Автор: Худык Ирина Викторовна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ Кордовская СОШ №14
Населённый пункт: с.Кордово, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок-учебное исследование по теме "Фотосинтез"
Раздел: полное образование
Худык Ирина Викторовна
Учитель биологии и химии
МБОУ Кордовская СОШ №14
Курагинского района
Урок-исследование
по
теме
«Фотосинтез»
как
способ
формирования
метапредметных результатов.
Аннотация
Урок-исследование
имеет
структуру,
которая
соответствует
этапам
учебного исследования. Для организации учебной деятельности используются
приёмы, мотивирующие к познанию, формирующие умения видеть проблему,
осуществлять
поиск,
преобразование
и
интерпретацию
информации,
использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Ключевые
слова: метапредметные
результаты,
исследование,
поиск,
анализ,
оценка информации.
Одна
из
задач
современного
школьного
образования
-
формование
метапредметных результатов. Одним из эффективных способов решения этой
задачи является поведение уроков с элементами учебного исследования. Такой
урок имеет структуру, которая соответствует этапам учебного исследования. На
каждом этапе с помощью определённых методов учащиеся осваивают умения и
навыки исследовательской деятельности.
Тип урока – урок открытия новых знаний;
Форма урока – учебное исследование;
Ожидаемые результаты:
1)
Предметные:
формирование
представления
учащихся
о
сущности
и
значении процесса фотосинтеза;
2)
Метапредметные: развитие умений исследовательской деятельности;
3)
Личностные: формирование научного мировоззрения учащихся.
Урок может быть проведён в 9 – 10 классах для изучения курса «Биология.
Общая биология» по примерным программам основного и
среднего общего
образования на базовом и профильном уровне обучения как один из уроков для
изучения процесса фотосинтеза. Урок предполагает использование учебных
пособий
и
дидактических
материалов,
для
учащихся
разных
авторов.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с компетентностным
подходом в образовании. [4, 110]
Компетентностно-ориентированный урок
отличается
созданием
условий,
способствующих
развитию
учащихся
через
выполнение
практической
деятельности
и
формированию
компетенций:
информационной, учебно-познавательной, коммуникативной.
Таблица 1.
Технологическая карта урока
Предмет
Биология
Класс
9, 10
Тема
Фотосинтез
Место урока в теме
Вводный
Тип урока
Открытие новых знаний
Форма
Учебное
исследование
Цели
урока
по
формируемым,
ожидаемым
результатам
Учебные приёмы и методы обучения
Предметные
Различать
и
называть
исходные
вещества,
продукты
и
условия
процесса,
фазы
ф ото с и н т е з а ;
выражать
сущность
проце сс а
х и м и ч е с к и м
у р а в н е н и е м ;
определять
глобальное
значение
фотосинтеза
для
жизни
на
земле.
формирование
п р ед с т а вл е н и я
учащихся
о
сущности
и
значении
процесса фотосинтеза
Учебные
приёмы:
подводящий
диалог,
проблемная
с и туа ц и я ,
компетентностно-ориентированные
з а д а н и я ,
п р и ё м
р е фл е кс и и
-
рефлексивный тест.
Методы:
проблемные
ситуации,
частично-поисковый.
Метапредмет
ные
Информационные:
осуществлять
п о и с к ,
п р е о б р а з о в а н и е ,
использование
информации
для
решения учебных задач.
Учебно-познавательные:
освоить
у м е н и я
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
деятельности;
Коммуникативные: уметь работать
в группе, представлять свою точку
Оборудование
У ч е б н ы е
п о с о б и я
а вт о р о в
в
соответствии
УМК
с
описанием
процесса фотосинтеза.
Р а з д а т о ч н ы й
м а т е р и а л : схема
эксперимента
«Дыхание
растений»,
схема процесса фотосинтеза.
зрения.
Личностные
Ф о р м и р о в а н и е
н а у ч н о г о
мировоззрения учащихся.
Формы
организации
деятельности
учащихся:
коллективная,
групповая,
индивидуальная.
Этапы урока -
этапы
исследования
Учебные приёмы
Метапредметные
результаты
У ч е н и к
и м е е т
возможность
научиться
Деятельность
учащихся
и
формы
организации
1.
Актуализация
исследования
Определение
темы урока
Биология – наука, которая позволяет
делать
открытия
и
разгадывать
тайны
жизни
в
окружающем
нас
мире. Для этого надо научиться
«…
В
одно
мгновенье
видеть
Вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В едином миге – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка».
