Автор: Филимонов Анатолий Александрович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ 2 -Гавриловская сош
Населённый пункт: село Гавриловка-2я,Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: " МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ДИНАМИКЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ"
Раздел: полное образование
ТЕМА. « МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ДИНАМИКЕ
СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ»
Развитие современной школы наметило новые подходы к организации
учебного процесса.
В последние десятилетия в связи с развитием проблемно-поисковых мето-
дов в школе ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материа-
ла и его прочного запоминания.
Все большую популярность среди ученых-педагогов и учителей приоб-
ретает развивающее личностно - ориентированное обучение. И это оправда-
но. Многим становится ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важ-
но научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуа-
циях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» откры-
вает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.
Наука физика изучает наиболее общие свойства и законы движения ма-
терии, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обуслов-
лено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют ре-
шающее значение для всех естественных наук. Физика — научная основа
современной техники. Электротехника, автоматика, космонавтика и многие
другие отрасли техники развились из соответствующих разделов физики.
Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникно-
вению достижений физики в различные области техники. Это робототехника,
искусственный интеллект. Важным аспектом данного развития является со-
здание в Тамбовской области в рамках дополнительного образования техно-
парков «Кванториум».
КВАНТОРИУМ-это среда ускоренного развития тех-
нических
способностей
детей;
пространство
интеллектуальной
смелости;
условия для формирования изобретательского мышления; опережающие тех-
нологии развития детей; платформа создания нового российского образова-
тельного формата для детей в области инженерных наук, основанного на
проектной командной деятельности. Со школьниками 7,8 классов посещаем
занятия данного технопарка.
В связи с возрастанием значения физики для естествознания и для раз-
вития техники знания физики становятся необходимыми каждому человеку
современного общества.
Целью деятельности учителей является формирование свободной соци-
ально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации
с использованием системного личностно-ориентированного подхода к про-
цессу воспитания.
Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя физики
является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обу-
чения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их
к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в других
учебных заведениях.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сум-
му знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Важно органи-
зовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия
для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответ-
ствующего Государственному Стандарту физического образования, а так же
усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на
более высоком уровне.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
1. дать учащимся качественное образование по физике
2. раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравствен-
ный потенциал каждого учащегося
3. привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальней-
шее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осо-
знанному выбору профессии.
4. совершенствование форм организации учебной деятельности
5. использование новых педагогических технологий, эффективных ме-
тодик обучения
6. развивать и укреплять интерес к физике
Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его
способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать опреде-
ленных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальней-
шего образования.
Изучая физику, обучающиеся знакомятся с целым рядом явлений природы
и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности
мира в неограниченных возможностях познания человеком окружающего
мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, обучающиеся начи-
нают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окру-
жающую действительность, увеличивая свою власть над природой. Все это
имеет большое значение для формирования у школьников диалектического
мировоззрения, научной картины мира.
Особой формой преподавания дисциплины является задачный подход к
изучению физики. Ясно, чем больше задач обучающийся решает сам, тем
выше его успехи, поэтому даются многовариантные контрольные работы. Их
подготовка – процесс трудоёмкий, но результат оправдывает все затраты.
Контрольные по любой теме имеют 10 вариантов по 5 задач.
Для решения первой задачи требуется знание формул по теме и умение
найти требуемую физическую величину непосредственно по ним.
Для
решения
второй
задачи
требуется
выполнить
алгебраическое
преобразование исходных формул или привлечь знания из изучаемой темы,
не относящиеся к формуле или закону.
Следующие задачи являются качественными или на практическое мо-
делирование и не требуют сложных расчётов. Последнюю, расчётную, задачу
можно решить только с привлечением знания ранее изученного материала.
Первые задания являются обязательными для зачёта (оценка «3», «4»).
Сделав ещё и последнюю задачу, учащийся получает «5». Проверять такие
контрольные работы, конечно, труднее, чем
на два варианта, но проверку
можно поручить хорошо успевающим учащимся: они сверят ответы, учителю
останется лишь бегло просмотреть и поставить оценки. К несомненным плю-
сам таких работ следует отнести: наличие индивидуального варианта-это раз-
вивает самостоятельность, при этом пропадает соблазн списывания, появ-
ляется возможность дать контрольную работу на дом. Учитель из контролера
превращается в партнёра, готового прийти на помощь, оценка за такую рабо-
ту оказывается более объективной.
Особым образом организуется работа по подготовке ребят к ОГЭ и ЕГЭ
по физике, на основе тестов ФИПИ, где представлены задачи по разделам.
Используем с выпускниками демоверсии разных лет, набираемся опыта ре-
шения задач по физике.
Физические викторины в занимательной форме знакомят учащихся с
явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики в тех-
нике, с интересными опытами. Физические викторины углубляют и расширя-
ют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, приви-
вают интерес к предмету.
Готовясь к проведению викторины, необходимо определить тему викто-
рины, учитывая пройденный учебный материал и подготовку обучающихся.
