Автор: Жигайло Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-Д/сад № 116" г.Сыктывкара
Населённый пункт: город Сыктывкар, республика Коми
Наименование материала: Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет.
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков Л - Р.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад №116» г.Сыктывкара
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми 5 – 6 лет.
Звуковая культура речи:
дифференциация звуков Л – Р.
Составила: воспитатель гр.5
Жигайло Елена Михайловна
г.Сыктывкар - 2018 г.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в
старшей группе по развитию речи (звуковая культура речи).
Дифференциация звуков Л – Р.
Тема: «Космос».
Форма проведения: Игра – путешествие.
Цель: упражнять детей в различении звуков Л – Р в словах, фразовой речи;
учить слышать звук в слове, определять его позицию; называть слова на
заданный звук.
Материал: карта
с
изображением
космической
системы,
плакаты
с
изображением планет, зеркала, две куклы, мяч, Д/И «Собери цветок».
Ход ООД:
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся.
Ребята, у вас хорошее настроение сегодня? Если не у всех, то давайте
его улучшим!
Псхогимнастика: «Улыбка».
В круг скорее соберемся,
Вместе за руки возьмемся,
Мы друг другу улыбнемся!)
У всех теперь хорошее настроение?
Я
предлагаю
вам
отправиться
в
путешествие,
а
куда…мы
сейчас
узнаем.
Отгадайте загадку:
Океан
бездонный,
океан
бескрайний,
безвоздушный,
темный
и
необычайный.
В
нем
живут
вселенные,
звезды
и
кометы,
есть
и
обитаемые может быть планеты. (Космос).
- Правильно, мы оправимся с вами в космос.
Ребята, кто знает, что за знаменательная дата 12 апреля скоро будет?
(День космонавтики).
- А как называются люди, которые путешествуют в космосе?
(Космонавты).
- Правильно. А подскажите мне, на чем можно совершить космическое
путешествие?
(На ракете).
- Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно завести
мотор у ракеты. Для этого нужно сделать гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика:
- «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот, широким передним краем
языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз).
- «Гармошка» (улыбнуться, приоткрыть рот, прижать широкий язык к
верхнему небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в
улыбке).
-
«Трубочка»
(вытянуть
сомкнутые
губы
вперед
трубочкой
и
удерживать так (на счет до 10).
Молодцы ребята. Теперь мы готовы завести мотор и лететь в космос.
3. Игра «Полет в космос»
- Как звучит мотор у ракеты? (р-р-р-р…).
- Завели мотор, полетела ракета далеко, ее не видно и только слышен
гул: (л-л-л-л….).
Полетели:
Один, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли,
Улетаем в космос мы,
На Орбите повесим
И к планетам поспешим…
- Вот и прилетели мы на планету. А на какую….мы сейчас узнаем,
отгадав загадку:
Это красная планета по соседству с нами,
И зимой и даже летом мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори, лед не сверху, а внутри.
(Марс)
- Правильно. Это Марс.
Какой звук мы слышим в этом слове? (Р)
Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?
(в середине).
Смотрите, тут какой-то конвертик на планете. Наверно инопланетяне
оставили. Давайте посмотрим, что же в нем?
Нужно выполнить задание, а то не улетим дальше. Но сначала уточним
как как произносится звук Р и Л.
4. Чистоговорки:
Ла-ла-ла – лопата и пила,
Ра-ра-ра – высокая гора,
Ло-ло-ло – как на солнышке тепло,
Ру-ру-ру – коза грызет кору,
Ло-ло-ло – мы приехали в село,
Ры-ры-ры – прилетели комары.
- Какие вы молодцы и теперь мы смоем отправиться дальше.
- Вот мы прилетели на другую планету, а на какую….мы узнаем сейчас.
Загадка:
У далекой крохотной планеты
Нет статуса большой планеты,
Что, обидевшись, она,
В телескопы не видна.
(Плутон).
- Правильно. Это Плутон.
Какой звук мы слышим в этом слове? (Л)
Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?
(в середине).
Смотрите, и тут какой-то конвертик лежит. Давайте посмотрим, что же
в нем? Снова задание. Справимся ребята?
(Да).
5. Игра «Назови слово» (с мячом)
Дети
встают
в
круг
(воспитатель
бросает
мяч
ребенку
и
просит
называть слово на заданный звук Л или Р).
- Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Мы можем лететь
дальше.
- Очутились мы на другой планете и вам снова придется отгадать
загадку, чтобы узнать, на какой мы планете.
Загадка:
Пышный, газовый титан,
Брат Юпитера и франт,
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран).
- Молодцы! Отгадали загадку и это действительно Уран.
Какой звук мы слышим в этом слове? (Р)
Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?
(в середине).
- Смотрите, ребята, а здесь сидят 2 человечка. Наверно они, как и мы
путешествуют
по
планетам.
Ой,
а
у
них
какой-то
беспорядок
тут.
Лепесточки
разбросаны
вокруг.
Наверно
они
не
могут
собрать
их.
Чувствую, что им нужна наша помощь. Поможем им собрать?
(Дааа).
6. Д/И «Собери цветок».
Дети подбирают листочки с картинками на заданный звук Л и Р.
Произносят слово и называют звук и его местоположение в слове.
- Молодцы, ребята. Я просто горжусь вами. Вы и с этим заданием
справились.
- А сейчас нам пора возвращаться домой.
Полетели? (Да)
Игра «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли, долетаем до луны,
На Орбите повесим,
И опять домой спешим.
- Вот мы и прилетели. А на нашу ли планету мы прилетели? Сейчас
узнаем.
Загадка:
Голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…Земля!
- Верно, ребята. Вы правильно отгадали загадку. Это действительно
наша планета.
Какой звук мы слышим в этом слове? (Л)
Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце слова?
(в середине).
- На этом наше путешествие закончилось.
Рефлексия:
- Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что было интересного в нем?
- Какое задание было самым трудным?
- Как вы думаете, вы хорошо справились с заданиями?
- Хотели бы вы снова отправиться путешествовать в космос?
-Ребята,
я
горжусь
вами.
Вы
молодцы
и
мне
очень
понравилось
путешествовать вместе с вами.