Автор: Кокина Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 15
Населённый пункт: п. Мухтолово, Ардатовский р-он, Нижегородская обл.
Наименование материала: Методическая разработка "Народные праздники в детском саду"
Тема: Сценарий праздника "Троица" в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Авторский сценарий мероприятия (праздника, развлечения,
утренника) направленного на духовно-нравственное воспитание в
православных традициях.
«Троица»
(фольклорный праздник для детей старшей разновозрастной
группы)
Подготовила воспитатель Кокина Л.М.
Р.п. Мухтолово
МБДОУ детский сад № 15
2017 год
Пояснительная записка.
Цель: развитие личности дошкольника посредством его приобщения к
ценностям православной культуры.
Задачи:
познавательные:
познакомить детей с праздником «Троица», с символом
этого праздника - берёзой;
расширять знания детей о православных праздниках.
развивающие:
поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию
смысла образных выражений, обрядов и обычаев,
связанных с этим праздником.
воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству,
русским народным песням, хороводам, подвижным играм;
воспитывать у детей интерес к истории России,
национальную гордость, чувство причастности к
великому русскому народу.
Духовно-нравственное
воспитание
в
детском
саду
является
неотъемлемой
частью
всестороннего
воспитания
ребёнка,
необходимой
предпосылкой
возрождения
отечественной
культуры.
Качественно
новой
ступенью
духовно-нравственного
воспитания
в
детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во
все
виды
деятельности.
Дошкольный
возраст-фундамент
общего
развития
ребёнка,
стартовый
период
всех
высоких
человеческих
начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные
основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным
влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей –
главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. В
условиях
кризисного
общества,
главными приоритетами
в
воспитании
ребенка
являются его раннее развитие и обучение для
обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной
жизни. А такие категории, как нравственность и духовность занимают
далеко не первые места.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет,
зависит
от
нас
взрослых:
родителей,
педагогов,
общественности.
Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и
закреплялось
изначальное
стремление
ребенка
к
возвышенному,
святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в
детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно
важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В
первую
очередь
мы сами
должны
стать
носителями
духовно-
нравственных качеств.
Осваивая огромное количество информации о людях, их
взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок
приобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло»,
являясь культурными символами, включают в себя разнообразные
нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного
сознания. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его
души. Упустить это нельзя, поэтому мы сосредоточили своё внимание
именно на этом.
Духовно-нравственные качества личности мы развиваем с помощью
детского фольклора и устного народного творчества. Ведь эти
произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой
и непосредственностью.
При подготовке данного мероприятия мы учитывали возраст детей,
подбирали материал интересный и доступный детям 4-7 лет (старшая
разновозрастная группа).
Я выбрала форму проведения - музыкальный праздник на улице, такие
праздники всегда очень яркие, эмоциональные, они доставляют
радость детям и надолго запоминаются. Праздники синтезируют в
себе все формы творчества. В них как нельзя лучше отражены обычаи,
обряды, народные игры, представлена национальная одежда. Для
меня, как для воспитателя и музыкального руководителя
привлекательно то, что в народных праздниках нет зрителей и
исполнителей. Зритель в любой момент может стать активным
участником, что способствует истинному переживанию праздника,
развитию чувства сопричастности.
В данный праздник я включила небольшой познавательный рассказ
для детей о празднике «Троицы», исполнение народных песен,
хороводов, народные игры, и, конечно же, встречу с необычными
героями русского фольклора.
В процессе мероприятия дети покажут уже имеющиеся у их знания о
народных праздниках, и дополнят их новыми.
Я надеюсь, что в результате проведения данного праздника и других
календарных фольклорных праздников
у детей будут формироваться
духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих
национальных особенностей; будет формироваться чувство
собственного достоинства, как представителя своего народа и
толерантного отношения к представителям других национальностей.
Описание проведения праздника:
1.Рассказ воспитателя о православном празднике «Троица», о том,
почему этот праздник называют ещё и праздником «Русской березки».
