Автор: Маслова Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2
Населённый пункт: село Венгерово, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Система упражнений для обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в старших классах.
Раздел: полное образование
Система упражнений для обучения просмотровому чтению на уроках английского
языка в старших классах
Чтение – это мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности,
протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно
фиксированного
текста,
протекающего
на
основе
процессов
зрительного
восприятия
произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации.
Обучение
чтению
-
одна
из
проблем,
получивших
наиболее
полное
освещение
в
предшествующие этапы развития методики. Для всякого учащегося на первых порах
процесс чтения на иностранном языке представляет очень большие трудности связанные
прежде
всего
с
опознаванием
зрительных
сигналов.
Поэтому
обучение
чтению
на
иностранном языке должно включать систему упражнений, тренирующих способность
учащихся в совершенствовании навыков чтения.
Основные виды чтения
1.
аналитическое;
2.
изучающее;
3.
просмотровое;
4.
поисковое;
5.
ознакомительное и др.
Просмотровое
чтение
предполагает
получение
общего
представления
о
читаемом
материале. Его целью является получение общего представления о теме и круге вопросов,
рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с
содержанием
новой
публикации
с
целью
определить,
есть
ли
в
ней
интересующая
читателя информация, и на этой основе принять решение, читать её или нет. Для обучения
просмотровому
чтению
необходимо
подбирать
ряд
тематически
связанных
текстовых
материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна
быть
ниже
500
слов
в
минуту,
а
учебные
задания
должны
быть
направлены
на
формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста,
умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным
коммуникативным заданием.
Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на
вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут
оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать
предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
Работа над просмотровым чтением
Организуя работу с текстом для просмотрового чтения, необходимо прежде всего помнить
о том, что просмотр предваряет ознакомление с текстом и его детальное изучающее
чтение. Поэтому особенностями просмотрового чтения являются:
1.
отсутствие установки на последующее использование полученной информации;
2.
быстрый темп чтения;
3.
выбор информации: извлечение из текста наиболее важной информации и пропуск
остального несущественного; фиксация только тех языковых фактов, которые дают
возможность судить о теме текста.
Для того чтобы просмотровое чтение протекало успешно, т.е. отличалось быстротой и
имело
выборочный
характер,
необходимо
предварительно
сформировать
у
учащихся
следующие умения в данном виде чтения:
1.
Предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации.
2.
Просмотрев текст, сказать, о чём он, определить его тематику и основную цель.
3.
Определить самые общие сведения, которые соотносят текст с определённой
областью знаний.
4.
Обнаружить смысловые опорные пункты и ориентируясь в композиционно-
смысловой структуре текста, выделить важную информацию и опустить
второстепенную.
5.
Определить соответствие текста интересам читающего, оценив содержащуюся в
нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и
перспективности её использования.
Важнейшим условием формирования указанных умений является
практика, которая
обеспечивается системой заданий к текстам. Это могут быть:
1.
Задания, обучающие наиболее рациональным приёмам извлечения информации.
2.
Задания, используемые с целью контроля понимания содержания текста.
В процессе обучения просмотровому чтению необходимо обратить внимание учащихся на
эту
«подсказку»
и
научить
их
пользоваться
ею.
Для
этого
могут
быть
выполнены
следующие задания:
а) ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.
б)
по
иллюстрации
(чертежу,
схеме)
и
ряду
ключевых
слов
сделайте
несколько
предложений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.
в) посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логической последовательности.
Придумайте заголовок и составьте возможный план текста.
При работе с заголовком целесообразно предложить старшеклассникам такие упражнения:
1.
Прочитайте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в тесте.
2.
Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово
(смысловую доминанту).
В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации
выделяют четыре подвида просмотрового чтения:
Конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только
наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую
цепочку.
Реферативное – для выделения основных мыслей. При этом читающего интересует только
самое
основное
в
содержании
материала,
все
подробности
опускаются
как
несущественные для понимания главного.
Обзорное -
для
определения
существа
сообщаемого.
Оно
направлено
на
выделение
главной мысли текста, при чём задачи сводятся в основном к её обнаружению на основе
структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли в данном случае
практически
невозможно.
Интерпретация
прочитанного
ограничивается
вынесением
самой
общей
оценки
читаемому
и
определением
соответствия
текста
интересам
читающего.
Ориентировочное – для установления наличия в тексте информации, представляющей для
читающего
интерес
или
относящейся
к
определённой
проблеме.
Основная
задача
читающего – установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.
Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению
1. Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл,
определить главную мысль текста.
2. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.
3. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о
главной мысли текста.
4. Просмотрите все остальные абзацы. Сопоставляя их содержание с представлением
главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений
абзацев.
5. Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?»
Предтекстовый этап
Упражнения в работе с заглавием текста.
1. Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь
в тексте.
2. Прочитайте заглавие и скажите, в чём, по вашему мнению, состоит основное
содержание текста.
3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
1. По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?
2. Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
3. По какому слову вы определили, что эта информация о …?
4. Переведите заглавие со словарём и скажите, какая приставка придаёт словам
отрицательное значение.
5. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти
речь в текстах. Просмотрите их.
6. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в
заглавие слова, которые не повторяются в тексте.
7. Придумайте заглавие, которым можно объединить три разных факта.
8. Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чём оно ассоциируется в
вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.
Текстовый этап
Упражнения на определение темы текста:
1.
Не
читая
текст,
укажите
структурный
компонент,
в
котором
выражена
тема.
Прочтите часть текста назовите тему. (Предлагаются тексты различных жанров).
2. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о….
3. Распределите заглавия по указанным темам.
4. Скажите, выражена ли тема в заголовке (подзаголовке) текста.
5. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная
часть, основная часть).
6. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
7. Прочитайте заглавие и скажите, о чём идёт речь в тексте.
8. Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях
специалистов в данном номере газеты.
Послетекстовый этап
Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:
1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.
3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем
ответьте на вопросы.
4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.
5.
Выскажите
мнение
о
прочитанном,
сообщите
известные
вам
дополнительные
сведения.
6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлечённую из текста информацию.
7.
Определите,
нужно
ли
вам
более
детально
ознакомится
с
текстом
для
использования
полученной
информации
в
вашей
будущей
профессиональной
деятельности.
Маслова Ирина Владимировна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МКОУ Венгеровской СОШ №2