Напоминание

"Методические рекомендации по внедрению технологий индивидуальной работы с детьми, вступившими в конфликт с законом и со сверстниками"


Авторы: Плиска Александра Владимировна, Кафаджий Мария Викторовна
Должность: педагог-психолог, социальный педагог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Методические рекомендации по внедрению технологий индивидуальной работы с детьми, вступившими в конфликт с законом и со сверстниками"
Раздел: высшее образование





Назад




Введение

Проблема

профилактики

правонарушений

несовершеннолетних

требует

большой

и

кропотливой

работы

по

реализации

комплекса

организационно-управленческих, социально-психологических, медицинских

и

психолого-педагогических

мер,

направленных

на

восстановление

(или

компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения у

детей и подростков, находящихся в различных формах конфликта с законом.

К этим мерам, прежде всего, относится обращение специалистов к проблеме

использования в работе с несовершеннолетними качественных технологий и

методов

профилактики

правонарушений

как

мощного

ре сурс а,

обеспечивающего

успешность

процесса

реабилитации

и

коррекции

поведения

несовершеннолетних,

вступивших

в

конфликт

с

законом

и

со

сверстниками.

Методиче ские

рекомендации

по

внедрению

т е х н о л о г и й

индивидуальной работы с детьми, находящимися в конфликтных отношениях

с

законом

и

со

сверстниками,

направлены

на

систематизацию

и

распро странение

эффективного

опыта

в

сфере

профилактики

правонарушений несовершеннолетних.

В данном материале представлены рекомендации по созданию единой

системы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних с

учетом причин, механизмов и условий совершения правонарушений.

1.

Основные причины, механизмы и условия противоправного

поведения детей и подростков

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых

задач,

которые

стоят

перед

нашим

обществом,

является

поиск

путей

снижения

роста

правонарушений

среди

подростков

и

повышение

эффективности их социально-психологической адаптации.

В

отече ственной

педагогике

проблемой

правонарушений

несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые,

как

В. Т. Кондрашенко,

Е. В. Змановская,

К. Е. Игошев,

А. М. Прихожан,

О. Н. Ведерникова и другие. Правонарушение – это виновное действие или

бездействие человека, которое противоречит законодательным нормативам,

наносит

вред

третьим

лицам,

что

предусматривает

наступление

для

виновного

неблагоприятных

по следствий,

уст ановленных

н а

государственном уровне.

1

Правонарушения

дестабилизируют

общественные

отношения,

посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому

они нежелательны для общества и вызывают

отрицательную

реакцию

со

стороны самого общества и государства.

Личность

правонарушителя,

по

мнению Б. В. Волженкина, —

это

совокупность

негативных

социально-значимых

индивидуа льно-

типологических

качеств

индивида,

обусловливающая

его

преступное

поведение.

В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это

лицо,

которое

обладает

склонностями,

привычками,

устойчивыми

стереотипами антиобщественного поведения.

Характеристика

личности

несовершеннолетнего

правонарушителя

в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста,

который

отличается

бурным

физическим

развитием

организма,

энергией,

активностью,

повышенной

возбудимостью,

неуравновешенностью.

Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним

воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость

и впечатлительность

являются

теми

внутренними

условиями,

которые

способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств

и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка

приводят

к нравственной

неустойчивости

несовершеннолетних,

которая

снижает

эффективность

социальной

регуляции

поведения

и затрудняет

формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе.

Выделяют

следующие

характерные

признаки

несовершеннолетнего

правонарушителя:

отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют

значительные проблемы со здоровьем (соматическое и физическое здоровье,

психическое состояние);

неустойчивость,

нестабильность

эмоционально-волевой

сферы,

акцентуированность отдельных черт характера личности;

неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают

так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде

исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен

низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.

Личность

подростка-правонарушителя

характеризуется

крайним

индивидуализмом,

стремлением

исполнять

свои

желания

вопреки

требованиям

окружающих,

общества.

Противоправные

проявления

среди

подростков

в настоящее время,

связаны с неблагоприятными

условиями

нравственного формирования личности, выступающими основной причиной

2

возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном

и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга.

При изучении противоправных действий рассматривают следующие

причины, вызывающие подобное поведение:

1. Отрицательное

влияние

в семье.

Семья

является

важнейшим

социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности

подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития

ребенка.

В

сфере

семьи

и ближайшего

окружения

выделяют

следующие

причины:

- ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить

ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его

умственного и нравственного развития;

- рост числа неблагополучных семей и разводов;

- снижение экономического благосостояния семьи;

- отказы от детей;

- формирование

искаженных

нравственных

и правовых

установок

у детей;

- распространение в семье алкоголизма и наркомании.

2. Отрицательное

влияние

неформальной

группы

сверстников.

Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало

дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить

правильных

взаимоотношений

с товарищами

по

классу

и учителями.

Для

большинства

подростков

правонарушителей

роль

друзей

и их

мнение

оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых.