2.Появление красных девиц в русских народных костюмах,
исполнение хоровода.
3.Украшение лентами березки, исполнение хоровода. Загадывание
желаний с венками.
4.Игра детей на русских народных инструментах, исполнение
частушек, веселая пляска.
5.Появление Лешего и Чучела и игры с ними.
6.Исполнение девочками старшего возраста стихов о цветах и танца
цветов.
7.Знакомство с народным поверьем о Русалке и знакомство с ней.
Исполнение танца « Аннушка».
8.Показ воспитателя «Как лечить сломанную ветку у березки».
9.Заключительная пляска «Субботея».
10.Рефлексия, прощание с березкой.
Оборудование: Костюмы для взрослых: леший, русалка, чучело,
русские костюмы для девушек.
Детские костюмы: русалка, одуванчик, гвоздика, незабудка, фиалка,
ягодка, русские костюмы.
Атрибуты: наряженная в сарафан березка в ведре с песком, цветные
ленточки, плетеные веночки, платочки для танца, пила, глина для
лечения березки.
Предварительная работа: разучивание закличек, потешек,
стихотворений о берёзе; беседы о праздниках Вознесение, Троица.
Ход праздника
Под русский наигрыш в грамзаписи на участок детского сада
приходят дети. Их встречает ведущая в русском сарафане и
кокошнике.
Ведущий.
Вы не спать пришли, не стоять пришли,
А Троицу-праздник встречать пришли.
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты не в среду пришла и не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье – всю неделюшку веселье.
А вы знаете, ребята, что такое Троица? (ответы детей)
Да, Троица празднуется в воскресенье. В этот день прошло 50 дней
после Пасхи (воскрешения Иисуса Христа)- и на апостолов сошёл
Святой дух, который послали Бог Отец и Бог Сын. И получилось, что
Бог показал себя в трёх лицах, как Троицу - Бог Отец, Бог Сын и
святой дух.
Вместе они составляют единую и нераздельную Троицу, в которую мы
верим. Про то, как отмечали этот праздник в народе, мы сейчас вам
расскажем.
Это старинный народный праздник ещё называют праздником земли,
воды, леса. Троица – их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес
именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а
больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты,
поэтому праздник «Троицы» ещё называю праздником русской
березки. Вы пришли к берёзке все нарядные: девочки – в
сарафанчиках, на голове ленты; мальчики – в русских рубашках,
подвязанные поясками. Вот и берёзоньку мы украсим, подарим ей
атласные яркие ленты. (Дети завязывают на ветках банты из
атласных лент.)
На поляне, на лугу гнулася берёзонька.
Берёзку величали, лентой украшали.
Иди с нами гулять, пойдем песни играть.
Пляска «Берёзка».
Ребёнок.
Берёзонька кудрявенькая
Умывается росою ледяною,
Чешет кудельки гребёнкой ветреною.
Верхом зелёная, низом убелённая.
.
Ведущий. В Троицу, ребята, нельзя было рубить и ломать лес. Только
одну маленькую берёзку разрешалось срубить. Её наряжали как
красную девицу, в сарафан и платочек и ходили с нею в гости. Вот и к
нам сегодня должна прийти девица – красавица со своей берёзкой. А
вот и они.
Под русскую мелодию входят 6 девушек – воспитателей в русских
костюмах. Они идут хороводным шагом плавно, парами. Две девушки
в середине несут наряженную берёзку. Её ставят в центре, сами
останавливаются полукругом, лицом к детям.
Ведущий. Белая берёзка, милости просим к нам! Берёзонька белая,
берёзонька кудрявая, на чём приехала к нам?
Девица 1. На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.
Ведущий. У кого же ты гостила?
Девица 2. У отца, у матери, у рода, у племени, у красных
девушек.
Ведущий.
Берёзонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
Под тобой, берёзонька, все не мак цветёт.
Под тобой, берёзонька, не огонь горит,
Не мак цветёт, не огонь горит –
Красны девицы в хороводе стоят,
Для тебя, берёзонька плясать хотят.
