Напоминание

"Спасем Буратино"

Автор: Солдаткина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №9" г. Волоколамск
Населённый пункт: г. Волоколамск
Наименование материала: конспект с презентацией
Тема: "Спасем Буратино"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Спасем Буратино»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 9» Управления системой образования Волоколамского муниципального района Московской области
Конспект занятия по обучению грамоте.

(

Старшая группа)

Тема: «Спасем Буратино»


Разработала воспитатель высшей квалификационной категории: Солдаткина С. И. Г. Волоколамск 2016 год.

Задачи:
Закрепить знание гласных и согласных звуков. Закрепить умение составлять звуко- слоговые схемы. Закрепить умение находить место звука в слове. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Развивать интерес к сказке. Развивать двигательную деятельность. Воспитывать художественно- эстетический вкус.
Материал:
проектор, доска, слайды, сундучок, игрушка- Буратино, набор букв на каждого ребенка, набор символов для составления звуко – буквенных схем, запись песни «Буратино», нарисованный дуб, готовые рисунки: Феи, Бабы- Яги, Кощея, Лешего, Змея – Горыныча.
1.
Ход занятия:
Воспитатель
: Дети Давайте поздороваемся с гостями. (Слайд 1) Послушайте, пожалуйста отрывок из стихотворения великого русского поэта С. Есенина «Белая береза»:
Белая береза под моим окном, Принакрылась снегом, Точно серебром, На пушистых ветках снежною каймой, Распустились кисти белой бахромой. С. Есенин. О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети:
В этом стихотворении говорится о зиме.
Воспитатель:
У нас сегодня чудесное, зимнее настроение! И я вас приглашаю поиграть с зимой. Раз, два, три, четыре, пять, (шагают на месте) Будем зиму мы встречать, Что зима нам принесла,(разводят руки в стороны) Ветер, снег и холода. (хлопают в ладоши) От времени года, (поднимают вверх указательный палец, произносят слова с Зависит погода! надзирательной интонацией)
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Смешную горку»
Артикуляционная гимнастика.
Дети, вы любите кататься с горки? Сейчас мы с вами построим горку необыкновенную во рту. Откройте рот спрячьте кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднимите и выгните вверх. (Дети выполняют) Язычок во рту у нас станет горочкой сейчас А сейчас язык расслабляется, И на место возвращается.
2. Воспитатель:
Дети вы ничего не слышите?
Дети:
Нет. (Слайд-2)
Воспитатель:
Я слышу какие то звуки. Воспитатель дает детям послушать звуки.
Дети, что это за звуки ?
Дети
: Звук шуршащей бумаги, звук разбитого стекла, звук колокольчики, звук удара по железу.
Воспитатель:
Вот сколько разных звуков окружают нас с вами. Я слышу еще какой то то звук. ( Стук по дереву) Откуда этот стук, и он все сильней и сильней. (Прислушивается) Дети, этот звук раздается из сундука! (Слайд-2 сундук)
Раздается голос:
«Дорогие дети старшей группы! Помогите мне пожалуйста выйти из сундука Меня злые волшебники заперли в сундуке, и освободить меня смогут только умные и воспитанные дети старшей группы «Теремок» До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Но сундучок волшебный, с заколдованными замками и их надо открыть. Постарайтесь , пожалуйста!»
Воспитатель
: Ребята кто то просит нас о помощи, чтобы помочь тому, кто в сундуке, и расколдовать чары злых волшебников для этого нужно будет подобрать ключик к каждому замку. Это будет каждый раз новое задание. Задания будут сложными. Вы готовы?
Дети:
Готовы! (Слайд- 3 Фея и буквы)
3.
Вдруг раздался свист ветра. Появилась злая фея
Фея:
Слышу, слышу вас, а вы послушайте меня, если не отгадаете мою загадку, то я и вас посажу в сундук. Фея поет: А-А-А-А, У-У-У-У ,О-О-О-О, И-И-И-И, Какую песенку я спела?
Дети
: Вы спели гласные звуки.
Воспитатель
: Ребята давайте все вместе споем гласные звуки. Почему они называются гласными?
Дети:
Потому, что их можно спеть. Воздух не встречает преград.
Фея
: Вы ответили правильно, но сундук я вам не открою ХА,ХА,ХА.

