Автор: Паршакова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа №45"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: дидактический материал
Тема: Подготовка к ОГЭ по русскому языку, практикум
Вставьте
буквы,
расставьте
запятые.
1) Леонид приехавший ночью вошёл пот…рая руки и уселся рядом кивнув мне. 2) Снеж…к
выпавший ночью делает склон ещё более сколь…ким. 3) Вронский сумел заметить
сдержанную оживлённость играющую в лице Анны и порхающую между бл…стящими
глазами. 4) Елка нарядно украш…нная стояла посередине слабо рисуясь в полутьме. 5)
Маша просидела в углу до самого обеда внимательно глядя на старшую сестру и
вслушиваясь в произносимые ею слова. 6) Освобождё…ая от упряжки лошадь сейчас же
вск…чила на лёд и остановившись у проруби тяжело поводила бл…стящими боками.
Вставьте
буквы,
расставьте
запятые.
1) Вот и ворон недавно ре…вший закопошился в серебря… ой листве дуба росшего на
опушке. 2) Я распрощался с Николаем напомнив ему о важном деле и дав несколько
советов. 3) Техника глубокой живописи позволяющая свободно рисовать оказалась
особенно близка Шишкину сохранявшему свободную и живую манеру рисунка. 4)
Освобождё…ая от упряжки лошадь сейчас же вск…чила на лёд и остановившись у проруби
тяжело поводила бл…стящими боками. 5) Алёхин опустился на стул у приставного стол…ка
и пол…жив в рот кусоч…к сахара с удовольствием сделал несколько гл…тков. 6) Воробей
неожида… о взлетев
и…чез в светлой зелен…
сада
прозрачно сквозившей на
предвечерн…м небе.
Вставьте буквы, расставьте запятые.
1)
Хозяин увид…в нежда… ого и незва… ого гостя раздражё… о и сконфуже… о
поздоровался. 2) Первый осе… ий день выдался ветре… ым багря… ые листья
обречё… о трепетали на ветвях деревьев. 3) В старину делали деревя… ые коньки
украше…ые завитком в виде лошади… ой головы. 4) В плетё… ой из ивовых
прутьев к…рзинке лежали три мочё… ых яблока и несколько кусков ржа…ого хлеба
завёрнутые в льня… ую салфетку.
Вставьте буквы, расставьте запятые.
1)
Слева были домики украше… ые резьбой над фасадами были завяза… ы точё… ые
деревя… ые банты. 2) Утром в осе…ем лесу особо вкусной кажется печё…ая
картошка с копчё… ым мясом 3) В мали… ике огороже… ом некраше… ыми досками
валялись броше… ые оцинкова… ые вёдра. 4) В тума… ой мгле с трудом были
различимы краше… ые баржи с соле… ой рыбой. 5)
Ране…ый офицер
отличавшийся стра… ым поведением не произвёл на меня
особе… ого
впечатления.
Вставьте буквы, расставьте запятые.
1)Приехав в Былово находившееся на берегу красивой реки он насл…ждался покоем и
общением с родными людьми. 2) Останавливаясь у витрин и ра…сматривая каждое
платье по несколько минут Оксана не могла решиться на давно запланирова… ую покупку.
3) Река (чуть) чуть ползёт по камешкам выпуская из себя по сторонам резвые ручьи
играющие с ней в догонялки. 4) Увернувшись от уличного ф…наря Маргарита покрепче
сжала щётку и полетела помедле…ее вглядываясь в электрические провода и вывески
в…сящие поперёк тротуара. 5) Танки шли плотной колонной окутанные тяж…лым обл…
ком пыли.
Вставьте буквы, расставьте запятые.
1)
Освежившись в приготовле… х нам комнатах мы с Михаилом облеклись в новые
мундиры и стараясь ступать в них мягко и размере… о появились среди гостей. 2) Олег
расстрое… ый получе… ым известием сидел в кресле механически перелистывая
страницы и почти не глядя в книгу. 3) У окна стоял купец оп…раясь на подоконник и
мрачно гл…дел на улицу окута… ую белёсым туманом. 4) Он подошёл к окну и
упершись лбом в стекло долго смотрел на улицу полными отчаяния глазами. 5)
Улыбающаяся мать сидит на диване поджав ноги под себя и лениво вяжет детский
носок зевая и почёсывая по врем…нам спицей голову.
1)Илья Ильич покл…нился и (не) смотря на находящихся гостей прошёл всю залу. 2) Он
взгл…нул – за р…ялем сидела Ольга смотревшая на него с большим любопытством. 3) В
лесу ещё одетом (по) зимнему проглянули сквозь снег пролески и выпрямив свои тонкие
листочки пот…нулись к свету. 4) Деревья мирно покачивая заснеже… ыми ветвями
уплотнялись в сторону обнимавшего со всех четырёх сторон наш домик леса. 5)
Покрывающая дуб листва усохнув по осени почти не облетела и тр…петала позванивая на
ветру.
1)Увидев Павла она улыбнулась и что (то) сказала (на) счёт примусных иголок но Павел
посмотрел на неё в упор и сдерживаясь отвернулся. 2) В лесу ещё одетом (по) зимнему
проглянули сквозь снег пролески и выпрямив свои тонкие листочки пот…нулись к свету. 3)
Сергей Сергеевич шёл по улице изящно помахивая новой тросточкой украш…нной какой
(то) немыслимой резьбой и улыбаясь кивал знакомым. 4) (Не) смотря на неудачу в
спринте, наша команда по биатлону смогла собраться и успешно выступить в эстафете
получив серебря… ую медаль. 5) Краше… ые краской полы были заставле… ы мебелью.
Вставьте буквы, расставьте запятые. Выделите корни в словах с проверяемыми
гласными в корне.
Сизый туман густыми клубами ра…ст…лаясь по всей р…внине обв…лакивал белёсые
остовы гиган…ских р…стений. Она говорила зам…рающим голосом явно ст…раясь не
обид…ть его. Ж…лтый телефон ожил на долю секунды словно напоминая о себе и снов…
зам…р. (Не) подалёку темнели зар…сли кустарника торчали унылые деревья. Лужайка
зар…сла высокой травой; было заметно что (не) давно …десь кто (то) был. Молния св…
ркнувшая яркой змейкой оз…рила всё вокруг. Весело г…рела сухая трава. Туман расст…
лается, в г…рах, зап…рать на замок, зам…рать, бл…стать в свете, заж…гать огни, ск…сить
траву, заст…лать посмотреть иск…са, пом…риться с врагом, неук…снительно..
Вставьте буквы, расставьте запятые. Выделите корни в словах с проверяемыми
гласными в корне.
Дорога (не) наруш… ная н… переправой н… буреломом в…лась между песча… ых
холмов поросших добрыми соснами. Ветер ш…в…лил пушистые ветви пятна и тени пл…
сали по лесной траве по вьюкам на телегах ск…льзили по лицу. Болотный туман густыми
клубами ра…ст…лаясь по всей р…внине обв…лакивал белёсые остовы гиган…ских р…
стений. Желая скрыть растерянность он поспешно скл…нил голову и слегка к…снулся
губами её руки. Было заметно что (не) давно …десь кто (то) был. Разд…рать, бл…стать,
разб…русь, к…соворотка, к…сательная, соприк…снувшись, зам…реть, г…ристая местность,
пойти на м…ровую выж…гание, выст…рать бельё, соприк…саться.
Туман расст…лается, зап…рать на замок, бл…стать в свете, заж…гать огни, р…внина, ск…
чок цен, пл…вец, туман расст…лается, ране… ый пулей зверь, посея… ая редиска, сушё…
ые на солнце грибы, ветре… ый, стекля… ый, ржа… ой хлеб, комната (не) освеще…а,
ничем (не) укрытые цветы; (не) накормив лошадь, далеко (не) уедешь; давно (не)
стиранная рубаха; очень (не) привычная обстановка; вовсе (не) широкая река; ещё (не)
распустившийся цветок; наездники, (не) смотря по сторонам, стремительно гнали к
городу; сильные ветры дуют (не) долго.
