Напоминание

"Изучение культуры речи в школе: значимость, системность и непрерывность"


Автор: Супрун Людмила Тихоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школы №598 с углублённым изучением математики, химии и биологии
Населённый пункт: г.Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение культуры речи в школе: значимость, системность и непрерывность"
Раздел: полное образование





Назад




Статья на тему: «Изучение культуры речи в школе: значимость,

системность и непрерывность»

Педагогическое

обучение

в

процессе

выстраивания

продуктивного

процесса деятельности представляет собой целостную систему, в процессе

которой

происходит

воспитание,

становление

и

развитие

личности,

формирование базовых навыков коммуникации.

Правильно

выстроенный

процесс

педагогического

общения

обусловливает эффективность обучения и воспитания, а также определяет

особенности развития личности и формирования межличностных отношений

в учебной группе. Основными принципами данного процесса взаимодействия

выступают системность и непрерывность.

Данные принципы в полной мере относятся к процессу изучения

культуры речи в школе. Владение нормами устной и письменной речи, а

также умение использовать выразительные языковые средства в разных

условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи проходят

через системный и непрерывный процесс обучения [1, с .9]. Иначе говоря,

раздел «Культура речи», который регламентирует деятельность

говорящего/пишущего с точки зрения эффективности использования

языковых средств в процессе общения, всецело обеспечивает системность

работы над речью школьника. Обучающиеся усваивают нормы, действующие

на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях, осмысленно их

соблюдают, уместно привлекая варианты норм в зависимости от речевой

ситуации.

Нормы

речи

и

языка

характеризуются

в

обучении

как

правильное

употребление языковых средств устной и письменной речи и содержат в себе

следующие составляющие:

-

правильное

произношение

слов,

постановка

ударения,

разбор

правописания и синтез;

1

-

постановка

слов

в

предложении,

согласованность

и

правильное

употребление

окончаний

при

построении

смысловой

линии,

расстановка

знаков препинания;

- учет правильности правописания слов и употребления их значения [3,

с .17].

При соблюдении норм языка у обучающихся формируются следующие

важные коммуникативные качества речи:

- правильность

- точность (верное словоупотребление: знание значений и четкое

разграничение многозначных слов, омонимов, паронимов,

иноязычных, профессиональных, устаревших слов, новых слов,

появляющихся в языке);

- логичность (смысловая непротиворечивость частей в одном

высказывании и высказываний в целом тексте);

- чистота (отсутствие в речи диалектизмов, варваризмов, вульгаризмов,

бранных слов, слов-паразитов);

- выразительность (оригинальность, хорошее знание языка; использование с

целью создания яркого словесного образа таких средств, как интонация,

звукопись, эпитеты, метафоры, морфологические и синтаксические средства

языковой выразительности);

- богатство (лексическое, фразеологическое, интонационное,

морфологическое, синтаксическое);

- уместность (соответствие теме сообщения, его логическому и

эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей,

информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам).

Обучение нормам и культуре речи – сложный, трудоемкий процесс,

который

требует

правильно

выстроенной

и

продуктивной

программы

обучения.

Программа обучения должна содержать теоретический и практический

материал, знакомить с основами языкового многообразия с чередованием

2

теории и практики для более глубокого и детального изучения нового и

пройденного материала.

Наиболее продуктивный процесс обучения должен содержать в себе

строгую программу процесса усваивания основ и особенностей культуры

речи с ориентировкой на цель обучения, с постановкой предполагаемых

задач.

Основой данного процесса являются:

- системность в обучении;

- непрерывность образовательного процесса;

- логически выстроенные занятия;

- ознакомление с произношением, лексикой, грамматикой.

Данные компоненты относятся к единому процессу обучения, который

должен носить системный характер. Основная цель данного процесса состоит

во

взаимодействии

всех

компонентов

в

целом,

а

не

отдельно

взятого

фрагмента системы для одностороннего развития личности обучающихся.