Воспитатель
: Не радуйся фея раньше времени, ребята покажите Фее какими буквами мы обозначим гласные звуки. (Один ребенок выкладывает на доске, остальные на столах)
Воспитатель
: Давайте покажем Фее, какой карточкой мы обозначаем гласные звуки. (Дети показывают красную карточку) (Звон фея исчезает) Один замок открылся.
Воспитатель
: Ребята, ура , один замок открылся! Но мы с вами немного испугались от неожиданного появления злой Феи, давайте успокоимся.
Дыхательная гимнастика. «Ух»
Вдохнули носом глубоко, немного задержали дыхание, выдохнули «Ух»
Воспитатель
: Только мы успокоились, к нам еще кто то спешит? (Слайд-4 Голос, Б.Я. с котом)
4
. Звучит голос Появляется баба Яга с котом.
Б.Я
.: «Кто меня с моим любимым котом потревожить посмел»!
Воспитатель:
Здравствуй, Баба Яга, конечно же не мы тебя побеспокоили. Ребята, Баба- Яга не зря пришла с котом, я знаю загадка следующего ключа в слове кот, и нам надо очень постараться, чтобы правильно выполнить следующее задание. (Слайд)
Воспитатель
: Вот какой у Бабы Яги красивый, черный кот. Все вместе скажем КОТ. Ребята нам нужно составить схему к слову КОТ Давайте посчитаем, сколько звуков в слове КОТ.
Дети:
Всего три звука Сколько гласных звуков? Согласных? Какой первый звук?
Дети:
К, К, К…

Воспитатель:
Звук К. Давайте попробуем пропеть этот звук. К… Получается? А что нам мешает?
Дети:
Нет голоса
Воспитатель:
Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети:
Согласный, глухой, твердый
Воспитатель:
Какой карточкой мы его обозначим (Синей) Дети выкладывают на столе (Один ребенок у доски)
Воспитатель
: Почему мы звук К обозначили синей карточкой?
Дети:
Потому, что звук К согласный, твердый, глухой.
Воспитатель:
Правильно! Какой второй звук в слове кот?
Дети:
К-ооо-т! Звук о.
Воспитатель:
Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети:
ооо…
Воспитатель:
Звук о можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети:
Гласный. Какую карточку возьмем (Красную) (Выкладывают, один ребенок у доски) Какой третий звук?
Дети:
Т,Т,Т,…
Воспитатель:
Звук Т. Давайте попробуем пропеть этот звук. Т… Получается? А что нам мешает?
Дети:
Нет голоса
Воспитатель:
Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети:
Согласный, глухой, твердый
Воспитатель:
Какой карточкой мы его обозначим (Синей) Дети выкладывают на столе (Один ребенок у доски) А теперь давайте прочитаем слово КОТ по нашей схеме. (Дети читают)
Воспитатель:
Вот мы и составили схему слова КОТ. Молодцы, справились с заданием. Вот и второй замок открылся. Баба- Яга исчезает.

Воспитатель
: Ребята, я вам предлагаю потренировать наши глазки, и сделать гимнастику для глаз, чтобы в следующий раз лучше разглядеть незваных гостей.
Гимнастика для глаз «Метелки»