Уильям Блейк
*Какой
биологический
процесс
связывает цветок с небом, растение
с космосом?
Адекватно
использовать
речевые средства для
д и с к у с с и и
и
аргументации
своей
позиции,
сравнивать
разные точки зрения,
от с т а и ват ь
с в о ю
позицию.
Коллективная
работа.
Высказывают
своё мнение.
2.
Инициализац
ия
познавательно
й
деятельности
В тетради по биологии
имеется
схема
эксперимента
«Дыхание
растений». [3] (Приложение 1)
О б ъ я с н и т е
р е з у л ь т а т ы
эксперимента.
Как связаны между собой дыхание
и фотосинтез?
Н а б л ю д а т ь
и
объяснять
результаты
эксперимента,
доказывать,
защищать свои идеи.
Групповая
р а б от а
и л и
индивидуальн
ая на выбор.
Анализируют
результаты
эксперимента.
Объясняют
их.
Д е л а ют
выводы.
3. Постановка
проблемы,
проблемного
в о п р о с а
и
выдвижение
1.
Какие
веще ства
р а с т е н и я
используют для фотосинтеза?
2.Такие же вещества мы используем
для
приготовления
газированной
воды.
У м е т ь
в и д е т ь
проблему,
ставить
вопросы,
выдвигать
гипотезы.
Групповая
или
коллективная
работа.
Составляют
гипотез
Н
2
О
+
СО
2
→
Н
2
СО
3
,
реакция
обратимая. [1, 96]
*Почему
результат
фотосинтеза
другой и чем он отличается?
Фиксирует гипотезы.
суммарное
уравнение
фотосинтеза.
Предлагают
версии.
4.
Планирование
исследования
*Организуйте
исследование
для
проверки версий. Определите:
1) Цель исследования;
2) Объект и предмет исследования;
3)
Какие
источники
информации
можно использовать;
Для
фиксирования
результатов
и с с л е д о в а н и я
п р е д л а г а ю
использовать схему. [2, 24]
(Приложение 2)
*Форма предъявления результатов –
ответ
на
проблемный
вопрос
и
общее уравнение фотосинтеза.
Планировать
деятельность,
определять
методы
исследования,
источники
информации
Индивидуаль
н а я
и
групповая.
5. Проведение
исследования
Учитель
оказывает
необходимую
помощь.
Находить
научную
и н ф о р м а ц и ю
в
тексте
у ч е б н и к а ,
анализировать,
преобразовывать
и н ф о р м а ц и ю
и з
о д н о й
ф о р м ы
в
другую;
Делать
выводы
и
заключение
Самостоятель
ная работа;
Групповая.
Работают
над
изучением
информации.
Заполняют
схемы.
Формулируют
заключение.
6 .
А н а л и з
результатов
исследования.
Учитель
организует
обсуждение
результатов исследования.
Представлять
результаты
исследования, делать
заключение.
Представляют
результаты
р а б о т ы
–
комментарий
к
с х е м е ,
заключение.
7 .
С и н т е з
нового знания
Используя результаты проведённого
исследования, суммарное уравнение
Определять
области
применения
В
г р у п п е
обсуждают и
фотосинтеза определите глобальное
значение фотосинтеза для жизни на
Земле.
результатов
исследования
формулируют
выводы.
8.
Рефлексия
деятельности
У ч и т е л ь
п р е д л а г а е т
в о с п о л ь з о в а т ь с я
п р и е м о м
незаконченных
предложений
и
выполнить рефлексивный тест.
Оцени + или –
1)
С м о г
л и
т ы
п о н я т ь
и н ф о р м а ц и ю
н ау ч н о г о
текста?
2)
С м о г
л и
и с п о л ь з о в а т ь
информацию для заполнения
схемы?
3)
Смог ли ты сформулировать
своё мнение, свою версию?
4)
Смог
ли
выбрать
лучшую
для себя форму организации
работы?
Анализировать
умения и результаты
исследовательской
деятельности.
Высказывают
м н е н и е
о
проведённом
исследовании.
Литература
1.
Агафонова И.Б. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: рабочая
тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология:
Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» - М.: Дрофа, 2016.
2.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
3.
Пасечник
В.В.,
Снисаренко
Т.А.
Биология:
бактерии,
грибы,
растения:
Рабочая
тетрадь 6 класс - М.: Дрофа, 2001.
4.
Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. – Волгоград: Учитель, 2014.
Приложение 1. Схема эксперимента «Дыхание растений»
Приложение 2. Схема процесса фотосинтеза.