Авторы: Плиска Александра Владимировна, Кафаджий Мария Викторовна
Должность: педагог-психолог, социальный педагог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Методические рекомендации по внедрению технологий индивидуальной работы с детьми, вступившими в конфликт с законом и со сверстниками"
Раздел: высшее образование
Введение
Проблема
профилактики
правонарушений
несовершеннолетних
требует
большой
и
кропотливой
работы
по
реализации
комплекса
организационно-управленческих, социально-психологических, медицинских
и
психолого-педагогических
мер,
направленных
на
восстановление
(или
компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения у
детей и подростков, находящихся в различных формах конфликта с законом.
К этим мерам, прежде всего, относится обращение специалистов к проблеме
использования в работе с несовершеннолетними качественных технологий и
методов
профилактики
правонарушений
как
мощного
ре сурс а,
обеспечивающего
успешность
процесса
реабилитации
и
коррекции
поведения
несовершеннолетних,
вступивших
в
конфликт
с
законом
и
со
сверстниками.
Методиче ские
рекомендации
по
внедрению
т е х н о л о г и й
индивидуальной работы с детьми, находящимися в конфликтных отношениях
с
законом
и
со
сверстниками,
направлены
на
систематизацию
и
распро странение
эффективного
опыта
в
сфере
профилактики
правонарушений несовершеннолетних.
В данном материале представлены рекомендации по созданию единой
системы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних с
учетом причин, механизмов и условий совершения правонарушений.
1.
Основные причины, механизмы и условия противоправного
поведения детей и подростков
В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых
задач,
которые
стоят
перед
нашим
обществом,
является
поиск
путей
снижения
роста
правонарушений
среди
подростков
и
повышение
эффективности их социально-психологической адаптации.
В
отече ственной
педагогике
проблемой
правонарушений
несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые,
как
В. Т. Кондрашенко,
Е. В. Змановская,
К. Е. Игошев,
А. М. Прихожан,
О. Н. Ведерникова и другие. Правонарушение – это виновное действие или
бездействие человека, которое противоречит законодательным нормативам,
наносит
вред
третьим
лицам,
что
предусматривает
наступление
для
виновного
неблагоприятных
по следствий,
уст ановленных
н а
государственном уровне.
1
Правонарушения
дестабилизируют
общественные
отношения,
посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому
они нежелательны для общества и вызывают
отрицательную
реакцию
со
стороны самого общества и государства.
Личность
правонарушителя,
по
мнению Б. В. Волженкина, —
это
совокупность
негативных
социально-значимых
индивидуа льно-
типологических
качеств
индивида,
обусловливающая
его
преступное
поведение.
В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это
лицо,
которое
обладает
склонностями,
привычками,
устойчивыми
стереотипами антиобщественного поведения.
Характеристика
личности
несовершеннолетнего
правонарушителя
в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста,
который
отличается
бурным
физическим
развитием
организма,
энергией,
активностью,
повышенной
возбудимостью,
неуравновешенностью.
Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним
воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость
и впечатлительность
являются
теми
внутренними
условиями,
которые
способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств
и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка
приводят
к нравственной
неустойчивости
несовершеннолетних,
которая
снижает
эффективность
социальной
регуляции
поведения
и затрудняет
формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе.
Выделяют
следующие
характерные
признаки
несовершеннолетнего
правонарушителя:
отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют
значительные проблемы со здоровьем (соматическое и физическое здоровье,
психическое состояние);
неустойчивость,
нестабильность
эмоционально-волевой
сферы,
акцентуированность отдельных черт характера личности;
неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают
так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде
исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен
низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.
Личность
подростка-правонарушителя
характеризуется
крайним
индивидуализмом,
стремлением
исполнять
свои
желания
вопреки
требованиям
окружающих,
общества.
Противоправные
проявления
среди
подростков
в настоящее время,
связаны с неблагоприятными
условиями
нравственного формирования личности, выступающими основной причиной
2
возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном
и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга.
При изучении противоправных действий рассматривают следующие
причины, вызывающие подобное поведение:
1. Отрицательное
влияние
в семье.
Семья
является
важнейшим
социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности
подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития
ребенка.
В
сфере
семьи
и ближайшего
окружения
выделяют
следующие
причины:
- ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить
ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его
умственного и нравственного развития;
- рост числа неблагополучных семей и разводов;
- снижение экономического благосостояния семьи;
- отказы от детей;
- формирование
искаженных
нравственных
и правовых
установок
у детей;
- распространение в семье алкоголизма и наркомании.
2. Отрицательное
влияние
неформальной
группы
сверстников.
Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало
дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить
правильных
взаимоотношений
с товарищами
по
классу
и учителями.
Для
большинства
подростков
правонарушителей
роль
друзей
и их
мнение
оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых.
3. Низкий
уровень
жизни
большой
части
населения.
