Автор: Патанина Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "Центр образования"
Населённый пункт: город Чапаевск Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой "Служба спасения"
Раздел: дошкольное образование
Конспект руководства
сюжетно-ролевой игрой
«Служба спасения»
I. Задачи руководства:
1)
формировать
представление
об
опасных
для
человека
жизненных
ситуациях и способах поведения в них:
- закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом
игры;
- использовать атрибуты, строительный материал, карты, схемы;
-
расширить
представление
о
профессиях
спасателей,
медицинских
работников,
работников
средств
массовой
информации
(корреспондент,
оператор);
-
продолжать
работу
по
обогащению
словаря:
снаряжение,
эвакуация,
техника;
- закрепить знания о том, что в случае необходимости, нужно звонить по
телефону: «01», «02», «03»;
2) формирование игровой деятельности:
а/
развивать
сюжет
на
основе
знаний,
полученных
при
восприятии
окружающего;
б/ обучение игровым действиям (распределение ролей, подбор атрибутов,
оборудование места игры, формирование положительных взаимоотношений
между детьми в процессе игры);
3)формирование умения вести диалог с воспитателем и сверстниками;
4) воспитание таких качеств, как сочувствие, отзывчивость и доброта.
II. Подготовка к игре:
приёмы, направленные на обогащение впечатлений:
Занятия, беседы, дидактические игры, ознакомление с техникой, помогающей
в экстренных ситуациях. Рассматривание
и л л ю с т р а ц и й
п о
т е м а м
э к с т р е м а л ь н ы х
с и т у а ц и й .
Показ
медицинской
сестрой
правильного
оказания
первой
медицинской
помощи.
Создание и решение с детьми проблемных ситуаций:
" к а к
б ы
т ы
п о с т у п и л ? " ,
" ч т о
д е л а т ь
е с л и . . . " .
Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах
предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими
приборами).
2) составление плана-сюжета:
Сюжет
ы
Роли
Атрибуты
Игровые
действия
Речевые
обороты
Спасатели
Спецодежда
Вызов по
тревоге.
Спасение
пострадавших.
-Готова. Кому
нужна помощь?
- Потому что нам
придётся
добираться до
пострадавшего по
тонкому льду, а на
машине это опасно.
- Держись, мы тебе
сейчас поможем. Не
бойся, всё будет
хорошо.
- Готова. Где нужна
наша помощь?
- Нам нельзя
бояться. В
спасатели идут
работать только
смелые люди. Зверя
мы поймаем сеткой,
сделаем ему
снотворный укол и
отправим снова в
зоопарк.
-Нам поможет
прибор , который
улавливает сигнал
по спутнику. У
животного на шее
есть чип, который и
подскажет где он
находится.
-Нам поможет
прибор , который
улавливает сигнал
по спутнику. У
животного на шее
есть чип, который и
подскажет где он
находится.
Бригадир
Осмотр места
происшествия.
-К выполнению
задания
Распределени
е
спасательных
работ.
приступить. Взять
необходимое
сооружение:
верёвку,
спасательный пояс.
Едем на вездеходе
«Буран».
-Берём всё
необходимое.
Поехали.
Диспетчер 1
-Алло!
- Служба спасения
слушает!
-Что случилось?
-Назовите адрес?
-Не волнуйтесь, мы
вам поможем.
- На улице
Котовского
произошёл обвал
дома.
Диспетчер 2
-Внимание!
-Бригада на вызов
готова?
-На берегу пруда
попал в полынью
ребёнок.
- Внимание!
Внимание! Бригада
на выезд готова?
-Мы прибыли на
место обвала дома,
есть пострадавшие.
-В первую очередь
надо расчистить
завалы.
Сопутствующие сюжеты
Водитель
скорой
помощи
Жилетка,
кепка,
машина,
руль,
Отвозит в
больницу
пострадавших
для
дальнейшего
обследования
-В какую больницу
везём больного.
Врач и
медсестра
Халаты,
аптечка,
Оказывает
первую
У него сильное
переохлаждение,его
носилки,
помощь
пострадавшим
.
(врачи
накладывают
шину на ногу
и фиксируют
повязкой)
надо согреть и
осмотреть
Потерпите.
Вам сейчас станет
лучше.
Успокойтесь, всё
самое страшное
позади.
- Алло! Служба
спасения слушает.
Что у вас
случилось?
Назовите адрес. Я
высылаю вам
бригаду на помощь.
Строители
(прораб,
каменщик и
плотник)
Каски,
строительны
е
инструменты.
Строят дом.
-Поднимай кирпич.
-Мешай раствор.
-Сегодня строим
третий этаж.
Оператор
Видеокамера
Снимает
репортаж.
-Внимание, идёт
съёмка.
-Всё, снято.
Корреспондент
Микрофон,
бейджик.
Задаёт
вопросы всем
участникам
игры.
Внимание!
Внимание!
Я веду репортаж из
диспетчерской
штаба " Службы
спасения". Задаю
первый вопрос
диспетчеру:
"Скажите, как часто
вам поступают
звонки с просьбой о
помощи? Кто чаще
к вам обращается
взрослые или дети?
- А вот и первый
звонок.