Ветре… ый, божестве… ый, затенё … ый, совреме… ый, деревя … ый, песча… ый, ране… ый
офицер, незва… ый гость, краше… ые полы, сея… ые весной семена, костюмы развеша… ы,
печё… ый хлеб, тума… ая мгла, построе… ый, р…сток, р…стение, туман расст…лается, зап…
реть на замок, бл…стеть на солнце, заж…гать огни, р…внина, ск…чок цен, пл…вец, (не)
занавешенные окна; он (не) доумевал; дверь (не) закрыта; отвечал (не) уверенно; далеко
(не) старый генерал; очень (не)глупый человек; (не) смотря мне в глаза; (не) озарённая
солнцем д…лина.
Вставьте буквы, расставьте запятые. Найдите ошибку
в предложении в
построении предложения с причастным оборотом.
Слева были домики украше… ые резьбой над фасадами были завяза… ы точё… ые
деревя… ые банты. 2) Утром в осе…ем лесу особо вкусной кажется печё…ая картошка с
копчё… ым мясом 3) В мали… ике огороже… ом некраше… ыми досками валялись
броше… ые оцинкова… ые вёдра. 4) В тума… ой мгле с трудом были различимы
краше… ые баржи с соле… ой рыбой. 5) Ране…ый офицер отличавшийся стра… ым
поведением не произвёл на меня особе… ого впечатления. 6) Только благодаря
чётким, согласованным действиям спасателей людей удалось вовремя перевезти,
оказавшихся в сложной ситуации, в безопасное место.
Вставьте буквы, расставьте запятые (где нужно).
1)Ране…ый офицер отличавшийся стра… ым поведением не произвёл на меня особе…
ого впечатления. 2) Утром в осе…ем лесу особо вкусной кажется печё…ая картошка с
копчё… ым мясом. 3) Мы мокрые от росы шагаем по полю домой. 4) Лесная сторожка
стояла в глубине широкой недавно выкоше…ой
поляны. 5) Ночь была страшно
морозная и ветре… ая. 6) Василий Иванович вдруг смолкает успокаива…тся и
обнадёженный засыпает. 7) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза. 8) А он
мятежный просит бури как будто в бурях есть покой. 9) Ехавший верхом офицер
натянул поводья остановился на секунду и обернулся вправ… .
Вставьте буквы, расставьте запятые (где нужно).
1)В тума… ой мгле с трудом были различимы краше… ые баржи с соле… ой рыбой.
2)Хозяин увид…вший нежда… ого и незва… ого гостя раздражё… о и сконфуже… о
поздоровался.3) Привлечё… ые светом бабочки прилетели и кружились около ф…
наря. 4) Солнце в…л…колепное и яркое поднималось над морем. 5) Ехавший верхом
офицер натянул поводья остановился на секунду и обернулся вправ… . 6) День
утомлё… ый со… ой ленью вдруг опускает повода. 7) Нагруже… ый грибами и
букетами
я вышел на опушку леса. 8) С огромными букетами цветов
в новых
костюмчиках Саша и Маша шли в школу.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
1.Благоухая сохли травы
дымясь курились обл…ка. 2. Дойдя до зар…слей я
остановился (что) бы в последний раз в…глянуть на озерцо. 3. Всю ночь гремел овраг
соседний ручей бурля бежал к ручью. 4. Утолив жажду бе…вкусной жижицей и
перекусив печё… ой на к…стре картошкой мы сели в лодч…нки и поплыли дальше. 5.
См…ркалось; на столе бл…стая шипел вечерний самовар. 6. Коля работал спустя
рукава. 7. Пусты… ая вьюга серебрила крышу заносила окна оголяла цветущие берега
и качала напевая тоскливый м…тив вершинами сосен. 8. Надвинув пониже свою кепку
и крутя над головой кнутом кучер гнал лошадь прямо на мост. 9. (На) встречу грохоча
кова… ыми колёсами медле… о двигался огромный обоз. 10.Смеясь он дерзко пр…
зирал
земли
чужой
язык
и
нравы.
11. Слушая г…нерал смотрел (в) низ скл…нив морщинистую шею.
1 Звонкие голоса мельников ловивших доски с..яние неба и солнца разноголосый
крик на той стороне казавшийся также весёлым под эти чистым небом белый клубоч…
к дыма всё это создавало живую и радос…ную картину и нап..лняло душу бодростью и
желанием деятельности. 2. Иван Дмитриевич Громов мужчина лет тридцати трёх
бывший судебный пристав и губернский с…кретарь страдает манией пр…следования.
3. Кибитка тихо подвигалась то в…езжая в сугроб то обрушиваясь в овраг. 4. Деревя…
ая реш…тка далеко (не) новая совсе облезла ра..сохлась и развалилась. 5.
Ослеплённый мраком старик долго стоял без движения. 6. Измуче… ый и усталый я
возвращался домой. 7. Её глаза печальные и усталые запомнились мне на всю жизнь.
8. Она с ярким румянцем на ю…ых щеках бл…стящими от счастья глазами была
изумительно красива. 9. На берегу (не) большой реч…нки в роще в поле не слышишь
ни ш…роха.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
1 Звонкие голоса мельников ловивших доски с..яние неба и солнца разноголосый
крик на той стороне казавшийся также весёлым под эти чистым небом белый клубоч…
к дыма всё это создавало живую и радос…ную картину и нап..лняло душу бодростью и
желанием деятельности. 2. Иван Дмитриевич Громов мужчина лет тридцати трёх
бывший судебный пристав и губернский с…кретарь страдает манией пр…следования.
3. Кибитка тихо подвигалась то в…езжая в сугроб то обрушиваясь в овраг. 4. Деревя…
ая реш…тка далеко (не) новая совсе облезла ра..сохлась и развалилась. 5.
Ослеплённый мраком старик долго стоял без движения. 6. Измуче… ый и усталый я
возвращался домой. 7. Её глаза печальные и усталые запомнились мне на всю жизнь.
8. Она с ярким румянцем на ю…ых щеках бл…стящими от счастья глазами была
изумительно красива. 9. На берегу (не) большой реч…нки в роще в поле не слышишь
ни ш…роха.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
1)Ни суровый климат ни густые леса ни б…лота ничто не пугало ю… ых путешестве…
иков. 2. На картинах Левитана из…браже…ы знакомые с детства вещи стог сена
почерневший от старости маленькие реч…нки затеря… ые на огромной тер…итории. 3
А (в) дали дог…рает з…ря красивая и недосягаемая. 4. В думах непривычно тяж…лых
он не заметил как выехал в д…лину. 5. На асфальте бл…стели полоски дождевой воды
голубой от неба. 6. Ослеплённый мраком старик долго стоял без движения. 7. Она с
ярким румянцем на ю…ых щеках бл…стящими от счастья глазами была изумительно
красива. 8. Марина нарядная и красивая в новом платье в белых туфельках пр…бывала
в задумчивости на те…расе. 9. Старик сидевший на скамейке возле п…л…садника о
чём (то) думал. 10. Майя Плисецкая удивительный мастер движения завоевавшая
признание во всём мире проводила ежедневно много часов в изнурительном труде у
станка.
Вставьте
пропущенные
буквы,
расставьте
знаки
препинания.
Подчеркните
грамматические основы в первых трёх предложениях.
1.Впереди на том берегу тума… ого моря виднелись выступающие лесистые холмы.
2.Утомл… ый дневным переходом Семёнов заснул скоро. 3. На деревя…ых плотах
одном
из
стари…ых
средств
передвижения
наши
предки
древние
русичи
пр..одол..вали огромные ра…стояния. 4. Около полудня обыкновенно появляется
множество круглых обл…ков
золотисто-серых
с нежными белыми краями.5.
Взволнова… ый переживаниями дня я долго не мог заснуть. 6. Между древесными
стволами обросшими (в) течени… дес…тилетий седым мохом и узорч…тыми лишаями
(кое) где прогляд…вают клочья неба. 7. Послыш…лось могучее ш…пение ш…рох треск
быстро л…мающихся глыб. 8. Меж чёрных туч стел…щихся низко над землёй приветно
зас…яла лазури п…лоса.
Вставьте
пропущенные
буквы,
расставьте
знаки
препинания.
Подчеркните
грамматические основы в первых трёх предложениях.
