практической значимости. При решении

подобных экономических задач приходит понимание, что многие из них требуют

многочисленных математических расчетов, но решаются легко и просто с

использованием электронных таблиц.

При изучении темы «Электронные таблицы» я предлагаю учащимся

задания на расчет затрат на покупки, на планирование бюджета семьи, на

получение кредита, знакомлю школьников с инвестициями и рисками от

вкладывания средств в различные институты. Учащиеся не понимают

механизмов,

которые

скрываются

за

распространенными

сейчас

понятиями «вклад», «депозит»,

«кредит». Чтобы в будущем ребята не

попали на крючок кредитных долгов, я останавливаюсь на объяснении этих

Перед вами пример возможной задачи по данной теме

Вы

собираетесь

приобрести

автомобиль

в

кредит.

Необходимая

сумма

— 300 000 рублей. Срок — один год. После анализа возможных

вариантов в

вашем

шорт-листе

осталось

два

предложения.

Один

банк

предлагает

процентную ставку 15 % годовых, ежегодную комиссию за

ведение расчетного счета в размере 3000 рублей и КАСКО — 7 % годовых.

Другой банк предлагает льготную процентную ставку в размере 13,5 %

годовых, комиссию за рассмотрение заявки — 10 000 рублей и КАСКО —

10 % годовых. Какое из этих предложений выгоднее?

сумма кредита

300000

сумма кредита

300000

% по кредиту

(15%)

45000

% по кредиту

(13,5%)

40500

% по КАСКО

(7%)

21000

% по КАСКО (10%)

30000

КОМИССИЯ

3000

КОМИССИЯ

10000

Итого

369000

Итого

380500

Еще один пример экономической задачи, которая особенно нравится детям:

У Васи на депозитном счету 100 000 рублей под 14 % годовых.

Сколько времени потребуется для того, чтобы Вася стал миллионером?

5

Таким образом, вся подборка экономических задач, которые возможно

решить с помощью Электронных таблиц включает

следующие разделы

финансовых знаний: Расчет затрат на покупки, Планирование бюджета семьи,

Вклады и риски, Инвестиции, Кредиты, Расчет заработной платы сотрудника,

Смета, Налоги и другие.

Интересной

формой

организации

учебной

деятельности

с

большой

практической составляющей являются тематические мини-проекты. На их

выполнение требуется достаточно много времени, поэтому такую работу

организую в несколько этапов с обязательным поэтапным контролем. Такие

проекты обучающиеся выполняют на уроках при изучении тем «Моделирование

и оптимизация». Проектная форма предполагает не развитие изолированных

умений и навыков, а формирование целостных компетенций в определенной

сфере деятельности. Соответственно, при организации мини-проектов особенно

важно

обращать

внимание

на

установки

учащихся,

понимание

ими

практического смысла выполняемого задания.

Темы таких мини-проектов могут быть «Магазин», «Банк», «Ремонт в

квартире», «Строительство дома».

1.

Рассчитать структуру расходов. Построить наглядную диаграмму по

структуре расходов и проанализировать её. Вывод записать под таблицей.

2.

Оптимизировать структуру расходов для создания условий

устойчивого бюджета.

3.

Этап «Анализ полученных результатов»

Обучающиеся представляют свой вариант решения задачи и делают выводы.

Представленный результат фиксируется на интерактивной доске в таблице,

которая отражает общую сумму годового расхода семьи, статьи максимальных

расходов, сумму накоплений за год и варианты покрытия рисков, которые они

предусмотрели.

Решение

нестандартной

ситуации.

Каждой

подгруппе

предлагается

6

вытянуть ситуацию-риск и определить процент покрытия риска при выбранном

командой распределении бюджета.

Например,

были

предложены

следующие

ситуации-риски:

несчастный

случай, ДТП, затопление соседей, укус зараженным клещом, увольнение одного

из членов семьи и т.д. - сумма ущерба:

100 000

р. При правильном

распределении бюджета, суммы накоплений и/или страховки легко справляются

с риском, без особого ущерба для семьи.

Подводя итоги таких уроков, обучающиеся анализируют свою деятельность

и отвечают на вопросы: Какие выводы они для себя сделали? Пригодятся ли им

полученные знания?

Результаты показывают, что подавляющему большинству обучающихся

такие уроки нравятся, они видят преимущество применения электронных таблиц

как при выполнении расчетов, так и в наглядности полученных результатов,

свои ошибки в планировании бюджета и отмечают, что такие занятия им нужны

и пригодятся в их личной жизни и в профессиональной деятельности.

На мой взгляд, такая интеграция информатики и основ финансовой

грамотности способствует

повышению

интереса

к

изучению

предмета и

повышает уровень финансовой грамотности всех участников образовательного

процесса. Самое главное для меня, что при проведении таких уроков ребята

понимают, что финансово грамотное решение, как правило, вырабатывается не

методом проб и ошибок, а путем аккуратных математических расчетов, с

использованием полученных знаний на уроках информатики!