Автор: Нуриев Ильдар Айбулатович
Должность: директор центра информационной политики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптированы ли российские вузы к обучению студентов с ОВЗ?"
Раздел: высшее образование
Адаптированы ли российские вузы к обучению студентов с ОВЗ?
Доступность высшего образования лицам с ОВЗ и инвалидностью до сих пор остается под
вопросом. Несмотря на то, что в соответствии с законодательством вузы должны принимать
абитуриентов-инвалидов на любые программы подготовки, реализуемые в образовательной
организации, в действительности не все профили, а иногда и университеты, адаптированы для
инклюзивного образования. Для выявления реальной картины Министерством образования и
науки Российской Федерации был инициирован мониторинг условий получения высшего
образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Право на проведение мониторинга выиграл
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
Мониторинг проводился в апреле-мае 2017 года, в нем приняло участие 871 вуз страны.
В вопросе подготовки образовательного процесса к освоению лицами с ОВЗ одним из важнейших
аспектов является адаптация учебной и внеучебной деятельности вуза. Результаты мониторинга
показали, что лишь 44,01% высших учебных заведений (261 ВУЗ), где в настоящее время проходят
обучение инвалиды и лица с ОВЗ, имеют адаптированные образовательные программы для
различных нозологий. Наибольшее количество адаптированных программ имеют вузы Северо-
Кавказского и Центрального федеральных округов, остальные 6 – значительно отстают по этому
показателю.
Если не брать целые адаптированные программы, а посмотреть на разработку отдельных
специализированных методик по работе со студентами-инвалидами, то показатели еще ниже. На
сегодняшний день процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется большинством вузов
на общих основаниях, без использования адаптированных методик и модулей. Так, о наличии
отдельных адаптационных модулей, утвержденных и документально оформленных, реализуемых
в вузе, информировали лишь 248 учебных заведений, что составляет 28,47% от общего числа или
44,82% от числа вузов, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ.
Практически не отличается от предыдущей и ситуация с адаптацией программы практики,
адаптации программы промежуточной и итоговой аттестации и доступности индивидуальных
учебных планов и графиков для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Количество вузов, реализующих эти
возможности, колеблется в диапазоне от 272 до 299 (от 31,23% до 34,33% от общего числа).
Не лучшим образом выглядит ситуация и с использованием современных технических и
информационных технологий. Общее количество адаптированных онлайн курсов, используемых в
процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, составляет 9240 единиц. Однако, все это
количество приходится на 86 вузов, декларировавших их наличие (9,87% от общего числа
опрошенных).
В процессе предоставления качественного инклюзивного высшего образования студентам с ОВЗ и
инвалидностью существенную роль играет внеучебная деятельность: волонтерские движения
среди остальных обучающихся в вузе и общая включенность лиц с ограниченными
возможностями в культурно-массовую, спортивную и т.п. жизнь учебного заведения. Из
результатов мониторинга следует, что волонтерское движение, ориентированное на работу со
студентами с ОВЗ и инвалидностью в настоящее время существует в 266 вузах (30,54% от общего
числа). Отсутствует такое движение в 471 вузе (54,08% от общего числа). На участие инвалидов и
лиц с ОВЗ в спортивных, досуговых и культурно-массовых мероприятиях указали 437 вузов, то есть
50,17% от общего числа.
Таким образом, результаты мониторинга показали, что учебная и внеучебная деятельность
высших учебных заведений адаптирована к обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на достаточно
низком уровне. Возможным объяснением такой заинтересованности вузов в абитуриентах-
инвалидах может быть малая доля таких студентов по отношению ко всем – около 0,5%. Однако
закономерно предположить обратное, что эта доля не будет расти, пока для этого не будут
созданы условия. Если рассматривать запущенный Минобрнауки России мониторинг как первый
шаг на этом пути, то можно надеяться, что ситуация в ближайшие годы изменится, и образование
станет по-настоящему доступным.