Автор: Солдаткина Светлана Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №9" г. Волоколамск
Населённый пункт: г. Волоколамск
Наименование материала: конспект с презентацией
Тема: "Спасем Буратино"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Спасем Буратино»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждении
«Центр развития ребенка – детский сад № 9»
Управления системой образования
Волоколамского муниципального района Московской области
Конспект занятия по обучению грамоте.
(
Старшая группа)
Тема: «Спасем Буратино»
Разработала воспитатель
высшей квалификационной категории:
Солдаткина С. И.
Г. Волоколамск 2016 год.
Задачи:
Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Закрепить умение составлять звуко- слоговые схемы.
Закрепить умение находить место звука в слове.
Закрепить умение делить слова на слоги.
Развивать интонационную выразительность.
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
Развивать интерес к сказке.
Развивать двигательную деятельность.
Воспитывать художественно- эстетический вкус.
Материал: проектор, доска, слайды, сундучок, игрушка- Буратино, набор
букв на каждого ребенка, набор символов для составления звуко – буквенных
схем, запись песни «Буратино», нарисованный дуб, готовые рисунки: Феи,
Бабы- Яги, Кощея, Лешего, Змея – Горыныча.
1. Ход занятия:
Воспитатель : Дети Давайте поздороваемся с гостями. (Слайд 1)
Послушайте, пожалуйста отрывок из стихотворения великого русского поэта
С. Есенина «Белая береза»:
Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
С. Есенин.
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится о зиме.
Воспитатель: У нас сегодня чудесное, зимнее настроение! И я вас приглашаю
поиграть с зимой.
Раз, два, три, четыре, пять, (шагают на месте)
Будем зиму мы встречать,
Что зима нам принесла,(разводят руки в стороны)
Ветер, снег и холода. (хлопают в ладоши)
От времени года, (поднимают вверх указательный палец, произносят слова с
Зависит погода! надзирательной интонацией)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Смешную горку»
Артикуляционная гимнастика.
Дети, вы любите кататься с горки? Сейчас мы с вами построим горку
необыкновенную во рту.
Откройте рот спрячьте кончик языка за нижние зубы, а спинку языка
поднимите и выгните вверх. (Дети выполняют)
Язычок во рту у нас станет горочкой сейчас
А сейчас язык расслабляется,
И на место возвращается.
2. Воспитатель: Дети вы ничего не слышите?
Дети: Нет.
(Слайд-2)
Воспитатель: Я слышу какие то звуки.
Воспитатель дает детям послушать звуки.
Дети, что это за звуки ?
Дети : Звук шуршащей бумаги, звук разбитого стекла, звук колокольчики, звук
удара по железу.
Воспитатель: Вот сколько разных звуков окружают нас с вами. Я слышу еще
какой то то звук. ( Стук по дереву)
Откуда этот стук, и он все сильней и сильней. (Прислушивается)
Дети, этот звук раздается из сундука!
(Слайд-2 сундук)
Раздается голос: «Дорогие дети старшей группы!
Помогите мне пожалуйста выйти из сундука Меня злые волшебники заперли
в сундуке, и освободить меня смогут только умные и воспитанные дети
старшей группы «Теремок»
До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите
заниматься. Но сундучок волшебный, с заколдованными замками и их надо
открыть. Постарайтесь , пожалуйста!»
Воспитатель : Ребята кто то просит нас о помощи, чтобы помочь тому, кто в
сундуке, и расколдовать чары злых волшебников для этого нужно будет
подобрать ключик к каждому замку. Это будет каждый раз новое задание.
Задания будут сложными. Вы готовы?
Дети: Готовы!
(Слайд- 3 Фея и буквы)
3. Вдруг раздался свист ветра. Появилась злая фея
Фея: Слышу, слышу вас, а вы послушайте меня, если не отгадаете мою
загадку, то я и вас посажу в сундук.
Фея поет: А-А-А-А, У-У-У-У ,О-О-О-О, И-И-И-И, Какую песенку я спела?
Дети : Вы спели гласные звуки.