Девушки с детьми исполняют хоровод под мелодию
«Сударушка» в обработке Ю. Слонова. («Сельский хоровод» М.
«Советский композитор», 1987 г.).
Девица 3. Ой, девицы, ой, красные, в Троицу берёзоньку надо бы
красить.
Девица 4. Надо бы венки плести, косы завивати.
Украшают косы лентами под мелодию « Во поле берёза стояла».
Девица 5. Девицы – красавицы, мы венки плели – желанье
загадывали. Через три дня придём развивать берёзку. Если венок не
завял – желание исполнится.
Воспитатель:
Уж ты, зелен мой веночек,
В поле розовый цветочек.
Мне куда тебя, веночек, положить?
Положу тебя, веночек,
В поле розовый цветочек,
Под берёзоньку, под зелёную.
Под эти слова мальчики дарят веночки девочкам, а они кладут
веночки под берёзку, загадывают желания..
Ребёнок.
Берёзка – красавица русских полей,
Порадуй, берёзонька, наших детей!
Хоровод мы заведём, про берёзоньку споём.
Дети исполняют хоровод «Ай-да, берёзонька», сл. Агаджанова, муз.
Попатенко («Праздники и развлечения в д/с» М. Просвещение, 1982
г.).
Ребёнок.
Как у наших у ворот собирается народ.
Все со скрипочками да с балалаечками.
Входят дети в русских костюмах с ложками, погремушками,
бубнами, трещотками, они исполняют «Частушки».
Ребёнок.
У ворот солнцеворот,
Выходи плясать, народ!
Дети исполняют русский танец. Русская народная мелодия в
обработке Бодренкова « Праздники и развлечения в д/с» М.
Просвещение, 1982 г.
Ведущий.
Песня, русская песня, как же ты хороша!
Песня, русская песня, жизни нашей душа!
Дети и девушки исполняют русскую народную песню «Посею лебеду
на берегу».
Из-за кустов появляется Леший.
Леший. Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина,
покой, птички поют, цветы цветут и вдруг кто-то шумит, песни поёт, в
барабаны бьёт!
Ведущий. Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу
празднуем, день рождения земли, леса, воды.
Леший. Ну,ладно! Успокоили вы меня, а я думал, что вы пришли
костры жечь, птичьи гнёзда зорить, лес ломать. Таких людей я не
люблю и лес от них защищаю. А с вами, ребятишки, я поиграть хочу.
Вот тут у меня в мешке шишки еловые, в лесу собирал. Хочу я
посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберёт.
Проводится аттракцион: «Кто больше соберёт шишек». Во время
аттракциона за спинами детей появляется Чучело (воспитатель).
На плечах под одеждой у него длинная палка, к которой прикреплена
верёвка, концы её торчат из рукавов.
Леший после аттракциона обращает внимание детей на
Чучело.
Леший. Здравствуй, Чучело! Это, ребята, мой друг! Только он не в
лесу живёт, а в огороде, он охраняет грядки от птиц.
Чучело. Здравствуйте, дети! Что тут у вас за праздник?
Ответы детей.
Чучело. А я с вами поиграть хочу. Вот тут у меня верёвки
висят, не хотите ли силой померяться? Беритесь за верёвку, кто справа,
кто слева. Кто меня на свою сторону перетянет – тот и самый сильный.
Аттракцион «Перетяни канат».
Ведущий. Спасибо вам, Леший и Чучело, за игры интересные. А
теперь послушайте, какую дети песню про землю знают.
Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём» (русская нар.Мелодия в
обработке Е. Тиличеевой «Музыка в д/с» вып. 5 М. Музыка, 1975 г.).
Леший. Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождения леса,
земли нашей. Приходите в гости в лес. Теперь я знаю, вы его не
обидите.
Чучело. А ко мне осенью приходите, я вас морковкой сладкой
угощу.
Леший и Чучело прощаются и уходят.
Ведущий.Посмотрите, дети, как прекрасна наша земля. Какая
шелковая трава стелется по ней, какие цветы украшают её. И к нам в
гости сегодня пришли девочки – цветы ( выходят девочки в костюмах
разных цветов).
