Напоминание

"Формы организации работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с речевой патологией по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов"


Автор: Остапенко Олеся Эдуардовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы организации работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с речевой патологией по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов"
Раздел: высшее образование





Назад




Формы организации работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с

речевой патологией по требованиям федеральных государственных образовательных

стандартов

Остапенко О.Э.

Самара, Самарская область

В соответствии с законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих

перед

детским

дошкольным

учреждением

является

«взаимодействие

с

семьей

для

обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан и внедрен новый

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

который

отвечает

новым

социальным

запросам,

и

в

котором

большое

внимание уделяется работе с родителями. «ФГОС ДО является основой для оказания

помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении

их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и

необходимой коррекции нарушений их развития» [9; с 2].

2

Одним

из

важнейших

направлений

коррекционной

работы

с

дошкольниками

является

исправление

нарушений

речи,

профилактика

речевых

расстройств,

ранняя

диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Работая

над

проблемой

организации

работы

логопеда

с

семьей,

мы

пришли

к

выводу,

что

взаимодействие

с

семьей

ребенка

является

одной

из

сложных

сторон

деятельности

логопеда.

Успешность

коррекционно-логопедического

воздействия

во

многом

определяется тем, насколько правильно организуется преемственность в деятельности

логопеда и родителей. Проблему работы с родителями затрагивают авторы многих книг и

методических

пособий

по

логопедии.

На

наш

взгляд,

именно

сейчас

проблема

взаимодействия логопеда с родителями стала выходить на передний план. Такая работа

отражена

в

методическом

пособии

для

воспитателей

дошкольных

образовательных

учреждений «Развитие речи детей 4 – 5 лет» под редакцией Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук, в

пособии

по

взаимодействию

дошкольных

образовательных

учреждений

и

родителей

«Вместе с семьей» под редакцией Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушковой, Т.И. Гризик и др.

Важной причиной снижения уровня речевого развития детей является пассивность и

неосведомленность родителей в вопросах данной области. Речь детей формируется под

влиянием

речи

взрослых.

Нарушение

такого

влияния

искажает

его

речевое

развитие

Семья,

как

отмечает

в

своей

статье

Е.Ю.

Разумовская

(2012),

первая

социальная

общность,

которая

закладывает

основы

личностных

качеств

ребёнка.

В

семье

он

приобретает

первоначальный

опыт

общения.

Педагоги

владеют

всеми

необходимыми

методиками для успешного развития речи каждого ребенка и подготовки его к школе. Они

могут выявить трудности речевого развития ребенка, грамотно дать необходимые знания,

сформировать

необходимые

умения

и

навыки.

Но

без

системы

индивидуальных

упражнений на закрепление (которую сложно реализовать без помощи родителей) все они

быстро угасают и теряются. Однако бывает и так, что некоторые родители сами имеют

дефекты

речи,

в

таких

случаях

приходится

оказывать

максимальную

помощь

без

поддержки родственников.

Коррекцией

речевого

нарушения

и

развитием

речемыслительной

деятельности

ребёнка в условиях детского сада занимается учитель – логопед в тесной связи с другими

специалистами

ДОУ

и,

конечно

же,

родителями. Организация

работы

логопеда

с

родителями ведётся по следующим направлениям:

1.

Информационное просвещение:

- знакомство с результатами логопедического обследования;

- знакомство с возрастными этапами становления детской речи;

- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

3

2.

Обучающее просвещение:

-

привлечение

родителей

к

активному

участию

в

коррекционном

процессе

по

преодолению речевого дефекта у ребенка;

- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;

- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в

школе.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования впервые разработан в соответствии с требованиями вступившего в силу

федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года.

Главной

целью

введения

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(начального,

основного,

среднего)

общего

образования

является

создание

условий,

позволяющих

решить

стратегическую

задачу

Российского

образования,

повышение

качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих

современным запросам личности, общества и государства [9, с 4].

Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей

для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; (1.5.2).

Одной

из

задач

ФГОС

является

обеспечения

равных

возможностей

для

полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от

места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и

других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);.(1.6.2)

Взаимодействие семьи и детского сада предусматривается Типовым положением о

дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которыми одной из основных

задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения

полноценного развития ребенка» [9, с 32].

В

Законе

РФ

«Об

образовании»

(2008)

указано,

что

одна

из

основных

задач,

стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного

воспитания детей с нарушениями речи».

В

ФГОС

ДО

говорится,

что

работа

с

родителями

должна

и м е т ь

дифференцированный

подход,

учитывать

социальный

статус,

микроклимат

семьи,

родительские

запросы

и

степень

заинтересованности

родителей

деятельностью

ДОУ,

повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Согласно требованиям ФГОС к организации работы педагога с родителями детей с

нарушениями речи, совместная деятельность с родителями ДОУ должна определяется

понятиями

«сотрудничество»

и

«взаимодействие».

Сотрудничество

общение

«на

равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

4

Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности на

основании социальной перцепции и с помощью общения.

