Напоминание

"Правописание парных согласных в корне слов"

Автор: Захарова Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Поселок Добромысловский Идринсский район Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: "Правописание парных согласных в корне слов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Предмет:

Автор учебника:

Класс:

Учитель:

Тема:

Тип урока:

Место и роль урока в изучаемой

теме:
Русский язык Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова 2 Захарова Н.Н. МКОУ Добромысловская СОШ «Правописание парных согласных в корне слов» Урок обобщения и систематизации знаний. Пятый урок по теме «Правописание парных согласных в корне слов»
Планируемый результат:

Предметные
: знать понятия звонкие и глухие согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; научить алгоритму проверки правильному написанию парных согласных в корне слова
Личностные
: Формировать положительную мотивацию к письму; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности .
Метапредметные
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Средства обучения:
Учебники, учебные пособия: Для учителя: - методические материалы, сопровождающие ФГОС НОО (примерная программа по русскому языку, планируемые результаты, оценка достижений планируемых результатов) - УМК «Школа России» Л.М. Зелениной по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методические пособия и книги для учителя). Для ученика: - учебник по русскому языку, Л.М. Зелениной, рабочая тетрадь по русскому языку.
Демонстрационно-наглядные: Для учителя:  Презентация  СД – Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями;  мультимедийный комплекс; Для ученика:  карточки – задания для самостоятельной работы;  оценочный лист учебных достижений;  тест по теме «Правописание парных согласных в корне слов». Ход урока Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Прозвенел звонок, начинается урок. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Вспомним правила, которые мы должны соблюдать на всех этапах урока: Ребята, произнесите вслух свое полное имя, и у кого оно начинается с согласного, встаньте за партой. -Сделайте предположение: почему именно эти дети сейчас привлекли мое внимание сегодня? ВЫЯВЛЯЕТ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ Минутка чистописания -Откройте тетради, записываем число – сегодня
3 апреля
, обозначьте Ученики объединены в пары. -быть внимательным; -уметь слушать учителя и слышать товарищей; -не перебивать говорящего, если хочешь ответить, подними руку; -уметь работать сообща; Николай, Владимир и другие -Мы продолжаем тему «Правописание парных согласных в корне». Дети занимают свои места, делают пальчиковую разминку (индивидуально) ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ ПО ЧИСТОПИСАНИЮ, УЧАСТВУЮТ В ДИАЛОГЕ - Звук а. Изменяя форму слова, звук остается
позиции гласных. -Давайте произнесем слово: апреля -Какой гласный звук находится в слабой позиции? - Можем мы проверить данное слово? - Всегда ли можно проверять написание гласных? -Какой согласный звук в этом слове «лишний» и почему? В тетрадях запишем каллиграфически правильно все парные согласные все парные согласные, чередуя с гласными. Запись образца учителем на доске, с комментированием. Прописывание образца в тетради. Запись названия предметов по памяти Задание. Просмотреть внимательно, запомнить все предметы, которые увидите и по памяти записать в тетрадь в один столбик. Слайд 2, 3, 4, 5, 6 в слабой позиции. Нет, словарные слова запоминаем или смотрим по словарю. -Звук п – это парный согласный, а звуки р, л - звонкие беспарные. Прописывание образца в тетради. Просматривают, повторяют про себя и записывают самостоятельно в тетрадь.
- Каким одним словом можно назвать все предметы? -Найдите и подчеркните те слова, которые можно перенести. Выделите орфограммы в словах , если орфограмма проверяемая, во 2 столбик запишите проверочное слово. Самопроверка по образцу. Слайд 7 - В каких словах непроверяемые гласные? - Животные. Учащиеся выполняют индивидуально.
- В каком слове не требуется проверка и почему? Какая общая орфограмма в остальных словах и как вы её проверяли? Проверьте свою работу по образцу и в своих оценочных листах учебных достижений поставьте соответствующий знак, как вы справились с заданием. -Итак, попытайтесь сформулировать тему урока. Через 2 урока мы будем писать контрольный диктант по этой теме. Какие цели вы поставите для себя на этом уроке? - Жираф, медведь – словарные слова. Слон- в слове1 слог и ударный, на конце звонкая беспарная, не требует проверки. В остальных словах – правописание парных согласных в корне слова. Учащиеся рассказывают о способе проверки. Каждый учащийся сверяет свою работу с образцом, вносит изменения, если ошибка и оценивает свою работу соответствующим знаком ( принятыми во 2 классе) «+» - задание выполнено верно, «-» - допущены ошибки.
АКТИВИЗИРУЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ. УСТАНАВЛИВАЕТ УРОВЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ Зрительный диктант Запись предложений с интерактивной доски. Слайд 8 -. . Взаимопроверка по образцу. Слайд 9 «Шторка» позволяет открыть весь текст для самопроверки. ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА. РЕШАЮТ ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ АЛГОРИТМА ВСЛУХ Читают только открывшее «шторкой» по одному предложению. Затем « шторка» закрывает, дети пишут самостоятельно. После записи всех предложений «шторку» открывают и дети проверяют всё написанное.
3.Постановка учебной задачи. Закрепление - Учитель предлагает оценить правильность списывания в оценочных листах соответствующими знаками «+, -_» К какому устному народному творчеству можно отнести эти предложения? К Какому дню на этой неделе относится 3 пословица? Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Укажите, в каких словах, встречается изучаемая орфограмма. Докажите, что слова написаны верно. Сформулируйте способы проверки парных согласных ( алгоритм) , используя схему. Учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют с доской, исправляя ошибки , если допущены.
понятий во внешней речи. Слайд 10 С помощью схемы повторяют правило , отрабатывая алгоритм способа правописания парных согласных в корне слов. Физминутка для глаз Проводят самооценку, фиксируя в оценочном листе индивидуально. - Пословицы. Учащиеся объясняют смыл пословиц. 1 апреля – день смеха, юмора. Указывают орфограмму в словах:
дружки,

