Автор: Остапенко Олеся Эдуардовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы организации работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с речевой патологией по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов"
Раздел: высшее образование
Формы организации работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с
речевой патологией по требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов
Остапенко О.Э.
Самара, Самарская область
В соответствии с законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих
перед
детским
дошкольным
учреждением
является
«взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан и внедрен новый
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО),
который
отвечает
новым
социальным
запросам,
и
в
котором
большое
внимание уделяется работе с родителями. «ФГОС ДО является основой для оказания
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении
их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития» [9; с 2].
2
Одним
из
важнейших
направлений
коррекционной
работы
с
дошкольниками
является
исправление
нарушений
речи,
профилактика
речевых
расстройств,
ранняя
диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Работая
над
проблемой
организации
работы
логопеда
с
семьей,
мы
пришли
к
выводу,
что
взаимодействие
с
семьей
ребенка
является
одной
из
сложных
сторон
деятельности
логопеда.
Успешность
коррекционно-логопедического
воздействия
во
многом
определяется тем, насколько правильно организуется преемственность в деятельности
логопеда и родителей. Проблему работы с родителями затрагивают авторы многих книг и
методических
пособий
по
логопедии.
На
наш
взгляд,
именно
сейчас
проблема
взаимодействия логопеда с родителями стала выходить на передний план. Такая работа
отражена
в
методическом
пособии
для
воспитателей
дошкольных
образовательных
учреждений «Развитие речи детей 4 – 5 лет» под редакцией Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук, в
пособии
по
взаимодействию
дошкольных
образовательных
учреждений
и
родителей
«Вместе с семьей» под редакцией Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушковой, Т.И. Гризик и др.
Важной причиной снижения уровня речевого развития детей является пассивность и
неосведомленность родителей в вопросах данной области. Речь детей формируется под
влиянием
речи
взрослых.
Нарушение
такого
влияния
искажает
его
речевое
развитие
Семья,
как
отмечает
в
своей
статье
Е.Ю.
Разумовская
(2012),
–
первая
социальная
общность,
которая
закладывает
основы
личностных
качеств
ребёнка.
В
семье
он
приобретает
первоначальный
опыт
общения.
Педагоги
владеют
всеми
необходимыми
методиками для успешного развития речи каждого ребенка и подготовки его к школе. Они
могут выявить трудности речевого развития ребенка, грамотно дать необходимые знания,
сформировать
необходимые
умения
и
навыки.
Но
без
системы
индивидуальных
упражнений на закрепление (которую сложно реализовать без помощи родителей) все они
быстро угасают и теряются. Однако бывает и так, что некоторые родители сами имеют
дефекты
речи,
в
таких
случаях
приходится
оказывать
максимальную
помощь
без
поддержки родственников.
Коррекцией
речевого
нарушения
и
развитием
речемыслительной
деятельности
ребёнка в условиях детского сада занимается учитель – логопед в тесной связи с другими
специалистами
ДОУ
и,
конечно
же,
родителями. Организация
работы
логопеда
с
родителями ведётся по следующим направлениям:
1.
Информационное просвещение:
- знакомство с результатами логопедического обследования;
- знакомство с возрастными этапами становления детской речи;
- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
3
2.
Обучающее просвещение:
-
привлечение
родителей
к
активному
участию
в
коррекционном
процессе
по
преодолению речевого дефекта у ребенка;
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в
школе.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования впервые разработан в соответствии с требованиями вступившего в силу
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года.
Главной
целью
введения
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(начального,
основного,
среднего)
общего
образования
является
создание
условий,
позволяющих
решить
стратегическую
задачу
Российского
образования,
–
повышение
качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих
современным запросам личности, общества и государства [9, с 4].
Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; (1.5.2).
Одной
из
задач
ФГОС
является
обеспечения
равных
возможностей
для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от
места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);.(1.6.2)
Взаимодействие семьи и детского сада предусматривается Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которыми одной из основных
задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения
полноценного развития ребенка» [9, с 32].
В
Законе
РФ
«Об
образовании»
(2008)
указано,
что
одна
из
основных
задач,
стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного
воспитания детей с нарушениями речи».
В
ФГОС
ДО
говорится,
что
работа
с
родителями
должна
и м е т ь
дифференцированный
подход,
учитывать
социальный
статус,
микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью
ДОУ,
повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Согласно требованиям ФГОС к организации работы педагога с родителями детей с
нарушениями речи, совместная деятельность с родителями ДОУ должна определяется
понятиями
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Сотрудничество
–
общение
«на
равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
4
Взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности на
основании социальной перцепции и с помощью общения.
Учитывая
специфику
ДОУ,
группы
детей
с
речевой
патологией,
совместная
деятельность
с
родителями
поднимает
коррекционную
работу
на
качественно
новый
уровень. Всю работу по вовлечению родителей в решение специальных коррекционных
задач, коррекционно-воспитательных и общеобразовательных, проводится, как правило, в
три этапа:
1.