1.Первые лучи во…ходящего солнца ещё (не) выплывшего на небосвод к…снулись
макушки тополя. 2. Люди пор…жё… ые этой картиной благод…рили пр…красную
русскую природу за нечая… ую радость подаре… ую им. 3. Бл…стящие крыши дальних
изб были усея…ы серебря… ыми каплями воды. 4. Ночью на реку упал туман (не)
разве…вшийся до самого восхода солнца. 5. Увлечё… ые игрой дети не слышали как
вошла мать. 6. Я измуче… ый и усталый воз…ращался домой. 7. Около полудня
обыкновенно появляется множество круглых обл…ков золотисто-серых с нежными
белыми краями. 8.По утрам до восхода солнца мы шли на озеро ра…ст…ла…щееся за
леском и встречали рассвет.
2. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Вводные слова обведите в овал.
1)Наши слова видимо пр…вращались в зеркало в котором Нинка видела себя
красавицей. 2)Нам самим начинало к…заться что у неё всё лебяжье коралловое
жемчужное. 3) Сумрак становится гуще и звёзды кажется сияют выше. 4) Райской
птицей кажется дрозд или сойка когда они перес…кают солнечный луч. 5) Солнечные
пятна уже совсем и…чезли со стены значит солнце уже скл…нилось за полдень. 6) Что
всё это значит? 7) Но может быть там откуда пришёл Павлик иные мерила быть может
мы сами некогда иначе мерили себя? 8) Это (по) видимому случайное событие
произвело однако большой переполох среди жителей города. 9) Покрытые ныне
мелкой плотной травой склоны холма когда-то бе…спорно шумели лесами. 10) С
холма не нагл…дишься на (не) тронутое желтизной ржа… ое поле или лучше сказать
озеро с перекатывающейся лёгкой зыбью. 11) Тот вероятно придумал что-нибудь на
прогулке и вернувшись домой стал записывать (не) сняв шляпы. 12) У тебя есть обр…
зование жизне… ый опыт хитрость может быть даже ум но у тебя нет совести.
№1 (1вариант)
Вставьте
буквы,
раскройте
скобки
и
расставьте
знаки
препинания.
Подчеркните грамматические основы предложения.
Замените выделенное
словосочетание,
построенное
на
основе
примыкания,
синонимичным
словосочетанием со связью управление. Подчеркните грамматические основы в
выделенных
предложениях.
Кот отчая… о уп…рался но Ленька был сильнее, и, кроме того, он не хотел
выпускать вкусную рыбу. Вдоль окон бл…снула молния и тотчас в лесу что (то)
страшно и сухо треснуло будто сл….малась большая сосна.
Краски к…зались
мягкими
из-за
осе…
ей
мглы
(не) подвижно в…севшей в воздухе. В этом прои…шествии я уже пр…нимал
живейшее участие. Один из гребцов соск…чил в воду подвёл лодку за носовую в…
рёвку к пристани и крепко пр…вязал к причалу.
№ 1 (2 вариант)
Вставьте
буквы,
раскройте
скобки
и
расставьте
знаки
препинания.
Подчеркните грамматические основы предложения. Замените выделенное
словосочетание,
построенное
на
основе
согласование,
синонимичным
словосочетанием со связью управление. Подчеркните грамматические основы
в
выделенных
предложениях.
Евсеич наконец перестал пом….нать алмантаевское пр…ключение. Только из жерла
бе…конечно в…пыхивали колебл…щиеся огнистые полосы и быстро проносились
играя всеми цветами. Маленькие лужицы вокруг тихой заводи пор…сли травой и
цветами а пуховые вербочки стали похожи на маленьких ц…плят в жёлтом пуху.
Тёмное небо над освещ…нной улицей к…залось чёрным. Станцио… ое здание
раньше было деревя… ое а теперь каме… ое. Светлый ц…рковой купол был похож
на гр…мадный сер…бристый зонт.
№ 2 (1 вариант)
1.
Вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2.
Подчеркните грамматические основы предложений.
3.
Подчеркните обособленные определения, выраженные причастным оборотом.
4.
Выпишите
из 2-го предложения словосочетание с подчинительной связью
примыкание. ………………………………………………………………….
5.
Выпишите из 2-го предложения эпитет. ……………………………….
1.
Вся музыка звучавшая днём утихалась и сменялась другою. 2) Море было гладко и
в него вес…ло и спокойно гл…делось б…рюзовое небо наполовину выкрашенное в
нежный золотисто-б…гряный цвет заката.
№ 2 (2 вариант)
1)
Вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2)
Подчеркните грамматические основы предложений.
3)
Подчеркните обособленные определения, выраженные причастным оборотом.
4)
Выпишите
из 2-го предложения словосочетание с подчинительной связью
управление. ………………………………………………………………….
5)
Выпишите из 2-го предложения эпитет. ……………………………….
1)
По размякшему шоссе без конца т…нулись ломовые дроги перегруженные
всяческими домашними вещами. 2)Солнце поднялось над сплошным белым
обл..ком покрывающим восток и вся окрес…ность оз…рилась спокойно-радос…
ным светом.
№ 3 (вариант 1)
1) Вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2)
Подчеркните грамматические основы предложений.
3)
Подчеркните
обособленные
обстоятельства,
выраженные
деепричастным
оборотом.
4)
Выпишите
из 2-го предложения словосочетание с подчинительной связью
согласовани ………………………………………………………………….
1)
Так Шамет и уехал из посёлка не дождавшись перемены в старухиной судьбе. 2)
Хозяйка пр…шла звать его к телефону и он вежливо сутулясь последовал за ней в
столовую. 3) Он лёг в постель и подперши рукою голову думал долгие думы.
№ 3 (вариант 2)
1.
Вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2.
Подчеркните грамматические основы предложений.
3.
Подчеркните
обособленные
обстоятельства,
выраженные
деепричастным
оборотом.
4.
Выпишите
из 1-го предложения словосочетание с подчинительной связью
примыкание. ………………………………………………………………….
5.
1) Хозяин проснувшись вышел в магазин с часами в руках и растерянно бормотал.
2) Увидев меня он схватил кожаный чемодан и выскочил в соседнюю комнату. 3)
Он сидел тихо водил смычком заставляя струны говорить волшебным голосом и
думал о счастье.
№ 4 (вариант 1)
1)
Вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2)
Подчеркните грамматические основы предложений.
3)
Подчеркните обособленные приложения.
4)
Выпишите
из 2-го предложения словосочетание с подчинительной связью
управление. ………………………………………………………………….
5)
Выпишите из 2-го предложения фразеологизм.
1)
Васёк деревенский парень лет пятнадцати круто заворачивает и широко ра…
крывшими глазами осматрива…тся. 2) Старый Максим мес…ный сторож щелкал
пальцем по бл…стящему стволу своего ружья и кидал из-под густых седых бровей
острый взгляд на д…ревню. 3) Он стоял на галерее ц…рка и смотрел оч…
рованными глазами на арену, где кувыркался ярко одетый клоун любимец
публики.
№ 4 (вариант 2)
2)
Вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
3)
Подчеркните грамматические основы предложений.
4)
Подчеркните обособленные приложения.
5)
Выпишите
из 1-го предложения словосочетание с подчинительной связью
управление. ………………………………………………………………….
6)
Выпишите из 2-го предложения эпитет. ……………………………………………..
1)
Мой спутник парень лет восемнадцати сунул руку в карман достал свисток и пару
раз свис…нул. 2) Четырёхлетний жеребец Изумруд рослая беговая лошадь с..р…
бристо-стальной масти проснулся около полуночи. 3) По крайней мере об Оксане
сестре Заболотного можно было с уверенностью сказать, что за несколько военных
лет она изм…нилась до неузнаваемости.
№ 5 (вариант 1)
1)
Вставьте
пропущенные
буквы
и
знаки
препинания,
раскройте
скобки.
Я открываю окно в бор. Он пр…ветствует меня ар…матом смолы звоном в…ршин
стуком дятла и серебря… ым выкриком ястреба. 2) Мелкий сосняч…к. Я прод…
раюсь ломаю мелкие отсохш…е ветки вспугиваю сереньких болтливых дятликов
ищу белые пёрышки. 3) Средства жизни казаков сост…вляют в…ноградные и
фруктовые сады бахчи с арбузами и тыквами рыбная ловля посевы кукурузы и
проса и воен…ая добыча. 4) Дли… ые тени домов деревьев заборов л…жились
красиво по светлой пыльной дороге. 5) Р…вномерные ночные звуки шуршанье
камышин храпенье казаков жуж…анье к…маров и теченье воды пр…рывались
изре…ка
то дальним выстрелом то бульканьем отв…лившегося берега то
всплеском большой рыбы то треском зверя по дикому, заросшему лесу. 6) Снег
ср…внял лыжни перес…кавшие во всех напр…влениях холм на задах деревни
накрыл кусты мож…евельника на его уступах замёл плетни вокруг изб (от) чего
деревня словно оголилась.
