Напоминание

Система упражнений для обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в старших классах.


Автор: Маслова Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Венгеровская СОШ №2
Населённый пункт: село Венгерово, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Система упражнений для обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в старших классах.
Раздел: полное образование





Назад




Система упражнений для обучения просмотровому чтению на уроках английского

языка в старших классах

Чтение – это мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности,

протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно

фиксированного

текста,

протекающего

на

основе

процессов

зрительного

восприятия

произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации.

Обучение

чтению

-

одна

из

проблем,

получивших

наиболее

полное

освещение

в

предшествующие этапы развития методики. Для всякого учащегося на первых порах

процесс чтения на иностранном языке представляет очень большие трудности связанные

прежде

всего

с

опознаванием

зрительных

сигналов.

Поэтому

обучение

чтению

на

иностранном языке должно включать систему упражнений, тренирующих способность

учащихся в совершенствовании навыков чтения.

Основные виды чтения

1.

аналитическое;

2.

изучающее;

3.

просмотровое;

4.

поисковое;

5.

ознакомительное и др.

Просмотровое

чтение

предполагает

получение

общего

представления

о

читаемом

материале. Его целью является получение общего представления о теме и круге вопросов,

рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с

содержанием

новой

публикации

с

целью

определить,

есть

ли

в

ней

интересующая

читателя информация, и на этой основе принять решение, читать её или нет. Для обучения

просмотровому

чтению

необходимо

подбирать

ряд

тематически

связанных

текстовых

материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна

быть

ниже

500

слов

в

минуту,

а

учебные

задания

должны

быть

направлены

на

формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста,

умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным

коммуникативным заданием.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на

вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут

оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать

предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Работа над просмотровым чтением

Организуя работу с текстом для просмотрового чтения, необходимо прежде всего помнить

о том, что просмотр предваряет ознакомление с текстом и его детальное изучающее

чтение. Поэтому особенностями просмотрового чтения являются:

1.

отсутствие установки на последующее использование полученной информации;

2.

быстрый темп чтения;

3.

выбор информации: извлечение из текста наиболее важной информации и пропуск

остального несущественного; фиксация только тех языковых фактов, которые дают

возможность судить о теме текста.

Для того чтобы просмотровое чтение протекало успешно, т.е. отличалось быстротой и

имело

выборочный

характер,

необходимо

предварительно

сформировать

у

учащихся

следующие умения в данном виде чтения:

1.

Предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации.

2.

Просмотрев текст, сказать, о чём он, определить его тематику и основную цель.

3.

Определить самые общие сведения, которые соотносят текст с определённой

областью знаний.

4.

Обнаружить смысловые опорные пункты и ориентируясь в композиционно-

смысловой структуре текста, выделить важную информацию и опустить

второстепенную.

5.

Определить соответствие текста интересам читающего, оценив содержащуюся в

нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и

перспективности её использования.

Важнейшим условием формирования указанных умений является

практика, которая

обеспечивается системой заданий к текстам. Это могут быть:

1.

Задания, обучающие наиболее рациональным приёмам извлечения информации.

2.

Задания, используемые с целью контроля понимания содержания текста.

В процессе обучения просмотровому чтению необходимо обратить внимание учащихся на

эту

«подсказку»

и

научить

их

пользоваться

ею.

Для

этого

могут

быть

выполнены

следующие задания:

а) ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.

б)

по

иллюстрации

(чертежу,

схеме)

и

ряду

ключевых

слов

сделайте

несколько

предложений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.

в) посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логической последовательности.

Придумайте заголовок и составьте возможный план текста.

При работе с заголовком целесообразно предложить старшеклассникам такие упражнения:

1.

Прочитайте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в тесте.

2.

Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово

(смысловую доминанту).

В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации

выделяют четыре подвида просмотрового чтения:

Конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только

наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую

цепочку.

Реферативное – для выделения основных мыслей. При этом читающего интересует только

самое

основное

в

содержании

материала,

все

подробности

опускаются

как

несущественные для понимания главного.

Обзорное -

для

определения

существа

сообщаемого.

Оно

направлено

на

выделение

главной мысли текста, при чём задачи сводятся в основном к её обнаружению на основе

структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли в данном случае

практически

невозможно.

Интерпретация

прочитанного

ограничивается

вынесением

самой

общей

оценки

читаемому

и

определением

соответствия

текста

интересам

читающего.

Ориентировочное – для установления наличия в тексте информации, представляющей для

читающего

интерес

или

относящейся

к

определённой

проблеме.

Основная

задача

читающего – установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.

Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению

1. Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл,

определить главную мысль текста.

2. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.

3. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о

главной мысли текста.

4. Просмотрите все остальные абзацы. Сопоставляя их содержание с представлением

главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений

абзацев.

5. Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?»

Предтекстовый этап

Упражнения в работе с заглавием текста.

1. Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь

в тексте.

2. Прочитайте заглавие и скажите, в чём, по вашему мнению, состоит основное

содержание текста.

3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

1. По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?

2. Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

3. По какому слову вы определили, что эта информация о …?

4. Переведите заглавие со словарём и скажите, какая приставка придаёт словам

отрицательное значение.

5. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти

речь в текстах. Просмотрите их.

6. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в

заглавие слова, которые не повторяются в тексте.

7. Придумайте заглавие, которым можно объединить три разных факта.

8. Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чём оно ассоциируется в

вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Текстовый этап

Упражнения на определение темы текста:

1.

Не

читая

текст,

укажите

структурный

компонент,

в

котором

выражена

тема.

Прочтите часть текста назовите тему. (Предлагаются тексты различных жанров).

2. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о….

3. Распределите заглавия по указанным темам.

4. Скажите, выражена ли тема в заголовке (подзаголовке) текста.

5. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная

часть, основная часть).

6. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.

7. Прочитайте заглавие и скажите, о чём идёт речь в тексте.

8. Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях

специалистов в данном номере газеты.

Послетекстовый этап

Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:

1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем

ответьте на вопросы.

4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

5.

Выскажите

мнение

о

прочитанном,

сообщите

известные

вам

дополнительные

сведения.

6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлечённую из текста информацию.

7.

Определите,

нужно

ли

вам

более

детально

ознакомится

с

текстом

для

использования

полученной

информации

в

вашей

будущей

профессиональной

деятельности.

Маслова Ирина Владимировна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровской СОШ №2



В раздел образования