Среди
малообеспеченных
слоев
наиболее
ярко
выражен
уровень
наркотизации
и алкоголизации,
которые
во
многом
являются
причинами
преступности.
Очень
часто
подросткам
из
бедных
семей
приходится
совершать
преступления, чтобы просто выжить.
4. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети
клубов,
кружков,
спортивных
секций,
отсутствие
заботы
о вовлечении
и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных
условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными,
а значит недоступными для подростков из бедных семей.
5. Недостатки
учебно-воспитательной
работы
общеобразовательных
школ
и профессионально-технических
учебных
заведений
(проявления
формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не
реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской
ответственности
учащихся,
управления
своим
поведением,
нередко
3
обучающиеся
отчуждаются
от
учебного
коллектива,
утрачивают
интерес
к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет
подростков,
бросивших
школу,
второгодников,
отстающих.
Указанные
обстоятельства
приводят
к ослаблению
и потере
социальных
связей,
что
облегчает
контакт
с источниками
отрицательных
влияний.
Для
данной
ситуации характерно следующее:
- недостаточное стимулирование учеников к обучению;
- непрофессионализм
учителей,
их
неспособность
компенсировать
недостатки семейного воспитания;
- неблагополучные
социальные
условия
в школе
(сквернословие,
курение, торговля наркотиками и т. п.);
- отсутствие
необходимой
связи
между
семьей
и школой
в целях
организации эффективного образовательного процесса и др.
6. Недостатки
в организации
трудоустройства
несовершеннолетних,
поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить
несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или
окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации,
отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления —
особенно
с учетом
того,
что
контроль
семьи
за
работ ающим
несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные
деньги
и он
стремится
доказать
свою
«взрослость», —
способствуют
бесцельному
времяпрепровождению
в свободное
время,
риску
в плане
возможных контактов с криминогенной структурой.
7. Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко
связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие
формы
«до
преступного»
антиобщественного
поведения
в сочетании
с пропагандой
«преимуществ»
жизни
преступников.
Надо
отметить,
что
целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все
большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи
«зоны»,
более
престижным
становится
получение
дохода
противозаконными
методами.
8. Проникновение
в молодежную
среду
стереотипов
поведения,
не
совместимых
с общественными
ценностями:
употребление
ПАВ,
культивирование
половой
распущенности,
насилия
и жестокости.
Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет.
Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев
выделяет следующие:
материа льную
заинтере сованно сть
(корысть,
т я г а
к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);
4
мотивы
межличностного
общения
(личная
неприязнь,
обиды,
ме сть,
ревно сть,
деформированное
стремление
к превосходству,
пренебрежительное отношение к окружающим).
К. Е. Игоше в
пред ла га е т
с лед ующую
с т руктуру
м о т и в о в
правонарушений
у несовершеннолетних:
желание
завоевать
авторитет
у товарищей,
корыстные
мотивы,
подражание,
обида,
месть
и
«неопределенные» мотивы.
Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних
в Р о с с и и
с в я з а н ы
с социальными,
психологическими
и другими
особенностями
несовершеннолетних,
попадающих
в ситуации
риска;
обстоятельствами,
способствующими
совершению
правонарушений,
структурой
преступности,
которые
относятся
к различным
социальным
и нравственно-психологическим сферам общественной жизни
.
2.
Межведомственное взаимодействие органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, находящихся в конфликтных отношениях с
законом и со сверстниками
Подросткам, вступающим в мир взрослых, требуется очень много
времени
и
усилий
для
адаптации
к
окружающим
условиям.
Процесс
адаптации к новым условиям всегда проходит достаточно болезненно, но от
того,
насколько
индивид
способен
приспособиться
к
изменяющимся
условиям
с
минимальными
потерями
для
своего
«Я»,
зависит
его
эмоциональное
и
психическое
здоровье.
Проблема
правового
воспитания
ребёнка остаётся актуальной в современном обществе. Особое внимание
должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет
активно
формируется
мировоззрение,
ребенок
подвержен
влиянию
окружающих
его
людей.
Этот
процесс
подтверждает
и
тот
факт,
что
в
совершаемые
преступления
чаще
всего
оказываются
втянутыми
несовершеннолетние.
Основными
видами
преступлений
продолжают
оставаться:
угон
автотранспортных средств, кражи и грабежи.
Своевременная
психолого-педагогическая
помощь
должна
быть
направлена на формирование собственных жизненных стратегий подростков,
т.к.
важной
составляющей
психического
здоровья
является
способность
самостоятельно определять цели своей жизни и действовать согласно этим
5
целям, а также на ознакомление с основными законами, по которым живет
общество.
В
профилактической
работе
с
несовершеннолетними
особого
внимания
требуют
подростки,
которые
относятся
к
категории
«условно
осужденный»,
поскольку
велика
вероятность
совершения
ими
повторных
преступлений и антиобщественных действий.