Воспитатель : Ребята давайте все вместе споем гласные звуки. Почему они
называются гласными?
Дети: Потому, что их можно спеть. Воздух не встречает преград.
Фея : Вы ответили правильно, но сундук я вам не открою ХА,ХА,ХА.
Воспитатель : Не радуйся фея раньше времени, ребята покажите Фее какими
буквами мы обозначим гласные звуки.
(Один ребенок выкладывает на доске, остальные на столах)
Воспитатель : Давайте покажем Фее, какой карточкой мы обозначаем гласные
звуки.
(Дети показывают красную карточку)
(Звон фея исчезает) Один замок открылся.
Воспитатель : Ребята, ура , один замок открылся!
Но мы с вами немного испугались от неожиданного появления злой Феи,
давайте успокоимся.
Дыхательная гимнастика. «Ух»
Вдохнули носом глубоко, немного задержали дыхание, выдохнули «Ух»
Воспитатель : Только мы успокоились, к нам еще кто то спешит?
(Слайд-4 Голос, Б.Я. с котом)
4 . Звучит голос Появляется баба Яга с котом.
Б.Я .: «Кто меня с моим любимым котом потревожить посмел»!
Воспитатель: Здравствуй, Баба Яга, конечно же не мы тебя побеспокоили.
Ребята, Баба- Яга не зря пришла с котом, я знаю загадка следующего ключа
в слове кот, и нам надо очень постараться, чтобы правильно выполнить
следующее задание.
(Слайд)
Воспитатель : Вот какой у Бабы Яги красивый, черный кот. Все вместе
скажем КОТ.
Ребята нам нужно составить схему к слову КОТ
Давайте посчитаем, сколько звуков в слове КОТ.
Дети: Всего три звука
Сколько гласных звуков? Согласных?
Какой первый звук?
Дети: К, К, К…
Воспитатель: Звук К. Давайте попробуем пропеть этот звук. К… Получается?
А что нам мешает?
Дети: Нет голоса
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный, глухой, твердый
Воспитатель: Какой карточкой мы его обозначим (Синей) Дети выкладывают
на столе (Один ребенок у доски)
Воспитатель : Почему мы звук К обозначили синей карточкой?
Дети: Потому, что звук К согласный, твердый, глухой.
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове кот?
Дети: К-ооо-т! Звук о.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: ооо…
Воспитатель: Звук о можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Какую карточку возьмем (Красную) (Выкладывают, один ребенок у доски)
Какой третий звук?
Дети: Т,Т,Т,…
Воспитатель: Звук Т. Давайте попробуем пропеть этот звук. Т… Получается?
А что нам мешает?
Дети: Нет голоса
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный, глухой, твердый
Воспитатель: Какой карточкой мы его обозначим (Синей) Дети выкладывают
на столе (Один ребенок у доски)
А теперь давайте прочитаем слово КОТ по нашей схеме.
(Дети читают)
Воспитатель: Вот мы и составили схему слова КОТ. Молодцы, справились с
заданием. Вот и второй замок открылся.
Баба- Яга исчезает.
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю потренировать наши глазки, и сделать
гимнастику для глаз, чтобы в следующий раз лучше разглядеть незваных
гостей.
Гимнастика для глаз «Метелки»
Воспитатель : Ну вот мы видим следующего гостя.
(Слайд 5)
5. Появляется Кощей.
Кощей : Я сегодня добрый и хочу с вами поиграть.
Воспитатель: Дети, он хочет поиграть
в игру « Доскажи словечко». Дед
Кощей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл слова.
Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Воспитатель: Ребята давайте придумаем стишок про Кощея и прогоним его,
а то беды нам не миновать.
Кощей, Кощей………
(Наварил ты кислых щей)
Кощей, Кощей……
(обижает малышей)
(ловил бы ты мышей)
Кощей с криками исчезает.
Воспитатель: Ребята, вот и третий замочек открылся. Это потому, что вы
очень складные стишки придумали про Кощея.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. У нас уже три замка
открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём и
поиграем.
(Слайд-6)
Физкультминутка «Буратино».
