Напоминание

Урок-учебное исследование по теме "Фотосинтез"


Автор: Худык Ирина Викторовна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ Кордовская СОШ №14
Населённый пункт: с.Кордово, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок-учебное исследование по теме "Фотосинтез"
Раздел: полное образование





Назад




Худык Ирина Викторовна

Учитель биологии и химии

МБОУ Кордовская СОШ №14

Курагинского района

Урок-исследование

по

теме

«Фотосинтез»

как

способ

формирования

метапредметных результатов.

Аннотация

Урок-исследование

имеет

структуру,

которая

соответствует

этапам

учебного исследования. Для организации учебной деятельности используются

приёмы, мотивирующие к познанию, формирующие умения видеть проблему,

осуществлять

поиск,

преобразование

и

интерпретацию

информации,

использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Ключевые

слова: метапредметные

результаты,

исследование,

поиск,

анализ,

оценка информации.

Одна

из

задач

современного

школьного

образования

-

формование

метапредметных результатов. Одним из эффективных способов решения этой

задачи является поведение уроков с элементами учебного исследования. Такой

урок имеет структуру, которая соответствует этапам учебного исследования. На

каждом этапе с помощью определённых методов учащиеся осваивают умения и

навыки исследовательской деятельности.

Тип урока – урок открытия новых знаний;

Форма урока – учебное исследование;

Ожидаемые результаты:

1)

Предметные:

формирование

представления

учащихся

о

сущности

и

значении процесса фотосинтеза;

2)

Метапредметные: развитие умений исследовательской деятельности;

3)

Личностные: формирование научного мировоззрения учащихся.

Урок может быть проведён в 9 – 10 классах для изучения курса «Биология.

Общая биология» по примерным программам основного и

среднего общего

образования на базовом и профильном уровне обучения как один из уроков для

изучения процесса фотосинтеза. Урок предполагает использование учебных

пособий

и

дидактических

материалов,

для

учащихся

разных

авторов.

Технологическая карта урока разработана в соответствии с компетентностным

подходом в образовании. [4, 110]

Компетентностно-ориентированный урок

отличается

созданием

условий,

способствующих

развитию

учащихся

через

выполнение

практической

деятельности

и

формированию

компетенций:

информационной, учебно-познавательной, коммуникативной.

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

9, 10

Тема

Фотосинтез

Место урока в теме

Вводный

Тип урока

Открытие новых знаний

Форма

Учебное

исследование

Цели

урока

по

формируемым,

ожидаемым

результатам

Учебные приёмы и методы обучения

Предметные

Различать

и

называть

исходные

вещества,

продукты

и

условия

процесса,

фазы

ф ото с и н т е з а ;

выражать

сущность

проце сс а

х и м и ч е с к и м

у р а в н е н и е м ;

определять

глобальное

значение

фотосинтеза

для

жизни

на

земле.

формирование

п р ед с т а вл е н и я

учащихся

о

сущности

и

значении

процесса фотосинтеза

Учебные

приёмы:

подводящий

диалог,

проблемная

с и туа ц и я ,

компетентностно-ориентированные

з а д а н и я ,

п р и ё м

р е фл е кс и и

-

рефлексивный тест.

Методы:

проблемные

ситуации,

частично-поисковый.

Метапредмет

ные

Информационные:

осуществлять

п о и с к ,

п р е о б р а з о в а н и е ,

использование

информации

для

решения учебных задач.

Учебно-познавательные:

освоить

у м е н и я

и с с л е д о в а т е л ь с к о й

деятельности;

Коммуникативные: уметь работать

в группе, представлять свою точку

Оборудование

У ч е б н ы е

п о с о б и я

а вт о р о в

в

соответствии

УМК

с

описанием

процесса фотосинтеза.

Р а з д а т о ч н ы й

м а т е р и а л : схема

эксперимента

«Дыхание

растений»,

схема процесса фотосинтеза.

зрения.

Личностные

Ф о р м и р о в а н и е

н а у ч н о г о

мировоззрения учащихся.

Формы

организации

деятельности

учащихся:

коллективная,

групповая,

индивидуальная.

Этапы урока -

этапы

исследования

Учебные приёмы

Метапредметные

результаты

У ч е н и к

и м е е т

возможность

научиться

Деятельность

учащихся

и

формы

организации

1.

Актуализация

исследования

Определение

темы урока

Биология – наука, которая позволяет

делать

открытия

и

разгадывать

тайны

жизни

в

окружающем

нас

мире. Для этого надо научиться

«…

В

одно

мгновенье

видеть

Вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В едином миге – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка».