Взаимодействие
с
организациями
и
учреждениями
различной
ведомственной
принадлежности
заключается
в
оказании
всесторонней
помощи
несовершеннолетним
в
социальной
поддержке.
Комплекс
межведомственных
мероприятий,
направленный
на
предупреждение
повторных
преступлений
и
антиобщественных
действий,
совершаемых
несовершеннолетними,
социально-психолого-педагогическую
помощь,
правовую
поддержку
условно
осужденным
подросткам,
с
целью
их
адаптации в семье и обществе.
Реализация совместных планов позволяет организовать межведомственное
взаимодействие в рамках единого реабилитационного пространства, видеть
результат социального воздействия, оказываемого на несовершеннолетнего.
В работе с данной категорией подростков главным является желание
специалистов всех заинтересованных ведомств помочь им в трудный период
жизни, убедить подростка и членов его семьи поверить в свои силы и понять,
что только вместе, поддерживая друг друга, они могут решать возникающие
проблемы.
Основными
путями
и
средствами
оптимизации
межведомственного
взаимодействия
учреждений
социальной
сферы
при
решении
проблем
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних
являются:
обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной
базой;
четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на
всех уровнях совместной работы;
предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с
выполненными функциями и поставленными задачами;
создание общей концепции совместных действий;
оптимизация работы межведомственного координирующего звена.
Деятельность
органов
и
учреждений
системы
профилактики
по
оказанию помощи осужденным несовершеннолетним к мерам наказания, не
связанным
с
лишением
свободы
осуществляется
в
соответствии
со
следующими основными принципами:
6
принцип межведомственного взаимодействия – определяет порядок
формирования отношений между субъектами системы профилактики
посредством
согласования
планов
мероприятий
и
действий
по
их
реализации, контроля за их выполнением;
принцип
распределения
сфер
ответственности
-
предполагает
конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга
задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых
необходимо для достижения поставленных целей;
принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления
реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей
конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их
поведение в разных жизненных ситуациях;
принцип
законности
–
предусматривает
соблюдение
требований
действующего
законодательства
Российской
Федерации
и
законодательства
субъектов
Российской
Федерации
в
работе
с
осужденными несовершеннолетними и их семьями;
принцип
комплексности –
предполагает
реализацию
системного
подхода в работе с несовершеннолетними и их семьями, и воздействие
на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных,
медицинских, педагогических, психологических.
Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен
информацией,
характеризующей
положение
семьи
и
детей
на
подведомственной
территории
и
необходимой
для
осуществления
деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и
негосударственными учреждениями, организациями и службами.
3. Организация индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально
опасном положении
В
соответствии
с
Федеральным
законом
№
120-ФЗ
"Об
основах
с и с т е м ы
п р о ф и л а кт и к и
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних"
индивидуальная
профилактическая
работа
-
это
деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, а так же по их социально-
педагогической
реабилитации
и
(или)
предупреждению
совершения
ими
правонарушений и антиобщественных действий.
Комплексная индивидуальная профилактическая работа представляет
собой
совокупность
мероприятий,
отражающих
согласованные
действия
7
органов
и
учреждений
системы
профилактики,
направленные
на
своевременное
выявление,
социально-педагогическую
реабилитацию
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
и предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных
действий.
Профилактическая
работа
с
несовершеннолетними
и
семьями,
находящимися в социально опасном положении включает в себя:
социально-психологическое и психологическое консультирование;
психологическая диагностика и обследование личности;
психологическая коррекция;
психотерапевтическая помощь;
социально-психологический патронат;
психологические тренинги.
Планирование и организация профилактической работы реализуется
путем воздействия на «защитные факторы», связанные со снижением рисков
девиантного поведения и правонарушений в подростковой среде.
1.
Защитные факторы образовательной среды:
психологически безопасная образовательная среда;
наличие системы ясных стандартов и правил в школе;
позитивная учебная мотивация, ожидание успеха в обучении;
возможность участия в общественной жизни;
развитое ученическое самоуправление.
2.
Защитные факторы семейной среды:
внимание со стороны родителей к проблемам и поведению детей и
подростков;
вовлеченность родителей в жизненные интересы, успехи детей;
безопасная среда, низкий уровень преступности в районе.
3.
Факторы психологической защищенности:
наличие
и
профессиональная
компетентность
социа льно-
психологических служб;
доступность психологической помощи, в том числе консультативной и
коррекционно-развивающей.
4.
Индивидуальные факторы защиты:
навыки решения проблем и самостоятельного мышления;
навыки
конструктивного
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми, наличие ресурсов разрешения конфликтов;
личный успех в школьных мероприятиях;
устойчивая
способность
отказа
от
участия
в
любых
проявлениях,
приводящих к правонарушениям.
Формы профилактической работы:
8
1.
Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о
детерминирующем
влиянии
окружающей
среды
на
формирование
девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить
нежелательное
поведение
личности.
Воздействие
может
быть
направлено на общество в целом, например через создание негативного
общественного
мнения
по
отношению
к
девиантному
поведению.
Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа,
класс или конкретная личность.
2.
Информирование.
Это
наиболее
распространенное
направление
профилактической работы. Оно реализуется в форме занятий, бесед,
консультаций, распространении специальной литературы. Суть подхода
заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью
повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
3.
Активное
социальное
обучение
социально-значимым
навыкам.
Эта
форма
профилактической
работы
реализуется
в
форме
групповых
тренингов.
4.
Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
Она
включает
в
себя
различные
формы
социально-значимой
деятельности подростков (участие в различных проектах, внеклассных
и
внешкольных
мероприятиях,
программах
дополнительного
образования).
Эта
форма
работы
связана
с
представлением
о
заместительном
эффекте
девиантного
поведения.
Она
реализуется
практически
во
всех
программах
оказания
помощи
в
случаях
уже
сформированного отклоняющегося поведения.
5.
Активизация
личностных
ресурсов.
Активное
занятие
подростков
спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и
личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою
очередь
обеспечивающие
активность
личности,
ее
здоровье
и
устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Актуальность рассматриваемой проблемы указывает на необходимость
усовершенствования существующих и поиск новых, более эффективных
технологий работы с несовершеннолетними.
4.Технологии индивидуальной работы с несовершеннолетними.
Технология - это комплексный, интегративный процесс, включающий
людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа
проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением
проблем.
Приоритетными
реабилитационными
и
адаптивными
считаются
психологические, педагогические и социальные технологии.
9
По мнению Н. Д. Узлова «психотехнология – это организованная и
продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики,
ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее
определенным социальным эффектом и представляющая собой совокупность
приемов,
средств
и
методов
психологического
воздействия
и
влияния,
объединенных определенным алгоритмом их применения».
Педагогическая
технология -
это
системный
подход
создания,
применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с
учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей.
Выделяют обязательные признаки педагогической технологии – это
системность,
эффективность
и
воспроизводимость.
С
учетом
этого
педагогическую
технологию
можно
охарактеризовать
как
создание
и
использование оптимизированного, унифицированного и воспроизводимого
учебного процесса.
Социальные
технологии
–
это
совокупность
методов
и
приемов,
позволяющих добиваться результатов между людьми.
Технологии
психологического
сопровождения
–
э т о
ко м п л е к с
взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, которые осуществляются в
целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для
сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности,
ее формирование как субъекта жизнедеятельности.
Основными задачами, которые решает
педагог-психолог в процессе
психолого-педагогического сопровождения детей вступивших в конфликт с
законом и со сверстниками, являются:
определение
причин
семейного
неблагополучия,
планирование
и
проведение с ними работы;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в
построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в
наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной
степени
раскрываются
его
способности
и
возможности
(средствами
индивидуальной
и
групповой
коррекционно-развивающей
работы,
консультативной помощи);
психологическая
помощь
в
профессиональном
самоопределении
и
профориентации;
профилактика
социальной
дезадаптации,
девиантного
поведения
несовершеннолетнего.
Социальный педагог при индивидуальной работе с данной категорией
детей, решает следующие задачи:
мониторинг состояния проблем правонарушений несовершеннолетних
в образовательной организации;
создание
системы
и
организации
работы
по
профилактике
правонарушений;
10
выявление
и
устранение
причин
и
условий,
способствующих
совершению ими преступлений, правонарушений, антиобщественных
действий;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая
реабилитация
несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение
случаев
вовлечения
несовершеннолетних
в
преступную
или
антиобщественную деятельность.
В результате внедрения технологий индивидуального сопровождения
детей, находящихся в конфликтных отношениях с законом и со сверстниками,
специалистами
ГОБУ
МО
ЦППМС-помощи
была
р а з р а б от а н а
индивидуальная
коррекционно-профилактическая
программа
по
п р о ф и л а к т и к е
р е ц и д и в н о г о
п р о т и в о п р а в н о г о
п о в е д е н и я
несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом. (Приложение 1)
Цель
программы
–
профилактика
рецидивного
противоправного
поведения,
выбор
оптимального
пути
позитивного
изменения
личности
осужденного.
В
рамках
реализации
индивидуального
сопровождения
ребенка,
находящегося
в
социально
опасном
положении,
социальный
педагог
оформляет карту социально-педагогического сопровождения.
В которую
вносит основные сведения о семье и ребенке. (Приложение 2)
Реализация
программ
профилактиче ской
н ап р а вл е н н о с т и
осуществляется в зависимости от специфики проблемы.
В
ходе
коррекционно-профилактических
индивидуальных
занятий
создаются условия, способствующие успешной социально-психологической
адаптации
подростков.
У
несовершеннолетних
формируются
навыки
конструктивной
коммуникации
и
саморегуляции,
происходит
освоение
конструктивных способов выхода из трудных, стрессовых ситуаций, а так же
развивается позитивное самоотношение.