Воспитатель
: Ну вот мы видим следующего гостя. (Слайд 5)
5.
Появляется Кощей.
Кощей
: Я сегодня добрый и хочу с вами поиграть.
Воспитатель:
Дети, он хочет поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Кощей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл слова. Давайте поможем Дедушке! Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная … (радуга). Утром дед спросил у внучки: Почему не моешь… (ручки) Михаил играл в футбол И забил в ворота…(гол) Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень … (жарко). Где обедал воробей? В зоопарке у…(зверей) У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Воспитатель:
Ребята давайте придумаем стишок про Кощея и прогоним его, а то беды нам не миновать. Кощей, Кощей……… (Наварил ты кислых щей) Кощей, Кощей…… (обижает малышей) (ловил бы ты мышей) Кощей с криками исчезает.
Воспитатель:
Ребята, вот и третий замочек открылся. Это потому, что вы очень складные стишки придумали про Кощея.
Воспитатель:
Молодцы, справились и с этим заданием. У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём и поиграем. (Слайд-6)
Физкультминутка
«Буратино».
Воспитатель:
Ребята, а чем еще можно открыть замок? (Ключом) А у кого был золотой ключик? (Буратино) Дети: У Буратино. Давайте подвигаемся как Буратино, все вместе и позовем его. Дети: Бу- ра - ти- но!
6.
(Слайд 7)
Воспитатель
: Мы так развеселились, что не заметили следующего гостя. Здравствуй, Леший!
Леший
: Скоро весна! Мне приснился удивительный сон.
Воспитатель:
Вот и следующее задание это сон Лешего. Сон Лешего. Лешему приснилась девочка Маша. «Она любила в лесу собирать грибы да ягоды. Попросила она у мамы корзиночку, и побежала с подружками в лес. В лесу она заблудилась. Посмотрела кругом – нет её подружек! Маша начала громко звать подруг: Да –
ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та - ша!, Ва – ля!. Бу-ра-ти-но Подружки услышали, прибежали и начали весело играть», а Буратино почему то не прибежал?
Воспитатель
: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Дети
: По частям. Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем посчитать, сколько слогов в именах девочек. (Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Леший:
Пойду дальше спать, сон такой интересный.
Воспитатель:
Вот и следующий замок открылся! (Слайд 9)
Змей – Горыныч
: Дети помогите мне. У меня 3 головы, они хотят жить в разных домиках им тесно в одном, вот например как звуки в слове: ДОМ
Воспитатель
: Дети нам нужно поместить все звуки в слове ДОМ в свои «звуковые домики». Какой первый звук в слове ДОМ
Дети
: Д-Д-Д
Воспитатель
: Где он находится в слове?
Дети
: в начале слова.
Воспитатель
: Какую карточку возьмем? (Синюю) В какой домик мы его поместим?
Дети
: В первый. Выкладывают на столе, один ребенок у доски.
Воспитатель
: Почему мы поместили звук Д в первый домик?
Дети
: Потому, что звук Д в слове ДОМ находится вначале слова.
Воспитатель
: Какой второй звук в слове ДОМ?
Дети:
О-О-О
Воспитатель
: Какую карточку возьмем?
Дети:
Красную?
В какой домик мы поместим звук О-О-О?
Дети:
В средний домик.
Воспитатель
: Почему звук О-О-О мы поместили в средний домик? Дети: Потому, что звук О-О-О в слове ДОМ находится в середине слова.
Воспитатель
: Какой третий звук в слове ДОМ?
Дети:
М-М-М
Воспитатель
: Где он находится в слове?
Дети:
Звук М_-М-М в слове ДОМ находится в конце слова.
Воспитатель
: В какой домик мы его поместим?
Дети:
В последний домик.
Воспитатель
: Почему звук М-М-М мы поместили в последний домик?
Дети:
Потому, что звук М-М-М в слове ДОМ находится в конце слова. (Слайд)
Воспитатель
: Вот какой чудесный дом для Змея- Горыныча и его трех голов у нас получился.
З.Г
: Спасибо, дети. До свидания. (Слайд 10) Звонок. Сундук открывается, появляется Буратино.
Буратино:
Спасибо, ребята, наконец я на свободе!
Воспитатель
: Давайте расскажем Буратино, как мы старались его спасти и какие трудные задания мы выполняли. Что сначала, что потом. Дети и воспитатель подводят итог: Отгадали песенку «Гласные звуки» Разобрали слово кот по звукам, составили схему. Помогли Кощею закончить стихи. Делили слова на слоги. Определили место звука в слове, помогли Змею- Горынычу.
Воспитатель
: А теперь я предлагаю на память о нашем приключении поместить всех сказочных героев на волшебный дуб у Лукоморья из сказки . Вы помните, кто написал о нем? (А.С. Пушкин) (Слайд 11)

Воспитатель:
У Лукоморья дуб зеленый,…… Дети наклеивают аппликацию на заранее приготовленный, нарисованный дуб. В конце воспитатель предлагает детям нарисовать наиболее полюбившегося сказочного героя.