Автор: Захарова Надежда Николаевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Поселок Добромысловский Идринсский район Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: "Правописание парных согласных в корне слов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Предмет:
Автор учебника:
Класс:
Учитель:
Тема:
Тип урока:
Место и роль урока в изучаемой
теме:
Русский язык
Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова
2
Захарова Н.Н. МКОУ Добромысловская СОШ
«Правописание парных согласных в корне слов»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Пятый урок по теме «Правописание парных согласных в корне слов»
Планируемый результат:
Предметные : знать понятия звонкие и глухие согласные; формировать навыки проверки написания
парных звонких и глухих согласных в корне слова; научить алгоритму проверки правильному
написанию парных согласных в корне слова
Личностные : Формировать положительную мотивацию к письму; проводить самооценку на основе
критерия успешности учебной деятельности
.
Метапредметные
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение (Регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о
правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Средства обучения:
Учебники, учебные пособия:
Для учителя:
- методические материалы, сопровождающие ФГОС НОО (примерная программа по русскому языку,
планируемые результаты, оценка достижений планируемых результатов)
- УМК «Школа России» Л.М. Зелениной по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь,
методические пособия и книги для учителя).
Для ученика:
- учебник по русскому языку, Л.М. Зелениной, рабочая тетрадь по русскому языку.
Демонстрационно-наглядные:
Для учителя:
Презентация
СД – Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями;
мультимедийный комплекс;
Для ученика:
карточки – задания для самостоятельной работы;
оценочный лист учебных достижений;
тест по теме «Правописание парных согласных в корне слов».
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Самоопределение
к деятельности.
Организационный
момент.
.Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
улыбнулись, тихо сели.
Вспомним правила, которые мы должны соблюдать на всех этапах
урока:
Ребята, произнесите вслух свое полное имя, и у кого оно начинается с
согласного, встаньте за партой.
-Сделайте предположение: почему именно эти дети сейчас привлекли мое
внимание сегодня?
ВЫЯВЛЯЕТ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Минутка чистописания
-Откройте тетради, записываем число – сегодня 3 апреля , обозначьте
Ученики объединены в пары.
-быть внимательным;
-уметь слушать учителя и слышать
товарищей;
-не перебивать говорящего, если хочешь
ответить, подними руку;
-уметь работать сообща;
Николай, Владимир и другие
-Мы продолжаем тему «Правописание
парных согласных в корне».
Дети занимают свои места, делают
пальчиковую разминку (индивидуально)
ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ ПО ЧИСТОПИСАНИЮ,
УЧАСТВУЮТ В ДИАЛОГЕ
- Звук а. Изменяя форму слова, звук остается
позиции гласных.
-Давайте произнесем слово: апреля
-Какой гласный звук находится в слабой позиции?
- Можем мы проверить данное слово?
- Всегда ли можно проверять написание гласных?
-Какой согласный звук в этом слове «лишний» и почему?
В тетрадях запишем каллиграфически правильно все парные согласные все
парные согласные, чередуя с гласными. Запись образца учителем на доске,
с комментированием. Прописывание образца в тетради.
Запись названия предметов по памяти
Задание. Просмотреть внимательно, запомнить все предметы, которые
увидите и по памяти записать в тетрадь в один столбик.
Слайд 2, 3, 4, 5, 6
в слабой позиции.
Нет, словарные слова запоминаем или
смотрим по словарю.
-Звук п – это парный согласный, а звуки р, л -
звонкие беспарные.
Прописывание образца в тетради.
Просматривают, повторяют про себя и
записывают самостоятельно в тетрадь.
- Каким одним словом можно назвать все предметы?
-Найдите и подчеркните те слова, которые можно перенести.
Выделите орфограммы в словах , если орфограмма проверяемая, во 2
столбик запишите проверочное слово.
Самопроверка по образцу.
Слайд 7
- В каких словах непроверяемые гласные?
- Животные.
Учащиеся выполняют индивидуально.
- В каком слове не требуется проверка и почему?
Какая общая орфограмма в остальных словах и как вы её проверяли?