В предлагаемой программе отрабатываются конструктивные способы
реагирования
в
ситуациях
межличностного
взаимодействия,
в
том
числе
конфликтных, формируются навыки самоанализа и рефлексии.
11
Заключение
Одно
из
важнейших
условий
снижения
роста
правонарушений
несовершеннолетних
является
внедрение
новых
технологий
и
методов
профилактической работы. Это предполагает четкое определение целей и
задач;
выбор
перечня
скоординированных
по
содержанию
действий,
направленных
на
устранение
причины
и
условий
совершения
противоправного поведения несовершеннолетних; сохранение, поддержание
и защиту уровня жизни и здоровья детей; содействие в социальной адаптации
и раскрытии внутренних потенциалов несовершеннолетних.
Для
организации
эффективной
профилактической
работы
важно
принять
в
совокупности:
организационные,
правовые,
экономические,
социальные, демографические, воспитательные и иные меры, направленные
на выявление и установление причин совершения правонарушений, которые
должны осуществляться системно на всех уровнях системы профилактики,
применительно
к
характеру
и
иерархии
причин
правонарушений
несовершеннолетних.
12
Литература
1.
Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин
совершения
правонарушений
несовершеннолетними
//
Молодой
ученый. — 2014. — №20. — С. 551-554.
2.
Ветров Н. И. Профилактика нарушений среди молодежи. М.: Юрид.
лит. 1980 –с.184.
3.
Внедрение
инновационных
технологий
работы
по
профилактике
правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации
детей, находящихся в конфликте с законом: сб. материалов межрегион.
науч. практ. конф. (Пермь, 27 — 28 марта 2014 г.) / под общ. ред. А.В.
Волкова, З.П. Замараевой. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 150 с.
4.
Ковалёв
В.
В.
Социально-психологический
аспект
проблемы
девиантного поведения у детей и подростков// Нарушение поведения у
детей и подростков. М., «Медицина» 1981.
5.
Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в
работе
с
детьми
и
семьями
группы
риска
(учебно-методическое
пособие). - Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.
6.
Нагаев
В.
В.,
Тостов
В.
Г.,
Толстов
В.
В.
Основные
направления
социально-психологической,
психолого-терапевтической
и
правовой
реабилитации подростков – девиантов// Вестник психосоциальной и
коррекционной работы. 2001 - №3.
13
7.
Узлов
Н.
Д.
психотехнология:
к
проблеме
определения
понятия
//
Вестник
Пермского
Университета.
Сер.
«Философия.
Психология.
Социология». 2013. Вып. 2(14).
8.
Методические
рекомендации
Министерства
образования
и
науки
Ро ссийской
Федерации
(МИНОБРНАУК И
Р О С С ИИ)
п о
межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы
п р о ф и л а к т и к и
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних
по
вопросам
оказания
помощи
осужденным
несовершеннолетним,
отбывающим
наказания,
не
связанные
с
лишением
свободы,
и
несовершеннолетним,
освобождающимся
из
мест лишения свободы. № 07-3188 от 28.06.2016г.
9.
Технологии
социально-психологической
работы
с
осужденными,
отбывающими наказание без изоляции от общества. Учебное пособие
под ред. Цветковой Н. А., Колесниковой Н. Е. М.: Столичный бизнес,
2011г.
Приложение 1
.
Пояснительная записка.
Воспитательная
работа
с
несовершеннолетним,
находящимся
в
конфликте
с
законом,
направлена
на
обеспечение
опеки,
защиты,
образования и профессиональной подготовки с целью оказания ему помощи
для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе
.
Актуальной
проблемой
остается
поиск
адекватных
путей
оказания
помощи
осужденным
несовершеннолетним,
отбывающим
наказания,
не
связанные с лишением свободы.
Приоритетной задачей в работе с несовершеннолетними должно стать
содействие
в
социально-психологической
реабилитации
подростков,
направленной на профилактику преступности и повторных правонарушений
с
у ч е т о м
и н д и в и д у а л ь н ы х
п с и хо л о г и ч е с к и х
о с о б е н н о с т е й
несовершеннолетнего.
Законодательной
базой
для
проведе ния
индивидуальной психолого-педагогической работы с условно осужденными
несовершеннолетними является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
14
Проведение коррекционно-профилактической программы
способствует
восстановлению
личностного
статуса,
психологического
здоровья,
прав
условно осужденного несовершеннолетнего.
Цель
программы
–
профилактика
рецидивного
противоправного
поведения,
выбор
оптимального
пути
позитивного
изменения
личности
осужденного.
Программа направлена на решение следующих задач:
1.
профилактика рецидивного поведения у подростка;
2.
формирование адекватной самооценки подростка;
3.
формирование
понимания
и
опознавания
своего
эмоционального
состояния;
4.
обучение навыкам самоконтроля;
5.
развитие эмпатии, ответственности, толерантности;
6.
