Автор: Барышева Анастасия Станиславовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарского государственного социально-педагогического университета"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретическое обоснование работы по развитию дикции у студентов педагогического вуза"
Раздел: высшее образование
Теоретическое обоснование самостоятельной работы по развитию
дикции у студентов педагогического вуза
Барышева А.С.
Самара, Самарская область
Работа
по
совершенствованию
качественных
характеристик
устной
речи
играет
немалую
роль
в
общем
речевом
развитии
студентов.
Без
совершенствования
качественных
характеристик
речи
невозможно
впоследствии становление личности будущего педагога.
Работа
по
совершенствованию
качественных
характеристик
устной
речи сводится к работе над дикцией.
В настоящее время отмечается недостаточный уровень разработанности
комплексных методик изучения и совершенствования дикции, которые бы
помогли всесторонне изучить явление дикции и освещали структуру работы
над каждым из её компонентов. Немногочисленные методики изучения и
развития дикции направлены лишь на отдельные её компоненты.
Связано это с тем, что дикция как целостная система не изучалась.
Лишь
об
отдельных
её
компонентах
мы
можем
узнать
из
трудов
Л.З.
Андроновой (Арутюнян), Л.И. Беляковой, М.И. Буянова, Н.Б. Вербовой, С.В.
Клаучек, С.В. Кодзасова, А.Н. Стрельниковой, Уэста Дж., Э.М. Чарели.
Составленная
нами
методика
построена
на
основе
таблиц
бессмысленных слогов Н.Б. Покровского, которые представлены открытыми,
закрытыми слогами и слогами сложного типа (4; 1962).
Испытуемому
предъявлялось
задание,
материал
которого
он
читал
вслух. Экспериментатор осуществлял аудиозапись выполнения заданий.
Также в эксперименте принимали участие 10 аудиторов, каждому из
которых предъявлялись ранее сделанные аудиозаписи. Их задача состояла в
том,
чтобы
записать
всё
то,
что
они
слышат
на
предоставленных
им
аудиозаписях.
Расчёт
результатов
производился
следующим
образом.
По
каждому
заданию подсчитывалось количество несовпадений между текстом задания и
тем, что услышал каждый из 10 аудиторов на предъявленной аудиозаписи.
Далее вычислялось отношение этих несовпадений к общему числу слогов в
задании
в
процентном
соотношении.
Потом
по
получившимся
данным
считалось среднее арифметическое для определения среднего результата.
После обобщения результатов, полученных в ходе экспериментального
исследования, целью которого было изучение состояния дикции у студентов,
нами были сформулированы следующие выводы.
1)
Состояние
дикции
студентов
характеризуется
неородностью.
Количественный и качественный анализ дикции студентов показал,
что превалирующему числу необходимо совершенствование дикции
в
силу
выбранной
профе ссии,
т.к.
речь
являет ся
и х
профессиональным инструментом.
2)
Соотношение
состояния
анатомо-физиологического
компонента
дикции (технического оформления) и культуры речи разнородно:
прослеживается
зависимость
между
состоянием
технического
оформления речи и её культурой, а также возможна вариативность,
где может наблюдаться высокий уровень технического оформления
речи и низкий уровень её культуры, и наоборот.
3)
И з
в ы ш е с к а з а н н о го
м о ж н о
п р е д п о л о ж и т ь ,
ч т о
д л я
совершенствования
дикции
необходимо
и с п о л ь з о в ат ь
дифференцированный подход. В одном случае, необходимо сделать
акцент на техническом оформлении речи, в другом случае – на
развитии культуры речи, а, возможно, что необходима будет работа
над обоими компонентами дикции.
Полученные
данные
позволили
нам
сделать
вывод
о
том,
что
в
проце ссе
совершенствования
дикции
рационально
пр им е ня т ь
дифференцированный подход. В одних случаях мы будем в большей степени
обращать внимание на техническое оформление речи, в других – на культуру
речи, а в некоторых необходима будет работа над обоими компонентами
дикции.
Проанализировав
результаты
экспериментального
исследования,
мы
обосновали
важность
работы
по
развитию
дикции
у
студентов
педагогического вуза.
Опираясь на принципы андрагогики, нами было установлено, что для
достижения высокого результата при организации самостоятельной работы
студентов по развитию дикции необходимо опираться на ряд следующих
принципов.
1.
Принцип приоритетности самостоятельного обучения.
Данный
принцип
обеспечивает
для
обучающегося
возможность
неспешного
ознакомления
с
материалами,
методикой
развития
дикции.
Значительная помощь в этом оказывается со стороны тренера в ходе общих
подготовительных
занятий
и
индивидуальных
консультаций.
Для
практического использования данного принципа было создано электронное
пособие по развитию дикции.