1.
Укажите средство связи первого и второго предложений текста.
2.
Из предложения 6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
3.
Выпишите прилагательное (-ые), образованное(-ые) от сущ.с основой на Н
(предл. 4-6)
4.
Выпишите слово с приставкой пре- , которая равна приставке пере- (предл. 5-6)
5.
Замените выделенное словосочетание, построенное на основе
подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со
связью согласование.
6.
Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется
правилом «в приставке пишется «с» перед глухим согласным в корне слова.
(предл. 5-6)
7.
Найдите предложение (-ия) с обособленным определением (причастным
оборотом).
№ 5 (вариант 2)
1)
Вставьте
пропущенные
буквы
и
знаки
препинания,
раскройте
скобки.
1)Целый мир отшумел за спиной и остался лиш… в памяти да на исписа… ых
бледным карандаш…м листках. 2) Мещ…рский край богат торфом и лесами
молоком и ягодами. 3) Тётя Маруся всегда пр…носила к чаю домашние корж…ки
или пиро…ки. 4) Гром уже гр…хотал и впереди и справа и слева. 5) Извес…но что
цветы лучше всего соб…рать утром или под вечер. 6) Для егеря Щукина знавшего
лес, каждое движение в нём лиш… напоминало о тех богатствах которые заключал
в себе зап…ведник с его лосями п…тнистыми оленями бобрами и выхухолями и
необ…ятными торфя(н,нн)иками на которые со скреперами и канавокопателями
уже двинулся человек пр…вращая болота в плод…родные земли. 7) Толстоногий
стол
завале… ый почерневшими от стари… ой пыли, словно прокопчё…ыми
бумагами, зан…мал весь промежуток между двумя окнами. 8) По стенам в…сели
турецкие ружья нагайки сабля две ландкарты какие (то) ан…томические р…сунки
портрет Гуфеланда вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом. Кожа…
ый, кое (где) продавле…ый и разорва… ый диван помещался между двумя гр…
мадными шкафами из к…рельской берёзы; на полках в бе…порядке т…снились
книги
коробочки
банки
пузырьки.
Найдите предложение с обособленным обстоятельством (предл. 1-7)
2)
Найдите предложения с обособленными определениями (предл. 4- 7)
3)
Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется глухостью-
звонкостью следующего после неё звука.
4)
Выпишите прилагательное, образованное от сущ. с помощью суффикса –ан-.
5)
Замените выделенное словосочетание, построенное на основе подчинительной
связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
6)
Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
№ 6 (вариант 1)
Вставьте
пропущенные
буквы
и
знаки
препинания,
раскройте
скобки.
1)В полдневную жару всё ст…хает и пряч…тся в тень. 2) Я остановил Пугач…ва и вышел
на улицу. 3) Ночь была тихая и морозная. 4) Месяц и звёзды ярко с…яли осв…щая
площадь и вис…лицу. 5) В крепост.. всё было спокойно и темно. 6) (Не) редко в рощах
поднимали иль ею броше… ый венок или клочки п…рсидской шали или заплака… ый
платок. 7) Ч…рное море окружало лодку тьмой и вздыхающими волнами. 8) Овраги
зар…сли дикой см…родиной и ч…рёмухой. 9) Пут…шествие на лодке и п…шком на
велос…педах и на лыжах воспитывает в человеке волю и хл…днокровие силу и бе…
страшие.
1.
Найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его
номер.
2.
Выпишите из предложения 9 слово, правописание приставки в котором определяется
глухостью-звонкостью следующего после неё звука.
3.
Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством
(деепричастным оборотом), подчеркните.
4.
Выпишите и текста все полные страдательные причастия прошедшего времени.
№ 6 (вариант 2)
1)
Вставьте
пропущенные
буквы
и
знаки
препинания,
раскройте
скобки.
Ч…рный наплыв стволов листьев ветвей дожидался луны (что) бы пр…вратиться в
(светло) зелё…ый. 2) Весь мир к…зался загр…мождё(н,нн)ым. 3) Тр…пинки ум…рли
лужайки и…чезли . 4) Где (то) (в) низу булькала струя ручья. 5) Темнота была на
каждом уступе летучие мыши (чуть) чуть посвистывая крыльями пр…дупреждали
о (не) избежности луны. 6) Кусты растопырили свои ветви (буд)то проверяли
наизусть количество их. 7) Тогда в дебрях этой т…жёлой темноты проск…льзнуло
быстро серое пятно потом оно к…залось дальше, потом оно нач…ло спускат…ся с
горы. Это шёл барс. 8) В одном месте он ост…новился и нюхал воздух переполне…
ый множеством зап…хов.
1.
Выпишите грамматическую основу из 2-го предложения.
2.
Среди
предложений
текста
найдите
предложение
(-я)
с
обособленным
обстоятельством (деепричастным оборотом), подчеркните.
3.
Подчеркните обособленное определение (причастный оборот) среди предложений 5-9.
4.
Из 7 предложения выпишите эпитет.
№ 7 (вариант 1)
Вставьте
пропущенные
буквы
и
знаки
препинания,
раскройте
скобки.
1)Ч…рный наплыв стволов листьев ветвей дожидался луны (что) бы пр…вратиться в
(светло) зелё…ый. 2) Весь мир к…зался загр…мождё(н,нн)ым. 3) Тр…пинки ум…рли
лужайки и…чезли . 4) Где (то) (в) низу булькала струя ручья. 5) Темнота была на
каждом уступе летучие мыши (чуть) чуть посвистывая крыльями пр…дупреждали о
(не) избежности луны. 6) Кусты растопырили свои ветви (буд)то проверяли наизусть
количество их. 7) Тогда в дебрях этой т…жёлой темноты проск…льзнуло быстро серое
пятно потом оно к…залось дальше, потом оно нач…ло спускат…ся с горы. Это шёл
барс. 8) В одном месте он ост…новился и нюхал воздух переполне… ый множеством
зап…хов.
2)
Выпишите грамматическую основу из 2-го предложения.
3)
Среди
предложений
текста
найдите
предложение
(-я)
с
обособленным
обстоятельством (деепричастным оборотом), подчеркните.
4)
Подчеркните
обособленное
определение,
выраженное
причастным
оборотом
(предложения 5-9).
5)
Из 7 предложения выпишите эпитет.
№ 7 (вариант 2)
Вставьте
пропущенные
буквы
и
знаки
препинания,
раскройте
скобки.
1) Та большая к…мпания где сидела женщина предл…гала мне пр…исоед…нит…ся и
я готов был принять пр…глашение. 2) На каждом дереве есть панц…рь
защищающий живую плоть р…стения от мороза. 3) В многоснежные зимы снег как
пуховое одеяло накрывает лес и уж тогда лесу не страшна (н…) какая стужа. 4)
Зимние пичужки с ярким как морозные зори оперением, снегири и синицы
садились на рябину медле… о, с выбором клевали крупные ягоды и закинув (к)
верху головки и выт…нув шейки с трудом проглатывали их. 5)
1)
Октябрь был на редкость х…лодный ненас…ный. 2)Тесовые крыши поч…рнели. 3) Спута
… ая трава в саду пол….гла но один мал..нький подсолн…чник всё не мог осыпат…ся и
доцвести. 4)Рыхлые тучи ц…пляясь за обл…тевшие кусты тащились над лугами. 5)По д…
рогам уже нельзя было ни пройти ни проехать и пастухи п…рестали г…нять стадо в луга.
6)Пастуший р…жок затих до в..сны. 7)Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по
утрам и вид…ть всё то же комнату пож..лтевшие чашки на столе давно (не) чище … ый
сам…вар и к…ртины на стенах. 8)Катерина Петровна доживала свой век в старом доме
построе … ом её отцом. 9)Он был извес…ным художником. 10)А в селе не было никого с
кем можно было г…ворить о к…ртинах. 11)Изредка зах…дил стор…ж Тихон. 12)Глядя на
к…ртины он громко в…дыхал: «Работа натуральная!» 13)Тихон хл…потал часто без толку,
но всё же пом…гал по х…зяйству: рубил в саду засохшие д…ревья пилил их и к…лол на
дрова.
