Напоминание

Формирование эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности обучающихся

Автор: Сивцова Любовь Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ Гжатская СОШ
Населённый пункт: село Гжатск Куйбышевский район Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности обучающихся







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование эффективного и смыслового чтения в развитии

функциональной грамотности обучающихся

«Чего человек не понимает,

тем он и не владеет».

Гёте

Почему в последнее время так много говорят о функциональной

грамотности? Что же это такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это набор умений и навыков,

помогающий человеку решать проблемы в обществе.

Дошкольный возраст – это период активного социального развития,

становления личного опыта взаимодействия детей с миром, с окружающими.

В

этот

период

ребенок

активно

накапливает

свой

первый

опыт

самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые

шаги в освоении принятых в обществе этических норм и правил.

Показателями функциональной грамотности речевого развития детей

дошкольного возраста в рамках логопедического воздействия являются:

владение навыками речевой активности;

построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками

и взрослыми;

адекватное восприятие устной и письменной речи;

точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки

зрения по поставленной проблеме;

соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.

Функциональная грамотность детей старшего дошкольного возраста

рассматривается,

как

способность

использовать

все

постоянно

приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой

деятельности, общения и социальных отношений.

В

рамках

логопедической

работы

целесообразно

рассматривать

функциональную

грамотность

как

способность

ребенка

вступать

в

отношения

с

социумом,

максимально

быстро

адаптироваться

и

функционировать в изменяющихся условиях (то есть в учебной деятельности

и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).

Формирование

функциональной

грамотности

на

логопедических

занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых

навыков и в выработке способности эти речевые навыки применять в своей

самостоятельной речи, на занятиях и в общении с окружающими.

В дошкольном возрасте ребенок переживает очень важный этап своего

развития – усвоение разговорного языка, становление и развития всех сторон

речи (фонематической, лексической, грамматической). Именно в этом

возрасте происходит полноценное владение родным языком, что является

необходимым условием решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания Взрослые, родители и воспитатели, должны

оказать помощь ребенку в этот непростой для него период. Очень важно

правильно организованное общение и систематические занятия по развитию

речи.

Это

поможет

ребенку

не

просто

кому-то

заговорить,

но

и

компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом

развитии.

Главными задачами в формировании функциональной грамотности

детей

старшего

дошкольного

возраста

считаю

овладение

детьми

самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и элементами

грамоты.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста:

формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения

литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие

связной

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы;

-развитие фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

В данном случае, речь идёт о двух уровнях формирования грамотности:

Уровень элементарной грамотности – на этом уровне ведущая роль

отводится логопеду: основной задачей является формирование у ребёнка

правильных речевых навыков, иными словами – это этап постановки звуков.

Уровень

функциональной

грамотности

это

усложнённый

уровень,

требующий выработки способности у ребенка речевые навыки применять в

своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в

общении с окружающими. На данном уровне происходит автоматизация

поставленных звуков. Для осуществления эффективной работы на этом

уровне

необходимо

комплексное

взаимодействие

логопеда,

ребенка,

педагогов и родителей. Сложность работы на данном уровне состоит в том,

что

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

недостаточно

развита

произвольность действий, не развит самоконтроль за собственной речью,

поэтому и нужна комплексная помощь всех окружающих взрослых,

заинтересованных в результате логопедического воздействия.

Цель работы учителя — логопеда — научить детей говорить чисто,

связно, грамматически правильно.

Для реализации уровня формирования функциональной грамотности

речевого развития на логопедических занятиях я использую:

1. Богатый

дидактический

наглядный

и

речевой

материал,

способствующий повышению мотивации детей дошкольного возраста.

2. На занятиях: диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям

общения ребёнка со сверстниками, родителями и педагогами.

3. На

занятиях:

вопросы

и

задания,

требующие

от

ребёнка

самостоятельного

ответа. Например: «Доскажи

недостающее

словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами),

4. Компьютерные

технологии. Использование

ИКТ

позволяет

предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что

вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше

запоминает подобный материал, что положительно сказывается на

коррекционном процессе. Для логопеда это дополнительный набор

возможностей

в

коррекции

дефектов,

касающихся

и

звукопроизносительной

стороны

речевой

системы,

Игры, направленные на развитие речи, памяти, внимания, логики.