-Почему мы едем не
на машине, а на
вездеходе?
-Мы прибыли на
место
происшествия.
Спасатели
приступили к
спасательной
операции. Вот один
из спасателей
осторожно
проползает по
тонкому льду,
другой его страхует.
Видно, что
пострадавший
держится из
последних сил.
А вот уже спешат
на помощь врачи.
Каковы ваши
действия?
- Операция по
спасению человека,
попавшего в
полынью, прошла
успешно.
Потерпевшего
отправили в
больницу, а мы
возвращаемся в
штаб " Службы
спасения".
- Веду репортаж на
месте
происшествия.
Первый вопрос
командиру бригады
спасателей:
"Расскажите, что
произошло?"
-Каковы ваши
действия?
- Спасатели
начинают аккуратно
работать, расчищая
завалы. Кажется
нашелся
пострадавший. Ему
сразу же оказывают
помощь врачи
скорой помощи. Я
вижу, что врачи
накладывают шину
на ногу и
фиксируют
повязкой.
Пострадавшего
человека отвозят в
больницу , а мы с
бригадой
спасателей
возвращаемся в
штаб.
3) оборудование места игры.
На ковре оборудован Штаб « Служба спасения» (стол, телефон, рация,
журнал для записей, плакаты по технике безопасности, шлемы, ремни,
лопаты, вёдра, носилки, спасательный пояс, аптечка, карта-схема, надувной
бассейн)
III. Ход игры.
1) приёмы создания интереса к игре.
Воспитатель подходит к детям. Звучит звук сирены
Воспитатель: Ребята, я слышу тревожный звук. Что это?
Дети: Это предупреждающая сирена машины МЧС и машины скорой
помощи.
штаб
стройка
Станция
Скорой
помощи
Берег пруда
Воспитатель: Почему она звучит?
Дети: Звучит она для того, чтобы все уступали этим машинам дорогу, так как
они спешат на помощь к людям, попавшим в беду
Воспитатель: Да, есть люди, чья профессия – спасать людей. Как называются
люди этой профессии?
Дети: Спасатели.
Воспитатель: Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот
человек? Давайте соберем в мои ладони слова, обозначающие эти качества.
.
Дети: Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый,
сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый, дисциплинированный
Воспитатель: А какого человека не возьмут в спасатели?
Дети: Трусливого, слабого, ленивого, злого
Воспитатель: А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?
Дети: Заниматься
спортом,
делать
зарядку,
быть
добрым,
внимательным,
хорошо учиться, освоить профессию спасателя.
Воспитатель: А вы знаете номера телефонов чрезвычайных служб? Сейчас
мы это узнаем с помощью задания «Экстренная помощь». Я буду описывать
случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер
телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.
Воспитатель: Если в дверь начнут ломиться -?
Дети: Да!
Дети показывают карточку с телефоном – 02
Воспитатель: Правильно, звони по номеру – 02.
Если чувствуется запах газа -?
Дети: 04
Воспитатель: Если возник пожар -?
Дети: 01.
Воспитатель: Если у соседки сердечный приступ. ?
Дети: 03.
Воспитатель: Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.
2) сговор на игру:
а/ определение плана-сюжета;
б/ планирование игры;
в/ распределение ролей;
г/ создание воображаемой ситуации – полное оборудование библиотеки,
определение места для игры.
Воспитатель: Молодцы, многое знаете и отвечали верно, а вы хотели бы
попробовать себя в роли спасателей?
Дети: Конечно, хотели бы.
Воспитатель: Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых
разных ситуациях, и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве
спасателей.
-Нам нужно выбрать на роли спасателей 2 человека, столько же врачей,
пожарную команду, ещё будут пострадавшие.
-Кто хочет стать спасателем?
- Чем будут заниматься спасатели?
Дети: Мы будем разбирать завалы, и искать пострадавших.
Воспитатель:
- Кто выбрал роль врача?
- Что делает врач скорой помощи?
Дети: Оказывает помощь пострадавшим.
Воспитатель задаёт вопрос пожарным:
- А что будете делать вы?
Дети: Мы будем тушить пожары.
Воспитатель:
- А я буду корреспондентом, а моим оператором будет (по желанию детей).
Дети быстро одевают обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят
на машины, и выезжают на место происшествия.
Машины едут с сиреной, чтобы другие машины освобождали дорогу.
-Внимание! Внимание! Внимание! Всем спасательным службам!
3) приёмы обучения игровым действиям:
а/ показ игровых действий;
б/ участие воспитателя в игре;
4) приёмы поддержания и развития игры:
а/ участие педагога в роли;
б/ напоминание, вопросы;
в/ оценка;
5) приёмы формирования взаимоотношений в игре:
а/ напоминания о взаимоотношениях;
б/ поощрение выполнение взятой роли.
IV. Окончание игры.
Корреспондент: Это был один из рабочих дней спасателей. Я благодарю вас
за ваш труд и желаю спокойных дежурств.
Репортаж вела Патанина Любовь, оператор Комиссаров Иван. До новых
встреч.
V. Оценка игры.
1) оценка взаимоотношений;
2) оценка действий в соответствии со взятой на себя ролью.