Напоминание

"Особенности формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения"


Автор: Золотавина Инесса Владимировна
Должность: доцент кафедры спортивных дисциплин и высшего спортивного мастерства
Учебное заведение: Томский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения"
Раздел: высшее образование





Назад




«Особенности формирования ценностного отношения к здоровому образу

жизни у подрастающего поколения»

Золотавина И.В.

Доцент кафедры СД и ВСМ.

Аннотация:

Статья

посвящена

о

состоянии

здоровья

подрастающего

поколения,

о

недостатке

двигательной

активности

и

особенности

формирования

ценностного

отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, гиподинамия, здоровье, двигательная активность.

В современной системе российского образования множество проблем. Сегодня

школа сталкивается с серьезной проблемой: с одной стороны, трудности в обучении,

связанные

с

повышением

программ,

с

другой

стороны

постоянно

ухудшающееся

здоровье

учащихся,

мешающее

овладению

научными

знаниями.

В

последние

годы

состояние

здоровья

подрастающего

поколения

России

характеризуется

наличием

негативных тенденций, которые могут привести к критическому ухудшению здоровья. Эти

факторы и обуславливают возрастание интереса к проблеме здоровья со стороны ученых

(И.А.Аршавский, А.Г. Лаптев, Ю.П. Лисицын и др.). На здоровье учащихся влияет ряд

отрицательных

неблагоприятных

условий:

гиподинамия,

невыполнение

ряда

гигиенических требований, неспособность с учебной нагрузкой, неправильное питание,

нарушение режима сна и отдыха, отсутствие элементарных знаний о здоровье и здоровом

образе жизни.

Известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его

формирования в детском возрасте (В.Г.Новиков, В.И.Осик 1997), возрастная статистика

заболеваний подтверждает закономерность. Болезни, появившись в дошкольном возрасте,

переходят

в

школьный,

а

затем

в

студенческий,

но

с

нарастающей

прогрессией.

Анализируя причины ухудшения здоровья школьников (Г.К.Зайцев, В.В.Тумалев 2002) в

качестве основной, считают не столько физиологические трудности, которые испытывают

дети при адаптации к условиям обучения, а сколько психологические, обусловленные

авторитарно – репродуктивным способом организации образовательной деятельности,

который противоречит базовым потребностям школьников. Необходимо воспитывать у

детей положительные мотивации на здоровье и ориентировать их жизненные интересы на

здоровый

образ

жизни,

так

как

на

этом

этапе

развития,

жизненные

установки

ещё

недостаточно прочны, а нервная система отличается особой пластичностью.

Реформирование системы образования во многом обусловлено ухудшением здоровья

детей и подростков. Любые изменения в нашем обществе обязательно сказываются на

жизни современной школы, вследствие чего меняются задачи, ее приоритеты, содержание

образования. Как бы не менялись задачи реформирования современной системы общего

школьного образования, всегда была и остается приоритетной главной задачей сохранения

и укрепления здоровья учащихся, создания адекватных условий для их физического,

интеллектуального, нравственного развития в условиях в современные школы.

Состояние

здоровья

каждого

отдельного

человека

определяет

общественное

здоровье

в

целом,

следовательно,

определяет

проблему

оздоровления

на

общегосударственный уровень. Стремление к достижению здоровья за счет, какого – либо

одного

средства

звучит

неправильно,

так

как

не

охватывает

всего

многообразия

взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека. И взаимосвязь

между образом жизни и здоровьем наиболее полно выражается в понятии «здоровый

образ жизни». Понятие «здоровый человек» собирательное, имеющее широкий диапазон.

Людей с абсолютным здоровьем - единицы, они составляют не большую группу, и у них

на

протяжении

многих

лет

не

отмечается

заметных

отклонений

от

индивидуальных

показателей. Есть и ещё группа людей, которые, когда –

либо перенесли тяжелые

заболевания,

но

полностью

восстановившие

здоровье

и

трудоспособность.

Сюда

же

включаются лица с хроническими болезнями, но вследствие высоких компенсаторных

способностей и эффективного лечения чувствуют себя удовлетворительно и продолжают

активную

физическую

деятельность.