5. Выступления

на

родительских

собраниях

с

результатами

логопедического обследования, знакомство педагогов и родителей с

ходом и результатами проведённой логопедической работы.

6. Ведется тетрадь с «домашними заданиями» для развития и

закрепления у ребенка навыков правильной речи. Где ребенок под

руководством родителя повторяют и закрепляют автоматизируемый

звук.

7. Ведется тетрадь взаимодействия с воспитателями логопедической

группы, где учитель-логопед дает задание на закрепление пройденного

материала в индивидуальной работе с ребенком.

Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет

относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Следует всегда

помнить, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой

деятельности проходят следующие стадии: не понимают, что от них хотят;

понимают, но не получается; кое-что начинает получаться; получается с

каждым разом всё лучше и лучше.

Чтобы

речь

ребенка

развивалась,

нужно

создать

для

этого

благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с

ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым

слов и фраз. Речь должна постоянно окружать ребенка, он должен «купаться»

в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные

моменты и другие события жизни ребенка.

Кроме

этого,

надо

уделить

достаточно

внимания

и

таким

дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха,

подражания и мелкой моторики. Для развития дыхания и слуха должны

быть необходимые атрибуты: бумажные бабочки, цветочки, снежинки,

мыльные пузыри, бамбуковые палочки. Особое внимание важно уделить

развитию мелкой моторики, для этого используется мозаика разного вида,

различные шнуровки, массажные мячики, камушки марблс, мягкие шарики. В

игровой форме проводятся занятия с шаром су джок и кольцами, где дети

совершают

ритмические

движения

в

такт

стишкам

и

потешкам

(вращение,

перекатывание),

или

нанизывают

кольца

на

пальчики,

стимулируя развитие мелкой моторики рук. Одной из интересных методик

являются игры с крупой, бусами, песоком, орехами, что развивает помимо

функций развития мелкой моторики, развивает и речь, и память, и

мышление, и внимание.

Работу на своих занятиях я направляю на развитие всех компонентов

речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно

связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов

памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного

восприятия.

Основы функциональной грамотности ВСЁ ЖЕ закладываются в начальной

школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой

деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Именно на этом этапе развития, дети развивают читательские

компетентности и обучаются:

- правильному чтению;

-работе с текстами: извлечение из текста важной и необходимой

информации, поиску в тексте ответов на конкретные вопросы;

- самостоятельному выбору литературы для чтения;

- работе с разнообразными информационными ресурсами;

- формированию суждений и умозаключений на основе прочитанного текста.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников

считается именно читательская грамотность. Грамотно читать – это значит

понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и

значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать

свои мысли о прочитанном, строить социальные контакты.

Исходя из этого, работа по формированию функциональной грамотности

речи реализуется в несколько этапов:

1 этап. Работа над «семантическим полем» слова.

2 этап. Работа над техникой чтения и объемом восприятия информации,

получаемой через чтение.

3 Этап. Работа над смысловым чтением.

Фундаментом (1 этап) стала работа над словом, расширению стоящей за

словом системы связей, на основе которой идет формирование

фонематической стороны речи, развитие и совершенствование связной речи,

ее устной и письменной формы.

Занятия на втором и третьем этапе обучения призваны осуществлять

интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком

уровне.

Это успешно реализуется в интегрированных занятий по развитию речи,

включающих физкультурную, музыкально-ритмическую, а также

внеурочную и урочную деятельность учащихся.

Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития

выступает работа с текстом.

Важным условием при работе с текстом является использование

специальных заданий, призванных стимулировать мыслительную

деятельность детей, обеспечивая новый поворот мысли ребенка.

При этом развиваются логическое, аналитико-синтетическое и образное

мышление, творческое воображение учащихся, умение обобщать, делать

выводы, а также совершенствуется опыт работы с понятиями.

Тексты, используемые в работе должны носить воспитательно-

образовательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-

эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания об

окружающем мире.

На базе пословиц, поговорок, фразеологических оборотов осуществляется

многоплановая аналитико – синтетическая работа. Работа на основе

фольклорного материала по меткому выражению К.Д. Ушинского «вводит

детей в лучший народный язык.