3. Низкий

уровень

жизни

большой

части

населения.

Среди

малообеспеченных

слоев

наиболее

ярко

выражен

уровень

наркотизации

и алкоголизации,

которые

во

многом

являются

причинами

преступности.

Очень

часто

подросткам

из

бедных

семей

приходится

совершать

преступления, чтобы просто выжить.

4. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети

клубов,

кружков,

спортивных

секций,

отсутствие

заботы

о вовлечении

и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных

условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными,

а значит недоступными для подростков из бедных семей.

5. Недостатки

учебно-воспитательной

работы

общеобразовательных

школ

и профессионально-технических

учебных

заведений

(проявления

формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не

реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской

ответственности

учащихся,

управления

своим

поведением,

нередко

3

обучающиеся

отчуждаются

от

учебного

коллектива,

утрачивают

интерес

к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет

подростков,

бросивших

школу,

второгодников,

отстающих.

Указанные

обстоятельства

приводят

к ослаблению

и потере

социальных

связей,

что

облегчает

контакт

с источниками

отрицательных

влияний.

Для

данной

ситуации характерно следующее:

- недостаточное стимулирование учеников к обучению;

- непрофессионализм

учителей,

их

неспособность

компенсировать

недостатки семейного воспитания;

- неблагополучные

социальные

условия

в школе

(сквернословие,

курение, торговля наркотиками и т. п.);

- отсутствие

необходимой

связи

между

семьей

и школой

в целях

организации эффективного образовательного процесса и др.

6. Недостатки

в организации

трудоустройства

несовершеннолетних,

поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить

несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или

окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации,

отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления —

особенно

с учетом

того,

что

контроль

семьи

за

работ ающим

несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные

деньги

и он

стремится

доказать

свою

«взрослость», —

способствуют

бесцельному

времяпрепровождению

в свободное

время,

риску

в плане

возможных контактов с криминогенной структурой.

7. Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко

связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие

формы

«до

преступного»

антиобщественного

поведения

в сочетании

с пропагандой

«преимуществ»

жизни

преступников.

Надо

отметить,

что

целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все

большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи

«зоны»,

более

престижным

становится

получение

дохода

противозаконными

методами.

8. Проникновение

в молодежную

среду

стереотипов

поведения,

не

совместимых

с общественными

ценностями:

употребление

ПАВ,

культивирование

половой

распущенности,

насилия

и жестокости.

Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет.

Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев

выделяет следующие:

материа льную

заинтере сованно сть

(корысть,

т я г а

к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);

4

мотивы

межличностного

общения

(личная

неприязнь,

обиды,

ме сть,

ревно сть,

деформированное

стремление

к превосходству,

пренебрежительное отношение к окружающим).

К. Е. Игоше в

пред ла га е т

с лед ующую

с т руктуру

м о т и в о в

правонарушений

у несовершеннолетних:

желание

завоевать

авторитет

у товарищей,

корыстные

мотивы,

подражание,

обида,

месть

и

«неопределенные» мотивы.

Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних

в Р о с с и и

с в я з а н ы

с социальными,

психологическими

и другими

особенностями

несовершеннолетних,

попадающих

в ситуации

риска;

обстоятельствами,

способствующими

совершению

правонарушений,

структурой

преступности,

которые

относятся

к различным

социальным

и нравственно-психологическим сферам общественной жизни

.

2.

Межведомственное взаимодействие органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, находящихся в конфликтных отношениях с

законом и со сверстниками

Подросткам, вступающим в мир взрослых, требуется очень много

времени

и

усилий

для

адаптации

к

окружающим

условиям.

Процесс

адаптации к новым условиям всегда проходит достаточно болезненно, но от

того,

насколько

индивид

способен

приспособиться

к

изменяющимся

условиям

с

минимальными

потерями

для

своего

«Я»,

зависит

его

эмоциональное

и

психическое

здоровье.

Проблема

правового

воспитания

ребёнка остаётся актуальной в современном обществе. Особое внимание

должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет

активно

формируется

мировоззрение,

ребенок

подвержен

влиянию

окружающих

его

людей.

Этот

процесс

подтверждает

и

тот

факт,

что

в

совершаемые

преступления

чаще

всего

оказываются

втянутыми

несовершеннолетние.

Основными

видами

преступлений

продолжают

оставаться:

угон

автотранспортных средств, кражи и грабежи.

Своевременная

психолого-педагогическая

помощь

должна

быть

направлена на формирование собственных жизненных стратегий подростков,

т.к.

важной

составляющей

психического

здоровья

является

способность

самостоятельно определять цели своей жизни и действовать согласно этим

5

целям, а также на ознакомление с основными законами, по которым живет

общество.

В

профилактической

работе

с

несовершеннолетними

особого

внимания

требуют

подростки,

которые

относятся

к

категории

«условно

осужденный»,

поскольку

велика

вероятность

совершения

ими

повторных

преступлений и антиобщественных действий.

