"Развитие координационных способностей (устойчивости) у юных стрелков 10-12 лет"
Автор: Куткин Антон Вячеславович Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБУДО "СДЮСШОР "Факел" Населённый пункт: Свердловская область, г. Лесной Наименование материала: статья Тема: "Развитие координационных способностей (устойчивости) у юных стрелков 10-12 лет" Раздел: дополнительное образование
Резюме: в статье рассматривается эффективность применения специализирован-
ных комплексов упражнений, направленных на формирование устойчивости у юных стрел-
ков 10-12 лет, на основе стандартной программы по пулевой стрельбе для детских спор-
тивных школ.
Ключевые слова: координационные способности, устойчивость, учебно-
тренировочное занятие, комплексы упражнений, юные стрелки 10-12 лет.
Действия стрелка характеризуются монотонностью, статической в момент
выполнения выстрела работой мышц ног, туловища и рук. Процесс выполнения
выстрела
требует
тонкой
координации
движений
и
мышечной
памяти.
[7]
Поэтому большую роль в подготовке спортсменов стрелков играет развитие
координационных способностей. [8]
Установлено, что в разные возрастные периоды, развитие координацион-
ных способностей (далее по тексту КС) протекает разновременно и разно-
направлено. [5] Однако наиболее интенсивно показатели разных координацион-
ных способностей нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны (Лях В.И.,
Григорян Э.А., Ноткина Н.А., Сулейманов И.И.), что в названные возрастные
периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные,
анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и
совершенствования КС.
Анализ спортивных соревнований, протоколов [9], а так же, по мнению
многих ведущих тренеров и спортсменов (Пуллэм Б., Иткис М.А., Корх А.Я.,
Юрьев А.А., Жилина М.Я., Власов В.П., Хаджибеков А.В., Куделин А.В.), поз-
воляет сделать вывод, что развитию именно специальных координационных
способностей уделяется недостаточное внимание, таких как, способность к рав-
новесию и согласованию, поэтому юные стрелки не способны тонко регулиро-
вать и управлять своими движениями, максимально уменьшая колебания тела и
оружия к моменту выстрела. [3] В связи с чем и возникла необходимость поиска
новых путей развития координационных способностей, которые в свою очередь
позволяют повысить уровень подготовленности юных стрелков.
1
Цель исследования – выявить эффективность влияния специализирован-
ных комплексов упражнений, направленных на формирование устойчивости в
положении стоя юных стрелков 10-12 лет.
Методы и организация исследования.
Исследование проводилось в детской спортивной школе олимпийского ре-
зерва «Факел» города Лесной, на базе стрелкового тира, в период с сентября
2009 года по март 2011 года. Для эксперимента были выбраны спортсмены 10-
12 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки второго года обучения,
на основе которых были сформированы контрольная и экспериментальная груп-
пы (далее по тексту КГ, ЭГ). В состав каждой группы вошло по 10 спортсменов,
8 мальчиков и 2 девочки.
В контрольной группе подростки занимались по стандартной учебной
программе по пулевой стрельбе для детских спортивных школ (авторы-состави-
тели: А.А.Насонова и др., 2005г.)
В экспериментальной группе занятия проходили тем же образом, но с до-
бавлением комплексов упражнений, направленных на формирование устойчи-
вости в положении стоя. Упражнения применялись в подготовительной, основ-
ной и заключительной частях занятия, дополняя традиционную систему подго-
товки. Выбор упражнений и их количество тренер определял самостоятельно,
но они занимали не более 30% времени от всей части занятия. Упражнения под-
готовительной части использовались на каждом занятии и включали в себя два
направления: общая физическая подготовка [5] (разноименные, поочередные,
круговые движения руками, гимнастические упражнения, хождение по бревну,
упражнения в равновесии) и специальная физическая подготовка (балансирова-
ние на доске, уложенную на поворотную опору, линейные цели, колебательные
движения тела с оружием). [8] Упражнения основной части – тренировка с за-
крытыми глазами, «белый» лист [6], стрельба по мишеням меньшего размера,
стрельба «через выстрел» (выстрел с патроном и подъем оружия на удержание в
центре мишени без патрона) [4], стрельба по белому листу «на кучность»,
упражнения в форме игры («1,2,3,4», «Двойки – задачи», «Баскетбол», «Финал»
2
- автор Богданов С.В. – тренер-преподаватель по пулевой стрельбе г. Алапа-
евск). В заключительной части занятий применялись упражнения для укрепле-
ния мышц спины и предупреждения искривления позвоночника. [1] Упражне-
ния основной и заключительной части применялись только в те дни учебно-тре-
нировочных занятий, когда выполнялась работа в положении стоя.