формирование
социально-одобряемого
жизненного
сценария
и
стимулирование принятия ответственности за свое поведение.
Программа рассчитана на 15 занятий, периодичностью 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Продолжительность одного занятия: 1ч. 00 мин.
Структура занятий:
1.
Приветствие, разминка.
Создание доверительной, положительной, эмоциональной среды для
благоприятных условий работы во время занятий.
2.
Основная часть
Изучение заявленных тем занятий. Использование упражнений и игр
исходя из задач программы.
3.
Шеринг
Обсуждения результатов занятия.
Критерии эффективности программы:
снижение случаев рецидивного поведения у подростка;
сформированность самоконтроля в поведении;
сформированность адекватной самооценки;
сформированность
социально-одобряемого
жизненного
сценария
и
умения принимать ответственность за свое поведение.
Первичная диагностика:
15
Цель:
Определение
особенностей
эмоционально-личностной
сферы
несовершеннолетнего вступившего в конфликт с законом, с использованием
методик:
#
«Методика
экспресс-диагностики
характерологических
особенностей
личности (адаптированный личностный опросник Айзенка») Т. В. Матолина;
# Тест эмоционального интеллекта (опросник EQ). Н. Холла;
# Оценка потребности в поисках ощущений. М. Цукерман;
# Диагностика показателей и форм агрессии (адаптация А. К. Осницкого)
А. Басса, А. Дарк.
Итоговая диагностика:
Цель:
Определение
результативности
проведенной
работы
и
наличие
изменений
эмоционально-личностной
сферы
несовершеннолетнего
вступившего в конфликт с законом, с использованием методик:
#
«Методика
экспресс-диагностики
характерологических
особенностей
личности (адаптированный личностный опросник Айзенка») Т. В. Матолина;
# Тест эмоционального интеллекта (опросник EQ). Н. Холла;
# Оценка потребности в поисках ощущений. М. Цукерман;
# Диагностика показателей и форм агрессии (адаптация А. К. Осницкого)
А. Басса, А. Дарк.
Диагностические методики, используемые в работе:
1.
«Диагностика принятия других» В. Фей;
2.
«Тест люшер»;
3.
Опросник для определения уровня самооценки С. В. Ковалёв;
4.
Диагностика
типов
акцентуации
характера. Модифицированный
вариант патохарактерологического диагностического опросника (ПДО)
для подростков А.Е. Личко. (электронный вариант);
5.
Диагностика агрессивного поведения. Опросник Л. Г. Почебут.
Методы и техники работы, используемые в программе:
1.
элементы арт-терапии: рисование, коллажировани;
2.
мини–лекции, информирование;
3.
метафоры, притчи;
4.
релаксация.
Тематическое планирование занятий
№
занятия
Тема
Кол-во
занятий
Кол-во часов
1.
«Знакомство»
1
1
2.
«Жизненные ценности»
1
1
3.
«Наши чувства»
1
1
4.
«Счастье»
1
1
16
5.
«Сокровищница жизненных сил»
1
1
6.
«Самоконтроль»
1
1
7.
«Кто Я?»
1
1
8.
«Межличностные конфликты»
1
1
9.
«Мое имя – мой характер»
1
1
10.
«Преступление и наказание»
1
1
11.
«Развитие»
1
1
12.
«Мой жизненный сценарий»
1
1
13.
«Свобода или рабство?»
1
1
14.
«Преодоление трудностей»
1
1
15.
«Мой герб»
1
1
Всего
15
15
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№
заняти
я
Задачи
Игры, упражнения
1.
Установление
с
подростком
доверительных
отношений.
Создание
благоприятного
настроя
на дальнейшую работу. Проведение первичной
диагностики
по
выявлению
особенностей
э м о ц и о н а л ь н о - л и ч н о с т н о й
с ф е р ы
несовершеннолетнего.
1.
приветствие;
2.
первичное тестирование;
3.
упражнение «Знакомство»;
4.
упражнение «Маска»;
5.
шеринг.
2.
Ф ормирование
у
подро стка
в а ж н о с т и
жизненных
ценностей.
Обучение
подростка
положительной
самопрезентации
себя
в
коллективе.
1.
приветствие;
2.
упражнение «Презентация»;
3.
мини-лекция
«Жизненные
ценности»;
4.
упражнение «Мои ценности»;
5.
шеринг.
3.
От работка
навыков
ком м у н и кат и в н о го
поведения.
Коррекция
эмоциональной
сферы
подростка
на
основе
навыков
адекватного
эмоционального реагирования.
1.
Приветствие;
2.
упражнение « Наши чувства»;
3.
у п р а ж н е н и е
« У ч и м с я
говорить НЕТ»;
4.
релаксация «Полет к звезде»;
5.
шеринг.
4.
Создание
эмоциона льно-положительной
атмосферы
на
занятии,
повышение
уровня
доверия.
Познакомить
подростка
с
понятием
«счастье». Развитие чувства эмпатии.
1.
приветствие;
2.