Для обобщения знаний актуально использование приема «Синквейн».

Составление «Синквейна» требует от ученика в кратких выражениях

резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по

определенным правилам. Работа такого рода способствует лучшему

запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно

подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.

В качестве примера предлагаем рассмотреть некоторые упражнения по

формированию эффективного и смыслового чтения в развитии ФГ учащихся.

Упражнение «Слово потерялось»

Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка

смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.

Педагог читает текст, пропуская выделенные жирным шрифтом слова. Дети,

следя за чтением учителя глазами и прочитывая текст про себя, должны по

смыслу догадаться, какое слово «потерялось».

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: « Зачем тебе эти яблони? Долго ждать

с этих яблонь плода, ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: « Я не

съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

( Л. Н. Толстой)

Предложенные детям задания по тексту (пословицы) развивают внимание,

мышление и нравственные качества учащихся:

1.

Для кого сажал старик яблони?

2.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Жизнь дана на добрые дела. - Без труда нет и плода.

-Человека ценят не по словам, а по делам.

Упражнение «Назови цвет»

Упражнение помогает развить способность воспринимать слово, как

целостный образ, а не как набор определенных букв.

Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.

Упражнение «Дырки от бублика»

Упражнение учит быстро узнавать слова в тексте, развивает смысловую

догадку – ключевой навык для скорочтения, помогает лучше понять

прочитанное.

Дети должны самостоятельно прочитать текст, вставляя пропущенные буквы.

Кедр

В тайге растёт кедр. К…дровник любимое место многих ж…вотных и

птиц. Ос…нью созр…вают к…дровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и

к…баны, бурундуки и б…лки. Прил…тает и к…дровка. Зап…сливая птичка

соб…рает орехи и кл…дёт их под …зык. Под ним помещается до 160

орешков. Затем к…дровочка прячет св…ё б…гатство в мох, дупла, в л…

сную подстилку. В…сной в т…йге по…вляются м…лодые кедры.

Предложенные детям дополнительные задания по тексту способствуют

развитию логического мышления, орфографической зоркости, уточнению

понятия «родственные слова»:

1.

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните родственные слова.

2.

Прочитайте текст, поместив в него предложение, объясняющее, что

такое кедр. ( Кедр – хвойное, вечнозеленое дерево.)

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках.

Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились

осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие

по написанию.

Упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать

догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим

фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ

слова.

Упражнение «Отсроченная отгадка»

на примере рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Цель этого упражнения: развитие словесно-логического мышления через

воздействие на нравственно-эстетические качества ребенка и

совершенствование навыка смыслового чтения.

До объявления темы занятия учитель-логопед предлагает прочитать

пословицы и в ходе обсуждения ученики должны выдвинуть свои версии

того, какая тема будет изучаться.

Определите тему урока по пословицам:

- Совесть без зубов грызёт.

- На обмане далеко не уедешь.

- Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

После прочтения текста предлагается ряд уточняющих заданий и обобщение

по теме семья с использованием приема «синквейн»:

1.Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.

Соблазн _______ 1.

Стыд _________ 4.

Поступок______ 2.

Отцовский урок_ 3.

2.Как вы понимаете выражение «покраснел, как рак»?

3.Какая из пословиц подходит к содержанию рассказа.

Объясните, почему вы её выбрали?

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Лучшее горькая правда, чем сладкая ложь.

4.Соберите пословицу, объясните её смысл.

Добрая семья прибавит разума, ума.

Таким образом, быстрое чтение и глубокое понимание теста - важнейшая

компетенция, необходимая для успешного обучения. Эффективность

методики доказана на практике. Регулярно выполняя несложные

упражнения, совершенствуется не только навык чтения, но и развивается

память, внимание, мышление, внимание, устная и письменная речь.

В

современном,

быстро

меняющемся

мире,

функциональная

грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих

активному

участию

людей

в

социальной,

культурной,

политической,

экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное –

развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических

приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Достижение эффективности результатов на уровне формирования

функциональной грамотности речевого развития обучающихся является

одним из условий успешной социализации личности ребёнка.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через

скуку. Читать - должно быть интересно» А. Н. Толстой