Напоминание

Проблемы воспитания в современном мире.

Авторы: Шайхутдинова Ильмира Галимьяновна, Хазиева Светлана Баяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 268
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Тема: Проблемы воспитания в современном мире.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей

дошкольного возраста

Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей

дошкольного возраста является особенно актуальной в настоящее время.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспитания ребёнка-

дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух

социальных институтов – детского сада и семьи. Современная деятельность педагогов

дошкольных образовательных учреждений и родителей по сохранению и укреплению

здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и

физической культуры имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь

здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли

родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни,

создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих

социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли

своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры

семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам

сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии

реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье,

совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть

обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и

их ориентацию на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой и благополучной

жизни детей в гармонии с миром.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также

его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства в семье в

сфере нравственных, этических и других начал, определяет его дальнейшее поведение

в жизни, отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно следовать

элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о

своём здоровье. Именно поэтому на первый план перед родителями и ДОУ

выдвигается проблема выработки у детей, начиная с младшего дошкольного возраста,

умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у

человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывался

ребёнок.

Основной задачей семьи и ДОУ является формирование у детей нравственного

отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть

здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая

ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт

ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может

заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять

философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: «Если хочешь воспитывать своего ребёнка здоровым, сам иди по

пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

В семье ребёнок находит пример для подражания, здесь происходит его социальное

рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны

решать эту проблему совместно: детский сад-семья-общество.

Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов

и родителей будут осуществляться независимо один от других, и обе стороны будут

оставаться в неведении относительно друг друга. Поэтому возникла необходимость

разработки единой программы, которая станет ориентиром как для воспитателей, так

и для родителей.

Каждая мать и каждый отец любят своих детей и мечтают о счастье для них. Чтобы

семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные

педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребёнка

в семье.

Что же это за условия? Прежде всего, понимание родителями своей ответственности за

воспитание детей, организация жизни и быта семьи с учётом потребностей детей,

эстетических и гигиенических требований; положительный пример родителей;

единство и последовательность требований к детям со стороны взрослых; авторитет

взрослых, окружающих детей; стремление родителей к педагогическим знаниям.

Для обеспечения нормального физического развития детей необходимо, прежде всего,

соблюдение гигиенического режима, то есть рациональное, в соответствии с

возрастными особенностями детей распределение времени для сна, еды, различных

видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы и в семье, как и в

дошкольном учреждении, выполнялось основное требование режима ─ точность во

времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов

деятельности другими. Чтобы родители сознательно стремились к выполнению этого

требования, им следует рассказать о значении режима в жизни ребёнка. Донесение до

родителей этих знаний ─ одна из основных задач работы дошкольного учреждения с

семьей.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает

начальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и

взрослыми, организовать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно

ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к

дошкольному учреждению. Именно поэтому роль и важность воспитания в

физкультурно-оздоровительном развитии детей определяет взаимодействие двух

важных институтов социализации детей – семьи и дошкольного учреждения.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья детей, им не

всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы, тем более,

что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ

оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и

психологического здоровья дошкольников.

Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь

поставленной цели. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед

педагогами дошкольных образовательных учреждений, является сохранение и

укрепление здоровья детей.

В настоящее время под здоровым образом жизни мы понимаем активную

деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Формирование ЗОЖ начинается уже в дошкольном образовательном учреждении. Вся

жизнедеятельность ребёнка в детском саду должна быть направлена на сохранение и

укрепление здоровья. Основой являются каждодневные познавательные,

физкультурные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность

педагогов и детей в течение дня.

Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых

ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная

работа не только в дошкольном учреждении, но и, прежде всего, в семье.