Автор: Ермаков Виктор Васильевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ школа 52
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИДЕРСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ."
Раздел: полное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИДЕРСТВА НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В.В.Ермаков, преподаватель
Личности, а не принципы движут эпохой.
Оскар Уайльд
В
правительственных
документах,
определяющих
стратегические
направления
модернизации российского образования, ставится вопрос о достижении нового качества общего
образования.
Потребность
в
новом
качестве
образования
возникла
в
связи
с
тем,
что
приобретённые знания используются студентами только в контексте учебной дисциплины, а не
в
различных
ситуациях
реальной
жизни.
Это
усилило
необходимость
переориентировать
образование
с
овладения
большим
запасом
невостребованных
знаний
на
формирование
компетенций,
обеспечивающих
успешную
социализацию
выпускников.
Для
успешной
социализации, проявления конкурентоспособности на рынке труда в современных условиях
человеку вообще и выпускнику в частности необходимы следующие качества:
Умение защищать свои интересы;
Умение самостоятельно обучаться;
Умение брать на себя ответственность;
Умение планировать и реализовывать свои планы;
Способность работать с разными формами предоставления информации;
Умение устанавливать бесконфликтные отношения, работать в группе и т.д.
Уровень
социальной
и
культурной
зрелости
выпускника,
степень
проявления
его
способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире - важнейший
критерий
качества
полученного
им
образования.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт призван создать нормативные условия для реализации основной цели
(миссии) средне-специального образования. В качестве методологической основы стандарта
второго поколения заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм
деятельности студента, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей
жизни. У современного студента должна быть сформирована компетентность по обновлению
компетенций. Т.е. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению,
обновлению новых компетенций.
Среди социально–педагогических условий, объективно способствующих развёртыванию
лидерского потенциала личности в процессе её становления в образовательной среде, следует
выделить
физическую
культуру.
Базовым
результатом
образования
в
области
физической
культуры
является
освоение
студентами
основ
физкультурной
деятельности.
Кроме
того,
предмет
«Физическая
культура»
способствует
развитию
личностных
качеств
и
является
средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Исходя
из этого, мы определили цель образовательного процесса на уроках физической культуры как
создание условий для включения студентов в деятельностное обучение, изменение акцентов в
учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие за счёт уменьшения доли
репродуктивной
деятельности,
оказание
им
помощи
в
самоопределении,
поддержки
в
выявлении и реализации индивидуальных возможностей. Это может быть достигнуто через
использование технологии лидерства на занятиях и вовлечение студентов в деятельностное
обучение с помощью решения следующих задач:
развивать умения в организации и управлении группой на занятиях,
развивать коммуникативные и рефлексивные умения,
развивать умения наблюдать, определять ошибки и пути их устранения,
развивать умения работать в группе.
Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его
существования. Везде, где собирается группа, состоящая более чем их двух человек, может
возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Лидер - это личность, за
которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные
решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности
всей группы. В качестве базовых элементов лидерского потенциала личности И.В. Дрыгиной
выделяются:
Лидерские
потребности
–
в
персонализации,
самовыражении,
признании,
влиянии, достижении, уважении, общении, а также желание и стремление занимать ведущее
положение в группе.
Лидерские
возможности
–
способности
управлять,
организовывать,
анализировать, влиять и др.
Лидерские
ценности
–
ценность
позитивных
отношений
между
субъектами
образовательного
процесса,
ценность
конструктивных
групповых
отношений,
ценность
достижения познавательно – профессиональных целей и др.
Средства
–
(социально
–
педагогические)
условия
образовательной
среды,
объективно способствующие развёртыванию лидерского потенциала личности в процессе её
становления и субъективно ею принятые.
Задача преподавателя – помочь студентам научиться работать в группе, доброжелательно
относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, умение предупреждать
и разрешать конфликты.
Мы решили воплотить это с помощью ресурсных карт. Ресурсная карта – это компактная
«методичка» самостоятельной деятельности лидера, когда от него требуется понимание цели
задания
и
способность
организовать
группу
к
выполнению
этого
задания.
Качественный
результат
работы
лидера
и
его
группы
определяется
тем,
насколько
лидер
способен
демонстрировать свои умения в организации и планировании своих действий и действий
группы, умения лидера применять разные способы коммуникации и, наконец, уметь оценить
свою работу и работу группы.
Нами используются ресурсные карты при проведении подготовительной части урока
(разминка),
строевых
упражнений,
подвижных
и
спортивных
игр
и
при
измерении
антропометрических показателей.
На первых занятиях мы изучаем алгоритм действий, которые должен выполнить лидер
при организации группы для выполнения простого задания. Например, переместить группу из
одной точки зала в другую строевым шагом. Важно, чтобы каждый студент попробовал себя в
роли лидера группы.
Для проведения разминки группе предлагается набор упражнений. Они должны выбрать
те, которые соответствуют заданию, например для разминки мышц тела.
Карта представляет собой двусторонний планшет: на лицевой стороне представлены
цель,
описание
содержания
задания,
комментарии
методического
характера.
На
обратной
стороне карты предлагается алгоритм действий для разных ситуаций. Например, если при
проведении игры нарушались правила, то, что нужно сделать, чтобы это исправить. Если игра
была
успешной
(группа
справилась
с
заданием),
то
нужно
перейти
к
следующей
игре.
Практические задания в ресурсных картах даны в иллюстрациях, описаниях или же изображены
в схемах. Особая часть (в конце карты), развивающая у обучающихся умения наблюдать и
оценивать ключевые моменты выполнения заданий, представлена вопросами для обсуждения с
группой и вопросами к лидеру. Обсуждение совместных действий по окончанию занятия
организует
преподаватель,
и
здесь
важно
создать
обстановку
позитивного
разговора,
при
котором
каждый
участник
имеет
возможность
говорить
личные
впечатления.
Любое
критическое мнение должно быть оформлено девизом: «Что можно улучшить?».
Для
оценки
личностных
достижений
обучающихся
используется
«Портфолио»,
в
котором
отражаются:
уровень
физической
подготовленности,
участие
в
спортивных
и
общественных мероприятиях, проведение занятий и спортивных соревнований обучающимся,
самооценка личных достижений, рейтинговая оценка. Рейтинг выстраивается по итогам участия
в мероприятиях и проведения занятий, учитывается уровень физического развития. За участие в
окружных, городских и т.д. мероприятиях добавляются баллы, за занятые призовые места баллы
удваиваются.
Идея поддержки самостоятельной работы обучающихся с помощью различных учебных
пособий не нова, она давно и успешно применяется в обучении. Мы ставили основной задачей
создать универсальный практический ресурс, который бы не инструктировал ученика в его
самостоятельной
работе,
а
побуждал
к
поиску
и
анализу
правильных
действий
через
планирование и организацию, наблюдение и оценивание собственных поступков.
Преимуществами использования технологии лидерства на уроках физической культуры
являются:
учёт возрастных интересов, потребностей студентов (в том числе в социально
значимых видах деятельности);
возможность
включения
в
обучение
значительного
количества
студентов(на
добровольной основе);
практическая
направленность
обучения
(приобретение
конкретных
организаторских умений и навыков);
многообразие видов, форм культуротворческой и спортивной деятельности, в том
числе досуговой;
игровая форма проведения.
Стратегия
реализации
технологии
лидерства
предполагает,
что
по
мере
реализации
изменится
отношение
студентов
к
учебному
процессу,
развитие
способности
управлять
группой,