Автор: Гончарова Светлана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: г. Унеча, Брянская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Морфемика"
Раздел: полное образование
Урок-путешествие на тему «Морфемика» в 5 классе
Цели урока:
1.Повторить:
- что такое морфема;
- известные части слова и их определения;
-изученные по теме орфограммы.
2. Продолжить работу над формированием умений:
-находить однокоренные слова;
-отличать формы слова и родственные слова;
-определять грамматическое значение слова по окончанию;
-выделять части слова и проводить морфемный разбор;
-правильно записывать слова на изученные орфограммы;
3.Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся.
4.Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к
предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Мобилизующий этап)
У: Для чего мы пришли на урок?
Вспомним наш девиз
Наш девиз: Орешек знанья твёрд,
Но всё же мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: (закончить четверостишие)
«Хотим всё знать!»
Работа с тетрадями: запись числа, классная работа
2. У: Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос нам поможет
следующее задание:
мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые
буквы в пустые клеточки.
Пишем столбиком ответы
Вопросы:
1. Часть речи, которая может употребляться вместо имён существительных.
(местоимение)
2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и произношению, но
совершенно разные по лексическому значению (омонимы)
3. Как называются предложения, в которых кроме главных есть и второстепенные
члены предложения. (распространённые)
4. Наука, изучающая звуки речи (фонетика)
5. Число, противоположное множественному числу. (единственное)
6. Наука, изучающая слово как часть речи. (морфология)
7. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный)
8. Название знака препинания, который ставится в предложения, выделяя прямую
речь. (Кавычки)
9. Слова противоположные по лексическому значению (Антонимы)
У: В итоге сложилось слово МОРФЕМИКА.
10. По горизонтали: раздел науки о языке, изучающий правописание слов
(Орфография) ИТОГИ - САМООЦЕНКА
Итак, у нас последний урок в этом разделе.
- Составим проект урока!
- Что мы должны сделать сегодня на уроке?
Ответы учащихся:
- Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика»
- Повторить орфограммы, изученные в разделе;
- повторить разбор слова по составу;
- подготовиться к контрольной работе.
Работа со слайдом
Начнём со словарной работы
ГРАМОТЕЙ
- Что обозначает это слово? (грамотный человек)
- Просклоняем слово (грамотея, грамотею), разберём по составу
- Подберём однокоренные слова (грамотный, грамота, безграмотный, неграмотный,
грамотка)
Предлагаю записать эпиграф нашего сегодняшнего урока.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей*
Делать слово из частей!
Задание:
Выполнить синтаксический разбор 1и 3 предложений.
- выписать формы слова из данного текста (части – частей, слово – слово)
- подберите однокоренные слова к слову «слово» (словарь, бессловесный, словарный,
словесник, благословить)
ЗАДАНИЕ: «Конструктор» Составить слова из частей.
раз и ть ся
по ГОВОР щик ый
вы ник а
с чив
по ок
за лив
к
(Разговор, разговорить, разговориться, поговорка, поговорить, выговор, выговорить,
выговориться, сговор, сговориться, поговорка, разговорчивый, сговорчивый,
говорливый, разговорник, говорок, заговорщик, заговор, заговорить, заговориться) 20
слов
(Считаем слова, проставляем баллы)
Самое главное, для чего мы изучаем морфемику, - научиться правильно производить
морфемный разбор. Проверим, как вы умеете разбирать слова.
Слова взяты из диктанта, который мы с вами пишем на следующем уроке.(1 учащийся
у доски)
Задание
Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограмму.
Заросли, бесшумно, впереди, листьях, расположился, свистеть, показались,
медвежонок, малинник, медведица, объяснишь, сыночком.
Взаимопроверка
(Считаем слова, проставляем баллы)
Выполните «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР»
(Добавьте баллы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Море волнуется - раз,
море волнуется - два,
Море волнуется - три,
Фигура КОРЕНЬ – замри (учащиеся показывают фигуру КОРЕНЬ, то же самое с
фигурами ОКОНЧАНИЕ, ПРИСТАВКА и т.д.)
Ребята рассаживаются по 4 группам .
Остановка «Офографическая»
- Вспомним, что такое орфография?
- Докажите, что большая часть орфограмм связана с морфемикой.
/Ответ: чтобы правильно написать слово необходимо знать его состав: приставку,
корень, суффикс, окончание/
Вспомним, какие правила правописания мы изучали в разделе «Морфемика»
- правописание неизменяемых приставок,
- правописание приставок на З и С,
- правописание корней с чередованием ЛАГ – ЛОЖ,
- правописание РАСТ, РАЩ – РОС,
- правописание О-Ё после шипящих,
- правописание И-Ы после Ц
Остановка «Угадай-ка»
Учитель загадывает И-Ы после Ц
Артист цирка – циркач
Устаревшее название парикмахера – цирюльник
Птенчик курицы – цыплёнок
Точная выдержка из какого-либо текста- цитата
Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой- цыкнуть
Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах- циркуль
Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины-
цитрусовые
Болезнь дёсен, которая выражается в нехватке витаминов – цинга
в древнегреческой мифологии одноглазый великан – циклоп
высокая твёрдая шляпа с небольшими полями – цилиндр
спортивный кружок – секция
хорошо поставленная речь - дикция
Загадывают другой команде лексическое значение, а все отгадывают слово с
изученной орфограммой.
ПРИСТАВКИ НА З и С
1. Уроки, расставленные в определённом порядке – расписание
2. Время суток, когда восходит солнце – рассвет
3. Ускоренный бег спортсмена перед прыжком – разбег
4. Полученное сообщение – известие
5. Отсутствие порядка – беспорядок
6. Как называется предложение, которое читается с особой повышенной интонацией –
восклицательное
РАСТ - РОС
1. Молодой побег растения - отросток
2. Специалист по выращиванию растений - растениевод
3. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет - подросток
4. Количество лет от рождения - возраст
5. Увеличение, прибавление в количестве - прирост
6. Недавно появившийся из семени стебелёк- росток
ЛАГ-ЛОЖ
1. Синтаксическая единица, в которой выражена законченная мысль – предложение
2. Вид работы по развитию речи, при которой нужно написать по памяти
предложенный текст – изложение
3. Часть речи, которая обозначает признак предмета – прилагательное
4. Арифметическое действие, при котором складываются цифры – сложение.
5. Как называются цифры, которые нужно сложить – слагаемые
6. Составить в определённом порядке - расположить
О-Ё после шипящих
1. Волосы, падающие на лоб – чёлка
2. Водитель – шофёр
3. Насекомые, собирающие мёд - пчёлы
4. Семя дуба – жёлудь
5. Плоды колючего кустарника – крыжовник
6. Головной убор, пришитый к кофте или верхней одежде – капюшон
(Командир группы оценивает работу каждого члена группы. Считаем слова,
проставляем баллы)
Этап проверки ЗУН – решение тестов.
Выставление оценок за тесты.
Рефлексия. Ответить вопросы на слайде.
Проверка, выставление оценок
Подводим итоги урока.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вместе всё- стоит теперь в журнале
( оценка)
Поставьте оценку себе и мне!
Почему вы так оценили!
Вопрос классу: «Ребята, а как вы оцениваете свою работу. Работу в группе и каждого
отдельно?»
Рефлексия:
- Ребята, мы сегодня поиграли, но не просто поиграли, а и повторили всю тему
«Морфемика», а теперь, если вам было скучно, плохо, не интересно – присядьте, если
хорошо, интересно – поднимите руки, а если очень хорошо, все понравилось,
интересно – поднимите руки и хлопните в ладоши.
- Молодцы! Работали все очень хорошо! Победили сегодня все!