1. Подчеркните грамматические основы во всех предложениях.
2. Выпишите номер предложения с причастным оборотом.
3. Выпишите номер предложения с деепричастным оборотом.
4. Выпишите эпитет из 4-го предложения.
5. Выпишите из текста 3 полных страдательных причастия.
6. Замените с/сочетание тесовые крыши, построенное на основе подчинительной связи
согласование связью управление.
7. Из 8-го предложения выпишите фразеологизм (устойчивое выражение).
Напишите сочинение-рассуждение. Знаменитый русский писатель Александр Сергеевич
Пушкин: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»
1
) Нигде не было ни малейших его следов. 2)Напрасно Биденко осматривал каждый
кустик каждый ствол. 3) Напрасно он л…жился на землю изучая опавшие листья
пожухлые травинки ажурный мох.4)Нигде ничего. 5)Можно было подумать что мальчик
ш…л по воздуху. 6)Биденко готов был поручит…ся что ни один даже самый искусный
развед…ик не прош…л бы так незаметно. 7)В некотором смущении Биденко бр…дил по
лесу м…няя направление. 8)Он ломал себе голову над необъ…снимым отсутствием
всяких следов Вани… 9) Он посмотрел на часы и увид…л что ищ…т мальчонку уже больше
двух часов. 10)Тогда ему стало ясно что Ваня Солнцев не испытывал ещё такого конфуза.
Подчеркните грамматические основы во всех предложениях.
2. Выпишите номер сложноподч. предложения с придаточным изъяснительным.
3. Выпишите номер предложения с деепричастным оборотом.
4. Выпишите эпитет(ы) из 3-го предложения.
5. Выпишите из 9 предложения глагол-исключение.
6. Выпишите из 9 предложения с/сочетание со связью управление.
7. Из 8-го предложения выпишите фразеологизм (устойчивое выражение).
8. Замените разговорное слово бродил из 7-го предложения стилистически нейтральным
синонимом.
Напишите сочинение-рассуждение. Знаменитый русский писатель Александр Сергеевич
Пушкин: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»
1)Серёжа л…жал на опушке леса и см…трел вверх. 2)Огромные сосны ра…ступились и в неровном
ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. 3)Прямо в него уп…
ралась остр…конечной в…ршиной огромная ель. 4)Прош…лестел вверху порыв ветра и с тихим ш…
рохом посыпались ж…лтые сосновые иголки.5)Пошёл сосновый дождь. 6)Их много было в осе …
ем лесу, дождей: сосновый берёзовый осиновый и даже паутин… ый! 7)Серёже нравился
сосновый дождь. 8)Высоченные деревья нач…нали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие
иголки. 9)Они шуршали в ветвях как дождевые капли и неслышно струились на седой мох. 10)Все
сосны разом стряхивают с себя отмершие иголки. 11) И если сквозь ели проб…вается солнечный
свет то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только дли … ые и з…
лотистые.
1. Подчеркните грамматические основы во всех предложениях.
2. Выпишите номер предложения с причастным оборотом.
3. Выпишите номер предложения со сравнительным оборотом.
4. Выпишите сравнение из 2-го предложения сравнение и метафору.
5. Выпишите из 5-го предложения метафору.
6. Замените с/сочетание со связью управление на опушке леса синонимичным с/сочетанием
согласование.
7. Выпишите из 10-го предложения два слова с неизменяемыми приставками.
8. Выпишите из текста прилагательное (-ые), образованное (-ые) от сущ. с основой на Н.
9. Выпишите из 6-го предложения слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-
звонкости последующего звука.
Напишите сочинение-рассуждение. Известный лингвист Александр Иванович Горшков
«Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой
привлекать внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
1)Река л…жала без единой складочки. 2)В ней отражались курчавые пр…брежные кусты и
неподвижные обл….ка высокого неба. 3) Мальчики опустили поводья. 4)Лошади жадно припали к
парной воде. 5)Они пили долго не отрывали губ а р…бята сп..койно сидели на них. 6)Первым от…
рвался от воды ж…ребец Гордый он в…кинул красивую вел…чественную голову выт…нул
мускулистую шею и призывно заржал словно х…тел оповестить всех что утолил жажду и теперь
свеж и бодр. 7)Потом влас…но ударил копытом по водяной глади. 8) Вот вода достигла Гордому
до груди к…снулась шеи. 9)Мальчик сполз с мокрой спины лошади. 10)Нарвал осоки и принялся
т…реть бока грудь и спину Гордого.
1.Подчеркните грамматические основы во всех предложениях.
3. Выпишите метафору из 1-го предложения.
4. Выпишите эпитеты из 2-го и 6-го предложений.
5. Выпишите из 2-го предложения слово, написание приставки в котором определяется её
значением «близость к чему-либо».
6. Замените с/сочетание жадно припали, построенное на основе подчинительной связи
примыкание синонимичным с/сочетанием со связью управление.
7. Выпишите из 6-го предложения слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-
звонкости последующего звука.
8. Выпишите номер сложноподч. предложения с придаточным изъяснительным.
Весна
1)Я шла околдова … ая весной и теплом. 2)Солнце потоками лучей лилось на землю.
3)Солнечные зайчики как живые светл…чки вспыхивали в спицах коляски.
4)На голубом фоне неба вырисовывались чёткие ряды домов сужаясь и снижаясь к г…р…зонту
а там вдали угадывались рыжие стволы высоченных сосен.
5)Но вот что-то лё…кое и влажное проносится над городом. 6)И вдруг дождь! 7)Да какой!
8)Прямо с голубого неба забили косые струи крупные капли как горох застучали по нашим
головам и спинам.9)И тучи нигде не видно! 10)Вот только одна небольшая точно рваная серая
кисея зац…пилась за крышу высотного дома. 11)Неужели из неё бьёт этот в…сёлый дождь-
озорник?
12)Жаркие лучи солнца пронизывали завесу дождя и эти прозрачные косые струи воды
казались жидким светом льющимся с неба. 13)Мы невольно остановились заворожё … ые этим
пр…красным явлением природы.
1.Подчеркните грамматические основы во всех предложениях, расставьте запятые.
2. Выпишите номер предложения с причастным оборотом.
3. Выпишите сравнительный оборот из 1-го абзаца.
4. Выпишите сравнительный оборот из 3-го абзаца.
5. Выпишите из 11-го предложения эпитет.
6. Замените с/сочетание со связью управление лучи солнца синонимичным с/сочетанием
согласование.
7. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами(деепричастными
оборотами)
8. Укажите номера предложений с обособленными определениями (причастными оборотами).
9. Выпишите из 3-го предложения слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-
звонкости последующего звука.
10. Выпишите метафору из 2-го предложения.
На Нерли
1)Недалеко от дома в деревне прот..кала река Нерль. 2)Она шла изв…ваясь в красивых берегах
около песча … ой осыпи покрытой хвойным лесом. 3)Глубокие заводи л…жали как круглые
огромные зеркала и отражали б…рега и лес. 4)У берега на лугу паслись стада.
5)Река в б…лотах шла и ра…ветвлялась на несколько рукавов в зарослях ивняка. 6)Среди тины
и зар…слей открывались чистые и пр…зрачные плесы.
7)Летом при солнце и жаре пр..ятно пахло водой и тиной. 8)Зелёные и голубые стрекозы
носились над водой и садились на череду и осоку. 9)Стаями ходили з…лотые язи.
1. Подчеркните грамматические основы во всех предложениях, расставьте запятые.
2. Выпишите номер предложения с причастным оборотом.
3. Выпишите сравнительный оборот из 1-го абзаца.
4. Выпишите метафоры из 5-го и 9-го предложений.
5. Выпишите из 9-го предложения эпитет.
6. Выпишите с/сочетание со связью управление из 1-го предложения.
7. Укажите номер предложения с обособленным уточняющим обстоятельством места.
9. Выпишите из 5-го предложения слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-
звонкости последующего звука.
10.Из 1-го абзаца выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
прилагательном, образованном от сущ. с помощью суффикса –АН-, пишется Н».