2.
Принцип
совместной
деятельности
обучающегося
с
тренером
при
подготовке и в процессе самостоятельной работы.
Отправной точкой работы по развитию дикции является выявление
практической значимости данной работы для каждого обучающегося.
3.
Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок.
Данный принцип реализуется в случае возникновения у обучающегося
установок, препятствующих работе по развитию дикции. В таком случае
проводятся различные воспитательные мероприятия: беседы, формируется
новая точка зрения, раскрываются новые профессиональные перспективы и
др.
4.
Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных
потребностей.
Данный принцип реализуется в ходе индивидуальных консультаций,
где определяется наиболее комфортный ход работы и возможна определённая
его корректировка с учётом имеющегося уровня развития дикции.
5.
Принцип рефлективности.
Данный
принцип
реализуется
в
ходе
формирования
сознательного
отношения обучающегося к работе по развитию дикции в ходе групповых и
индивидуальных
занятий,
что,
в
свою
очередь,
является
главной
частью
самомотивации обучающегося.
6.
Принцип
востребованности
результатов
обучения
практической
деятельностью обучающегося.
Данный принцип реализуется в ходе достижения определённых целей
в
практической
деятельности
обучающегося,
используя
достигнутые
результаты в работе по развитию дикции на контрольных мероприятиях и
последующей профессиональной деятельности.
7.
Принцип системности обучения.
Реализация
данного
принципа
заключается
в
соответствии
целей
и
содержания работы по развитию дикции используемым методам и средствам.
8.
Принцип актуализации результатов.
Принцип обеспечивается предыдущими принципами – системности,
практической востребованности обучения, индивидуального подхода путём
периодического контроля за достижением определённых результатов.
9.
Принцип развития обучающегося.
В
соответствии
с
данным
принципом
работа
по
развитию
дикции
направлена на постижение нового в процессе практической деятельности
обучающегося.
В основу предложенной нами системы самостоятельной работы по
развитию дикции у студентов педагогического вуза легли идеи таких авторов,
как О.Я. Гойхман (1; 2008), Л.Д. Игнатьева (2; 2006), Т.М. Надеина (1; 2008),
С.Т. Никольская (3; 1978), Э.М. Чарели (5; 2000).
В ряде специальной литературы по данной проблеме можно встретить
различные мнения о структуре работы по развитию дикции. Особенностью
имеющихся методик является одностороннее влияние на явление дикции, т.е.
они
предполагают
воздействие
только
на
анатомо-физиологический
компонент
дикции.
В
них
представлены
методические
разработки
по
развитию
дыхания,
активизации
артикуляционного
аппарата
и
совершенствованию характеристик голоса.
Мы придерживаемся традиционной логопедии и выделяем три этапа:
подготовительный, основной и заключительный.
Методика предусматривает работу как над анатомо-физиологическим
компонентом речи, так и над её культурой.
Подготовительный этап.
Цель: формирование представлений о значимости работы по развитию
дикции в становлении личности будущего педагога.
Основной этап.
Цель: развитие качественных характеристик речи.
Направления работы:
формирование правильного речевого дыхания;
развитие
движений
органов
артикуляции
в
соответствие
с
артикуляционной нормой звуков русского языка;
формирование правильной голосоподачи;
развитие орфоэпических норм;
совершенствование темпа речи;
формирование
навыка
правильной
расстановки
логического
ударения;
формирование
навыка
правильной
расстановки
пауз
в
спонтанной речи.
Заключительный этап.
Цель: закрепление навыка использования норм дикции в различных
речевых ситуациях.
Направления работы:
закреплять приобретённые навыки в ситуациях диалога;
закреплять
развитые
навыки
в
ситуациях
монологических
публичных выступлений.
Самостоятельная
работа
по
развитию
дикции
у
студентов
педагогического
вуза,
построенная
таким
образом
позволит
качественно
поднять уровень речи студентов и поднять его в будущем на более высокий
профессиональный уровень.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – 2-е
изд., перераб. и доп. : ИНФРА-М; Москва; 2008.
2.
Игнатьева Л.Д. Культура звучащей речи: дикция: учеб. пособие / Л.Д.
Игнатьева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2006.
– 237 с.
3.
Никольская
С.Т.
Техника
речи
(Методические
рекомендации
и
упражнения для лекторов.) М., «Знание», 1978. – 80 с.
4.
Покровский Н.Б. Расчет и измерение разборчивости речи. – М.: Гос.
Издательство литературы по вопросам связи и радио, 1962. – 362 с.
5.
Чарели Э.М. Как развить дыхание, голос и дикцию. 2-е изд., испр. И
доп. – Екатеринбург. Издательство Дома учителя, - 2000. – 300 с.: ил.