Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЗР

Автор: Крохмалёв Сергей Викторович
Должность: учитель основ безопасности и защиты родины
Учебное заведение: ОГАОУ ОК "Алгоритм Успеха" Белгородской области
Населённый пункт: п. Дубовое
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЗР







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ

РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЗР

Крохмалёв Сергей Викторович

учитель основ безопасности и защиты Родины

областное государственное автономное общеобразовательное

учреждение "Образовательный комплекс "Алгоритм Успеха"

Белгородской области

Сегодня мы говорим не просто о повышении эффективности подготовки.

Мы говорим о необходимости системной трансформации нашего подхода к

работе с одарёнными детьми в предметной области ОБЗР. Данные мониторинга

результатов

ВСОШ

за

последнее

пятилетие

однозначно

указывают

конкуренция смещается с уровня эрудиции на уровень метапредметных

компетенций и прикладного системного мышления. Задача, стоящая перед

нами, подготовить не знатока, а аналитика и практика, способного действовать

в нестандартных, стрессогенных условиях. И современная педагогическая

наука даёт нам чёткие ориентиры для решения этой задачи.

Подготовка должна начинаться с глубокого анализа материалов олимпиад.

Речь идёт не о поверхностном просмотре заданий, а о выявлении психолого-

педагогических намерений, заложенных разработчиками. Как отмечал Л.С.

Выготский, обучение должно опережать развитие, попадая в «зону ближайшего

развития» ребёнка. Наша задача - определить, где проходит эта зона для

олимпиадника текущего года.

Мы применяем метод контент-анализа заданий, выделяя когнитивные

операции от простого распознавания (например, знаки ГО) до сложного синтеза

(разработка плана действий при ЧС с учётом множества переменных).

Исследования в области критического мышления прямо указывают, что эти

навыки не формируются спонтанно - их необходимо развивать через

специально смоделированные проблемные ситуации, что и составляет суть

олимпиадных задач высокого уровня.

Предмет ОБЗР по своей природе многогранен. Согласно исследованиям,

успешность

в

решении

комплексных

жизненных

проблем

напрямую

коррелирует со способностью интегрировать знания из разных дисциплин.

Следовательно,

модель

«один

учитель

-

один

ученик»

является

методологически устаревшей для подготовки к олимпиаде такого уровня.

Научно

обоснованной

альтернативой

является

создание

сетевой

педагогической команды (ПК). Мы формируем ПК по модели, где ключевой

фигурой становится координатор (учитель ОБЗР), который интегрирует усилия

узких специалистов:

Когнитивный

психолог

помогает

в

развитии

оперативной

памяти,

стрессоустойчивости и навыков принятия решений в условиях дефицита

времени.

Практикующий

специалист

(МЧС,

медик)

обеспечивает

перевод

теоретических знаний в подлинные умения, минуя этап формирования

«ложных навыков». Как говорил В.А. Сухомлинский, «знания только тогда

становятся убеждениями, когда они приобретены в процессе собственной

деятельности».

Тренер по функциональной подготовке строит тренировочный процесс на

основе принципов спортивной физиологии, обеспечивая не просто общую

физподготовку, а специфическую готовность к выполнению олимпиадных

нормативов.

Эта модель соответствует принципам социально-конструктивистской

теории обучения, где знания конструируются в процессе социального

взаимодействия с носителями разных экспертных ролей.

Ключевым

элементом

подготовки

становится

погружение

в

образовательную среду. Мы уходим от абстрактных задач к созданию

контекстно-насыщенных учебных ситуаций. Это напрямую связано с теорией

«ситуативного обучения», что наиболее эффективное обучение происходит в

сообществе практиков, решающих реальные (или максимально приближенные

к реальным) задачи.

Наши сборы, которые проходят ежегодно в Региональном центре

выявления и поддержки одаренных детей и комплексные кейсы - это не «игры»,

а

педагогически

спроектированные

учебные

вызовы.

Они

формируют

адаптивный интеллект - способность применять знания в новых, незнакомых

обстоятельствах.

Ресурсное состояние психики, что подтверждается исследованиями в

области педагогической психологии о влиянии преодоления сложных, но

посильных задач на самоэффективность.

Итогом

такой

системной

работы

становится

формирование

у

обучающегося не просто суммы знаний, а ключевых компетенций, способность

к комплексному решению проблем, критическое мышление, когнитивная

гибкость. Мы готовим не только потенциального победителя олимпиады, но и

гражданина, обладающего культурой безопасности, способного к осознанным

действиям в кризисной ситуации.

Выводы и профессиональная позиция.

Текущий этап развития образования характеризуется сменой парадигмы от

трансляции знаний к проектированию образовательных экосистем. Школа

должна быть не местом, где учат, а местом, где учатся. Наша роль как

педагогов олимпиадной подготовки - стать архитекторами таких экосистем для

мотивированных детей.

Данные, которые мы получаем от наших выпускников, участвующих в

проектах МЧС, «Волонтёров-медиков», а также их высокие образовательные

результаты, подтверждают эффективность предложенной модели.

Моя позиция как практика и руководителя муниципальной команды

однозначна - дальнейший прогресс в результатах ВСОШ по ОБЗР будет

определяться не степенью давления на отдельного ученика, а качеством и

слаженностью

работы

профессиональной

педагогической

команды,

построенной на современных научных основаниях.