Автор: Кондрашева Наталья Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г.Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Культурно-историческое наследие Белгородчины
Раздел: полное образование
Урок истории в 11 классе по теме:
"Культурно-исторические маршруты Белгородчины"
Цели и задачи урока:
Образовательная цель:
Познакомиться
с
культурно-историческими
маршрутами
Белгородчины,
их
особенностями, значимостью и ценностью в качестве объектов туризма;
Показать важность сохранения памятников истории, археологии, этнографии;
Раскрыть причины необходимости развития туризма на Белгородчине;
Рассмотреть основные, наиболее значимые
памятники
истории, археологии,
этнографии Белгородчины;
Познакомить учащихся с правилами создания классического синквейна.
Развивающая цель:
развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы,
умение
добывать
необходимую
информацию
и
предъявлять
результаты
своей
деятельности.
развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать различные памятники по степени важности и значимости для туристов;
формировать навыки прокладывания маршрутов на интерактивной карте;
формулировать выводы по итогам работы в форме синквейна;
формировать навыки работы с текстом;
развивать навыки грамотной устной речи;
развивать навыки групповой работы.
Воспитательная цель:
воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности;
воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому
вопросу.
Задачи:
Обобщить и систематизировать материал по теме «История Белгородской области».
Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для
выполнения
практических
заданий
стандартного
уровня
с
переходом
на
более
высокий уровень.
Содействовать
рациональной
организации
труда;
развивать
познавательные
процессы,
память,
воображение,
мышление,
внимание,
наблюдательность,
выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы
товарища; сформировать у них положительный мотив обучения.
Формировать
компетентности:
информационную,
коммуникативную,
технологическую, готовность к решению проблем.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
.Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые
(самостоятельная работа в группах с познавательными материалами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению
познавательных заданий, работа с текстами материалов, выступления представителей
групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение маршрутного листа,
общее обсуждение проблемных заданий,
Средства обучения:
карта «Белгородская область»,
ноутбуки, папки-накопители
«Тайны
археологии»,
«Литературный
вернисаж»,
«Белгородчина,
опалённая
войной»,
«Православное Белогорье»,
«Дома, хранящие секреты», карточки с познавательными
материалами, схема составления синквейна.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
1.
Когда и на какой территории была создана Белгородская область?
2.
Какие памятники истории, археологии, этнографии Белгородчины вам известны, в
чем их ценность? Будет ли оправдана их популяризация?
3.
Почему в настоящее время туристические маршруты по достопримечательностям
нашей области не входят в рейтинг самых популярных?
III. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории человечества свой
след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном
ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые
обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения
в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие
русскому народу.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким,
непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному
городу, родной природе, селу, краю».
Белгородская область обладает богатым историко-культурным наследием.
Это
обусловлено
всем
ходом
исторического
развития
региона.
В
ряду
культурно-
исторических
ресурсов
Белгородской
области
по
степени
посещаемости
туристами
лидируют архитектурные памятники. Каждый город гордится красивыми, старинными
зданиями, хранящими свои тайны.
Сейчас, в период возрождения духовности, многие совершают поездки по святым
местам.
Наша
область
известна
своими
православными
храмами
и
монастырями,
сохранившимися с древних времён в Старооскольском, Белгородском и Грайворонском
районах.
На территории Белгородчины, в Валуйском, Волоконовском и Красногвардейском
районах, историки и археологи обнаружили более десяти стоянок первобытного человека.
Это интереснейший материал, но о нём, к сожалению, мало кто знает.
В годы Великой Отечественной войны наша область находилась в самом эпицентре
грандиозных сражений. В память о людях, защитивших страну от фашизма, в каждом
городе и посёлке установлены многочисленные памятники, мемориальные комплексы,
обелиски.
Многие писатели, оставившие заметный след в русской и советской литературе, -
уроженцы и жители нашей области.
2.Правила
составления маршрутных листов:
Известно, что в нашей стране много красивых мест. Интересно, способна ли
Белгородская область стать привлекательной для отдыха и туризма?
Проведя подготовительную работу, вы собрали фотографии, информацию о самых
ярких,
значимых
местах
на
карте
нашей
области,
которые
способны
заинтересовать
многих:
это
археологические
стоянки,
памятники
этнографии
и
архитектуры,
литературные музеи, памятники воинской славы.
Теперь
вам
предстоит
выполнить
новое
задание:
представьте,
что
вы
-
туристические
агентства,
первооткрыватели,
желающие
проложить
маршруты
своих
тематических экскурсий по территории Белгородской области. Кто, как не вы, жители и
истинные патриоты Белгородчины, сможет с любовью представить гостям свой родной
край.
Уважаемые гиды! Возьмите каждый свою папку с материалами турагентств «Тайны
археологии»,
«Литературный
вернисаж»,
«Белгородчина,
опалённая
войной»,
«Православное Белогорье»,
«Дома, хранящие секреты» и подойдите к вашей группе.
Теперь
вы
–
одна
команда.