Одуванчик.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное – ветерку послушное.
Гвоздика.
Гвоздика полевая, маленький цветок,
Среди ромашек белых горит как огонёк.
Горит она не гаснет под солнечным лучом,
И ветер ей не страшен и дождик нипочём.
Незабудка.
Незабудки вспыхнули на траве густой,
Будто с неба брызнули голубой росой.
Ромашки.
Мы – ромашки, мы – ромашки, словно белые рубашки.
На полянке лубовой потанцуем мы с тобой.
Фиалка.
Я синие глазки сейчас лишь открыла,
И свежей росою листочки умыла.
Что, нынче здесь праздник? Пришли сюда дети?
Давайте же танцем весёлым их встретим.
Девочки исполняют танец цветов под «Вальс» Грибоедова.
Ведущий. Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и
деревья, нужен дождь, нужна вода, вот поэтому в Троицу девушки
бросали берёзку в реку или озеро и зазывали дождь.
Девица.
Туча со громом сговаривались:
Пойдём, гром, погуляем с тобой
По полям, по деревням,
Во ту да в другую сторону.
Ведущий. И шли дожди проливные, поливали луга заливные,
благодарил народ дождь, благодарил воду. Вода – начало жизни, без
воды всё засохнет, всё погибнет. Охраняли реки и озёра русалки и
водяные. Сегодня праздник воды, может быть, и к нам Русалка в гости
придёт?
Появляется Русалка – воспитатель в длинной белой рубашке, волосы
распущенные.
Русалка. Я – Русалка, мне вас не жалко, кого хочу, того замочу
( брызгает водой, дети убегают).
Ведущий.Ребята, Русалка боится только сильных и смелых. Кто не
испугается и подойдет к Русалке на 5 шагов, тогда она убежит.
Дети идут к Русалке, считая шаги. Русалка убегает.
Ведущий. В народе было такое поверье: сумели на Троицу
прогнать Русалку, всё пойдёт благополучно. И нам теперь можно
веселиться от души. Аннушка, Аннушка, теперь нам нечего бояться,
сходи за водой.
Выходит девочка в русском костюме с коромыслом на плечах.
Исполняется танец «Аннушка».
Появляется девочка – Ягода.
Ягода.
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня лубяные лукошки,
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Я – земляничка, я росла около берёзки, мы с ней дружно
жили, часто беседу заводили. А сейчас она невесела, низко голову
повесила. Злой мальчишка ей сломал веточку зелёную. Вы берёзке
помогите, веточку ей полечите.
Ведущий. Пойдём, Земляничка, покажи нам больную подружку.
Земляничка ведёт детей к берёзке на территории, около берёзки лежит
сломанная ветка.
Девочка – Земляничка исполняет песню «Берёзонька», сл. Волгиной,
муз. Филиппенко. Ведущая прикладывает ветку к берёзе, обмазывает
глиной, рассказывает детям, как надо лечить деревья.
Ведущий. Берёзонька наша снова весела, здорова, да и нам
весело стало. Давайте песню споём.
Красные девушки исполняют русскую народную песню
«Субботея», приглашают плясать детей. Девушки угощают детей
пирогами.
Музруководитель: Хороший праздник у нас получился. Я думаю, и
берёзке он тоже понравился. А вам, ребята, понравился праздник?
Дети: ДА!
Воспитатель: А как называется сегодняшний праздник? Почему он
так называется? Ребята, какое дерево мы величали?
Дети: БЕРЁЗКУ!
Музруководитель: Давайте ей скажем:
Ты без нас, берёзка,
В поле не скучай.
Ты о нас, березка,
Чаще вспоминай.
А пока все скажем мы тебе ПРОЩАЙ!
Приложение
Пляска «Берёзка».
Ах, берёзка, зелена кудрява!
Ах, берёзка, выросла на славу.
Ай люли, ай люли, выросла на славу.
У берёзки детки расплясались,
На берёзку все залюбовались.