Взаимодействие

с

организациями

и

учреждениями

различной

ведомственной

принадлежности

заключается

в

оказании

всесторонней

помощи

несовершеннолетним

в

социальной

поддержке.

Комплекс

межведомственных

мероприятий,

направленный

на

предупреждение

повторных

преступлений

и

антиобщественных

действий,

совершаемых

несовершеннолетними,

социально-психолого-педагогическую

помощь,

правовую

поддержку

условно

осужденным

подросткам,

с

целью

их

адаптации в семье и обществе.

Реализация совместных планов позволяет организовать межведомственное

взаимодействие в рамках единого реабилитационного пространства, видеть

результат социального воздействия, оказываемого на несовершеннолетнего.

В работе с данной категорией подростков главным является желание

специалистов всех заинтересованных ведомств помочь им в трудный период

жизни, убедить подростка и членов его семьи поверить в свои силы и понять,

что только вместе, поддерживая друг друга, они могут решать возникающие

проблемы.

Основными

путями

и

средствами

оптимизации

межведомственного

взаимодействия

учреждений

социальной

сферы

при

решении

проблем

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних

являются:

обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной

базой;

четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на

всех уровнях совместной работы;

предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с

выполненными функциями и поставленными задачами;

создание общей концепции совместных действий;

оптимизация работы межведомственного координирующего звена.

Деятельность

органов

и

учреждений

системы

профилактики

по

оказанию помощи осужденным несовершеннолетним к мерам наказания, не

связанным

с

лишением

свободы

осуществляется

в

соответствии

со

следующими основными принципами:

6

принцип межведомственного взаимодействия – определяет порядок

формирования отношений между субъектами системы профилактики

посредством

согласования

планов

мероприятий

и

действий

по

их

реализации, контроля за их выполнением;

принцип

распределения

сфер

ответственности

-

предполагает

конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга

задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых

необходимо для достижения поставленных целей;

принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления

реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей

конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их

поведение в разных жизненных ситуациях;

принцип

законности

предусматривает

соблюдение

требований

действующего

законодательства

Российской

Федерации

и

законодательства

субъектов

Российской

Федерации

в

работе

с

осужденными несовершеннолетними и их семьями;

принцип

комплексности –

предполагает

реализацию

системного

подхода в работе с несовершеннолетними и их семьями, и воздействие

на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных,

медицинских, педагогических, психологических.

Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен

информацией,

характеризующей

положение

семьи

и

детей

на

подведомственной

территории

и

необходимой

для

осуществления

деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и

негосударственными учреждениями, организациями и службами.

3. Организация индивидуальной профилактической работы

с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально

опасном положении

В

соответствии

с

Федеральным

законом

120-ФЗ

"Об

основах

с и с т е м ы

п р о ф и л а кт и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних"

индивидуальная

профилактическая

работа

-

это

деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,

находящихся в социально опасном положении, а так же по их социально-

педагогической

реабилитации

и

(или)

предупреждению

совершения

ими

правонарушений и антиобщественных действий.

Комплексная индивидуальная профилактическая работа представляет

собой

совокупность

мероприятий,

отражающих

согласованные

действия

7

органов

и

учреждений

системы

профилактики,

направленные

на

своевременное

выявление,

социально-педагогическую

реабилитацию

несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении

и предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных

действий.

Профилактическая

работа

с

несовершеннолетними

и

семьями,

находящимися в социально опасном положении включает в себя:

социально-психологическое и психологическое консультирование;

психологическая диагностика и обследование личности;

психологическая коррекция;

психотерапевтическая помощь;

социально-психологический патронат;

психологические тренинги.

Планирование и организация профилактической работы реализуется

путем воздействия на «защитные факторы», связанные со снижением рисков

девиантного поведения и правонарушений в подростковой среде.

1.

Защитные факторы образовательной среды:

психологически безопасная образовательная среда;

наличие системы ясных стандартов и правил в школе;

позитивная учебная мотивация, ожидание успеха в обучении;

возможность участия в общественной жизни;

развитое ученическое самоуправление.

2.

Защитные факторы семейной среды:

внимание со стороны родителей к проблемам и поведению детей и

подростков;

вовлеченность родителей в жизненные интересы, успехи детей;

безопасная среда, низкий уровень преступности в районе.

3.

Факторы психологической защищенности:

наличие

и

профессиональная

компетентность

социа льно-

психологических служб;

доступность психологической помощи, в том числе консультативной и

коррекционно-развивающей.

4.

Индивидуальные факторы защиты:

навыки решения проблем и самостоятельного мышления;

навыки

конструктивного

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми, наличие ресурсов разрешения конфликтов;

личный успех в школьных мероприятиях;

устойчивая

способность

отказа

от

участия

в

любых

проявлениях,

приводящих к правонарушениям.

Формы профилактической работы:

8

1.

Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о

детерминирующем

влиянии

окружающей

среды

на

формирование

девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить

нежелательное

поведение

личности.