Проверьте свою работу по образцу и в своих оценочных листах учебных
достижений поставьте соответствующий знак, как вы справились с
заданием.
-Итак, попытайтесь сформулировать тему урока.
Через 2 урока мы будем писать контрольный диктант по этой теме. Какие
цели вы поставите для себя на этом уроке?
- Жираф, медведь – словарные слова.
Слон- в слове1 слог и ударный, на конце
звонкая беспарная, не требует проверки.
В остальных словах – правописание парных
согласных в корне слова.
Учащиеся рассказывают о способе проверки.
Каждый учащийся сверяет свою работу с
образцом, вносит изменения, если ошибка и
оценивает свою работу соответствующим
знаком ( принятыми во 2 классе) «+» -
задание выполнено верно, «-» - допущены
ошибки.
АКТИВИЗИРУЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ. УСТАНАВЛИВАЕТ УРОВЕНЬ
ОСОЗНАННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Зрительный диктант
Запись предложений с интерактивной доски.
Слайд 8
-.
.
Взаимопроверка по образцу.
Слайд 9 «Шторка» позволяет открыть весь текст для самопроверки.
ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА.
РЕШАЮТ ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ С
ПРОГОВАРИВАНИЕМ АЛГОРИТМА ВСЛУХ
Читают только открывшее «шторкой» по
одному предложению. Затем « шторка»
закрывает, дети пишут самостоятельно.
После записи всех предложений «шторку»
открывают и дети проверяют всё
написанное.
3.Постановка
учебной задачи.
Закрепление
-
Учитель предлагает оценить правильность списывания в оценочных листах
соответствующими знаками «+, -_»
К какому устному народному творчеству можно отнести эти предложения?
К Какому дню на этой неделе относится 3 пословица?
Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Укажите, в каких словах, встречается изучаемая орфограмма. Докажите,
что слова написаны верно.
Сформулируйте способы проверки парных согласных ( алгоритм) ,
используя схему.
Учащиеся обмениваются тетрадями и
сверяют с доской, исправляя ошибки , если
допущены.
понятий во внешней
речи.
Слайд 10
С помощью схемы повторяют правило , отрабатывая алгоритм способа
правописания парных согласных в корне слов.
Физминутка для глаз
Проводят самооценку, фиксируя в оценочном
листе индивидуально.
- Пословицы. Учащиеся объясняют смыл
пословиц. 1 апреля – день смеха, юмора.
Указывают орфограмму в словах: дружки,
пирожки, глаз, алмаз, стеклышко, шутка,
минутка, час.
Ученики проговаривают алгоритм и способы
проверки.
Где? – в корне слова. Что? - Парную
согласную надо проверять. Как ? изменять
слово с помощью формы слова, если парная
согласная в конце слова, а слово состоит
только из корня, образовывать родственные
слова с помощью частей речи, изменять в
ласкательную форму, если парная согласная
стоит в середине слова и находится в корне.
Работа в группе.
Учитель делит класс на 2 группы. Предлагается задание: В каждом
словосочетании дописать подходящее слово по смыслу, подчеркнуть
парную согласную, подобрав проверочное слово. Выделить корень.
Каждой группе по 4 словосочетания.
Слайд 11
Учащиеся выполняют.
4. Динамическая
пауза.
.Проверка выполнения в группах у доски.
Слайд 12, 13
Оцените правильность выполнения этого задания в своих оценочных листах
листах .
Учащиеся обговаривают выполнение задания
сначала устно, а затем записывают
самостоятельно.
5. Выявление места
и причины
затруднения.
Слайд 14.
Индивидуальная работа
Учитель предлагает выборочную работу по карточкам.
Выбери проверочное слово к данному слову, соединив стрелочкой
Моро_ (з,с) - моро_ ко,
•
- моро_ ный
•
про_ (сь, зь) ба - про_ бочка,
•
- про_ить
•
кни_ (ж, ш)ка - кни_ ки,
•
- кни_ ечка
•
рука _ (в, ф - рука_ чик,
- рука_а
Фронтальная проверка с выполнением на доске.