Выявление
потребностей
родителей
в
воспитании
и
образовании
детей,
коррекционной работы с ними;
2.
Коррекционно-педагогическое просвещение родителей;
3.
Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО, Организация обязана:
-
информировать
родителей
(законных
представителей)
и
общественность
относительно
целей
дошкольного
образования,
общих
для
всего
образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
-
создавать
условия
для
участия
родителей
(законных
представителей)
в
образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
-
создавать
условия
для
взрослых
по
поиску,
использованию
материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также
для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией Программы.
Основные условия ФГОС ДО:
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
-
Изучение
воспитательных
возможностей
детского
сада
и
семьи
(социально-
педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства).
- Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация,
конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного
дня, рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека;)
5
- Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми (акция, ассамблея, вечер
музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т. ч. вечера
вопросов и ответов, праздники, экскурсии, проектная деятельность.
-
Образование
родителей
(лекции,
семинары,
практикумы,
мастер-классы,
экскурсии, клуб)
Совместная
работа
с
родителями
очень
продуктивна,
даёт
положительную
динамику в развитии речи детей. Рассмотрим подробнее формы работы учителя-логопеда
с родителями.
Родительские собрания являются традиционной формой работы учителя-логопеда с
родителями,
которые
актуальны
и
сейчас.
Проведение
родительских
собраний
на
современном уровне требует использование инновационных компьютерных технологий,
как мультимедийная презентация.
Одним
из
самых
современных
способов
информирования
родителей
о
видах
коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Логопеды используют
данную письменную консультацию для того, чтобы ознакомить их с методами и приёмами,
помогающими детям научиться новому.
Нельзя
ни
сказать,
о
еще
одной
относительно
новой
форме
работы
–
консультирование родителей с помощью сети интернет. Зачастую ответы на вопросы,
связанные с особенностями речевого развития ребёнка, наличием или отсутствием у него
речевых нарушений, методами их коррекции и прочее, родители ищут не в детских садах,
а
в
социальных
сетях.
Поэтому
очень
важно,
чтобы
и
там
они
могли
получить
квалифицированную помощь. В настоящее время существует множество логопедических
сайтов, групп и сообществ логопедов в интернете.
Необходимой формой работы с родителями является проведение индивидуальных
занятий
с
детьми
в
присутствии
родителей.
Они
позволяют
вооружить
родителей
необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребёнком дома,
наглядно демонстрируют успехи ребёнка, выявляют трудности.
Коррекционно-педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Здесь
возможно использование таких форм работы: вечера вопросов и ответов, круглые столы,
информационные папки с вкладышами с рекомендациями по закреплению полученных
знаний, оформление тематических выставок.
Следующий вид форм работы логопеда и родителей – консультации. Они бывают
фронтальные
и
индивидуальные:
фронтальные
проводятся
один
раз
в
месяц
и
это
своеобразный
всеобуч
родителей.
Индивидуальные
консультации
проводятся
по
приглашению логопеда или по просьбе, или предложению родителей один раз в неделю, в
6
определенные
дни.
На
этих
консультациях
логопед
демонстрирует успехи
ребенка
в
преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима ребенку со стороны родителей
на данном этапе обучения..
Очень полезно в логопедических группах практиковать и такую форму работы с
родителями, как совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее их чтение
в группе или рассказывание по рисункам, где бы дети определяли лучшие понравившееся
произведения.
Из результатов проведенной работы следует, что на одном из первых мест в работе
логопеда
должна
стоять
работа,
направленная
на
взаимодействие
его
с
родителями,
позволяющая повысить осведомленность родителей в вопросах речевого развития детей,
подвести к осознанию важности их вклада в речевое развитие ребенка и привлечь их к
совместной работе с целью повышения эффективности речевого развития детей
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений
речи
у
детей
и
организация
логопедической
работы
в
условиях
дошкольного
образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс. 2011. - 41с.
2.
Гаркуша Ю.Ф. 2012. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду
для детей с нарушениями речи. – М. Научно-практический центр "Коррекция"
2012.- 240 с.
3.
Доронова
Т.Н.
Взаимодействие
дошкольного
учреждения
с
родителями.//
Дошкольное воспитание № 1.2014.-120 с
4.
Закон РФ «Об образовании». М., 2008.
5.
ФГОС // Образование и воспитание - №2.- с. 82-86. 100 с.
6.
Разумовская
Е.Ю.
Взаимодействие
логопеда
и
родителей
в
процессе
коррекционной работы с детьми – М. 2012.
7.
Синько А.А.Организация работы логопеда с семьей в ДОУ – М., 2013.
8.
Степанова О.А. 2011. Организация логопедической работы в ДОУ. - М. Сфера. 2011.
-112 с.
9.
Типовое
положение
о
дошкольном
образовательном
учреждении.
Утверждено
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 667.
10. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155
7