пирожки, глаз, алмаз, стеклышко, шутка,

минутка, час.
Ученики проговаривают алгоритм и способы проверки. Где? – в корне слова. Что? - Парную согласную
надо проверять. Как ?
изменять слово с помощью формы слова, если парная согласная в конце слова, а слово состоит только из корня, образовывать родственные слова с помощью частей речи, изменять в ласкательную форму, если парная согласная стоит в середине слова и находится в корне.
Работа в группе. Учитель делит класс на 2 группы. Предлагается задание: В каждом словосочетании дописать подходящее слово по смыслу, подчеркнуть парную согласную, подобрав проверочное слово. Выделить корень. Каждой группе по 4 словосочетания. Слайд 11 Учащиеся выполняют.
4. Динамическая пауза. .Проверка выполнения в группах у доски. Слайд 12, 13 Оцените правильность выполнения этого задания в своих оценочных листах листах . Учащиеся обговаривают выполнение задания сначала устно, а затем записывают самостоятельно.
5. Выявление места и причины затруднения. Слайд 14. Индивидуальная работа Учитель предлагает выборочную работу по карточкам. Выбери проверочное слово к данному слову, соединив стрелочкой Моро_ (з,с) - моро_ ко, • - моро_ ный • про_ (сь, зь) ба - про_ бочка, • - про_ить • кни_ (ж, ш)ка - кни_ ки, • - кни_ ечка • рука _ (в, ф - рука_ чик, - рука_а Фронтальная проверка с выполнением на доске. Слайд 15. Выполнение заданий на соответствие. От каждой группы выходят по 2 человека. . 1 ученик вставляет парную согласную, называя проверочное слов Второй ученик выделяет корень.

6.Включение в

систему знаний и

повторение.
Слайд 16, 17 Коллективная работа ( проверка цепочкой) по тренажеру. Вставить парную согласную в корне слов.. Учащиеся выполняют в карточке самостоятельно
Учитель предлагает оценить эту работу в своих оценочных листах. Учащиеся объясняют выбранную букву и какое слово является проверочным. Все проверяют с образцом выполнения и оценивают свою работу в оценочных листах достижения.
Организует рефлексию. -Вернемся к теме урока: Над какой темой работали сегодня весь урок? А теперь пришло время, проверить насколько крепко запомнились правила проверки корня: Самостоятельное выполнения тестовых заданий. (Приложение) Слайд 18 Учитель предлагает оценить эту работу в своих оценочных листах, проверив правильность ответов по доске. Какие цели мы ставили сегодня на уроке? С помощью своих оценочных листов вам понятно, на сколько вы справились с целями урока, где у вас еще трудности. Учащиеся стоят полукругом у доски и по очереди выполняют задание, тренажер оценивает задание каждого слова.
Оцените свою работу в оценочном листе. Выставление оценок за работу на уроке, комментирование. Учитель предлагает учащимся домашнее задание ( по выбору): Индивидуальные задания на карточках . «Правописание парных согласных в корне» - ( кроссворды, веселые рифмы, пословицы, тестовые задания, карточки - тренажер). Благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. Ученики фиксируют самооценку. ОСУЩЕСТВЛЯЮТ САМООЦЕНКУ СОБСТВЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СООТНОСЯТ ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ, СТЕПЕНЬ ИХ СООТВЕТСТВИЯ
Каждый ученик получает карточку – тест из 5 вопросов, отмечая галочкой правильный из предложенных ответов. Фронтальная проверка с показом на доске. Ученик выбирает вариант ответа и сразу получает свою самооценку « правильно», «неправильно», что позволяет оценить свои знания. Ученики отмечают самооценку соответствующими знаками. Учащиеся называют цели, которые они ставили на уроке. Анализируют свою работу по оценочным листам, выделяя трудности ( если они имеются), на какие умения нужно ещё обратить внимания. Самооценка деятельности на уроке Учащиеся выбирают задания самостоятельно, могут по рекомендации учителя индивидуально.
7.Рефлексия деятельности Приложение к уроку. Тест. «Правописание парных согласных в корне слов» 1. Какие согласные в слабой позиции нуждаются в проверке? * сонорные * парные звонкие * непарные звонкие * твердые 2. Что нужно сделать, чтобы проверить написание парных согласных в середине слов? * подобрать родственное слово, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная или сонорная согласная; * проверить ударением * подобрать родственное слово * сверится со словарём 3. В каком слове парную согласную в слабой позиции можно проверить? * кофта * лифт вокзал ложка 4. В какой группе слов неверно указан корень?
* луг – лужок, * берег – бережок * друг – дружок крюк – крючок 5. Какое из данных слов написано с ошибкой * серёжка * крушка * рубашка * ложка
Оценочный лист по русскому языку

Тема урока : «Правописание парных согласных в корне слов»

Ф.И.________________________
Знаю правопис ание Умею перенос ить слова Умею проверять парные согласные на конце Безошибо чно списывать предложе ния Подбирать и слова по смыслу Я научился проверять парные согласны в корне слов Моя самооценк а Оценка учителя словарны х слов подбирать родственны е слова выделять корень работать по тренажер у выполнять тестовые задания