Слайд 15. Выполнение заданий на соответствие.
От каждой группы выходят по 2 человека. . 1
ученик вставляет парную согласную, называя
проверочное слов
Второй ученик выделяет корень.
6.Включение в
систему знаний и
повторение.
Слайд 16, 17
Коллективная работа ( проверка цепочкой) по тренажеру.
Вставить парную согласную в корне слов..
Учащиеся выполняют в карточке
самостоятельно
Учитель предлагает оценить эту работу в своих оценочных листах.
Учащиеся объясняют выбранную букву и
какое слово является проверочным.
Все проверяют с образцом выполнения и
оценивают свою работу в оценочных листах
достижения.
Организует рефлексию.
-Вернемся к теме урока: Над какой темой работали сегодня весь урок?
А теперь пришло время, проверить насколько крепко запомнились правила
проверки корня:
Самостоятельное выполнения тестовых заданий. (Приложение)
Слайд 18
Учитель предлагает оценить эту работу в своих оценочных листах, проверив
правильность ответов по доске.
Какие цели мы ставили сегодня на уроке?
С помощью своих оценочных листов вам понятно, на сколько вы
справились с целями урока, где у вас еще трудности.
Учащиеся стоят полукругом у доски и по
очереди выполняют задание, тренажер
оценивает задание каждого слова.
Оцените свою работу в оценочном листе.
Выставление оценок за работу на уроке, комментирование.
Учитель предлагает учащимся домашнее задание ( по выбору):
Индивидуальные задания на карточках . «Правописание парных согласных
в корне» - ( кроссворды, веселые рифмы, пословицы, тестовые задания,
карточки - тренажер).
Благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен.
Ученики фиксируют самооценку.
ОСУЩЕСТВЛЯЮТ САМООЦЕНКУ СОБСТВЕННОЙ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СООТНОСЯТ ЦЕЛЬ И
РЕЗУЛЬТАТЫ, СТЕПЕНЬ ИХ СООТВЕТСТВИЯ
Каждый ученик получает карточку – тест из 5
вопросов, отмечая галочкой правильный из
предложенных ответов.
Фронтальная проверка с показом на доске.
Ученик выбирает вариант ответа и сразу
получает свою самооценку « правильно»,
«неправильно», что позволяет оценить свои
знания.
Ученики отмечают самооценку
соответствующими знаками.
Учащиеся называют цели, которые они
ставили на уроке. Анализируют свою работу
по оценочным листам, выделяя трудности
( если они имеются), на какие умения нужно
ещё обратить внимания.
Самооценка деятельности на уроке
Учащиеся выбирают задания самостоятельно,
могут по рекомендации учителя
индивидуально.
7.Рефлексия
деятельности
Приложение к уроку.
Тест. «Правописание парных согласных в корне слов»
1.
Какие согласные в слабой позиции нуждаются в проверке?
* сонорные * парные звонкие * непарные звонкие * твердые
2.
Что нужно сделать, чтобы проверить написание парных согласных в середине слов?
* подобрать родственное слово, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная или сонорная согласная;
* проверить ударением * подобрать родственное слово * сверится со словарём
3. В каком слове парную согласную в слабой позиции можно проверить?
* кофта * лифт вокзал ложка
4. В какой группе слов неверно указан корень?
* луг – лужок, * берег – бережок * друг – дружок крюк – крючок
5. Какое из данных слов написано с ошибкой
* серёжка * крушка * рубашка * ложка
Оценочный лист по русскому языку
Тема урока : «Правописание парных согласных в корне слов»
Ф.И.________________________
Знаю
правопис
ание
Умею
перенос
ить
слова
Умею
проверять
парные
согласные
на конце
Безошибо
чно
списывать
предложе
ния
Подбирать
и слова по
смыслу
Я научился проверять
парные согласны в корне
слов
Моя
самооценк
а
Оценка
учителя
словарны
х слов
подбирать
родственны
е слова
выделять
корень
работать
по
тренажер
у
выполнять
тестовые
задания