Автор: Крохмалёв Сергей Викторович
Должность: учитель основ безопасности и защиты родины
Учебное заведение: ОГАОУ ОК "Алгоритм Успеха" Белгородской области
Населённый пункт: п. Дубовое
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЗР
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОГО УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ
ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЗР
Крохмалёв Сергей Викторович
учитель основ безопасности и защиты Родины
областное государственное автономное общеобразовательное
учреждение "Образовательный комплекс "Алгоритм Успеха"
Белгородской области
Сегодня мы говорим не просто о повышении эффективности подготовки.
Мы говорим о необходимости системной трансформации нашего подхода к
работе с одарёнными детьми в предметной области ОБЗР. Данные мониторинга
результатов
ВСОШ
за
последнее
пятилетие
однозначно
указывают
конкуренция смещается с уровня эрудиции на уровень метапредметных
компетенций и прикладного системного мышления. Задача, стоящая перед
нами, подготовить не знатока, а аналитика и практика, способного действовать
в нестандартных, стрессогенных условиях. И современная педагогическая
наука даёт нам чёткие ориентиры для решения этой задачи.
Подготовка должна начинаться с глубокого анализа материалов олимпиад.
Речь идёт не о поверхностном просмотре заданий, а о выявлении психолого-
педагогических намерений, заложенных разработчиками. Как отмечал Л.С.
Выготский, обучение должно опережать развитие, попадая в «зону ближайшего
развития» ребёнка. Наша задача - определить, где проходит эта зона для
олимпиадника текущего года.
Мы применяем метод контент-анализа заданий, выделяя когнитивные
операции от простого распознавания (например, знаки ГО) до сложного синтеза
(разработка плана действий при ЧС с учётом множества переменных).
Исследования в области критического мышления прямо указывают, что эти
навыки не формируются спонтанно - их необходимо развивать через
специально смоделированные проблемные ситуации, что и составляет суть
олимпиадных задач высокого уровня.
Предмет ОБЗР по своей природе многогранен. Согласно исследованиям,
успешность
в
решении
комплексных
жизненных
проблем
напрямую
коррелирует со способностью интегрировать знания из разных дисциплин.
Следовательно,
модель
«один
учитель
-
один
ученик»
является
методологически устаревшей для подготовки к олимпиаде такого уровня.
Научно
обоснованной
альтернативой
является
создание
сетевой
педагогической команды (ПК). Мы формируем ПК по модели, где ключевой
фигурой становится координатор (учитель ОБЗР), который интегрирует усилия
узких специалистов:
Когнитивный
психолог
помогает
в
развитии
оперативной
памяти,
стрессоустойчивости и навыков принятия решений в условиях дефицита
времени.
Практикующий
специалист
(МЧС,
медик)
обеспечивает
перевод
теоретических знаний в подлинные умения, минуя этап формирования
«ложных навыков». Как говорил В.А. Сухомлинский, «знания только тогда
становятся убеждениями, когда они приобретены в процессе собственной
деятельности».
Тренер по функциональной подготовке строит тренировочный процесс на
основе принципов спортивной физиологии, обеспечивая не просто общую
физподготовку, а специфическую готовность к выполнению олимпиадных
нормативов.
Эта модель соответствует принципам социально-конструктивистской
теории обучения, где знания конструируются в процессе социального
взаимодействия с носителями разных экспертных ролей.
Ключевым
элементом
подготовки
становится
погружение
в
образовательную среду. Мы уходим от абстрактных задач к созданию
контекстно-насыщенных учебных ситуаций. Это напрямую связано с теорией
«ситуативного обучения», что наиболее эффективное обучение происходит в
сообществе практиков, решающих реальные (или максимально приближенные
к реальным) задачи.
Наши сборы, которые проходят ежегодно в Региональном центре
выявления и поддержки одаренных детей и комплексные кейсы - это не «игры»,
а
педагогически
спроектированные
учебные
вызовы.
Они
формируют
адаптивный интеллект - способность применять знания в новых, незнакомых
обстоятельствах.
Ресурсное состояние психики, что подтверждается исследованиями в
области педагогической психологии о влиянии преодоления сложных, но
посильных задач на самоэффективность.
Итогом
такой
системной
работы
становится
формирование
у
обучающегося не просто суммы знаний, а ключевых компетенций, способность
к комплексному решению проблем, критическое мышление, когнитивная
гибкость. Мы готовим не только потенциального победителя олимпиады, но и
гражданина, обладающего культурой безопасности, способного к осознанным
действиям в кризисной ситуации.
Выводы и профессиональная позиция.
Текущий этап развития образования характеризуется сменой парадигмы от
трансляции знаний к проектированию образовательных экосистем. Школа
должна быть не местом, где учат, а местом, где учатся. Наша роль как
педагогов олимпиадной подготовки - стать архитекторами таких экосистем для
мотивированных детей.
Данные, которые мы получаем от наших выпускников, участвующих в
проектах МЧС, «Волонтёров-медиков», а также их высокие образовательные
результаты, подтверждают эффективность предложенной модели.
Моя позиция как практика и руководителя муниципальной команды
однозначна - дальнейший прогресс в результатах ВСОШ по ОБЗР будет
определяться не степенью давления на отдельного ученика, а качеством и
слаженностью
работы
профессиональной
педагогической
команды,
построенной на современных научных основаниях.