Воздействие

может

быть

направлено на общество в целом, например через создание негативного

общественного

мнения

по

отношению

к

девиантному

поведению.

Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа,

класс или конкретная личность.

2.

Информирование.

Это

наиболее

распространенное

направление

профилактической работы. Оно реализуется в форме занятий, бесед,

консультаций, распространении специальной литературы. Суть подхода

заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью

повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

3.

Активное

социальное

обучение

социально-значимым

навыкам.

Эта

форма

профилактической

работы

реализуется

в

форме

групповых

тренингов.

4.

Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Она

включает

в

себя

различные

формы

социально-значимой

деятельности подростков (участие в различных проектах, внеклассных

и

внешкольных

мероприятиях,

программах

дополнительного

образования).

Эта

форма

работы

связана

с

представлением

о

заместительном

эффекте

девиантного

поведения.

Она

реализуется

практически

во

всех

программах

оказания

помощи

в

случаях

уже

сформированного отклоняющегося поведения.

5.

Активизация

личностных

ресурсов.

Активное

занятие

подростков

спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и

личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою

очередь

обеспечивающие

активность

личности,

ее

здоровье

и

устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Актуальность рассматриваемой проблемы указывает на необходимость

усовершенствования существующих и поиск новых, более эффективных

технологий работы с несовершеннолетними.

4.Технологии индивидуальной работы с несовершеннолетними.

Технология - это комплексный, интегративный процесс, включающий

людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа

проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением

проблем.

Приоритетными

реабилитационными

и

адаптивными

считаются

психологические, педагогические и социальные технологии.

9

По мнению Н. Д. Узлова «психотехнология – это организованная и

продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики,

ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее

определенным социальным эффектом и представляющая собой совокупность

приемов,

средств

и

методов

психологического

воздействия

и

влияния,

объединенных определенным алгоритмом их применения».

Педагогическая

технология -

это

системный

подход

создания,

применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с

учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей.

Выделяют обязательные признаки педагогической технологии – это

системность,

эффективность

и

воспроизводимость.

С

учетом

этого

педагогическую

технологию

можно

охарактеризовать

как

создание

и

использование оптимизированного, унифицированного и воспроизводимого

учебного процесса.

Социальные

технологии

это

совокупность

методов

и

приемов,

позволяющих добиваться результатов между людьми.

Технологии

психологического

сопровождения

э т о

ко м п л е к с

взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, которые осуществляются в

целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для

сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности,

ее формирование как субъекта жизнедеятельности.

Основными задачами, которые решает

педагог-психолог в процессе

психолого-педагогического сопровождения детей вступивших в конфликт с

законом и со сверстниками, являются:

определение

причин

семейного

неблагополучия,

планирование

и

проведение с ними работы;

помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в

построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в

наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной

степени

раскрываются

его

способности

и

возможности

(средствами

индивидуальной

и

групповой

коррекционно-развивающей

работы,

консультативной помощи);

психологическая

помощь

в

профессиональном

самоопределении

и

профориентации;

профилактика

социальной

дезадаптации,

девиантного

поведения

несовершеннолетнего.

Социальный педагог при индивидуальной работе с данной категорией

детей, решает следующие задачи:

мониторинг состояния проблем правонарушений несовершеннолетних

в образовательной организации;

создание

системы

и

организации

работы

по

профилактике

правонарушений;

10

выявление

и

устранение

причин

и

условий,

способствующих

совершению ими преступлений, правонарушений, антиобщественных

действий;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая

реабилитация

несовершеннолетних,

находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение

случаев

вовлечения

несовершеннолетних

в

преступную

или

антиобщественную деятельность.

В результате внедрения технологий индивидуального сопровождения

детей, находящихся в конфликтных отношениях с законом и со сверстниками,

специалистами

ГОБУ

МО

ЦППМС-помощи

была

р а з р а б от а н а

индивидуальная

коррекционно-профилактическая

программа

по

п р о ф и л а к т и к е

р е ц и д и в н о г о

п р о т и в о п р а в н о г о

п о в е д е н и я

несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом. (Приложение 1)

Цель

программы

профилактика

рецидивного

противоправного

поведения,

выбор

оптимального

пути

позитивного

изменения

личности

осужденного.

В

рамках

реализации

индивидуального

сопровождения

ребенка,

находящегося

в

социально

опасном

положении,

социальный

педагог

оформляет карту социально-педагогического сопровождения.

В которую

вносит основные сведения о семье и ребенке. (Приложение 2)

Реализация

программ

профилактиче ской

н ап р а вл е н н о с т и

осуществляется в зависимости от специфики проблемы.

В

ходе

коррекционно-профилактических

индивидуальных

занятий

создаются условия, способствующие успешной социально-психологической

адаптации

подростков.

У

несовершеннолетних

формируются

навыки

конструктивной

коммуникации

и

саморегуляции,

происходит

освоение

конструктивных способов выхода из трудных, стрессовых ситуаций, а так же

развивается позитивное самоотношение.

