Автор: Манаенков Андрей Викторович Должность: учитель физкультуры и технологии Учебное заведение: МБОУ Больше-Федоровская СОШ Населённый пункт: хутор Большая Федоровка Наименование материала: Конспект Тема: "Условные обозначения на электросхемах" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Больше - Федоровская средняя общеобразовательная школа
Красносулинского района Ростовской области»
Урок по теме:
«
Условные
обозначения
на
электросхемах
»
5 класс
Учитель технологии
Манаенков Андрей Викторович
х.Большая Федоровка
2017г.
Пояснительная записка.
Данный урок является первым при изучении раздела «Электротехника» и
носит ознакомительный характер. Вид урока - комбинированный.
Цели урока:
изучить условные обозначения электрической цепи;
научить составлять и читать условные обозначения электрической
цепи;
познакомить с правилами электробезопасности;
познакомить с профессиями, которые связанны с электричеством.
Методы и приемы, используемые на уроке:
объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;
метод ситуативного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
самостоятельная работа;
метод дифференциации;
практическая работа;
изучение нового материала.
Позиция учителя на уроке «рядом» с учащимися, что способствует
тесному сотрудничеству учителя и учащихся.
Оборудование урока:
интерактивная доска;
раздаточный материал (чертежи, карточки);
тетради;
учебники.
План урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Изучение нового материала.
3.Физ.минутка .
4. Практическая робота по составлению электрических схем
5.Знакомство с правилами электробезопасности.
6.Знакомство с профессиями, которые связанны с электричеством (сообщение
детей)
7. Д/з.
8. Итоги урока.
Ход урока.
1.
Создание учебной ситуации и сообщение цели урока.
Однажды ночью был сильный ветер и шел проливной дождь. Утром,
когда вы проснулись, то обнаружили, что у вас в доме нет электричества.
Собравшись в школу при свете свечи, вы вышли во двор и увидели там
оборванные электрические провода. Каковы ваши действия?
(Учащиеся выдвигают свои версии).
Да, правильно. Мы сегодня будем говорить об электрическом токе,
каким путем он доходит к нам домой? Познакомимся с условным
графическим изображением электрических цепей, выучим правила
электробезопасности. Узнаем новые профессии, связанные с электрическим
током. Научимся составлять элекртросхемы и их читать.
2.
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Где вырабатывается электрический ток? (Ответы учащихся).
Сообщение учителя.
Электрическим током называется упорядоченное направленное
движение заряженных частиц.
Источником тока называется устройство, создающее электрический
ток.
Для некоторых бытовых приборов, например фонаря, радиоприемника,
нам необходимы небольшие источники электрического тока. Они делятся на
две группы — гальванические элементы, которые в быту часто называют
батарейками, и аккумуляторы.
Гальванические элементы — это источники тока одноразового
пользования. Их принцип работы основан на преобразовании энергии
химической реакции в электрическую энергию.
Аккумуляторы отличаются от гальванических элементов тем, что их
можно заряжать.
Любой источник тока имеет два полюса — положительный «+»
и отрицательный «–». Прежде чем использовать источник тока в виде
батарейки или аккумулятора, необходимо правильно определить полярность
устройства, для которого предназначен источник тока. При вставке батарейки
или аккумулятора в устройство знак «+» источника тока должен совпадать со
знаком «+» устройства, а «–» — с «–».
Для беспрерывной выработки электрического тока построены
электростанции. Электростанции — это предприятия, вырабатывающие
электрический ток. Электрический ток, вырабатываемый электростанциями,
поступает в квартиры и различные предприятия.
На электростанциях электрический ток вырабатывается большими
генераторами. Генератор — это устройство, преобразующее механическую
энергию в электрическую.
Для выработки электрического тока используются разные источники
энергии.
На гидроэлектростанциях (ГЭС) используют энергию падающей
воды, которая вращает лопасти больших генераторов.
На тепловых электростанциях (ТЭС) используют энергию
сгорающего топлива, на атомных электростанциях ( АЭС) — ядерную
энергию. Существуют также электростанции, использующие ветровую и
солнечную энергии.
Для того чтобы засветила электрическая лампочка, заработал телевизор
и другие электрические приборы, необходимо собрать электрическую цепь.
Самая простая электрическая цепь состоит из источника электрического
тока, проводников тока, ключа и потребителя тока .
Источником тока в квартире можно назвать розетку, в которую ток
поступает от генератора электростанции.
Проводниками электрического тока являются провода в
изолированной оболочке. Они соединяют между собой все элементы
электрической цепи.
В каждой электрической цепи присутствует ключ. Он замыкает и
размыкает электрическую цепь. В домашних условиях ключи — это бытовые
переключатели, которыми мы включаем и выключаем освещение, а также
переключатели на самих бытовых устройствах.
Потребителями электрического тока являются все электрические
приборы, такие как чайник, лампочки, телевизор и т. д.
Как же показать путь тока на бумаге от источника до
потребителя?
А для этого придумали любой путь тока изображать условно в схемах,
чтобы читать электрические схемы нужно знать условные обозначения.
Познакомьтесь
с
ними
и
запишите
в
тетрадь.
(Работа
с
электронной библиотекой по технологии. Раздел «Электротехника»)
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические
схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены
способы соединения элементов электрической цепи.
3.Физ.минутка.
4.Практическая робота по составлению электрических схем
Давайте
попробуем
прочитать
некоторые
схемы. (Работа
с
раздаточным материалом)
Вам
розданы
карточки-задания.
Самостоятельно
по
ним
составьте
условную схему электрической цепи, на оценку.
5.Знакомство с правилами электробезопасности.
(Приложение, презентация)
6.
Знакомство с профессиями, которые связанные с электричеством
(сообщение детей).
ЭЛЕКТРИК
7.
Итоги урока.
1. Что такое электрическая схема?
2. Какие правила электробезопасности вы запомнили?
3. Как оказывать первую помощь пострадавшему при поражение
электрическим током?
4. Какие вы знаете профессии связанные с электричеством?
8.