Вопросы и задачи викторины должны отличаться оригинальностью,
необычностью, быть близкими к практическим приложениям или иметь пара-
доксальные решения.
Условия задач следует формулировать кратко и точно, решение их не
должно требовать длительных сложных вычислений.
Приборы для викторины нужно подобрать и проверить заранее, а ри-
сунки и схемы представить в виде презентации Power Point.
Все методические приемы и средства, способствующие наглядности и
выразительности демонстрируемых опытов, которые обычно используются
на уроках, следует широко применять и при проведении викторины.
Необходимо также во время опытов строго соблюдать правила техники
безопасности.
Методика проведения мероприятия должна быть оригинальной.
Так обучающиеся параллельных классов делятся на группы (теорети-
ки и экспериментаторы), причем вопросы задают поочередно обеим группам.
После ответа одной группы вторая исправляет и дополняет этот ответ; затем
вторая группа отвечает и так далее.
Вопросы
можно
задавать
по-разному:
демонстрируется
видеоролик,
презентация или дается определенный алгоритм:
1. Учитель объясняет устройство используемых приборов, затем де-
монстрирует опыт, и обучающиеся его анализируют.
2. Школьников знакомят только с внешним видом приборов, далее по-
казывают опыт, а затем учащиеся должны отгадать «секрет» внутреннего
устройства прибора, который обусловливает иногда совершенно неожидан-
ный результат опыта.
3. После объяснения устройства приборов учитель предлагает обучаю-
щимся предсказать и обосновать результат опыта, после чего правильность
ответа проверяют опытом.
4. Обучающиеся объясняют принцип действия какого-либо прибора по
его схеме.
5. Обучающиеся предлагают найти принципиальную ошибку в проекте
или схеме какой-либо установки (например, «perpetum mobile») или решить
вопрос о целесообразности устройства какой-либо детали машины.
Каждый ответ нужно не только обосновывать, но и указывать, где дан-
ное физическое явление используется на практике.
После каждого ответа учитель оценивает его, если нужно, поясняет и
дополняет ответы.
Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Выигравшей считается
группа, получившая наибольшее число баллов.
Можно также организовать соревнование на личное первенство.
Ныне все большую популярность среди педагогов приобретает препо-
давание, ориентированное на развитие личности ученика. Оно теснейшим об-
разом связано с психологией и опирается на ее достижения.
В число важнейших заповедей, образующих основу этой системы обу-
чения, входят: обязательная разработка для каждого занятия совокупности
мер, обеспечивающих возникновение у обучающихся желания познать новое
(мотивация учебной работы), такая организация учебных занятий, которая ба-
зируется на личной познавательной активности школьников (реализация дея-
тельностного подхода), учет психических особенностей разных групп учени-
ков, их темперамента, позволяет развивать абстрактно - логическое мышле-
ние.
В процессе изучения материала очень важно, чтобы учащиеся выдвига-
ли гипотезы, обращались к своему практическому опыту и черпали из него
примеры. Следует сделать выводы из фактов, проводить анализ моделируе-
мых ситуаций. Необходимо обращаться к общим законам физики, осмысли-
вать свой путь познания, пройденный на уроке, аккумулировать знания, при-
обретенные за время встречи. Их участие в работе должно быть плодотвор-
ным, активным и разнообразным, что важно для получения прочных и осо-
знанных представлений, поддержания интереса. Важной составляющей в
преподавании физики в средней школе является использование Интернет ре-
сурсов на уроках и во внеурочной деятельности. Работа детей на педагогиче-
ских порталах позволяет реально получать в онлайн режиме поиск необходи-
мой информации различного уровня и в любой форме(презентация, схемы,
видеоролики). Особо ценным является использование онлайн лабораторных
работ по физике 7-11 классов. ФГОС реализуемые в 7, 8 классах позволяет
школьникам заниматься проектной, исследовательской деятельностью более
целенаправленно. Например, исследовательские проекты в 7 классе «Агрегат-
ные состояния вещества(вода)», в 8 классе по теме «Коррозия (ржавление)
металлов», «Счетчики в быту», «Умный дом», «Экологические проблемы в
физике», «Сотовый телефон в жизни человека», «Утилизация пластиковых
изделий», «Лауреаты Нобелевской премии» имеют огромный интерес у обу-
чающихся. Данные проекты представляют на научно-практической конферен-
ции «Первые шаги в науку».
Особое место занимают открытые уроки по физике, когда концентриру-
ется не только учитель, но и обучающиеся становятся более собранными.
Например, урок в 7 классе по теме «Плавание тел», в 8 классе «Закон Ома
для участка цепи», « Последовательное соединение проводников». Проведе-
ние мастер- класса по созданию действующих моделей: фонтана, радиопри-
емника, стробоскопа, компаса и др. Все уроки физики проходят с использова-
нием ИКТ технологий.
Итак,
совершенствование
методики
преподавания
физики-
главный
фактор мотивации школьников в изучении физики,
науки о природных явле-
ниях, не только в учебной деятельности, но и внеклассной работе.