Авторы: Шайхутдинова Ильмира Галимьяновна, Хазиева Светлана Баяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 268
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Тема: Проблемы воспитания в современном мире.
Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей
дошкольного возраста
Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей
дошкольного возраста является особенно актуальной в настоящее время.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспитания ребёнка-
дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух
социальных институтов – детского сада и семьи. Современная деятельность педагогов
дошкольных образовательных учреждений и родителей по сохранению и укреплению
здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и
физической культуры имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь
здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли
родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни,
создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих
социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли
своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры
семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам
сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии
реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье,
совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть
обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и
их ориентацию на здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой и благополучной
жизни детей в гармонии с миром.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также
его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства в семье в
сфере нравственных, этических и других начал, определяет его дальнейшее поведение
в жизни, отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно следовать
элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о
своём здоровье. Именно поэтому на первый план перед родителями и ДОУ
выдвигается проблема выработки у детей, начиная с младшего дошкольного возраста,
умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у
человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывался
ребёнок.
Основной задачей семьи и ДОУ является формирование у детей нравственного
отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть
здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая
ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт
ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может
заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять
философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: «Если хочешь воспитывать своего ребёнка здоровым, сам иди по
пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»
В семье ребёнок находит пример для подражания, здесь происходит его социальное
рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны
решать эту проблему совместно: детский сад-семья-общество.
Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов
и родителей будут осуществляться независимо один от других, и обе стороны будут
оставаться в неведении относительно друг друга. Поэтому возникла необходимость
разработки единой программы, которая станет ориентиром как для воспитателей, так
и для родителей.
Каждая мать и каждый отец любят своих детей и мечтают о счастье для них. Чтобы
семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные
педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребёнка
в семье.
Что же это за условия? Прежде всего, понимание родителями своей ответственности за
воспитание детей, организация жизни и быта семьи с учётом потребностей детей,
эстетических и гигиенических требований; положительный пример родителей;
единство и последовательность требований к детям со стороны взрослых; авторитет
взрослых, окружающих детей; стремление родителей к педагогическим знаниям.
Для обеспечения нормального физического развития детей необходимо, прежде всего,
соблюдение гигиенического режима, то есть рациональное, в соответствии с
возрастными особенностями детей распределение времени для сна, еды, различных
видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы и в семье, как и в
дошкольном учреждении, выполнялось основное требование режима ─ точность во
времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов
деятельности другими. Чтобы родители сознательно стремились к выполнению этого
требования, им следует рассказать о значении режима в жизни ребёнка. Донесение до
родителей этих знаний ─ одна из основных задач работы дошкольного учреждения с
семьей.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает
начальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и
взрослыми, организовать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно
ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к
дошкольному учреждению. Именно поэтому роль и важность воспитания в
физкультурно-оздоровительном развитии детей определяет взаимодействие двух
важных институтов социализации детей – семьи и дошкольного учреждения.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья детей, им не
всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы, тем более,
что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ
оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и
психологического здоровья дошкольников.
Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь
поставленной цели. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед
педагогами дошкольных образовательных учреждений, является сохранение и
укрепление здоровья детей.
В настоящее время под здоровым образом жизни мы понимаем активную
деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование ЗОЖ начинается уже в дошкольном образовательном учреждении. Вся
жизнедеятельность ребёнка в детском саду должна быть направлена на сохранение и
укрепление здоровья. Основой являются каждодневные познавательные,
физкультурные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность
педагогов и детей в течение дня.
Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых
ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная
работа не только в дошкольном учреждении, но и, прежде всего, в семье.