1)
Андрий едва двигался в тёмном и узком земля…ом к…р…доре следуя за татаркой
и таща на себе мешки хлеба. 2) (Не) большая серебря… ая лампадка перед ним в…
севшая (чуть)
чуть оз….ряла его. 3) Татарка накл…нилась и подняла с земли
оставле…. ый медный светильник на тонкой высокой ножке. 4) Взявши его она
зажгла его огнём от лампады. 5) Свет усилился и они идя вместе то освещаясь
сильно огнём то набрасываясь тёмною как уголь тенью напоминали собою
картины Жерардо. 5) (Не) большой кусок хлеба проглоче….ый ею произвёл только
боль в желудке отвыкшем от пищи и она оставалась часто без движения по
нескольку минут на одном месте. 6) Через минуту загремели ключи и кто (то)
казалось сходил по лестнице. 7) Андрий (не) вольно остановился при виде
католического м…наха возбуждавшего такое ненавис…ное пр…зрение в козаках
поступавших с ними бесчеловечно.
1.
Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2.
Замените с/сочетание серебря…ая лампадка , построенное на основе согласования,
синонимичным с/сочетанием со связью управление.
3.
Подчеркните грамматические основы в двух последних предложениях.
4.
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является
сравнение.
5.
Подчеркните все обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
6.
Выпишите вводное слово.
7. Составьте предложение с деепричастным оборотом.
1)
Несколько женщин похожих на пр…видения стояли на к…ленях
опершись и
положив изнеможенные головы на спинки
стоявших перед ними стульев и
тёмных деревя…ых лавок. 2) Окно с цветными стёклами бывшее над алтарём
оз…рилося розовым румянцем утра и упали от него на пол голубые жёлтые и
других цветов кружки света осв…тившие внезапно тёмную церковь. 3) В это время
величестве…ый рёв органа наполнил всю церковь. 4) Он становился всё гуще и
гуще разр…стался перешёл в тяж…лые рокоты грома и обратившись в небесную
музыку донёсся высоко под сводами своими поющими звуками напоминавшими
тонкие девичьи голоса и потом опять обратился он в густой рёв и гром и затих. 5)
Они перешли через церковь (не) замече… ые (ни) кем и вышли потом на площадь
бывшую перед нею. 6) Площадь имевшая квадратную форму была соверше… о
пуста посредине её оставались ещё деревя…ые столики. 7) Площадь обступали
кругом небольшие каме… ые и глиня… ые дома перекреще… ые деревя… ми
брусьями.
1)Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2)Замените с/сочетание деревя… ми брусьями , построенное на основе согласования,
синонимичным с/сочетанием со связью управление.
3)Подчеркните грамматические основы в первых двух предложениях.
4)Найдите в 3 и 4 предложениях три эпитета, выпишите.
5)Из 2 предложения выпишите метафору.
6)Подчеркните все обособленные обстоятельства , выраженные деепричастными
оборотами.
7)Составьте предложение с вводным словом.
1)
Пов…ротило назад всё беше …ое стадо испуга …ое криком и метнулось на ляшские
полки опрокинуло конницу всех смяло и рассыпало. 2) Со скрипом отв…рились
обитые железом в….рота и приняли т…лпившихся как овец в овчарню изнурё …ых и
покрытых пылью всадников. 3) Многие из запорожцев погнались за ними но Остап
своих уманцев остановил сказавши Подальше паны-братья от стен! 4) Но тут же
вспомнил старый Тарас что не в меру было наклончиво сердце Андрия на женские
речи почу…ствовал скорбь и заклялся сильно в душе против полячки причаровавшей
его сына. 5) А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и
трубы и подбоченившись выезжали паны окружё… ые несметными слугами. 6) Т…
жело ревнули широкими горлами чугу… ые пушки дрогнула далеко загудевши земля и
затянуло дымом всё поле.7) Балабан куренной атаман скоро после Бовдюга грянулся
также на землю. 8) А он объятый пылом и жаром битвы жадный заслужить навяза… ый
на руку подарок понёсся как молодой борзой пёс. 9) Ударив острыми шпорами коня
во весь дух полетел он за козаками (не) глядя назад.
1)Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2)Замените с/сочетание неприятельское войско , построенное на основе согласования,
синонимичным с/сочетанием со связью управление.
2)
Подчеркните грамматические основы в 3, 6, 9 предложениях.
3)
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является
сравнительный оборот.
4)
Подчеркните все обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
7) Подчеркните приложение.
1)Отв…рились в…рота и вылетел оттуда гусарский полк краса всех ко… ых полков. 2) Как
хлебный колос подреза… ый серпом как молодой бараш…к почу…вший под сердцем
смертельное железо повис он головой и повалился на траву (не) сказавши ни одного
слова. 3) Двести челнов спуще… ы были в Днепр и Малая Азия вид…ла их пр…дававшими
мечу и огню цветущие берега её. 4) Перед Тарасом св…ркало и ра…ст…лалось Чёрное
море в дальнем трос…нике кричала чайка белый ус его серебрился. 5) На лице у
Соломона было столько знаков побоев получе… ых за удальство что он без сомнения
давно потерял счёт им и привык сч…тать за родимые пятна.
6) Строение было низкое широкое огромное почерневшее и с одной стороны его
выкидывалась как шея аиста дли… ая башня. 7) Щебнем и разбитым к…рпич…м усея… а
была верхушка утёса готовая всякую минуту сорваться и слететь вниз. 8) Наружная
широкая лестница из краше…ых к…рпичей выходила на самую площадь. 9) (На) верху
лестницы они нашли богато убра… ого с ног до головы вооружё… ого воина державшего в
руке молитвенник. 10) Та была пр….лестная, ветре….ая девушка!
1)Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2)Замените с/сочетание гусарский полк , построенное на основе согласования,
синонимичным с/сочетанием со связью управление.
3)Подчеркните грамматические основы в 3, 6 предложениях
4)Выпишите номера предложений, в котором средством выразительности речи являются
сравнительные обороты.
5) Подчеркните все обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
6) Подчеркните приложение.
1)
(Не) имея привычки кокетничать с прохожими оф….церами она перестала гл…
деть на улицу и шила около двух часов (не) пр…поднимая головы. 2) Она встала
начала уб…рать свои пяльцы и взглянув нечая…о на улицу опять увид…ла оф…цера.
3) Рассуждая очутился он в одной из главных улиц П…т….рбурга перед домом
стари… ой арх…тектуры. 4) Улица была заставле… а экипажами кареты одна за
другою катились к освещё… ому подъезду. 5) Он остановился и стал смотреть на
окна. В одном увидел он черноволосую головку наклонё… ую вероятно над книгой
или над работой. 6) В гости… ой пробило двенадцать по всем комнатам часы одни
за другими прозвонили двенадцать. 7) Один из чиновников краснорожий старич…
к в полинялом мундире прищемил оловя… ыми очками багровую шишку
заменявшую ему нос развернул бумагу и гнуся начал читать на молдавском языке.
8) Несколько троек наполне… ых разбойниками разъезжали днём по всей губернии
останавливали путешестве… иков и почту приезжали в сёла грабили помещичьи
дома.
1)Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2) Замените с/сочетание помещичьи дома , построенное на основе согласования,
синонимичным с/сочетанием со связью управление.
3)Подчеркните грамматические основы в 1, 2, 7, 8 предложениях.
4)Подчеркните распространённое приложение
5)Подчеркните все обособленные обстоятельства , выраженные деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями.
6)Вводное слово обведите в овал.
1)И небо там над скалами и пропастями кажется далёким и недос…гаемым. 2) Песча… ые
и отлогие берега светлой речки подб…рающийся с холма к воде мелкий кустарник
искривлё… ый овраг с ручьём на дне и берёзовая роща всё было прибрано одно к
другому и мастерски нарисова… о. 3) Скинет крестьянин полушубок выйдет в одной
рубашке на воздух и пр…крыв глаза рукой долго любуется солнцем с удовольствием
пожимая плечами. 4) Зима как непр…ступная красавица выдерживает свой характер
вплоть до узаконе… ой поры тепла не дразнит неожида… ыми оттепелями и не гнёт в три
дуги неслыха… ыми морозами. 5) Любят они луну-кокетку которая бы наряжалась в
палевые обл…ка сквозила таинстве… о через ветви дерев и сыпала снопы серебря… ых
лучей в глаза своим поклонникам. 6) При отчая… ом лае собаки коляска выехала со двора
и пошла к…лыхаться по засохшим кочкам (не) мощё… ого переулка. 7) В кладовой к
потолку привешены были окорока сыры сахар провесная рыба мешки с сушё… ми
грибами купле… ыми у чухонца. 8) Подушки белели как снег и горой возвышались чуть не
до
потолка
рядом
лежали
стёга… ые одеяла.