Учитывая

специфику

ДОУ,

группы

детей

с

речевой

патологией,

совместная

деятельность

с

родителями

поднимает

коррекционную

работу

на

качественно

новый

уровень. Всю работу по вовлечению родителей в решение специальных коррекционных

задач, коррекционно-воспитательных и общеобразовательных, проводится, как правило, в

три этапа:

1.

Выявление

потребностей

родителей

в

воспитании

и

образовании

детей,

коррекционной работы с ними;

2.

Коррекционно-педагогическое просвещение родителей;

3.

Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО, Организация обязана:

-

информировать

родителей

(законных

представителей)

и

общественность

относительно

целей

дошкольного

образования,

общих

для

всего

образовательного

пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем

заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

-

создавать

условия

для

участия

родителей

(законных

представителей)

в

образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и

укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в

том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе

выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

-

создавать

условия

для

взрослых

по

поиску,

использованию

материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также

для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с

реализацией Программы.

Основные условия ФГОС ДО:

- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

-

Изучение

воспитательных

возможностей

детского

сада

и

семьи

(социально-

педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства).

- Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация,

конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного

дня, рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека;)

5

- Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми (акция, ассамблея, вечер

музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т. ч. вечера

вопросов и ответов, праздники, экскурсии, проектная деятельность.

-

Образование

родителей

(лекции,

семинары,

практикумы,

мастер-классы,

экскурсии, клуб)

Совместная

работа

с

родителями

очень

продуктивна,

даёт

положительную

динамику в развитии речи детей. Рассмотрим подробнее формы работы учителя-логопеда

с родителями.

Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с

родителями,

которые

актуальны

и

сейчас.

Проведение

родительских

собраний

на

современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий,

как мультимедийная презентация.

Одним

из

самых

современных

способов

информирования

родителей

о

видах

коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют

данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приёмами,

помогающими детям научиться новому.

Нельзя

ни

сказать,

о

еще

одной

относительно

новой

форме

работы

консультирование родителей с помощью сети интернет. Зачастую ответы на вопросы,

связанные с особенностями речевого развития ребёнка, наличием или отсутствием у него

речевых нарушений, методами их коррекции и прочее, родители ищут не в детских садах,

а

в

социальных

сетях.

Поэтому

очень

важно,

чтобы

и

там

они

могли

получить

квалифицированную помощь. В настоящее время существует множество логопедических

сайтов, групп и сообществ логопедов в интернете.

Необходимой формой работы с родителями является проведение индивидуальных

занятий

с

детьми

в

присутствии

родителей.

Они

позволяют

вооружить

родителей

необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребёнком дома,

наглядно демонстрируют успехи ребёнка, выявляют трудности.

Коррекционно-педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Здесь

возможно использование таких форм работы: вечера вопросов и ответов, круглые столы,

информационные папки с вкладышами с рекомендациями по закреплению полученных

знаний, оформление тематических выставок.

Следующий вид форм работы логопеда и родителей – консультации. Они бывают

фронтальные

и

индивидуальные:

фронтальные

проводятся

один

раз

в

месяц

и

это

своеобразный

всеобуч

родителей.

Индивидуальные

консультации

проводятся

по

приглашению логопеда или по просьбе, или предложению родителей один раз в неделю, в

6

определенные

дни.

На

этих

консультациях

логопед

демонстрирует успехи

ребенка

в

преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима ребенку со стороны родителей

на данном этапе обучения..

Очень полезно в логопедических группах практиковать и такую форму работы с

родителями, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее их чтение

в группе или рассказывание по рисункам, где бы дети определяли лучшие понравившееся

произведения.

Из результатов проведенной работы следует, что на одном из первых мест в работе

логопеда

должна

стоять

работа,

направленная

на

взаимодействие

его

с

родителями,

позволяющая повысить осведомленность родителей в вопросах речевого развития детей,

подвести к осознанию важности их вклада в речевое развитие ребенка и привлечь их к

совместной работе с целью повышения эффективности речевого развития детей

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений

речи

у

детей

и

организация

логопедической

работы

в

условиях

дошкольного

образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс. 2011. - 41с.

2.

Гаркуша Ю.Ф. 2012. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду

для детей с нарушениями речи. – М. Научно-практический центр "Коррекция"

2012.- 240 с.

3.

Доронова

Т.Н.

Взаимодействие

дошкольного

учреждения

с

родителями.//

Дошкольное воспитание № 1.2014.-120 с

4.

Закон РФ «Об образовании». М., 2008.

5.

ФГОС // Образование и воспитание - №2.- с. 82-86. 100 с.

6.

Разумовская

Е.Ю.

Взаимодействие

логопеда

и

родителей

в

процессе

коррекционной работы с детьми – М. 2012.

7.

Синько А.А.Организация работы логопеда с семьей в ДОУ – М., 2013.

8.

Степанова О.А. 2011. Организация логопедической работы в ДОУ. - М. Сфера. 2011.

-112 с.

9.

Типовое

положение

о

дошкольном

образовательном

учреждении.

Утверждено

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 667.

10. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155

7



В раздел образования