Воспитатель: Ребята, а чем еще можно открыть замок? (Ключом)
А у кого был золотой ключик? (Буратино)
Дети: У Буратино.
Давайте подвигаемся как Буратино, все вместе и позовем его.
Дети: Бу- ра - ти- но!
6. (Слайд 7)
Воспитатель : Мы так развеселились, что не заметили следующего гостя.
Здравствуй, Леший!
Леший : Скоро весна! Мне приснился удивительный сон.
Воспитатель: Вот и следующее задание это сон Лешего. Сон Лешего.
Лешему приснилась девочка Маша.
«Она любила в лесу собирать грибы да ягоды. Попросила она у мамы
корзиночку, и побежала с подружками в лес. В лесу она заблудилась.
Посмотрела кругом – нет её подружек! Маша начала громко звать подруг: Да –
ша!, Ма – ри
– на!, Та – ня!, На – та - ша!, Ва – ля!. Бу-ра-ти-но Подружки
услышали, прибежали и начали весело играть», а Буратино почему то не
прибежал?
Воспитатель : Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово,
или произносила его по частям?
Дети : По частям.
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас
попробуем посчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки,
подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Леший: Пойду дальше спать, сон такой интересный.
Воспитатель: Вот и следующий замок открылся!
(Слайд 9)
Змей – Горыныч : Дети помогите мне.
У меня 3 головы, они хотят жить в разных домиках им тесно в одном, вот
например как звуки в слове: ДОМ
Воспитатель : Дети нам нужно поместить все звуки в слове ДОМ в свои
«звуковые домики». Какой первый звук в слове ДОМ
Дети : Д-Д-Д
Воспитатель : Где он находится в слове?
Дети : в начале слова.
Воспитатель : Какую карточку возьмем? (Синюю) В какой домик мы его
поместим?
Дети : В первый.
Выкладывают на столе, один ребенок у доски.
Воспитатель : Почему мы поместили звук Д в первый домик?
Дети : Потому, что звук Д в слове ДОМ находится вначале слова.
Воспитатель : Какой второй звук в слове ДОМ?
Дети: О-О-О
Воспитатель : Какую карточку возьмем?
Дети: Красную?
В какой домик мы поместим звук О-О-О?
Дети: В средний домик.
Воспитатель : Почему звук О-О-О мы поместили в средний домик?
Дети: Потому, что звук О-О-О в слове ДОМ находится в середине слова.
Воспитатель : Какой третий звук в слове ДОМ?
Дети: М-М-М
Воспитатель : Где он находится в слове?
Дети: Звук М_-М-М в слове ДОМ находится в конце слова.
Воспитатель : В какой домик мы его поместим?
Дети: В последний домик.
Воспитатель : Почему звук М-М-М мы поместили в последний домик?
Дети: Потому, что звук М-М-М в слове ДОМ находится в конце слова.
(Слайд)
Воспитатель : Вот какой чудесный дом для Змея- Горыныча и его трех голов у
нас получился.
З.Г : Спасибо, дети. До свидания.
(Слайд 10)
Звонок. Сундук открывается, появляется Буратино.
Буратино: Спасибо, ребята, наконец я на свободе!
Воспитатель : Давайте расскажем Буратино, как мы старались его спасти и
какие трудные задания мы выполняли. Что сначала, что потом.
Дети и воспитатель подводят итог:
Отгадали песенку «Гласные звуки»
Разобрали слово кот по звукам, составили схему.
Помогли Кощею закончить стихи.
Делили слова на слоги.
Определили место звука в слове, помогли Змею- Горынычу.
Воспитатель : А теперь я предлагаю на память о нашем приключении
поместить всех сказочных героев на волшебный дуб у Лукоморья из сказки .
Вы помните, кто написал о нем? (А.С. Пушкин)
(Слайд 11)
Воспитатель:
У Лукоморья дуб зеленый,……
Дети наклеивают аппликацию на заранее приготовленный, нарисованный
дуб.
В конце воспитатель предлагает детям нарисовать наиболее полюбившегося
сказочного героя.