Напоминание

"Развитие координационных способностей (устойчивости) у юных стрелков 10-12 лет"


Автор: Куткин Антон Вячеславович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "СДЮСШОР "Факел"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Лесной
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие координационных способностей (устойчивости) у юных стрелков 10-12 лет"
Раздел: дополнительное образование





Назад





РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (УСТОЙЧИВО-

СТИ) У ЮНЫХ СТРЕЛКОВ 10-12 ЛЕТ.

Резюме:
в статье рассматривается эффективность применения специализирован- ных комплексов упражнений, направленных на формирование устойчивости у юных стрел- ков 10-12 лет, на основе стандартной программы по пулевой стрельбе для детских спор- тивных школ.
Ключевые слова:
координационные способности, устойчивость, учебно- тренировочное занятие, комплексы упражнений, юные стрелки 10-12 лет. Действия стрелка характеризуются монотонностью, статической в момент выполнения выстрела работой мышц ног, туловища и рук. Процесс выполнения выстрела требует тонкой координации движений и мышечной памяти. [7] Поэтому большую роль в подготовке спортсменов стрелков играет развитие координационных способностей. [8] Установлено, что в разные возрастные периоды, развитие координацион- ных способностей (далее по тексту КС) протекает разновременно и разно- направлено. [5] Однако наиболее интенсивно показатели разных координацион- ных способностей нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны (Лях В.И., Григорян Э.А., Ноткина Н.А., Сулейманов И.И.), что в названные возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования КС. Анализ спортивных соревнований, протоколов [9], а так же, по мнению многих ведущих тренеров и спортсменов (Пуллэм Б., Иткис М.А., Корх А.Я., Юрьев А.А., Жилина М.Я., Власов В.П., Хаджибеков А.В., Куделин А.В.), поз- воляет сделать вывод, что развитию именно специальных координационных способностей уделяется недостаточное внимание, таких как, способность к рав- новесию и согласованию, поэтому юные стрелки не способны тонко регулиро- вать и управлять своими движениями, максимально уменьшая колебания тела и оружия к моменту выстрела. [3] В связи с чем и возникла необходимость поиска новых путей развития координационных способностей, которые в свою очередь позволяют повысить уровень подготовленности юных стрелков. 1