Педагогическое тестирование позволило оценить уровень развития коор-
динационных
способностей
спортсменов
10-12
лет
занимающихся
пулевой
стрельбой до и после проведенного эксперимента. Были выполнены следующие
тесты: броски мяча в цель, стоя к ней спиной, стойка на одной ноге с закрыты-
ми глазами, перешагивание через гимнастическую палку, контрольная серия на
компьютерном тренажере «Scatt» (оценка устойчивости оружия). Результаты ис-
следования подвергли математической обработке с последующей их интерпре-
тацией.
Результаты исследования:
При сравнении показателей начала и конца эксперимента, следует отме-
тить, что в группах отмечается повышение результатов по всем показателям
развития
координационных
способностей,
хотя
показатели
ЭГ
значительно
выше показателей КГ. Доступность и простота, объективность в оценке и ин-
терес, который вызывали новые упражнения у юных стрелков при их выполне-
нии, позволили существенно повысить мотивационную сторону тренировочно-
го процесса. При сравнении результатов двух групп в процентном соотношении
(рис.1), видно, что экспериментальная группа показала результаты намного
выше, по сравнению с контрольной группой, особенно в первых трех тестах.
3
Рис.1 Изменение показателей развития координационных способностей в группах
сравнения в % относительно начала эксперимента.
Сопоставление
результатов
тестирования
в
контрольной
и
экспериментальной группах после эксперимента, представлены в таблице 1
показывает, что полученные t=критерии Стьюдента (t=4,5; t=2,3; t=4,7; t=2,7)
больше граничного значения (2,23) при Р=0,05. Следовательно, различия между
полученными
в
эксперименте
средними
арифметическими
значениями
считаются достоверными, а значит, достаточно оснований говорить о том, что
предложенные комплексы упражнений оказались эффективны.
Таблица 1
Показатели тестирования контрольной и экспериментальной группы
в конце эксперимента
№
п/п
Тест
Экспериментальная
группа
Контрольная
группа
t
p
M
± σ
±m
M
± σ
±m
1.
Броски мяча в цель, стоя
к ней спиной
14,9
1,44
0,48
17,9
1,37
0,46
2,28
<0,05
2.
Стойка на одной ноге с
закрытыми глазами
5,92
2,2
0,73
8,23
2,14
0,71
2,3
<0,05
3.
Перешагивание через
гимнастическую
палку
17,94
1,53
0,51
15,15
1,33
0,44
4,2
<0,05
4.
Зачетная серия на трена-
жере «Scatt»
58,4
6,3
2,1
56,2
5,49
1,83
2,7
<0,05
4
Анализируя полученные данные групп сравнения можно сделать вывод,
что
применение
комплексов
упражнений,
направленных
на
формирование
устойчивости в положении стоя, не привело к снижению показателей, а наобо-
рот способствовало их интенсивному развитию. Таким образом, можно гово-
рить, что применение данных комплексов упражнений совместно с традицион-
ной методикой обучения дает положительные результаты.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ литературы позволяет утверждать, что устойчивость является
одной из сторон координационных способностей стрелков 10-12 лет, которая
играет важную роль в их тренировочном процессе.
2. При анализе тренировочного процесса и опросе тренеров были выявле-
ны слабые его стороны, что и позволило нам разработать упражнения, которые
были включены в учебно-тренировочный процесс юных стрелков.
3 . В результате проведенного исследования было выявлено, что предло-
женные комплексы упражнений благоприятно влияют не только на развитие
координационных способностей, в частности устойчивости, но и способствуют
формированию физических качеств юных стрелков.
Литература:
1. Гачечиладзе, Я. В. Физическая подготовка стрелка [Текст] / Я. В.
Гачечиладзе, В. А. Орлов. – М.: ДОСААФ, 1984. – 102 с.
2. Жилина, М. Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена [Текст] / М.
Я. Жилина - М.: ДОСААФ, 1986г. – 104 с.
3. Иткис, М. А. специальная подготовка стрелка-спортсмена [Текст] / М.
А. Иткис. – М.: ДОСААФ, 1982. – 264 с.
4. Корх, А. Я. Пулевая стрельба. Программа для тренерских факультетов
институтов физической культуры [Текст] / А. Я. Корх. – М.: ФиС., 1981. – 255 с.
5. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие
[Текст] / В. И. Лях. – М.: ТВТ «Дивизион», 2006 – 290 с.
6. Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
5
школ
олимпийского
резерва,
училищ
олимпийского
резерва,
школ
высшего
спортивного мастерства [Текст] / Под.ред. А. А. Насоновой. – М.: Советский
спорт, 2005., – 204 с.
7. Пуллэм, Б. Спортивная стрельба из винтовки: Руководство для стрелков
и тренеров [Текст] / Б. Пуллэм, Ф. Т Хейненкрат, Пер. с англ. и примеч. Д.
Пуцыковича – М.: ФиС., 1991. – 270 с.
8. Юрьев, А. А. Пулевая спортивная стрельба [Текст] /А. А.Юрьев. – М.:
ФиС.,1973. – 430 с.
6