Уильям Блейк

*Какой

биологический

процесс

связывает цветок с небом, растение

с космосом?

Адекватно

использовать

речевые средства для

д и с к у с с и и

и

аргументации

своей

позиции,

сравнивать

разные точки зрения,

от с т а и ват ь

с в о ю

позицию.

Коллективная

работа.

Высказывают

своё мнение.

2.

Инициализац

ия

познавательно

й

деятельности

В тетради по биологии

имеется

схема

эксперимента

«Дыхание

растений». [3] (Приложение 1)

О б ъ я с н и т е

р е з у л ь т а т ы

эксперимента.

Как связаны между собой дыхание

и фотосинтез?

Н а б л ю д а т ь

и

объяснять

результаты

эксперимента,

доказывать,

защищать свои идеи.

Групповая

р а б от а

и л и

индивидуальн

ая на выбор.

Анализируют

результаты

эксперимента.

Объясняют

их.

Д е л а ют

выводы.

3. Постановка

проблемы,

проблемного

в о п р о с а

и

выдвижение

1.

Какие

веще ства

р а с т е н и я

используют для фотосинтеза?

2.Такие же вещества мы используем

для

приготовления

газированной

воды.

У м е т ь

в и д е т ь

проблему,

ставить

вопросы,

выдвигать

гипотезы.

Групповая

или

коллективная

работа.

Составляют

гипотез

Н

2

О

+

СО

2

Н

2

СО

3

,

реакция

обратимая. [1, 96]

*Почему

результат

фотосинтеза

другой и чем он отличается?

Фиксирует гипотезы.

суммарное

уравнение

фотосинтеза.

Предлагают

версии.

4.

Планирование

исследования

*Организуйте

исследование

для

проверки версий. Определите:

1) Цель исследования;

2) Объект и предмет исследования;

3)

Какие

источники

информации

можно использовать;

Для

фиксирования

результатов

и с с л е д о в а н и я

п р е д л а г а ю

использовать схему. [2, 24]

(Приложение 2)

*Форма предъявления результатов –

ответ

на

проблемный

вопрос

и

общее уравнение фотосинтеза.

Планировать

деятельность,

определять

методы

исследования,

источники

информации

Индивидуаль

н а я

и

групповая.

5. Проведение

исследования

Учитель

оказывает

необходимую

помощь.

Находить

научную

и н ф о р м а ц и ю

в

тексте

у ч е б н и к а ,

анализировать,

преобразовывать

и н ф о р м а ц и ю

и з

о д н о й

ф о р м ы

в

другую;

Делать

выводы

и

заключение

Самостоятель

ная работа;

Групповая.

Работают

над

изучением

информации.

Заполняют

схемы.

Формулируют

заключение.

6 .

А н а л и з

результатов

исследования.

Учитель

организует

обсуждение

результатов исследования.

Представлять

результаты

исследования, делать

заключение.

Представляют

результаты

р а б о т ы

комментарий

к

с х е м е ,

заключение.

7 .

С и н т е з

нового знания

Используя результаты проведённого

исследования, суммарное уравнение

Определять

области

применения

В

г р у п п е

обсуждают и

фотосинтеза определите глобальное

значение фотосинтеза для жизни на

Земле.

результатов

исследования

формулируют

выводы.

8.

Рефлексия

деятельности

У ч и т е л ь

п р е д л а г а е т

в о с п о л ь з о в а т ь с я

п р и е м о м

незаконченных

предложений

и

выполнить рефлексивный тест.

Оцени + или –

1)

С м о г

л и

т ы

п о н я т ь

и н ф о р м а ц и ю

н ау ч н о г о

текста?

2)

С м о г

л и

и с п о л ь з о в а т ь

информацию для заполнения

схемы?

3)

Смог ли ты сформулировать

своё мнение, свою версию?

4)

Смог

ли

выбрать

лучшую

для себя форму организации

работы?

Анализировать

умения и результаты

исследовательской

деятельности.

Высказывают

м н е н и е

о

проведённом

исследовании.

Литература

1.

Агафонова И.Б. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: рабочая

тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология:

Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» - М.: Дрофа, 2016.

2.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии.

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.

3.

Пасечник

В.В.,

Снисаренко

Т.А.

Биология:

бактерии,

грибы,

растения:

Рабочая

тетрадь 6 класс - М.: Дрофа, 2001.

4.

Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. – Волгоград: Учитель, 2014.

Приложение 1. Схема эксперимента «Дыхание растений»

Приложение 2. Схема процесса фотосинтеза.



В раздел образования