Цель исследования
– выявить эффективность влияния специализирован- ных комплексов упражнений, направленных на формирование устойчивости в положении стоя юных стрелков 10-12 лет.
Методы и организация исследования.
Исследование проводилось в детской спортивной школе олимпийского ре- зерва «Факел» города Лесной, на базе стрелкового тира, в период с сентября 2009 года по март 2011 года. Для эксперимента были выбраны спортсмены 10- 12 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки второго года обучения, на основе которых были сформированы контрольная и экспериментальная груп- пы (далее по тексту КГ, ЭГ). В состав каждой группы вошло по 10 спортсменов, 8 мальчиков и 2 девочки. В контрольной группе подростки занимались по стандартной учебной программе по пулевой стрельбе для детских спортивных школ (авторы-состави- тели: А.А.Насонова и др., 2005г.) В экспериментальной группе занятия проходили тем же образом, но с до- бавлением комплексов упражнений, направленных на формирование устойчи- вости в положении стоя. Упражнения применялись в подготовительной, основ- ной и заключительной частях занятия, дополняя традиционную систему подго- товки. Выбор упражнений и их количество тренер определял самостоятельно, но они занимали не более 30% времени от всей части занятия. Упражнения под- готовительной части использовались на каждом занятии и включали в себя два направления: общая физическая подготовка [5] (разноименные, поочередные, круговые движения руками, гимнастические упражнения, хождение по бревну, упражнения в равновесии) и специальная физическая подготовка (балансирова- ние на доске, уложенную на поворотную опору, линейные цели, колебательные движения тела с оружием). [8] Упражнения основной части – тренировка с за- крытыми глазами, «белый» лист [6], стрельба по мишеням меньшего размера, стрельба «через выстрел» (выстрел с патроном и подъем оружия на удержание в центре мишени без патрона) [4], стрельба по белому листу «на кучность», упражнения в форме игры («1,2,3,4», «Двойки – задачи», «Баскетбол», «Финал» 2
- автор Богданов С.В. – тренер-преподаватель по пулевой стрельбе г. Алапа- евск). В заключительной части занятий применялись упражнения для укрепле- ния мышц спины и предупреждения искривления позвоночника. [1] Упражне- ния основной и заключительной части применялись только в те дни учебно-тре- нировочных занятий, когда выполнялась работа в положении стоя. Педагогическое тестирование позволило оценить уровень развития коор- динационных способностей спортсменов 10-12 лет занимающихся пулевой стрельбой до и после проведенного эксперимента. Были выполнены следующие тесты: броски мяча в цель, стоя к ней спиной, стойка на одной ноге с закрыты- ми глазами, перешагивание через гимнастическую палку, контрольная серия на компьютерном тренажере «Scatt» (оценка устойчивости оружия). Результаты ис- следования подвергли математической обработке с последующей их интерпре- тацией.
Результаты исследования:
При сравнении показателей начала и конца эксперимента, следует отме- тить, что в группах отмечается повышение результатов по всем показателям развития координационных способностей, хотя показатели ЭГ значительно выше показателей КГ. Доступность и простота, объективность в оценке и ин- терес, который вызывали новые упражнения у юных стрелков при их выполне- нии, позволили существенно повысить мотивационную сторону тренировочно- го процесса. При сравнении результатов двух групп в процентном соотношении (рис.1), видно, что экспериментальная группа показала результаты намного выше, по сравнению с контрольной группой, особенно в первых трех тестах. 3
Рис.1 Изменение показателей развития координационных способностей в группах сравнения в % относительно начала эксперимента. Сопоставление результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента, представлены в таблице 1 показывает, что полученные t=критерии Стьюдента (t=4,5; t=2,3; t=4,7; t=2,7) больше граничного значения (2,23) при Р=0,05. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, достаточно оснований говорить о том, что предложенные комплексы упражнений оказались эффективны. Таблица 1 Показатели тестирования контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента № п/п Тест Экспериментальная группа Контрольная группа t p M ± σ ±m M ± σ ±m 1. Броски мяча в цель, стоя к ней спиной 14,9 1,44 0,48 17,9 1,37 0,46 2,28 <0,05 2. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами 5,92 2,2 0,73 8,23 2,14 0,71 2,3 <0,05 3. Перешагивание через гимнастическую палку 17,94 1,53 0,51 15,15 1,33 0,44 4,2 <0,05 4. Зачетная серия на трена- жере «Scatt» 58,4 6,3 2,1 56,2 5,49 1,83 2,7 <0,05 4
Анализируя полученные данные групп сравнения можно сделать вывод, что применение комплексов упражнений, направленных на формирование устойчивости в положении стоя, не привело к снижению показателей, а наобо- рот способствовало их интенсивному развитию. Таким образом, можно гово- рить, что применение данных комплексов упражнений совместно с традицион- ной методикой обучения дает положительные результаты. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Анализ литературы позволяет утверждать, что устойчивость является одной из сторон координационных способностей стрелков 10-12 лет, которая играет важную роль в их тренировочном процессе. 2. При анализе тренировочного процесса и опросе тренеров были выявле- ны слабые его стороны, что и позволило нам разработать упражнения, которые были включены в учебно-тренировочный процесс юных стрелков. 3 . В результате проведенного исследования было выявлено, что предло- женные комплексы упражнений благоприятно влияют не только на развитие координационных способностей, в частности устойчивости, но и способствуют формированию физических качеств юных стрелков.
Литература:
1. Гачечиладзе, Я. В. Физическая подготовка стрелка [Текст] / Я. В. Гачечиладзе, В. А. Орлов. – М.: ДОСААФ, 1984. – 102 с. 2. Жилина, М. Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена [Текст] / М. Я. Жилина - М.: ДОСААФ, 1986г. – 104 с. 3. Иткис, М. А. специальная подготовка стрелка-спортсмена [Текст] / М. А. Иткис. – М.: ДОСААФ, 1982. – 264 с. 4. Корх, А. Я. Пулевая стрельба. Программа для тренерских факультетов институтов физической культуры [Текст] / А. Я. Корх. – М.: ФиС., 1981. – 255 с. 5. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В. И. Лях. – М.: ТВТ «Дивизион», 2006 – 290 с. 6. Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских 5
школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства [Текст] / Под.ред. А. А. Насоновой. – М.: Советский спорт, 2005., – 204 с. 7. Пуллэм, Б. Спортивная стрельба из винтовки: Руководство для стрелков и тренеров [Текст] / Б. Пуллэм, Ф. Т Хейненкрат, Пер. с англ. и примеч. Д. Пуцыковича – М.: ФиС., 1991. – 270 с. 8. Юрьев, А. А. Пулевая спортивная стрельба [Текст] /А. А.Юрьев. – М.: ФиС.,1973. – 430 с. 6


В раздел образования