И

к

«практически

здоровым»

относятся

люди,

которые до появления их первых признаков, никто и не подозревал, в том числе и сам

больной. Можно сделать вывод, что понятие «здоровый человек» зависит от объективных

и субъективных факторов, которые отражают патологические изменения и степень их

компенсации защитными силами организма.

По результатам валеологических исследований известно, что здоровье человека на

20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от экологических условий, на 10% - от

деятельности систем здравоохранения и на 50% - от самого человека, от его образа жизни

(А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа, 2003; Б.Н. Чумаков, 2004).

Точное

определение

«образ

жизни»

принадлежит

В.И.

Жолдаку:

«Совокупность

индивидуальных ориентиров, реальных видов и форм деятельности людей для освоения и

преобразования действительности в конкретно-исторических условиях». [6, с.3].

Здоровый

образ

жизни

это

типичные

формы

и

способы

повседневной

жизнедеятельности

человека,

которые

укрепляют

и

совершенствуют

резервные

возможности

организма,

обеспечивая

успешное

выполнение

его

социальных

и

профессиональных функций, а ещё это взаимосвязь между здоровьем и образом жизни

[4,5,7,8 и др.]. Складывается из трёх основных элементов взаимосвязанных друг другом,

это три культуры: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

В здоровом образе жизни питание является системообразующим элементом, потому что

оказывает положительное влияние на двигательную активность. При правильном питании

пища соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в

ходе эволюций и здоровье легче, экономически дешевле сохранить на хорошем уровне, чем

укреплять ослабленное. Основным средством, с помощью которого достигается сохранения

здоровья, являются физические упражнения.

Оздоровительным эффектом обладают в большей степени аэробные физические

упражнения в природных условиях (ходьба, бег, плавание, скандинавская ходьба, катание

на

лыжах

и

т.д.).

Сюда

входят

солнечные

и

воздушные

ванны,

очищающие

и

закаливающие водные процедуры.

В

разные

периоды

развития

российского

общества

оздоровительные

и

образовательные

задачи

решались

неодинаково

по

отношению

к

подрастающему

поколению, но всегда прямо и косвенно затрагивались проблемы здоровья, воспитания

нравственных

качеств

и

физической

подготовленности.

Известно,

что

потребность

в

движении у человека, как и у любого существа, врожденная. И в зависимости от того,

удовлетворяется

ли

она

и

как

именно

удовлетворяется,

эта

потребность

может

или

развиваться, или угасать. У физически активных людей тормозятся процессы старения.

Возрастные

нормы

двигательной

активности

определяют

на

основании

общих

закономерностей

процессов

роста

и

развития

ребенка.

Недостаток

двигательной

активности – гиподинамия, оказывает крайне негативное влияние на исполнительный

аппарат

(нервно-мышечную

систему),

основной

обеспечивающий

эти

движения

компонент (кардио-респираторную систему), и на все остальные системы организма. И

наиболее сильный недостаток двигательной активности проявляется среди школьников

вследствие ограничения их двигательной активности, связанной с увеличением учебной

нагрузки [11].

Отношение к своему здоровью, волевые качества, мотивационная база, необходимый

комплекс привычек, это результат педагогического взаимодействия субъектов процесса

физического воспитания. Из этого следует, что физическая культура является одним из

наиболее важных факторов здорового образа жизни. Составной частью здорового образа

жизни

является

физическая

активность,

которая

трактуется

как

деятельность

индивидуума, направленная на достижение физического совершенства.

В итоге совокупного действия названных негативных факторов, которые сопутствуют

повседневной жизни учащихся, наблюдается катастрофическое ухудшение физического,

психического

и

нравственного

здоровья,

всё

это

позволяет

сделать

выводы,

что

традиционный педагогический процесс нельзя считать здоровьсберегающим. И всё это

указывает на две основные причины ухудшения здоровья подрастающего поколения.

