Автор: Хижкина Ольга Митрофановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Староникольская СОШ" структурное подразделение "Детский сад"
Населённый пункт: Воронежская обл.,Хохольский р-н,с.Староникольское
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема адаптации ребенка к ДОУ "
Так сложилось, я третий год подряд набираю младшую группу. Не для кого
не секрет, что период адаптации ребенка к ДОУ, один из самых сложных
моментов в жизни малыша. Ещё бы, кроху вырвали из привычной для него
среды обитания и отдали незнакомым людям. Конечно, большинство,
малышей бунтуют, протестуют и плачут,- их можно понять. Но не всегда
понятна позиция взрослых. Некоторые из родителей не понимают, что их
роль в период адаптации, не менее значима, чем роль воспитателя. И только
при совместном, комплексном подходе, можно добиться желаемых
результатов.
(Из практики: мама плачущего чада, с завистью смотрела на проходящих
мимо, улыбающихся, малышей и их родителей и «воспряла» духом только,
когда увидела "друзей по несчастью". Со словами "ваш, тоже плачет и ещё
громче моего", она бросилась искать понимания у другой мамы с рыдающим
ребенком.) Уважаемые взрослые, постарайтесь настроиться на позитивный
лад, набраться терпения, сделать воспитателя и няню своими союзниками, а
не "вынужденной мерой" для вашего ребенка ,делитесь своими
переживаниями и впечатлениями и тогда период адаптации пройдет с
наименьшим эмоциональным кризисом для вас и вашего малыша.
Давайте, подробнее рассмотрим особенности адаптационного периода.
Кризис, катастрофа, шок – так называют период поступления ребенка в
дошкольное учреждение. И родители и дошкольная организация мечтают о
том, чтобы пространство адаптации, стало пространством Счастливого
Детства.
Одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных
детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. И
меры по предоставлению матери возможности находиться дома с малышом
до трех лет эту проблему не решают. Медики уверены, что именно в
трехлетнем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм
ребенка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши уже более осознанно
переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными
последствиями. Появился даже термин «адаптационная болезнь» -
некоторые дети так тяжело переносят адаптационный период, что врачи
рекомендуют родителям забрать их на время из детского сада, с тем, чтобы
по мере созревания адаптационных механизмов они могли бы уже «на новом
витке» вернуться в ДОУ.
Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего
возраста в период адаптации, установили следующее.
-
У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма,
сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих
реакций и другими клиническими появлениями.
-
Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста,
которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей
заторможенности, негативизма.
-
Социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до
полного исчезновения.
-
Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
-
Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина
сна.
-
Происходит задержка темпов нервно-психического и физического
развития.
-
Соматические изменения проявляются в потере массы тела,
побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении
пульса.
-
У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями
обнаруживаются расстройства в виде ануреза (ночное недержание мочи),
энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных
высыпаний.
К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей в
детском саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой
разумеющемуся: «Ничего переплачет». Некоторые мамы и папы связывают
проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На
самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста
является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния
его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе.
Поэтому, решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в
период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач,
стоящих перед ДОУ и родителями.
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет
воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно
снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения
режимных процессов с семьей.
Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его
привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и
принимают таким, какой он есть. Для того, чтобы лучше понять ребенка,
воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки
с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением
переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и
цепляющегося за одежду ребенка.
Если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму,
постарайтесь не игнорировать слова ребенка. Когда он без конца повторяет
“мама придет”, - он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама
никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого
большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте
утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки,
обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если
ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а
затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что
вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на
несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать,
что вы всегда рядом.
Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем,
кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка
безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического
дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере.
Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и
отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего,
если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать
диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его
в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих
детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.
Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как
“сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое
значение для детей раннего возраста, выполняет определенную
дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении
таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему
ожидание прихода мамы или папы.
Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой,
песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с
помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.
Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные
особенности детей, их привычки и предпочтения.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать
следующее:
-
Беседы с родителями;
-
Анкетирование;
-
Наблюдение за ребенком;
-
Развивающие игры.
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а
также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в
процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно
важную информацию об особенностях ребенка, его темпераменте,
интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. д.
Для того что бы зафиксировать особенности протекания процесса
адаптации, на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный
лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ,
фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям.
Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности
привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при
необходимости коррекционных мероприятий для облегчения
адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с
родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о
протекании адаптационного периода, ориентировал на активное
взаимодействие.
В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным.
Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже
сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в
первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно
проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день
рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за
снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся
в тесном контакте с близкими людьми. Работа с семьей должна быть более
глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все
вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом
особенностей привыкания ребенка к ДОУ. В процессе адаптации ребенка к
ДОУ воспитателям рекомендуется:
-
Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать,
поглаживать);
-
Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
-
Рассказывать сказки, петь колыбельные песни;
-
Чаще давать ребенку теплое питье;
-
Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
-
Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие
режимные моменты;
-
Использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное
состояние и самочувствие ребенка;
-
Освобождать от профилактических прививок до окончания периода
адаптации (не менее, чем на месяц);
-
По возможности не производить в учреждении травмирующих
медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции
у ребенка;
-
Назначать детям комплекс витаминов и препаратов, регулирующих
метаболические процессы ;
-
Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов
(кормления, укладывания на сон и т.д.);
-
Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний
(играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т.
д.);
При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и
поведения ребенка период острой адаптации считается законченным, и с
ребенком можно проводить оздоровительные и реабилитационные
мероприятия.
Родители также должны:
- обеспечить малышу в периоде адаптации щадящий режим (рациональное
питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем
воздухе).
- обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с
ребенком особенно ласковым.
- настроить ребенка на позитивный лад. Внушить ему, что это очень
здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно
раньше забирать домой.
- уменьшить нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в
кино, в гости.
- сократить просмотр телевизионных передач.
- как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных
особенностях малыша.
- постараться дома в выходные дни создать для него режим такой же, как и
в детском учреждении.
- не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские
капризы.
- при выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно
раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
- при выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько
дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было
нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному.
Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
Используемая литература:
1.Луговская А., Кравцова М., Шевинос О. «Ребенок без проблем! Решение
для родителей»_М.: Эксмо 2008.
2. Тимофеева А.Ф. «Советы психолога».