Вашей
задачей
является
разработка
интересного,
увлекательного маршрута для туристов по своему направлению.
Напоминаем,
что
перед
вами
находится
вся
необходимая
информация
о
достопримечательностях, которые предполагается посетить. В ноутбуках вы найдёте карту
Белгородской
области
с
обозначенными
районами
и
их
центрами.
На
карте
вам
необходимо
отметить
линиями
путь
следования,
флажками
достопримечательности
и
кружками - места остановок для отдыха.
Поскольку мы сейчас находимся в Старом Осколе, предположим, что этот город и
станет отправной точкой вашего путешествия.
(Музыка)
По завершении работы гиды расскажут о местах, которые они нанесли на карту,
поделятся своими впечатлениями.
3.Работа в группах по составлению маршрутов:
Итак, туристические агентства созданы, маршруты продуманы. Можно приступать
к работе. Но как же о нас узнают туристы? Есть одно проверенное средство быстро стать
популярным – это реклама. Яркая, звучная, запоминающаяся.
Мы переходим к следующему заданию: каждой группе предлагается провести
рекламную кампанию и представить своё турагентство, составив синквейн. Перед собой
вы видите памятки, в которых изложены правила составления классического синквейна.
Поясню, что это такое.
Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения,
состоящего из пяти нерифмованных строк.
- В первой строке одним словом обозначается тема синквейна – это может быть любой
предмет/объект/явление, названное одним словом. Можно использовать существительное
или местоимение, называющее предмет, о котором пойдет речь.
-
Во второй строке уже в двух словах дается характеристика предмета, названного в
первой строке. Достаточно описать фактические свойства предмета, используя для этого
прилагательные или причастия.
- В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми обладает объект из первой
строки – тех действиях, которые он производит. Используются три слова: глаголы или
деепричастия.
- В четвертой строке автор выражает свое личное, субъективное отношение к предмету
речи, свои ассоциации, связанные с ним. В идеале его нужно уместить в четыре слова —
это самая сложная и самая интересная часть любого синквейна.
- В пятой строке снова пишем всего одно слово, подводящее итог — это некий вывод,
который
делается
из
всей
информации
предыдущих
четырех
строчек
и
лаконично
выражает суть темы, отвечая на вопросы: зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель
его существования? Какое его главное свойство?
4.Презентация маршрутов в форме синквейна:
Все группы готовы, и мы просим вас начать свою рекламную кампанию.
5.Выступления гидов-представителей от групп с представлением маршрутов
6.Завершающее слово учителя:
Познакомившись
с
туристическими
маршрутами,
мы
делаем
вывод,
что
Белгородская
область
обладает
огромным
культурно-историческим
потенциалом,
представленным
историческими
памятниками,
мемориальными
местами,
шедеврами
архитектуры,
народными
промыслами,
музеями.
Однако,
как
вы
успели
заметить,
достопримечательности неравномерно распределены по территории области.
Результат
вашей
сегодняшней
работы:
маршруты,
максимально
полно
охватывающие объекты культурно-исторического наследия, – даёт возможность развивать
на
территории
Белгородской
области
культурно-познавательный,
религиозный,
этнографический и научный туризм. Созданные вами туристические маршруты будут
размещены на сайте нашей школы.
Завершая наш урок, хочется отметить, что каждому из нас, чтобы ощущать себя
полноценным гражданином своей страны, надо знать свой родной край и дорожить землёй
предков,
переданной
нам
в
наследство.
Я
желаю
вам
творческих
успехов,
удачи
и
вдохновения!
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Используемая литература:
1. Белгородская губерния. 1727- 1779гг. : Сборник документов и материалов / Сост. О. И.
Григорьева, Л. Б. Хромых. – Белгород: Везелица, 2002. – 410 с.
2. Белгородская область: История и современность / Автор-сост. \
В. В. Овчинников. – М.: Колсантиговая группа «Имидж-Контакт», 2007. – 64 с.
3.Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В. В. Овчинников. – Белгород: Изд-во областная
типография, 2000. – 464 с.
4. Давыдов, В. И. Храмы Белгородчины / В. И. Давыдов. – Белгород : Издательский дом
«В. Шаповалов», 2000. – 256 с.
5. Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине / Гл. ред. Ф. П.
Тройно. – Белгород: «Везелица», 1992. -162 с.
6. Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь /
Автор-сост.: С. С. Чернова. – Белгород : Изд. Центр ООО «Логия», 2005. – 39 с.
7. Колесникова, Л. И. Православное церковное зодчество Белгородской области: Каталог /
Л. И. Колесникова. – Белгород : Белгородско-Старооскольская епархия, 1997. – 148 с.
8. Осыков, Б. И. Белгородский алфавит: Краткий краеведческий справочник / Б. И.
Осыков. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1990. – 208 с.
9. Пархоменко, И. Г. Белгородская губерния: Социально-экономический и историко-
культурологический очерк / И. Г. Пархоменко. – Белгород, 2002. – 309 с.