В предлагаемой программе отрабатываются конструктивные способы

реагирования

в

ситуациях

межличностного

взаимодействия,

в

том

числе

конфликтных, формируются навыки самоанализа и рефлексии.

11

Заключение

Одно

из

важнейших

условий

снижения

роста

правонарушений

несовершеннолетних

является

внедрение

новых

технологий

и

методов

профилактической работы. Это предполагает четкое определение целей и

задач;

выбор

перечня

скоординированных

по

содержанию

действий,

направленных

на

устранение

причины

и

условий

совершения

противоправного поведения несовершеннолетних; сохранение, поддержание

и защиту уровня жизни и здоровья детей; содействие в социальной адаптации

и раскрытии внутренних потенциалов несовершеннолетних.

Для

организации

эффективной

профилактической

работы

важно

принять

в

совокупности:

организационные,

правовые,

экономические,

социальные, демографические, воспитательные и иные меры, направленные

на выявление и установление причин совершения правонарушений, которые

должны осуществляться системно на всех уровнях системы профилактики,

применительно

к

характеру

и

иерархии

причин

правонарушений

несовершеннолетних.

12

Литература

1.

Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин

совершения

правонарушений

несовершеннолетними

//

Молодой

ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554.

2.

Ветров Н. И. Профилактика нарушений среди молодежи. М.: Юрид.

лит. 1980 –с.184.

3.

Внедрение

инновационных

технологий

работы

по

профилактике

правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации

детей, находящихся в конфликте с законом: сб. материалов межрегион.

науч. практ. конф. (Пермь, 27 — 28 марта 2014 г.) / под общ. ред. А.В.

Волкова, З.П. Замараевой. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 150 с.

4.

Ковалёв

В.

В.

Социально-психологический

аспект

проблемы

девиантного поведения у детей и подростков// Нарушение поведения у

детей и подростков. М., «Медицина» 1981.

5.

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в

работе

с

детьми

и

семьями

группы

риска

(учебно-методическое

пособие). - Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.

6.

Нагаев

В.

В.,

Тостов

В.

Г.,

Толстов

В.

В.

Основные

направления

социально-психологической,

психолого-терапевтической

и

правовой

реабилитации подростков – девиантов// Вестник психосоциальной и

коррекционной работы. 2001 - №3.

13

7.

Узлов

Н.

Д.

психотехнология:

к

проблеме

определения

понятия

//

Вестник

Пермского

Университета.

Сер.

«Философия.

Психология.

Социология». 2013. Вып. 2(14).

8.

Методические

рекомендации

Министерства

образования

и

науки

Ро ссийской

Федерации

(МИНОБРНАУК И

Р О С С ИИ)

п о

межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы

п р о ф и л а к т и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних

по

вопросам

оказания

помощи

осужденным

несовершеннолетним,

отбывающим

наказания,

не

связанные

с

лишением

свободы,

и

несовершеннолетним,

освобождающимся

из

мест лишения свободы. № 07-3188 от 28.06.2016г.

9.

Технологии

социально-психологической

работы

с

осужденными,

отбывающими наказание без изоляции от общества. Учебное пособие

под ред. Цветковой Н. А., Колесниковой Н. Е. М.: Столичный бизнес,

2011г.

Приложение 1

.

Пояснительная записка.

Воспитательная

работа

с

несовершеннолетним,

находящимся

в

конфликте

с

законом,

направлена

на

обеспечение

опеки,

защиты,

образования и профессиональной подготовки с целью оказания ему помощи

для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе

.

Актуальной

проблемой

остается

поиск

адекватных

путей

оказания

помощи

осужденным

несовершеннолетним,

отбывающим

наказания,

не

связанные с лишением свободы.

Приоритетной задачей в работе с несовершеннолетними должно стать

содействие

в

социально-психологической

реабилитации

подростков,

направленной на профилактику преступности и повторных правонарушений

с

у ч е т о м

и н д и в и д у а л ь н ы х

п с и хо л о г и ч е с к и х

о с о б е н н о с т е й

несовершеннолетнего.

Законодательной

базой

для

проведе ния

индивидуальной психолого-педагогической работы с условно осужденными

несовершеннолетними является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних».

14

Проведение коррекционно-профилактической программы

способствует

восстановлению

личностного

статуса,

психологического

здоровья,

прав

условно осужденного несовершеннолетнего.

Цель

программы

профилактика

рецидивного

противоправного

поведения,

выбор

оптимального

пути

позитивного

изменения

личности

осужденного.

Программа направлена на решение следующих задач:

1.

профилактика рецидивного поведения у подростка;

2.

формирование адекватной самооценки подростка;

3.

формирование

понимания

и

опознавания

своего

эмоционального

состояния;

4.

обучение навыкам самоконтроля;

5.

развитие эмпатии, ответственности, толерантности;

6.

