Автор: Ипатова Елена Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ лицей №393 Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Geogebra
Раздел: полное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Geogebra
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ипатова Елена Валерьевна
ГБОУ лицей №393
Программа Geogebra – бесплатная программа, которую можно установить как на
компьютер учителя, так и на компьютеры учеников, на домашние компьютеры, что
позволяет использовать её не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий.
Возможности программы позволяют строить быстро и красиво различные чертежи по
геометрии, измерять длины отрезков, периметры многоугольников, величины углов,
создавать динамичные рисунки и использовать их при выдвижении гипотез, в
исследовательской работе.
По математике в 5 и 6 классах в рамках программы можно выполнять и проверять
действия с числами, раскрывать скобки, вычислять периметры и площади
прямоугольников, измерять углы использовать её при изучении координатных лучей,
прямых и плоскостей. Кроме этого, у учителя появляются широкие возможности для
создания разнообразных дидактических заданий к уроку.
В алгебре 7 класса программу Geogebra можно использовать при изучении алгебраических
выражений, раскрытии скобок, решении линейных уравнений, линейной функции,
графическом решении уравнений и систем. В курсе геометрии 7 класса использование
«живых чертежей» при прохождении практически любой темы позволит разнообразить
урок, вызвать интерес к изучению материала, обеспечит наглядность, поможет в
выдвижении гипотез как в темах « Начальные геометрические сведения», «
Треугольники», так и « Параллельные прямые», « Соотношения между сторонами и
углами треугольника».
В геометрии 8 и 9 класса кроме использования динамичных чертежей очень поможет
применение программы при изучении таких « непростых» тем для учителя и ученика как
« Векторы», «Подобие и гомотетия», Преобразования плоскости». В алгебре 8 и 9 класса
это- « Квадратичная функция», «Тригонометрия».
В курсе алгебры 10 и 11 класса много времени отводится на изучение
тригонометрических, логарифмических, степенных и показательных функций. Знания
систематизируются и углубляются. Уделяется внимание и такой важной теме как
исследование функции. Программа позволяет подготовить большое количество графиков
для урока, во время урока нарисовать быстро и красиво любой график и исследовать
функцию по нему Кроме этого программа считает производные и интегралы, что
позволяет учителю использовать и эту тему.
Geogebra постоянно обновляется и её разработчики готовят новую версию, где появится
возможность выполнять стереометрические чертежи в 3D графике. Но и сейчас можно
строить чертежи пространственных фигур и использовать их в таких темах как
«Многогранники», «Цилиндр», «Конус», «Построение сечений», «Преобразования
пространства».
На сайте программы есть в свободном доступе много материала для урока и учитель
может его использовать по своему усмотрению или выложить свои разработки. Много
учителей как России, так и стран ближнего и дальнего зарубежья работают с этой
программой. Они объединены в большое сообщество, которое обсуждает массу различных
вопросов, организует встречи , конференции.
Geogebra- программа, позволяющая учителю проявить своё творчество, поделится своим
опытом с другими, рационально построить и разнообразить урок, организовать
исследовательскую работу как на уроке, так и дома.
ГБОУ лицей №393 Кировского района Санкт-Петербурга
9 класс. Алгебра.
Учитель: Ипатова Елена Валерьевна
Методическая разработка урока по алгебре с использованием программы Geogebra
Тема Преобразование графиков функций
Цель урока:
изучение преобразований графиков функций на примерах стандартных графиков модуля ,
гиперболы, корня и квадратичной функции,
использование программной среды Geogebra для построения графиков.
Задачи :
рассмотреть сдвиги графиков по осям х и у( параллельный перенос),
растяжение графиков от оси абсцисс и оси ординат,
повторить графики модуля, гиперболы, корня и квадратичной функции, исследование
функции
учить делать анализ и выводы на основе проведённых построений,
развить интуицию,
развить умение применять полученные знания в решении различных задач.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Ресурсы: Ш.А. Алимов и др. «Алгебра 9» М.-Просвещение, 2015.
Оборудование:
Интерактивная доска
Компьютерный класс
Этапы урока:
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Проверка изученного материала
Домашнее задание
Проверка домашнего задания
Построить графики функций и прочитать
На интерактивной доске графики заданных функций, построенные в Geogebre. Ученикам
предлагается их исправить.
Изучение нового материала
Если нет возможности провести этот этап урока в компьютерном классе, то работа идёт
фронтально, со всем классом.
Предлагается построить с помощью программы график у=
х+а
, предварительно создав
ползунок по а с значениями от -5 до 5( можно и другие по усмотрению учителя). Меняя
значения а, делаем вывод о сдвиге графика вдоль оси абсцисс вправо или влево на а
единиц.
Строим графики у=
2х
, у=
2х+а
, убеждаемся, что сдвиг не на а единиц, а на а/2. Делаем
вывод. Записываем в тетрадь и строим в тетради график у=
3х+6
и проверяем в Geogebre.
Аналогично делаем выводы о сдвиге вдоль оси ординат( сдвиги можно заменить на
параллельный перенос на соответствующий вектор, если эта тема уже изучена),
растяжениях от осей абсцисс и ординат с коэффициентом.
Закрепление нового материала
Ученики отвечают на вопрос: С помощью каких преобразований и из каких графиков
получены графики из домашнего задания? Записываем ответы в тетради.
Проверка изученного материала:
Ученики самостоятельно в своих тетрадях отвечают на задание:
Запишите формулой функцию, график которой получен из графика у=
х
, у=1/х, у=
,
у=х
2
, у=х
2
+2х+1 параллельным переносом на вектор (-5;6)( или через сдвиги) и
растяжением от оси ординат с коэффициентом ½, от оси абсцисс с коэффициентом 3.
Проверка в парахю После выполнения работы обсуждаем ошибки, исправляем.
Домашнее задание:
Исходя из графика функции у=
х
, постройте графики следующих функций и проверьте их
с помощью программы: у=
х
+3, у=
х+3
, у=-
-х
, у=
х/3-1
, у=4
х/3-1
, у=3
х-4
+7, у=
3х-9
+2,
у=
4-х
,
у=
4-2х
+2.