упражнение «Линия жизни»;
3.
притча «Счастье»;
4.
дискуссия «Счастье»;
5.
шеринг.
5.
Формирование
эмоционально-положительной
атмосферы
на
занятии.
Поиск
личностных
ресурсов подростка.
1.
приветствие;
2.
упражение
«Сокровищница
жизненных сил»;
3.
упражнение
«Реконструкция
жизненного пути»;
4.
шеринг.
Коррекция эмоциональной сферы подростка на
основе
навыков
адекватного
эмоционального
1.
приветствие;
2.
упражнение «Минусы»;
17
6.
реагирования.
Поиск
личностных
ресурсов
подростка, формирование уверенности в своих
возможностях.
3.
мини-лекция
«Самоконтроль
и неуверенность в себе»;
4.
упражнение «Я – меняюсь»;
5.
шеринг.
7.
Сфокусировать
внимание
подростка
на
его
мироощущении, создание понятия о ценности
каждой
личности.
Формирование
адекватной
временной
перспективы
и
а ктуа л и з а ц и я
потребности в самореализации.
1. приветствие;
2. упражнение «Кто Я?»;
3.
упражнение
«Закрашивание
человечка»;
4. шеринг.
8.
От работка
навыков
ком м у н и кат и в н о го
поведения.
Обучение
подростка
эффективным
способам поведения в конфликтных ситуациях.
Определение
уровня
агрессивного
поведения
подростка.
1. приветствие;
2.
диагностика
агрессивного
поведения;
3.мини-лекция «Межличностные
конфликты»;
4. шеринг.
9.
Осознание собственной потребности в дружбе и
спо собно сти
к
друже скому
о б щ е н и ю .
Формирование навыка определения и создания
персонального
пространства.
Формирование
умения
отличать
дружбу
от
д а в л е н и я
социальной
среды
и
навыков
здорового
общения. Решение некоторых проблем общения.
Создание
представлений
о
нравственных
основах дружбы.
1. приветствие;
2. упражнение «Мое имя – мой
характер»;
3.упражнение
«Определение
г р а н и ц
п е р с о н а л ь н о г о
пространства»;
4.упраж нение
«Дорога
и з
одиночества»;
5.
шеринг.
10.
П о з н а ком и т ь
п од р о с т ка
с
п о н я т и я м и
«Преступление», «Наказание». Сформировать у
подро стка
умение
принимать
и
н е с т и
ответственность за свое поведение.
1.
приветствие;
2.
мини-лекция
«Преступление
и наказание»;
3.
притча «Крест»;
4.
дискуссия «Ответственность»;
5.
шеринг.
11.
Снятие
эмоционального
напряжения
у
подро стка,
внут реннего
д и с ко м ф о р т а .
Активизация работы обоих полушарий мозга.
1.
приветствие;
2.
упражнение «Левша»;
3.
упражнение «Развитие»;
4.
обратная связь
12.
Формирование
эмоционально-положительной
атмосферы
на
занятии.
Поиск
личностных
ресурсов
подростка.
Обучение
подростка
способам визуализации своего будущего.
1.приветствие;
2.упражнение
«Чего
я
хочу
достичь»;
3.дискуссия
«Планирование
д о л го с р оч н ы х
ж и з н е н н ы х
целей»;
4.шеринг.
13.
Информирование
подростка
о
причинах
и
механизмах
формирования
з а в и с и м о го
поведения, его видах, последствиях. Осознание
несовместимости
зависимого
поведения
и
свободы,
самостоятельности,
полноценной
и
активной жизни.
1.приветствие;
2 .
у п р а ж н е н и е
« З а к о н ч и
предложение»;
3.
мини-лекция
«Зависимое
п о в е д е н и е :
м е х а н и з м ы
в о з н и к н о в е н и я ,
в и д ы ,
последствия»;
4. упражнение «Маска»;
5. шеринг.
14.
Обучение осознанию своих проблем и поиску
1. приветствие;
18
конструктивного способа их решения. Развитие
рефлексивного
мышления
у
подро стка.
Формирование
умения
адекватно
оценивать
и
решать свои проблемы.
2 . у п р а ж н е н и е
« С п и с о к
проблем»;
3.
упражнение
«Чему
меня
научили проблемы?»;
4. шеринг.
15.
П о м о щ ь
п о д р о с т к у
в
о с м ы с л е н и и ,
формулировании и описании своих убеждений и
мировоззренческих
позиций.
И т о г о в а я
диагностика
по
окончанию
индивидуальной
программы.
1.приветствие;
2.итоговая диагностика;
3. упражнение «Личный герб и
девиз»;
4.шеринг
педагог-психолог Плиска А.В.
социальный педагог Кафаджий М. В.
С программой ознакомлен (на)
Ф. И. О.______________________ Подпись__________________
Дата_________________________
Используемая литература
1.
Битянова
М.Р.
«Практикум
по
психологическим
играм
с
детьми
и
подростками». – СПб.: Питер, 2006.
