Напоминание

" МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ДИНАМИКЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ"


Автор: Филимонов Анатолий Александрович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ 2 -Гавриловская сош
Населённый пункт: село Гавриловка-2я,Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: " МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ДИНАМИКЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ"
Раздел: полное образование





Назад




ТЕМА. « МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ДИНАМИКЕ

СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ»

Развитие современной школы наметило новые подходы к организации

учебного процесса.

В последние десятилетия в связи с развитием проблемно-поисковых мето-

дов в школе ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материа-

ла и его прочного запоминания.

Все большую популярность среди ученых-педагогов и учителей приоб-

ретает развивающее личностно - ориентированное обучение. И это оправда-

но. Многим становится ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важ-

но научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуа-

циях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» откры-

вает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Наука физика изучает наиболее общие свойства и законы движения ма-

терии, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обуслов-

лено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют ре-

шающее значение для всех естественных наук. Физика — научная основа

современной техники. Электротехника, автоматика, космонавтика и многие

другие отрасли техники развились из соответствующих разделов физики.

Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникно-

вению достижений физики в различные области техники. Это робототехника,

искусственный интеллект. Важным аспектом данного развития является со-

здание в Тамбовской области в рамках дополнительного образования техно-

парков «Кванториум».

КВАНТОРИУМ-это среда ускоренного развития тех-

нических

способностей

детей;

пространство

интеллектуальной

смелости;

условия для формирования изобретательского мышления; опережающие тех-

нологии развития детей; платформа создания нового российского образова-

тельного формата для детей в области инженерных наук, основанного на

проектной командной деятельности. Со школьниками 7,8 классов посещаем

занятия данного технопарка.

В связи с возрастанием значения физики для естествознания и для раз-

вития техники знания физики становятся необходимыми каждому человеку

современного общества.

Целью деятельности учителей является формирование свободной соци-

ально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации

с использованием системного личностно-ориентированного подхода к про-

цессу воспитания.

Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя физики

является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обу-

чения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их

к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в других

учебных заведениях.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сум-

му знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Важно органи-

зовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия

для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответ-

ствующего Государственному Стандарту физического образования, а так же

усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на

более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

1. дать учащимся качественное образование по физике

2. раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравствен-

ный потенциал каждого учащегося

3. привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальней-

шее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осо-

знанному выбору профессии.

4. совершенствование форм организации учебной деятельности

5. использование новых педагогических технологий, эффективных ме-

тодик обучения

6. развивать и укреплять интерес к физике

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его

способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать опреде-

ленных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальней-

шего образования.

Изучая физику, обучающиеся знакомятся с целым рядом явлений природы

и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности

мира в неограниченных возможностях познания человеком окружающего

мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, обучающиеся начи-

нают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окру-

жающую действительность, увеличивая свою власть над природой. Все это

имеет большое значение для формирования у школьников диалектического

мировоззрения, научной картины мира.

Особой формой преподавания дисциплины является задачный подход к

изучению физики. Ясно, чем больше задач обучающийся решает сам, тем

выше его успехи, поэтому даются многовариантные контрольные работы. Их

подготовка – процесс трудоёмкий, но результат оправдывает все затраты.

Контрольные по любой теме имеют 10 вариантов по 5 задач.

Для решения первой задачи требуется знание формул по теме и умение

найти требуемую физическую величину непосредственно по ним.

Для

решения

второй

задачи

требуется

выполнить

алгебраическое

преобразование исходных формул или привлечь знания из изучаемой темы,

не относящиеся к формуле или закону.

Следующие задачи являются качественными или на практическое мо-

делирование и не требуют сложных расчётов. Последнюю, расчётную, задачу

можно решить только с привлечением знания ранее изученного материала.

Первые задания являются обязательными для зачёта (оценка «3», «4»).

Сделав ещё и последнюю задачу, учащийся получает «5». Проверять такие

контрольные работы, конечно, труднее, чем

на два варианта, но проверку

можно поручить хорошо успевающим учащимся: они сверят ответы, учителю

останется лишь бегло просмотреть и поставить оценки. К несомненным плю-

сам таких работ следует отнести: наличие индивидуального варианта-это раз-

вивает самостоятельность, при этом пропадает соблазн списывания, появ-

ляется возможность дать контрольную работу на дом. Учитель из контролера

превращается в партнёра, готового прийти на помощь, оценка за такую рабо-

ту оказывается более объективной.

Особым образом организуется работа по подготовке ребят к ОГЭ и ЕГЭ

по физике, на основе тестов ФИПИ, где представлены задачи по разделам.

Используем с выпускниками демоверсии разных лет, набираемся опыта ре-

шения задач по физике.

Физические викторины в занимательной форме знакомят учащихся с

явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики в тех-

нике, с интересными опытами. Физические викторины углубляют и расширя-

ют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, приви-

вают интерес к предмету.

Готовясь к проведению викторины, необходимо определить тему викто-

рины, учитывая пройденный учебный материал и подготовку обучающихся.