1)Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2) Замените с/сочетание отчая… ом лае , построенное на основе согласования,
синонимичным с/сочетанием со связью управление.
3)Подчеркните грамматические основы в 1, 2,6 предложениях.
4)Подчеркните уточняющее обстоятельство места
5) Выпишите сравнения (сравнительные обороты)
6) Каким средством выразительности речи является выделенное слово?
7) )Подчеркните обособленные обстоятельства , выраженные деепричастными
оборотами.
1)Тихо теплилась лампада перед стекля… ым кивотом в котором бл…стали золотые и
серебря… ые оклады наследстве… ых икон. 2) Др…жащий свет её слабо оз…рял
занавеше… ую кр…вать и столик уставле… ый склянками и ярлыками. 3) У печки
сидела служанка за самопрялкою и лёгкий шум её веретена пр…рывал один тишину
светлицы. 4) Послыш…лся голос служанка встала (тот) час подошла к кр…вати и тихо
пр…подняла пол…г. 5) Корсаков растянувшись на пуховом диване слушал их рассея… о
и дразнил заслуже… ую борзую с…баку. 6) Изба освеще… а была двумя сальными
свечами а стены оклее… ы были золотою бумагою. 7) Зажжё… ые лампы плохо осв…
щали гости… ую наполовину остававшуюся в темноте поэтому она к…залась мрачной
и таинстве… ой.
1)Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2) Замените с/сочетание стекля… ым кивотом , построенное на основе согласования,
синонимичным с/сочетанием со связью управление.
3)Подчеркните грамматические основы в 5,6.7 предложениях.
4)Подчеркните все обособленные определения , выраженные причастными
оборотами.
1) Иван Андреич Лаевский молодой человек лет двадцати восьми придя купаться
застал на берегу своего приятеля доктора Самойленко. 2) С большой стриже… ой
головой с мохнатыми чёрными бровями Самойленко на всякого приезжавшего
производил неприятное вп…чатление. 3) Повернувшись к спиной к пожару он быстро
пошёл проч… вдоль реки. 4) Всё вокруг было озаре….о красным светом. 5) Впереди
металась сокр…щаясь и вытяг…ваясь его тень на траве. 6) Справ… нач…нался лес
пахнущий прелью. 7) Трава …делалась мягкой и влажной. 8) Он подумал что огонь
может нагнать его. 9) Тогда придётся уходить (в) плавь а это будет (не) приятно. 10)
Он чуть пр…поднял голову пр…щурился и увид…л что по чёрной воде осторожно пр…
ближаясь двигался плот.
1)Над каждым словом с офограммой н (нн) надпишите часть речи.
2) Замените с/сочетание осторожно пр…ближаясь , построенное на основе
примыкания , синонимичным с/сочетанием со связью управление.
3)Подчеркните грамматические основы в 7, 8 предложениях.
4)Подчеркните все обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными
оборотами.
5) Подчеркните приложение (-ия).
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. Объясните правописание каждого выделенного
слова.
Тр…пинка шла вдоль пр…брежного обрыва изв…ваясь в тени ст…летних маслин.
Иногда путники вид…ли море мелькавшее между деревьями слыш…ли ш…рох. Тогда
к…залось что уходя (в) даль оно в (то) же время под…мается (в) верх спокойной м…
гучей стеной. День выдался знойный безветре… ый и земля накалившаяся под лучами
жаркого солнца жгла подошвы ног. Они пудель Арто и маленький Сергей уже давно
гастролир…вали
по
маленьким
селениям.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. Объясните правописание каждого выделенного
слова.
Иван Петрович знакомый фельдшер мне объяснял что вода ра… слабляет. Женщина была
владелицей пр…красной дачи окружё….ой садом с цветами. Обойдя весь дачный посёлок и
показав своё (не) хитрое представление старич…к с мальчиком собирались сойти к морю.
Только сквозь широкие чугу… ые реш…тки похожие своей пр…чудл…вой резьбой на кружево
можно было ра…смотреть уголок свежего точно зелё… ый яркий ш…лк газона. Дедушка одной
рукой непр…рывно
вертел ручку шарманки извлекая из неё дребезжащий,
кашля…щий
мотив.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. В СПП укажите вид придаточного. Объясните
правописание каждого выделенного слова.
1)
Ветер свищ…т и колебл…т ставни. 2) Не воротиш…
жизни прожитой назад. 3)
Марья давно уже храпела на печи в лампочке выг…рел весь керосин а Фёдор
Нилов всё сидел и работал. 4) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провёл
изгнанником два года незаметных. 5) Кобылки чинно едят траву выгибая свои
лебеди… ые стриже… ые шейки. 6) Над трепещ…щей осиной лёгкий месяц забл…
стел. 7) Пок…зался тарантас запряжё… ый тройкой ямских лошадей.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. В СПП укажите вид придаточного. Объясните
правописание каждого выделенного слова.
1)
Все окна её флигеля заклее…ы были первою частию романа которого он не кончил. 2)
Бе…числе…ое множество баночек и коробочек с солё…ыми варё…ыми и копчё… ыми
закусками довершало эту эф…ектную картину. 3) Акакий Акакиевич прошёл через
кухню (не) замече… ый
даже самою хозяйкою и вступил в комнату где увид…л
Петровича сидевшего на широком деревя…ом диване. 4) Все плач….щие не равны ль
перед Богом. 5) Почему на небе вдруг забл…стел в солнечном оз…рении к…сой клин?
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. В СПП укажите вид придаточного, в СПП с
несколькими придаточными укажите вид подчинения. Объясните правописание слов с
чередованием гласных в корне.
1.Он не знал где находится палата и заехал к Ивану Герасимычу спросить в каком
департаменте нужно засв…детельствовать. 2. Откуда (то) появился сон… ый мужик
в тулупе и загораживая рукой глаза от солнца лениво смотрел на Обломова и на
к..ляску. 3. Она отв…рила дверь и от двери отск…чило несколько голов и бросилось
бегом в комнаты. 4. Он успел увид…ть какую (то) женщину которая усмехнулась и
(то) же бросилась от дверей проч…. 5. Она была очень бела и полна в лице так что
румянец кажется не мог пробиться сквозь щ…ки. 6. На шестой день Ольга сказала
ему чтоб он пришёл в такой-то магазин что она будет там. 7. Через пять минут из
боковой комнаты высунулась к Обломову голая рука едва пр…крытая виде… ою
уже им шалью с тарелкой на которой дымился испуская горячий пар огромный
кусок пирога. 8 В гости.. ой окна были драпирова… ы ситцевыми полинявшими
занавесками. 9. Я увид…л что с горки спускается старич…к оп…рается на посош…к и
держ…т в руке холщ…вый мешоч…к.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. В СПП укажите вид придаточного, в СПП с
несколькими придаточными укажите вид подчинения. Объясните правописание слов с
чередованием гласных в корне.
1.Потом он примется за сигару и слушает внимательно как т…жело кудахчтает
наседка как пищат ц…плята как трещат канарейки и чижи. 2. Она пол..жила их на
два стула а Обломов вск…чил и предл…жил ей самой третий. 3. Он написал Ольге
что теперь всё прошло и он надеется видеть её в воскресенье. 4. Он с любовью
смотрел на стул где она сидела и вдруг глаза его забл…стали. 5 Она хотела ему что-
то сказать но н…чего не сказала прот…нула ему руку но рука (не) к…снувшись его
руки упала. 6. Штольц опять пошёл по аллее скл…нив голову на грудь погрузясь
всей мыслью в (не) ясное признание жены. 7. Засв…тили лампу которая как луна
сквозила в трельяже с плющ…м. Она отв…рила дверь и от двери отск…чило
несколько голов и бросилось бегом в комнаты 8. Он задел меня плеч…м и предл…
жил устроить ноч…вку прямо …десь. 9 Лаевский засмеялся от удовольствия на
глазах у него выступили слёзы и чтобы скрыть их он (не) вставая с места потянулся
к соседнему столу за спичками.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. В СПП укажите вид придаточного. Объясните
правописание слов с чередованием гласных в корне.