Первая причина ухудшения здоровья кроется в неспособности самих учащихся заботиться

о собственном здоровье. Ни в семье, ни в образовательных учреждениях человек как

правило

не

получает

серьезных

знаний

о

собственном

здоровье,

нет

практических

навыков, которые могли бы сформировать у него культуру здоровья. Отсутствует система

формирования чувства ответственности за свое здоровье и не создается установка на

здоровый образ жизни. Вторая из них связана с характером образовательного процесса, в

котором выделим следующие факторы риска:

Нерациональная организация учебной деятельности;

Несоответствие методик и технологии обучения возрастным и функциональным

возможностям обучающихся;

Стрессовая педагогическая тактика (страх получений оценок);

Интенсификация учебной нагрузки;

Отсутствие системы по формированию ценности здоровья и здоровый образ жизни.

Одной

из

важных

задач

системы

современного

образования

является

формирования

ценностного

отношения

к

здоровому

образу

жизни

у

подрастающего

поколения, потому что человек с детского возраста и значительную часть своей жизни

проводит в образовательных учреждениях. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что

одним

из

средств

оздоровления

человека

является

физическое

воспитание,

так

как

содержит неограниченные возможности для всестороннего развития человека. Физическое

воспитание

помогает

раскрыть

свои

двигательные

способности

мобилизовать

психические

и

физические

силы.

Здоровый

образ

жизни

предполагает

оптимальную

двигательную активность человека. Значение мышечных нагрузок для организма особенно

возрастает при гиподинамии (снижение мышечных усилий) и при гипокинезии (снижение

двигательной

активности).

Недостаточная

двигательная

активность

сопровождается

атрофией и дегенерацией скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес

мышц

уменьшается,

снижаются

мышечная

сила,

тонус

мышц

и

т.д.

В

результате

гипокинезии,

гиподинамии

наблюдаются

существенные

изменения

в

виде

нарушения

координации

движений.

Расстройство

двигательных

функций

проявляется

и

в

виде

увеличения амплитуды колебаний центра тяжести, слаженности движений при ходьбе, что

объясняется

не

столько

изменением

состоянием

самих

мышц,

сколько

нарушением

координации их деятельности нервной системы.

Продолжительная гипокинезия отражается и на функциях ряда сенсорных систем. В

частности, отмечено ухудшение состояния зрительного, вестибулярного и двигательного

анализаторов. А также имеются изменения в системе кровообращения. Для организма

двигательная

активность

это

физиологическая

потребность.

Каждое

проявление

двигательной активности индуцирует образование метаболитов, которые необходимы для

нормального функционирования организма. Без достаточного объема движений организм

не может накапливать энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Для

компенсации

недостаточной

подвижности

используются

оздоровительные

физические

упражнения.

Занятие

физической

культурой

способствует

улучшению

координации

деятельности

нервных

центров,

более

точной

ориентации

человека

в

пространстве,

улучшают

процессы

мышления,

памяти,

концентрации

внимания,

повышает

функциональные резервы многих органов и систем организма. Двигательная активность

проявляется

в

использовании

в

повседневной

жизни

различных

средств

физической

культуры и регулярное применение различных средств оздоровления и закаливающих

факторов

повышает

жизненный

тонус

организма

занимающихся,

его

естественный

иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность.

Следовательно, рациональное использование средств физической культуры должно

способствовать

позитивному

изменению

показателей

физического

развития,

функционального

состояния

и

психофизиологических

возможностей

организма.

Мы

можем констатировать тот факт, что учебные занятия по физической культуре в школе для

лиц с ослабленным состояния здоровья, это не только активный отдых, психологическая

разгрузка, оздоровление, спортивная подготовка, но и система приобщения жизненно

необходимых качеств, умений, навыков.

Позволяю сделать вывод, что на современном этапе состояние системы физического

воспитания подрастающего поколения в нашей стране не в полной мере оправдывает

ожидание общества.

Список литературы:

1.

Абаскалова

Н.П.

Системный

подход

в

формировании

здорового

образа

жизни

субъектов образовательного процесса «школа – вуз»: Монография. – Новосибирск:

Изд-во НГПУ, 2001. – 316 с.

2.

Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике

свободы. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 320с.

3.

Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. – М.: Издательство

Института социологии РАН, 2002. -240с.

4.

Олифиренко Л.Я и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М:

Изд. центр «Академия», 2002. – 256с.

5.

Прилепо

А.Ю.

Формирование

здорового

образа

жизни

детей

в

учреждениях

дополнительного образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2004. – 23

с.



В раздел образования