Вопросы и задачи викторины должны отличаться оригинальностью,

необычностью, быть близкими к практическим приложениям или иметь пара-

доксальные решения.

Условия задач следует формулировать кратко и точно, решение их не

должно требовать длительных сложных вычислений.

Приборы для викторины нужно подобрать и проверить заранее, а ри-

сунки и схемы представить в виде презентации Power Point.

Все методические приемы и средства, способствующие наглядности и

выразительности демонстрируемых опытов, которые обычно используются

на уроках, следует широко применять и при проведении викторины.

Необходимо также во время опытов строго соблюдать правила техники

безопасности.

Методика проведения мероприятия должна быть оригинальной.

Так обучающиеся параллельных классов делятся на группы (теорети-

ки и экспериментаторы), причем вопросы задают поочередно обеим группам.

После ответа одной группы вторая исправляет и дополняет этот ответ; затем

вторая группа отвечает и так далее.

Вопросы

можно

задавать

по-разному:

демонстрируется

видеоролик,

презентация или дается определенный алгоритм:

1. Учитель объясняет устройство используемых приборов, затем де-

монстрирует опыт, и обучающиеся его анализируют.

2. Школьников знакомят только с внешним видом приборов, далее по-

казывают опыт, а затем учащиеся должны отгадать «секрет» внутреннего

устройства прибора, который обусловливает иногда совершенно неожидан-

ный результат опыта.

3. После объяснения устройства приборов учитель предлагает обучаю-

щимся предсказать и обосновать результат опыта, после чего правильность

ответа проверяют опытом.

4. Обучающиеся объясняют принцип действия какого-либо прибора по

его схеме.

5. Обучающиеся предлагают найти принципиальную ошибку в проекте

или схеме какой-либо установки (например, «perpetum mobile») или решить

вопрос о целесообразности устройства какой-либо детали машины.

Каждый ответ нужно не только обосновывать, но и указывать, где дан-

ное физическое явление используется на практике.

После каждого ответа учитель оценивает его, если нужно, поясняет и

дополняет ответы.

Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Выигравшей считается

группа, получившая наибольшее число баллов.

Можно также организовать соревнование на личное первенство.

Ныне все большую популярность среди педагогов приобретает препо-

давание, ориентированное на развитие личности ученика. Оно теснейшим об-

разом связано с психологией и опирается на ее достижения.

В число важнейших заповедей, образующих основу этой системы обу-

чения, входят: обязательная разработка для каждого занятия совокупности

мер, обеспечивающих возникновение у обучающихся желания познать новое

(мотивация учебной работы), такая организация учебных занятий, которая ба-

зируется на личной познавательной активности школьников (реализация дея-

тельностного подхода), учет психических особенностей разных групп учени-

ков, их темперамента, позволяет развивать абстрактно - логическое мышле-

ние.

В процессе изучения материала очень важно, чтобы учащиеся выдвига-

ли гипотезы, обращались к своему практическому опыту и черпали из него

примеры. Следует сделать выводы из фактов, проводить анализ моделируе-

мых ситуаций. Необходимо обращаться к общим законам физики, осмысли-

вать свой путь познания, пройденный на уроке, аккумулировать знания, при-

обретенные за время встречи. Их участие в работе должно быть плодотвор-

ным, активным и разнообразным, что важно для получения прочных и осо-

знанных представлений, поддержания интереса. Важной составляющей в

преподавании физики в средней школе является использование Интернет ре-

сурсов на уроках и во внеурочной деятельности. Работа детей на педагогиче-

ских порталах позволяет реально получать в онлайн режиме поиск необходи-

мой информации различного уровня и в любой форме(презентация, схемы,

видеоролики). Особо ценным является использование онлайн лабораторных

работ по физике 7-11 классов. ФГОС реализуемые в 7, 8 классах позволяет

школьникам заниматься проектной, исследовательской деятельностью более

целенаправленно. Например, исследовательские проекты в 7 классе «Агрегат-

ные состояния вещества(вода)», в 8 классе по теме «Коррозия (ржавление)

металлов», «Счетчики в быту», «Умный дом», «Экологические проблемы в

физике», «Сотовый телефон в жизни человека», «Утилизация пластиковых

изделий», «Лауреаты Нобелевской премии» имеют огромный интерес у обу-

чающихся. Данные проекты представляют на научно-практической конферен-

ции «Первые шаги в науку».

Особое место занимают открытые уроки по физике, когда концентриру-

ется не только учитель, но и обучающиеся становятся более собранными.

Например, урок в 7 классе по теме «Плавание тел», в 8 классе «Закон Ома

для участка цепи», « Последовательное соединение проводников». Проведе-

ние мастер- класса по созданию действующих моделей: фонтана, радиопри-

емника, стробоскопа, компаса и др. Все уроки физики проходят с использова-

нием ИКТ технологий.

Итак,

совершенствование

методики

преподавания

физики-

главный

фактор мотивации школьников в изучении физики,

науки о природных явле-

ниях, не только в учебной деятельности, но и внеклассной работе.



В раздел образования