1.Скорбных скрипок голоса поют за стел…щимся дымом. 2. Над трепещ…щей
осиной лёгкий месяц забл…стел. 3. Хористы расея… ые в разных местах пели очень
складно. 4. Коновалов (не) дожидаясь ответа взял книгу закрыл её и пол…жив на
место глубоко вздохнул. 5. Сюда изредк… заплывали какие (то) дикови… ые суда
они обогнув мол и чуть-чуть накренившись
набок не умеряя хода влетали в
любую гавань где матросы издавая гортан… ый клекот уб…рали рва…ые паруса.
6.И (так) же загадочно, тёмной ночью (не) заж…гая огней они бе…звучно и…чезали
из порта. 7. Пор…внявшись со скамейкой незнакомец вдруг круто повернул в
сторону Мерцалова. 8. Оставшийся (на) верху Азазелло (в) миг обглодал кури… ую
ногу. 9. Теперь уж она вид…ла что рядом с тяж…лым камее… ым креслом лежит
гр…мадная собака и так (же) как и хозяин беспокойно гл…дит на луну. 10. Я
спрашиваю как закрепить за нами остров и кто будет губ…рнатором. 11. Обл…ка
собравшись в кучу медле… о пр…вращались в грозовую тучу заст…лавшую небо.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы предложений. В СПП укажите вид придаточного. Объясните
правописание слов с чередованием гласных в корне.
1.Невозможно описать того состояния в котором я находился (в) продолжени…
оей беше… ой скачки. 2. Известно что переезжая быстрые речки не должно
смотреть на воду ибо (тот) час голова закружится. 3. Лицо её г…рело дыхание было
коротко и затруднительно широко раскрытые глаза см…трели пристально и бе…
цельно. 4. Ему подавали обычные в трактирах блюда щи с слоё… ым пирожком
нарочно сберега…мым для проезжающих (в) течени… нескольких неделей мозги с
варё…ым горошком сосиски с кваше.. ой капустой. 5. Когда же няня соб…рала для
Ольги на широкий луг всех маленьких её подруг она в г…релки не играла. 6.
Поужинав Иван Петрович нечая… о зашёл в гости… ую. 7. Из окна своего кабинета
вероятно
не
раз
Пушкин
наблюдал
за
весёлой
белобокой
сорокой
разорительницей чужих гнёзд.8 . Откинув одеяло Светлана соск…чила на пол и
быстро начала одеваться. 9. Платок матери забытый на скамейке одиноко валялся
живо напомнив Тёме вчерашний вечер со всеми его перипетиями и с сладким
прим…рительным концом.
Леле..ла, прокле…нный, вид…мый, движ…мый, завис…л, застр…вать в пробке,
затм…вать красотой, усе…нный, застрел…нный, замасл… нный, насто…ннный чай,
плетё…ая из веток к…рзина, трава скоше…а, некраше… ый пол, разброса… ые вещи,
говорить взволнова…о, отчая…. ый поступок, отвечать пута…о, (не) просохшая
земля, картина (не) написана, выглядел далеко (не) красиво, (не) рассчитывая на
помощь, (не) с кем, ещё (не) скошенная трава; выйти замуж…, отреж…., упасть
навзнич…, смерч…, лес дремуч…, кругом тиш…, много дач…, ж…лудь, сожж…нный,
свеч…й, холщ…вый, груш…вый, ключ…м реч…нка, трущ…ба, ож…г руки, раскорч…
вка,
ноч…вка,
сражаться
(по) одиночке, (в) одиночку; (по) жизни, (пол) апельсина, кофе (по) турецки,
выехать (по) прежнему расписанию, петь (по) стари…ому.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте, где нужно, знаки препинания. Выделите
корни слов с чередованием гласных в корне.
1.Зелё…ых предгорий поросших лесами …десь не было и в помине. 2.Горы
пок..зались неожида…о.3. Они нач…нались отвесной скалой в…дымавшейся (в)
высь. 4. Ветер вода (в) течени… минувших веков (не) мало потрудились над ней.
5.Во многих местах были отч…тливо заметны пласты разн…родного камня то
лежавшие ровно то (не) мыслимо перекоше…ые и излома… ые. 6. (Кое) где они
напом…нали искусно сдела… ую каме… ую кла(т,д)ку. 7. Стена выходившая на
север н…когда не осв…щалась солнцем (по) этому граница вечных снегов …десь
спускалась ни…ко. 8. Задолго до ней деревья нач…нали м…льчать и р…деть (за) тем
совсем проп…дали. 9.Под стеной л..жала травянистая пустош… и по ней т…нулась
дорога. 10. Она (то) же старалась не пр…жиматься (в) плотную к стене. 11. Но
жизнь ничто не мож…т остановить. 12. Даже по самой стене п…лзли (в) верх
цепкие кустарники выр…сшие из с..мян занесё… ых сюда птицами или ветром.13.
Отовсюду слыш…лись ш…рохи и ш…пот леса. 14. Б…гровый огонь осветил поляну
чащ…бу и пологий береж…к (не) большой реч…нки. 15. Птицы невида… ой красоты
решили устроить ноч…вку …десь.
КАРТОЧКИ
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
1) Каждый человек знаком со своим внутре…им голосом который то его упрека…т и как бы гнетёт
то поощряет и радует. 2) Это тонкое врождённое нравстве… ое чувство называют совестью. 3)
Совесть – это своего рода духовный инстинкт который быстрее и яснее отлича…т добро от зла
нежели ум. 4) Кто следует голосу совести тот не будет сож…леть о своих поступках.
5) Наш личный опыт убеждает нас (так) же в том что этот внутре… ий голос называ…мый
совестью находится вне нашего контроля и выр..жает себя непосредстве… о, помимо нашего
желания. 6) Подобно тому как мы не можем себя уб…дить в том что мы сыты когда мы голодны
или что мы отдохнувшие когда мы усталые так мы не можем себя убедить и в том что мы
поступили хорошо когда совесть говорит нам что мы поступили плохо.
Приведите пример совести из своего жизненного опыта (3- 7 предложений).
Задание
2.
Вставьте
пропущенные
буквы,
расставьте
знаки
препинания.
1) В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего
города. 2) В пути он дышал бл…гоуханием трав и лесов смотрел в белые обл…ка р…ждающиеся в
небе плывущие и ум…рающие в светлой воздушной теплоте слушал голос рек бормоч…щих на
каме… ых перекатах и больная грудь Юшки отдыхала он более не чу…ств…вал своего недуга -
чахотки. 3) Уйдя далеко где было вовсе безлюдно Юшка не скрывал более своей любви к живым
существам. 4) Он скл…нялся к земле и целовал цветы стараясь не дышать на них чтобы они не
испортились от его дыхания он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков
которые пали замертво и долго всматривался в их лица чу…ствуя себя без них ос…ротевшим. 5) Но
живые птицы пели в небе стр...козы жуки и работящие кузнечики издавали в траве весёлые звуки
и поэтому на душе у Юшки было легко в грудь его входил сладкий воздух цветов пахнущий влагой
и солнечным светом. (Андрей Платонович Платонов «Юшка»)
Как Вы понимаете значение слова любовь к природе? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь к
природе?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. (Первый пример приведите из
текста, второй – из Вашего жизненного опыта).
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
(1) Давайте подумаем какими качествами должен обл…дать человек который соб…ра…тся стать
врач…м.
(2) Конечно он должен любить людей и быть добрым потому что главное дело врача обл…
гчать страдания больных и спасать их от смерти.
(3) Врачу нужно быть смелым ведь ему приходит…ся первому идти туда где св…репствует
эп…демия например холеры. (4) Он не должен боят…ся ухаживать за такими больными от которых
может зар..зиться сам. (5) А это качество называется самоотверженность.
1) Подчеркните грамматические основы в первом предложении.
2) Укажите номера предложений, в которых используются вводные слова.
3) Какое средство выразительности (сравнение, фразеологизм, метафора, эпитет) используется в
предложении 3?
4) Приведите пример самоотверженности из своего жизненного опыта (3- 7 предложений).