формирование

социально-одобряемого

жизненного

сценария

и

стимулирование принятия ответственности за свое поведение.

Программа рассчитана на 15 занятий, периодичностью 1 раз в неделю.

Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Продолжительность одного занятия: 1ч. 00 мин.

Структура занятий:

1.

Приветствие, разминка.

Создание доверительной, положительной, эмоциональной среды для

благоприятных условий работы во время занятий.

2.

Основная часть

Изучение заявленных тем занятий. Использование упражнений и игр

исходя из задач программы.

3.

Шеринг

Обсуждения результатов занятия.

Критерии эффективности программы:

снижение случаев рецидивного поведения у подростка;

сформированность самоконтроля в поведении;

сформированность адекватной самооценки;

сформированность

социально-одобряемого

жизненного

сценария

и

умения принимать ответственность за свое поведение.

Первичная диагностика:

15

Цель:

Определение

особенностей

эмоционально-личностной

сферы

несовершеннолетнего вступившего в конфликт с законом, с использованием

методик:

#

«Методика

экспресс-диагностики

характерологических

особенностей

личности (адаптированный личностный опросник Айзенка») Т. В. Матолина;

# Тест эмоционального интеллекта (опросник EQ). Н. Холла;

# Оценка потребности в поисках ощущений. М. Цукерман;

# Диагностика показателей и форм агрессии (адаптация А. К. Осницкого)

А. Басса, А. Дарк.

Итоговая диагностика:

Цель:

Определение

результативности

проведенной

работы

и

наличие

изменений

эмоционально-личностной

сферы

несовершеннолетнего

вступившего в конфликт с законом, с использованием методик:

#

«Методика

экспресс-диагностики

характерологических

особенностей

личности (адаптированный личностный опросник Айзенка») Т. В. Матолина;

# Тест эмоционального интеллекта (опросник EQ). Н. Холла;

# Оценка потребности в поисках ощущений. М. Цукерман;

# Диагностика показателей и форм агрессии (адаптация А. К. Осницкого)

А. Басса, А. Дарк.

Диагностические методики, используемые в работе:

1.

«Диагностика принятия других» В. Фей;

2.

«Тест люшер»;

3.

Опросник для определения уровня самооценки С. В. Ковалёв;

4.

Диагностика

типов

акцентуации

характера. Модифицированный

вариант патохарактерологического диагностического опросника (ПДО)

для подростков А.Е. Личко. (электронный вариант);

5.

Диагностика агрессивного поведения. Опросник Л. Г. Почебут.

Методы и техники работы, используемые в программе:

1.

элементы арт-терапии: рисование, коллажировани;

2.

мини–лекции, информирование;

3.

метафоры, притчи;

4.

релаксация.

Тематическое планирование занятий

занятия

Тема

Кол-во

занятий

Кол-во часов

1.

«Знакомство»

1

1

2.

«Жизненные ценности»

1

1

3.

«Наши чувства»

1

1

4.

«Счастье»

1

1

16

5.

«Сокровищница жизненных сил»

1

1

6.

«Самоконтроль»

1

1

7.

«Кто Я?»

1

1

8.

«Межличностные конфликты»

1

1

9.

«Мое имя – мой характер»

1

1

10.

«Преступление и наказание»

1

1

11.

«Развитие»

1

1

12.

«Мой жизненный сценарий»

1

1

13.

«Свобода или рабство?»

1

1

14.

«Преодоление трудностей»

1

1

15.

«Мой герб»

1

1

Всего

15

15

Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям

заняти

я

Задачи

Игры, упражнения

1.

Установление

с

подростком

доверительных

отношений.

Создание

благоприятного

настроя

на дальнейшую работу. Проведение первичной

диагностики

по

выявлению

особенностей

э м о ц и о н а л ь н о - л и ч н о с т н о й

с ф е р ы

несовершеннолетнего.

1.

приветствие;

2.

первичное тестирование;

3.

упражнение «Знакомство»;

4.

упражнение «Маска»;

5.

шеринг.

2.

Ф ормирование

у

подро стка

в а ж н о с т и

жизненных

ценностей.

Обучение

подростка

положительной

самопрезентации

себя

в

коллективе.

1.

приветствие;

2.

упражнение «Презентация»;

3.

мини-лекция

«Жизненные

ценности»;

4.

упражнение «Мои ценности»;

5.

шеринг.

3.

От работка

навыков

ком м у н и кат и в н о го

поведения.

Коррекция

эмоциональной

сферы

подростка

на

основе

навыков

адекватного

эмоционального реагирования.

1.

Приветствие;

2.

упражнение « Наши чувства»;

3.

у п р а ж н е н и е

« У ч и м с я

говорить НЕТ»;

4.

релаксация «Полет к звезде»;

5.

шеринг.

4.

Создание

эмоциона льно-положительной

атмосферы

на

занятии,

повышение

уровня

доверия.

Познакомить

подростка

с

понятием

«счастье». Развитие чувства эмпатии.

1.

приветствие;

2.