2. Галагузова
М.А.
Курс
лекций
"Социальная
педагогика:
введение
в
профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы
социально-педагогической
деятельности»
М.,
Гуманит.
изд.
центр
ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
3. «Социально-педагогические задачи» А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И.
А. Ларионова, «Владос-Пресс, КДУ», 2013 г.
4. Дайнеко
Т.
Б.,
Кобзева
О.
В.,
Плиска
А.
В.
Дополнительная
образовательная программа профилактической направленности «Бояться
не нужно – нужно знать». 2016.
5.
Научно-методические
основы
оказания
психологической
помощи
осужденным. Сост. и ред. Дебольский М. Г. – М., 2001.
19
6. Дель
Н.
В.
Социально-психологический
тренинг
развития
личности
осужденных. – М.: Права человека. 2001. С 121-140.
7. Т.
Зинкевич-Евстегнеева
Набор
психологических
карт
«Сокровищница
жизненных сил». Издательство «Речь», 2012.
8. Ольховик Н. В. Ресоциализация осужденных без изоляции от общества и
деятельность
уголовно-исполнительных
инспекций
по
предупреждению
преступлений. Вестник Томского государственного университета. Право.-
2013.-№1(7).-С. 68-74.
9. Тюгаева Н. А. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными:
Учеб-прак. Пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной
службы исполнения наказаний, 2006. Кн. 18. 42с.
10.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с
изменениями и дополнениями).
11.
М
.
Шевченко. Я рисую успех и здоровье. Арт – терапия для всех. Серия
«Сам себе психолог», СПб.: Питер, 2007.-96с.
12.
Pedportal
13.
azps
Приложение 2
КАРТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
несовершеннолетнего правонарушителя
Начата: «____» _________ 20__г.
Окончена: «____» _______20__г.
20
СВЕДИЯ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата и место рождения ______________________________________________________
Адрес регистрации _________________________________________________________
Адрес фактического проживания______________________________________________
Контактный телефон ________________________________________________________
Место учебы/ работы _______________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
(законных представителях)
Ф.И.О. матери ______________________________________________________________
Возраст _________________ образование_______________________________________
Место работы _____________________________________________________________
Контактный телефон________________________________________________________
Ф.И.О. опекуна/попечителя ___________________________________________________
Контактный телефон_________________________________________________________
Состав семьи
________________________________________________________________________
Статус семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская)________________________
ДАННЫЕ О РАННЕЕ СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Совершал ли он раннее преступления и правонарушения: да, нет
Когда и за какие преступления (правонарушения) совершал.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
За какие преступления, в каком возрасте и на какой срок был осужден
_____________________________________________________________________________
Где отбывал наказание, в течение какого срока
_____________________________________________________________________________
Находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что, в течение какого
времени______________________________________________________________________
21
Состоит ли на учете в ПНД ОВД,УИИ УФСИН, КДНиЗП, с какого
времени______________________________________________________________________
Привлекался ли к административной ответственности
_____________________________________________________________________________
Употреблял ли спиртные напитки: да, нет
С какого времени, как часто и в каком количестве
Курит ли подросток: да, нет
С какого возраста______________________________________________________________
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ
Кто фактически занимается воспитанием
несовершеннолетнего___________________________________________________
Взаимоотношения в семье (между родителями и членами
семьи)__________________________________________________________________
Имеется ли отдельная комната у подростка, созданы ли условия для учебы и отдыха
_______________________________________________________________________
Имеет ли подросток самостоятельный заработок и в каком размере
_______________________________________________________________________
Иные данные об особенностях проживания
_______________________________________________________________________
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ
В каком образовательном учреждении учится/обучался ( общеобразовательная, спец.
(открытого/закрытого типа)
_____________________________________________________________________________
В каком классе и какова успеваемость, поведение
_____________________________________________________________________________
Есть ли перерывы в обучении (их длительность, причины, адаптация к обучению после
перерыва
Принимал ли участие в общественной жизни класса, школы
_____________________________________________________________________________
22
Применялись ли меры воспитательного характера (проф. беседа, вызов родителей,
внутришкольный учет) и за какие проступки (прогулы, драка, оскорбление)
_____________________________________________________________________________
ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Где и как проводит свободное время___________________________________________
Связи подростка (характеристика ближайшего окружения: возраст, количество)_________
Взаимоотношения со сверстниками ______________________________________________
Интересы, склонности, способности
_____________________________________________________________________________
Профессиональная ориентированность ____________________________________________
ДАННЫЕ О ЛИЧНОСТИ
Физическое здоровье___________________________________________________________
Психологическое состояние_____________________________________________________
Уровень интеллектуального развития_____________________________________________
Особенности характера_________________________________________________________
МОТИВАЦИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Мотивы совершения преступления, в т.ч. связанные со сложными жизненными
обстоятельствами) _____________________________________________________________
Отношение подростка к содеянному______________________________________________
23