Для продуктивного и непрерывного процесса по формированию норм и

правил

правильной

речи

должны

учитываться

следующие

компоненты

обучения:

- четкая установка на образовательный процесс преподавателя;

- овладение не только правильностью произношения норм речи, но и

усвоение правил правописания литературного языка;

-

установка

на

культуру

с

учетом

национальной

особенности

и

уважения культурных традиций наследия других наций;

- расшифровка понятий «культура», «культура речи»;

- качества, нормы и правила культурного человека;

- осмысление в сознании необходимости познания культуры как одной

из основ традиционного воспитания;

- многократная системная проработка материала, которая строится на

повторении, заучивании, повторении и закреплении.

3

Методика

развития

речи

включает

в

себя

несколько

направлений:

словарная

работа,

работа

над

связной

речью,

работа

над

письменными

формами - изложение, сочинение.

Каждое направление имеет свои принципиальные положения, цели и

задачи.

Среди

наиболее

часто

встречающихся

словарных

ошибок

в

зависимости от характера и причин, их порождающих, можно выделить ряд

основных групп и типов:

1) выдуманные слова и словосочетания;

2) неправильные слова, склонения и окончания;

3)

неуместное

употребление

слов,

нетрадиционная

лексика,

слова-

паразиты, штампы речи и др [2, с .96]

Причины речевых ошибок могут быть сведены к следующим факторам:

1) влияние среды, особенности нации, говора;

2) отсутствие речевых навыков в результате невнимания к вопросам

развития речи;

3)

индивидуальные

дефекты

речи

(патологии,

болезнь,

отклонения,

травмы) [5, с .163].

Каждый

их

этих

типов

ошибок

требует

особого

внимания

и

организованного, системного подхода для их устранения и предупреждения.

Существуют определенные упражнения и задачи для целого ряда проблем и

путей их преодоления:

- анализ ошибок путем разбора и поиска верного варианта решения;

-

замена

ошибочных

вариантов

на

верные

варианты

решения,

с

корректировкой и проработкой ошибок;

- устный пересказ, письменное изложение текста, необходимого для

запоминания и усвоения языковых опорных средств;

- свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с

дополнительным

заданием

(употребить

такие-то

слова

или

конструкции,

составление словосочетаний, предложений, небольшого текста) [5, с .119].

4

Опыт

показывает,

что

особо

эффективными

являются

виды

работ,

способствующие

запоминанию

самой

нормы

в

процессе

заучивания,

проговаривания вслух или пересказа.

Таким образом, можно подвести итог, что сущность образовательного

процесса по изучению культуры речи строится на принципах непрерывности,

целостности и системности процесса учебной деятельности. Задачи работы

над данным разделом в системе обучения русскому языку в школе могут быть

сформулированы следующим образом:

– при изучении всех разделов школьного курса вести

систематическую работу над нормами русского литературного

языка;

– знакомить учащихся с вариантами норм, давать функционально-

стилистические рекомендации по их использованию в речи;

– формировать у учащихся понятие о коммуникативных качествах

речи;

– развивать и совершенствовать речевые умения и навыки

учащихся, обеспечивающие достижение носителями языка

коммуникативных качеств собственной речи;

– обогащать словарный запас учащихся и грамматический строй их

речи.

Список литературы

1.

Антонова,

Е.С.

Русский

язык

и

культура

речи/

Е.С.

Антонова,

Т.М.

Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.

2.

Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи/ Л.А. Баландина. - М.: Моск.

ун-та, 2012. - 96 c.

3.

Богданова,

Л.И.

Стилистика

русского

языка

и

культура

речи.

/

Л.И.

Богданова. - М.: Флинта, 2016. - 248 c.

4.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебник (ССУЗ) / И.Б. Голуб. -

М.: Логос, 2012. - 344 c.

5.

Тищенкова, Л.М. Русский язык и культура речи / Л.М. Тищенкова. - М.:

Эколит, 2012. - 208 c.

5



В раздел образования