упражнение «Линия жизни»;

3.

притча «Счастье»;

4.

дискуссия «Счастье»;

5.

шеринг.

5.

Формирование

эмоционально-положительной

атмосферы

на

занятии.

Поиск

личностных

ресурсов подростка.

1.

приветствие;

2.

упражение

«Сокровищница

жизненных сил»;

3.

упражнение

«Реконструкция

жизненного пути»;

4.

шеринг.

Коррекция эмоциональной сферы подростка на

основе

навыков

адекватного

эмоционального

1.

приветствие;

2.

упражнение «Минусы»;

17

6.

реагирования.

Поиск

личностных

ресурсов

подростка, формирование уверенности в своих

возможностях.

3.

мини-лекция

«Самоконтроль

и неуверенность в себе»;

4.

упражнение «Я – меняюсь»;

5.

шеринг.

7.

Сфокусировать

внимание

подростка

на

его

мироощущении, создание понятия о ценности

каждой

личности.

Формирование

адекватной

временной

перспективы

и

а ктуа л и з а ц и я

потребности в самореализации.

1. приветствие;

2. упражнение «Кто Я?»;

3.

упражнение

«Закрашивание

человечка»;

4. шеринг.

8.

От работка

навыков

ком м у н и кат и в н о го

поведения.

Обучение

подростка

эффективным

способам поведения в конфликтных ситуациях.

Определение

уровня

агрессивного

поведения

подростка.

1. приветствие;

2.

диагностика

агрессивного

поведения;

3.мини-лекция «Межличностные

конфликты»;

4. шеринг.

9.

Осознание собственной потребности в дружбе и

спо собно сти

к

друже скому

о б щ е н и ю .

Формирование навыка определения и создания

персонального

пространства.

Формирование

умения

отличать

дружбу

от

д а в л е н и я

социальной

среды

и

навыков

здорового

общения. Решение некоторых проблем общения.

Создание

представлений

о

нравственных

основах дружбы.

1. приветствие;

2. упражнение «Мое имя – мой

характер»;

3.упражнение

«Определение

г р а н и ц

п е р с о н а л ь н о г о

пространства»;

4.упраж нение

«Дорога

и з

одиночества»;

5.

шеринг.

10.

П о з н а ком и т ь

п од р о с т ка

с

п о н я т и я м и

«Преступление», «Наказание». Сформировать у

подро стка

умение

принимать

и

н е с т и

ответственность за свое поведение.

1.

приветствие;

2.

мини-лекция

«Преступление

и наказание»;

3.

притча «Крест»;

4.

дискуссия «Ответственность»;

5.

шеринг.

11.

Снятие

эмоционального

напряжения

у

подро стка,

внут реннего

д и с ко м ф о р т а .

Активизация работы обоих полушарий мозга.

1.

приветствие;

2.

упражнение «Левша»;

3.

упражнение «Развитие»;

4.

обратная связь

12.

Формирование

эмоционально-положительной

атмосферы

на

занятии.

Поиск

личностных

ресурсов

подростка.

Обучение

подростка

способам визуализации своего будущего.

1.приветствие;

2.упражнение

«Чего

я

хочу

достичь»;

3.дискуссия

«Планирование

д о л го с р оч н ы х

ж и з н е н н ы х

целей»;

4.шеринг.

13.

Информирование

подростка

о

причинах

и

механизмах

формирования

з а в и с и м о го

поведения, его видах, последствиях. Осознание

несовместимости

зависимого

поведения

и

свободы,

самостоятельности,

полноценной

и

активной жизни.

1.приветствие;

2 .

у п р а ж н е н и е

« З а к о н ч и

предложение»;

3.

мини-лекция

«Зависимое

п о в е д е н и е :

м е х а н и з м ы

в о з н и к н о в е н и я ,

в и д ы ,

последствия»;

4. упражнение «Маска»;

5. шеринг.

14.

Обучение осознанию своих проблем и поиску

1. приветствие;

18

конструктивного способа их решения. Развитие

рефлексивного

мышления

у

подро стка.

Формирование

умения

адекватно

оценивать

и

решать свои проблемы.

2 . у п р а ж н е н и е

« С п и с о к

проблем»;

3.

упражнение

«Чему

меня

научили проблемы?»;

4. шеринг.

15.

П о м о щ ь

п о д р о с т к у

в

о с м ы с л е н и и ,

формулировании и описании своих убеждений и

мировоззренческих

позиций.

И т о г о в а я

диагностика

по

окончанию

индивидуальной

программы.

1.приветствие;

2.итоговая диагностика;

3. упражнение «Личный герб и

девиз»;

4.шеринг

педагог-психолог Плиска А.В.

социальный педагог Кафаджий М. В.

С программой ознакомлен (на)

Ф. И. О.______________________ Подпись__________________

Дата_________________________

Используемая литература

1.

Битянова

М.Р.

«Практикум

по

психологическим

играм

с

детьми

и

подростками». – СПб.: Питер, 2006.

