"Ручной труд как средство развития творческих способностей у детей".
Автор: Солопун Надежда Григорьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: п.Нижнесортымский Сургутский район Тюменская область
Наименование материала: Рекомендации
Тема: "Ручной труд как средство развития творческих способностей у детей".
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах
ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование,
особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей
существенно зависит от того, насколько условия и организация труда
позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а
именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не
удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а
предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с
подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания
образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе
работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их
преобразования и использование их в различных композициях. В процессе
создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и
явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому,
что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с
ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет
неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по
чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является
большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее
и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани,
листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям
огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не
получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться
положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно
обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не
позволяют другим испортить поделку (О.Артамонова ).
Как показано в работах К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского роль и место
труда в осуществлении умственного, нравственного, физического,
эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает
свое моральное достоинство, чувство гордости – эстетические чувства – один
из самых богатых источников чувств моральных: дети создают красоту.
Соответствующие виды труда: выращивание цветов и уход за ними,
изготовление вещей, практическая ценность которых определяется красотой
и ролью в удовлетворении эстетических потребностей ребенка. Стремление
детей к красивому – для идейного и интеллектуального обогащения труда,
творческих замыслов.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию
оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми
самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются
хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность,
художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще
не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка,
которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской
фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на
окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем
более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий
результат.