Авторы: Волкова Виктория Владимировна, Шишкова Елена Эдуардовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка- детский сад № 172 г. Владивостока"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры на ознакомление детей с музыкальными инструментами
Игры на ознакомление детей с музыкальными инструментами
Цель: формировать интерес к музыкальным инструментам, воспитывать по-
требность в музицировании, желание работать с ними.
Предлагаются к знакомству сначала самые простые музыкальные инструменты: бу-
бен, тарелки, бубенцы, треугольник, металлофон, а затем концертные. Предлагается
поэкспериментировать с пластинами металлофона. Задаем вопрос: «А как еще мож-
но поиграть на этом инструменте?» Это важная часть занятия, когда дети творчески
исследуют темброво-динамические возможности инструментов, проявляют изобре-
тательность. Ценится находчивость, юмор.
Например, педагог сообщает детям, что у них в гостях — один из музыкаль-
ных инструментов. (Показывает барабан.) Свое "имя" он произносит вот так (уда-
ряет палочками по барабану и проговаривает):
ба - ра – бан
Затем педагог предлагает детям познакомиться с барабаном на его языке. Для это-
го каждый ребенок должен назвать свое имя и одновременно проиграть его на ба-
рабане.
Подобным образом происходит «знакомство» с другими музыкальными инструмен-
тами.
Игра «Кто к нам пришел?»
Педагог: Тук-тук.
Дети: Чей там стук?
- Тук-тук. Я ваш друг. Тук-тук. - Кто же тут?
- Догадайтесь сами, как меня зовут.
После этого диалога педагог исполняет какой-либо ритмический рисунок на одном
из музыкальных инструментов, расположенных на столике за ширмой. Дети, узнав
инструмент по звучанию, произносят его название в нужном ритме. Затем игра
повторяется. Дети должны узнать другой инструмент.
«Музыкальный телефон»
Дети и педагог сидят на ковре по кругу. Педагог исполняет на бубне (тре-
угольнике, трещетке, ложках и др.) определенный ритмический рисунок (2—4
такта). Дети, передавая друг другу музыкальный инструмент, по очереди повторя-
ют то, что "сказал" бубен (треугольник и т.д.). Музыкальный инструмент меняет-
ся для последующей передачи.
«Что это такое?»
Педагог показывает детям картинку с изображением музыкального инстру-
мента и спрашивает «Что это?» Свой ответ каждый ребенок должен сыграть:
произнести название изображенного на картинке инструмента и одновременно
воспроизвести на музыкальном инструменте (бубне, треугольнике и т.д.)
После того, как ответил каждый ребенок, можно повторить игру в более быстром
темпе.
Для проведения этой игры используются разные комплекты картинок «Музыкаль-
ные инструменты». Затем используем "Животные", "Птицы", "Цветы", и др.,
предоставляя детям возможность самостоятельно выбрать музыкальный инстру-
мент для ответа.
«Волшебная палочка»
Группа детей и педагог располагаются на ковре по кругу на небольшом рас-
стоянии друг от друга. Перед началом игры объясняет детям, что после слов
"Спать пора, усни скорей..." все будут заколдованы и уснут. Расколдовать ребят
можно только с помощью волшебной палочки и волшебных слов. Для этого необ-
ходимо произнести их, одновременно проиграв на треугольнике, ложках и др.
Например: прос – нись.
Однако палочка может расколдовать только кого-нибудь одного. Поэтому все иг-
рающие по очереди должны помочь педагогу "разбудить" остальных ребят, ис-
пользуя разные музыкальные инструменты.
Аналогично проводится игра «Ветерок».
- Дует, дует ветерок, заколдует всех детей. Шепчет, шепчет ветерок: «Спать
пора, усни скорей...»
Дети делают вид, что заснули. Педагог "расколдовывает" первого ребенка и пере-
дает ему палочку и треугольник. Он таким же образом "будит" следующего ре-
бенка и т. д.
«Ручеек»
Дети инсценируют песню Т. Беляевой "Ручеек" .
Ножки шли, шли, шли: (Идут в точном соответствии с ритмом.)
Прыг-скок, прыг-скок.
(Приседают и перепрыгивают через воображаемый ручеек (сначала мальчики, по-
том девочки) За спиной наш ручеек.
(Стоят и показывают одной рукой через плечо, где находится ручеек. Разворачи-
ваются и выполняют все вновь, двигаясь в обратном направлении.)
Мелодию песенки, используемую в данной игре, исполняет как педагог, так и все
играющие. Однако слова "Топ-топ..." с разными вариантами ритма поет только
педагог, а впоследствии импровизирует кто-нибудь из детей.