2. Галагузова

М.А.

Курс

лекций

"Социальная

педагогика:

введение

в

профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы

социально-педагогической

деятельности»

М.,

Гуманит.

изд.

центр

ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

3. «Социально-педагогические задачи» А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И.

А. Ларионова, «Владос-Пресс, КДУ», 2013 г.

4. Дайнеко

Т.

Б.,

Кобзева

О.

В.,

Плиска

А.

В.

Дополнительная

образовательная программа профилактической направленности «Бояться

не нужно – нужно знать». 2016.

5.

Научно-методические

основы

оказания

психологической

помощи

осужденным. Сост. и ред. Дебольский М. Г. – М., 2001.

19

6. Дель

Н.

В.

Социально-психологический

тренинг

развития

личности

осужденных. – М.: Права человека. 2001. С 121-140.

7. Т.

Зинкевич-Евстегнеева

Набор

психологических

карт

«Сокровищница

жизненных сил». Издательство «Речь», 2012.

8. Ольховик Н. В. Ресоциализация осужденных без изоляции от общества и

деятельность

уголовно-исполнительных

инспекций

по

предупреждению

преступлений. Вестник Томского государственного университета. Право.-

2013.-№1(7).-С. 68-74.

9. Тюгаева Н. А. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными:

Учеб-прак. Пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной

службы исполнения наказаний, 2006. Кн. 18. 42с.

10.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с

изменениями и дополнениями).

11.

М

.

Шевченко. Я рисую успех и здоровье. Арт – терапия для всех. Серия

«Сам себе психолог», СПб.: Питер, 2007.-96с.

12.

Pedportal

13.

azps

Приложение 2

КАРТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

несовершеннолетнего правонарушителя

Начата: «____» _________ 20__г.

Окончена: «____» _______20__г.

20

СВЕДИЯ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ

Ф.И.О.____________________________________________________________________

Дата и место рождения ______________________________________________________

Адрес регистрации _________________________________________________________

Адрес фактического проживания______________________________________________

Контактный телефон ________________________________________________________

Место учебы/ работы _______________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

(законных представителях)

Ф.И.О. матери ______________________________________________________________

Возраст _________________ образование_______________________________________

Место работы _____________________________________________________________

Контактный телефон________________________________________________________

Ф.И.О. опекуна/попечителя ___________________________________________________

Контактный телефон_________________________________________________________

Состав семьи

________________________________________________________________________

Статус семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская)________________________

ДАННЫЕ О РАННЕЕ СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Совершал ли он раннее преступления и правонарушения: да, нет

Когда и за какие преступления (правонарушения) совершал.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

За какие преступления, в каком возрасте и на какой срок был осужден

_____________________________________________________________________________

Где отбывал наказание, в течение какого срока

_____________________________________________________________________________

Находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что, в течение какого

времени______________________________________________________________________

21

Состоит ли на учете в ПНД ОВД,УИИ УФСИН, КДНиЗП, с какого

времени______________________________________________________________________

Привлекался ли к административной ответственности

_____________________________________________________________________________

Употреблял ли спиртные напитки: да, нет

С какого времени, как часто и в каком количестве

Курит ли подросток: да, нет

С какого возраста______________________________________________________________

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Кто фактически занимается воспитанием

несовершеннолетнего___________________________________________________

Взаимоотношения в семье (между родителями и членами

семьи)__________________________________________________________________

Имеется ли отдельная комната у подростка, созданы ли условия для учебы и отдыха

_______________________________________________________________________

Имеет ли подросток самостоятельный заработок и в каком размере

_______________________________________________________________________

Иные данные об особенностях проживания

_______________________________________________________________________

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

В каком образовательном учреждении учится/обучался ( общеобразовательная, спец.

(открытого/закрытого типа)

_____________________________________________________________________________

В каком классе и какова успеваемость, поведение

_____________________________________________________________________________

Есть ли перерывы в обучении (их длительность, причины, адаптация к обучению после

перерыва

Принимал ли участие в общественной жизни класса, школы

_____________________________________________________________________________

22

Применялись ли меры воспитательного характера (проф. беседа, вызов родителей,

внутришкольный учет) и за какие проступки (прогулы, драка, оскорбление)

_____________________________________________________________________________

ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Где и как проводит свободное время___________________________________________

Связи подростка (характеристика ближайшего окружения: возраст, количество)_________

Взаимоотношения со сверстниками ______________________________________________

Интересы, склонности, способности

_____________________________________________________________________________

Профессиональная ориентированность ____________________________________________

ДАННЫЕ О ЛИЧНОСТИ

Физическое здоровье___________________________________________________________

Психологическое состояние_____________________________________________________

Уровень интеллектуального развития_____________________________________________

Особенности характера_________________________________________________________

МОТИВАЦИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Мотивы совершения преступления, в т.ч. связанные со сложными жизненными

обстоятельствами) _____________________________________________________________

Отношение подростка к содеянному______________________________________________

23



В раздел образования