Автор: Растегаева Наталья Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 71
Населённый пункт: Город Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная задача как способ формирования мотивации при изучении иностранного языка"
Раздел: полное образование
Проектная задача как способ формирования мотивации при изучении иностранного
языка.
Среди разнообразных приёмов обучения, которые применяются в иноязычном
образовании (Е.И. Пассов) мы выделяем проектные задачи (задания).
Данные задания позволяют обучающимся получать истинную пользу от изучения ИЯ и,
соответственно, получать мотивацию к изучению предмета, т.е мы можем здесь говорить о
проектной задаче как способе формирования мотивации при изучении ИЯ.
Прежде всего хотелось бы выделить разницу между проектом и проектной задачей.
Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира, главным образом,
потому что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных
областей вокруг решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные
знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Только такой метод может привести
уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно
интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы с учётом
особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного
взаимодействия. На таких уроках всегда присутствует предмет обсуждения, разногласий,
споров. Данные уроки помогают формировать умения добывать знания, собирать
информацию, делать выводы, конкретизировать, анализировать, формировать языковую
компетенцию.
Языковая компетенция-совокупность конкретных умений, необходимых члену
языкового сообщества для речевых контактов и овладения языком как учебной
дисциплиной.
В основе проекта лежит проблема. Для решения этой проблемы обучающиеся должны
владеть коммуникативными, творческими умениями и т.д (напр., вести беседу, отстаивать
свою точку зрения, уметь собирать идеи в одно целое, находить несколько аргументов
решения проблемы и т.д. Проект всегда носит надпредметный характер, не вписывается в
урок, не должен выполняться дома в качестве домашнего задания.
Однако, более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в
начальной школе, выявил крайности, а именно, присваивание названия «проект» всему,
что только не делается. Переносить способы работы из основной школы, не подготовив
для этого почву, неэффективно и, как правило, вредно. И здесь приходят на помощь
проектные задачи. По системе Эльконина-Давыдова вводится с 1-3 классы. Проектная
задача является подготовкой к проектной деятельности.
На примере УМК В.П. Кузовлева (английский язык) мы отмечаем, что понятие «проектная
деятельность» вводится с 5 класса.
Проектная задача носит принципиально групповой характер. Это задача, в которой через
систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий,
направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка
результата («продукта»). Проектная задача должна решиться «здесь и сейчас», но может
быть растянута на несколько уроков.
В начальной школе система заданий носит упорядоченный характер. В 4-5 классах
целесообразно использовать вместо этого неупорядоченный набор, в этом случае дети
сами строят свою «стратегию» решения задачи. Такая форма проектной задачи является
наиболее приближённой к собственно проекту.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения задачи
учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и
требуемых для их выполнения данных.
А.Б. Воронцов, В.Заславский (М., «Просвещение», 2010): «Проектная задача
ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и
приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию
приближенных к реальным. «…» Итогом решения такой задачи всегда является реальный
продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представлений в
виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. «…» Проектные задачи могут быть
как предметными, так и межпредметными. Главное условие-возможность переноса
известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую
ситуацию, где итогом будет детский продукт».
Особенности проектной задачи (Л.М. Рябец):
1.
«межпредметность» (иногда даже «надпредметность»);
2.
необходимость применения своих умений и знаний для действия в нестандартных
ситуациях, не имеющих однозначного решения;
3.
применение интегрированных знаний в изменённых условиях.
Цель проектной задачи - раздвинуть границы учебного предмета, помочь в
формировании компетентности, а иногда - диагностировать её наличие в какой-то
одной области (многопредметные проектные задачи) или нескольких, совсем
необязательно смежных областях.
Признаки проектной задачи:
1.
начинается с проблемы, которая представляет интерес для обучающихся;
2.
имеет общий сюжет, описывающий результат из жизни;
3.
состоит из нескольких взаимосвязанных заданий, решение которых позволит
справиться с заявленной проблемой;
4.
предполагает использование набора известных и открытия неизвестных детям
способов действия;
5.
собирает в последнем задании всё то, что выполнила группа в предыдущих
заданиях.
Виды проектных задач:
- стартовые предметные
- итоговые предметные
- обучающие тематические
- межпредметные
- межвозрастные
Преимущества метода проектных задач.
Учитель
Ученик
1. Профессиональное творчество, личное
профессиональное участие в процессе
модернизации российского образования.
2. Изменение в стиле взаимоотношений
учителя и детей (доверие, уважение,
интерес к детям.
3. Учитель занимает на уроке позицию
наблюдателя (возможность диагностировать
имеющиеся в активе у детей знания,
проверить эффективность своей
предыдущей работы и скорректировать её).
1. Больше возможностей для самооценки и
самостоятельного планирования учебных
действий.
2. Осознанное отношение к учёбе, т.к
решаются жизненно важные задачи.
3. Ликвидируется один из главных
недостатков современной российской
школы - оторванность получаемых детьми
знаний от требований современной жизни.