Ай люли, ай люли, все залюбовались.
Ветерок по саду пролетает
И берёзку белую качает.
Ай люли, ай люли, белую качает.
Рус. Нар. Песня «Посею лебеду на берегу»
1. Посею лебеду на берегу – 2 раза
Мою крупную рассадушку, мою крупную зелёную.
2. Погорела лебеда без дождя – 2 раза
Моя крупная рассадушка, моя крупная зелёная.
3 . П о с е л ю
л е б е д у
н а
б е р е г у
–
2
р а з а
Мою крупную рассадушку, мою крупную зелёную.
Частушки
Начинаю я припевку
Первую начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
В песнях радость, в песнях горе,
В песнях и весельице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешеньице.
На окошке два цветочка
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я девчонка боевая,
Боевая, ну и что ж,
Моя мама боевая,
Ну, а я тогда в кого ж?
Не давайте мне обедать,
Не давайте чаю пить.
Только дайте дозволенья
С дорогим поговорить.
Мы частушки петь кончаем
И садимся в решето.
Уезжаем мы в Москву
За частушками ещё.
Аннушка
С речки Аннушка идёт,
Вёдра полные несёт,
Ай люли, ай люли,
Вёдра полные несёт.
А на встречу ей Демьян
Словно яблочко румян.
Ай люли, ай люли
Словно яблочко румян.
Балалаечкой звенит,
Речь такую говорит.
Ай люли, ай люли
Речь такую говорит.
Утомилась ты в пути,
Дай мне вёдра унести.
Ай люли, ай люли,
Дай мне вёдра донести.
С речки Аннушка идет.
Балалаечку несет.
Ай люли, ай люли,
Балалаечку несёт.
Вот спасибо, что помог,
Ты хороший паренёк.
Ай люли, ай люли,
Ты хороший паренёк.
Берёзонька
Сл. Волгиной, муз. Филиппенко
1.
На лугу, на лугу, зеленешеньком,
Там берёзка стоит одинёшенька.
Низко берёзонька наклонилась,
Горько берёзонька зажурилась.
2.
Ты скажи, что с тобой приключилось?
Отчего головой ты склонилась?
- Люди недобрые повстречались мне,
Ветки зелёные обломали мне.
3.
Мы лечили берёзку зелёную,
И водицей поили студёною.
Стала берёзонька веселёшенька,
Стала кудрявая зеленешенька.
Субботея
Рус.нар. песня
1.
У нас нынче субботея, а назавтра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя, воскресенье.
2.
А вчера ко мне Ванюшка приходил,
Три кармана, три кармана, приносил
Барыня ты моя, сударыня ты моя, три кармана приносил.
3.
Один карман со деньгами, другой карман с орехами
Барыня ты моя, сударыня ты моя, с орехами.
4.
Как 1-й куплет.
Танец Цветов
(Вальс Грибоедова)
В танце участвуют 8 девочек, в руках они держат по 2 цветка.
На вступление девочки медленно берут, образуя круг и садятся,
опустив голову.
1-8 такты. Девочки медленно поднимаются, цветы
поднимают вверх, покачивая ими.
9-16 такты.Кружатся, покачивая цветами над головой, в
конце опускают руки.
17-24 такты. Бегут в центр круга, постепенно поднимая руки
с цветами, кружатся, покачивая цветами над головой.
25-32 такты. Девочки бегут из круга, постепенно поднимая
цветы и кружатся, покачивая ими, в конце руки опускают в стороны.
33-40 такты. Исполняют шаг «балансе».
41-48 такты. Кружатся, в конце садятся, опустив голову.
Реприза. Движения повторяются сначала до 32т., в конце
делают реверанс.
Список литературы: Л.А.Терехова, В.Н.Осипова «Добрый человек
придет, словно свету принесет» Смоленск 2000г., Л.И.Глизерина «Чем
дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим…» Йошкар-
ола 2003 г., Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном
образовательном учреждении» Планирование, разработки занятий и
мероприятий. Волгоград 2008 г.