Автор: Супрун Людмила Тихоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школы №598 с углублённым изучением математики, химии и биологии
Населённый пункт: г.Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение культуры речи в школе: значимость, системность и непрерывность"
Раздел: полное образование
Статья на тему: «Изучение культуры речи в школе: значимость,
системность и непрерывность»
Педагогическое
обучение
в
процессе
выстраивания
продуктивного
процесса деятельности представляет собой целостную систему, в процессе
которой
происходит
воспитание,
становление
и
развитие
личности,
формирование базовых навыков коммуникации.
Правильно
выстроенный
процесс
педагогического
общения
обусловливает эффективность обучения и воспитания, а также определяет
особенности развития личности и формирования межличностных отношений
в учебной группе. Основными принципами данного процесса взаимодействия
выступают системность и непрерывность.
Данные принципы в полной мере относятся к процессу изучения
культуры речи в школе. Владение нормами устной и письменной речи, а
также умение использовать выразительные языковые средства в разных
условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи проходят
через системный и непрерывный процесс обучения [1, с .9]. Иначе говоря,
раздел «Культура речи», который регламентирует деятельность
говорящего/пишущего с точки зрения эффективности использования
языковых средств в процессе общения, всецело обеспечивает системность
работы над речью школьника. Обучающиеся усваивают нормы, действующие
на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях, осмысленно их
соблюдают, уместно привлекая варианты норм в зависимости от речевой
ситуации.
Нормы
речи
и
языка
характеризуются
в
обучении
как
правильное
употребление языковых средств устной и письменной речи и содержат в себе
следующие составляющие:
-
правильное
произношение
слов,
постановка
ударения,
разбор
правописания и синтез;
1
-
постановка
слов
в
предложении,
согласованность
и
правильное
употребление
окончаний
при
построении
смысловой
линии,
расстановка
знаков препинания;
- учет правильности правописания слов и употребления их значения [3,
с .17].
При соблюдении норм языка у обучающихся формируются следующие
важные коммуникативные качества речи:
- правильность
- точность (верное словоупотребление: знание значений и четкое
разграничение многозначных слов, омонимов, паронимов,
иноязычных, профессиональных, устаревших слов, новых слов,
появляющихся в языке);
- логичность (смысловая непротиворечивость частей в одном
высказывании и высказываний в целом тексте);
- чистота (отсутствие в речи диалектизмов, варваризмов, вульгаризмов,
бранных слов, слов-паразитов);
- выразительность (оригинальность, хорошее знание языка; использование с
целью создания яркого словесного образа таких средств, как интонация,
звукопись, эпитеты, метафоры, морфологические и синтаксические средства
языковой выразительности);
- богатство (лексическое, фразеологическое, интонационное,
морфологическое, синтаксическое);
- уместность (соответствие теме сообщения, его логическому и
эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей,
информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам).
Обучение нормам и культуре речи – сложный, трудоемкий процесс,
который
требует
правильно
выстроенной
и
продуктивной
программы
обучения.
Программа обучения должна содержать теоретический и практический
материал, знакомить с основами языкового многообразия с чередованием
2
теории и практики для более глубокого и детального изучения нового и
пройденного материала.
Наиболее продуктивный процесс обучения должен содержать в себе
строгую программу процесса усваивания основ и особенностей культуры
речи с ориентировкой на цель обучения, с постановкой предполагаемых
задач.
Основой данного процесса являются:
- системность в обучении;
- непрерывность образовательного процесса;
- логически выстроенные занятия;
- ознакомление с произношением, лексикой, грамматикой.
Данные компоненты относятся к единому процессу обучения, который
должен носить системный характер. Основная цель данного процесса состоит
во
взаимодействии
всех
компонентов
в
целом,
а
не
отдельно
взятого
фрагмента системы для одностороннего развития личности обучающихся.
Для продуктивного и непрерывного процесса по формированию норм и
правил
правильной
речи
должны
учитываться
следующие
компоненты
обучения:
- четкая установка на образовательный процесс преподавателя;
- овладение не только правильностью произношения норм речи, но и
усвоение правил правописания литературного языка;
-
установка
на
культуру
с
учетом
национальной
особенности
и
уважения культурных традиций наследия других наций;
- расшифровка понятий «культура», «культура речи»;
- качества, нормы и правила культурного человека;
- осмысление в сознании необходимости познания культуры как одной
из основ традиционного воспитания;
- многократная системная проработка материала, которая строится на
повторении, заучивании, повторении и закреплении.
3
Методика
развития
речи
включает
в
себя
несколько
направлений:
словарная
работа,
работа
над
связной
речью,
работа
над
письменными
формами - изложение, сочинение.
Каждое направление имеет свои принципиальные положения, цели и
задачи.
Среди
наиболее
часто
встречающихся
словарных
ошибок
в
зависимости от характера и причин, их порождающих, можно выделить ряд
основных групп и типов:
1) выдуманные слова и словосочетания;
2) неправильные слова, склонения и окончания;
3)
неуместное
употребление
слов,
нетрадиционная
лексика,
слова-
паразиты, штампы речи и др [2, с .96]
Причины речевых ошибок могут быть сведены к следующим факторам:
1) влияние среды, особенности нации, говора;
2) отсутствие речевых навыков в результате невнимания к вопросам
развития речи;
3)
индивидуальные
дефекты
речи
(патологии,
болезнь,
отклонения,
травмы) [5, с .163].
Каждый
их
этих
типов
ошибок
требует
особого
внимания
и
организованного, системного подхода для их устранения и предупреждения.
Существуют определенные упражнения и задачи для целого ряда проблем и
путей их преодоления:
- анализ ошибок путем разбора и поиска верного варианта решения;
-
замена
ошибочных
вариантов
на
верные
варианты
решения,
с
корректировкой и проработкой ошибок;
- устный пересказ, письменное изложение текста, необходимого для
запоминания и усвоения языковых опорных средств;
- свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с
дополнительным
заданием
(употребить
такие-то
слова
или
конструкции,
составление словосочетаний, предложений, небольшого текста) [5, с .119].
4
Опыт
показывает,
что
особо
эффективными
являются
виды
работ,
способствующие
запоминанию
самой
нормы
в
процессе
заучивания,
проговаривания вслух или пересказа.
Таким образом, можно подвести итог, что сущность образовательного
процесса по изучению культуры речи строится на принципах непрерывности,
целостности и системности процесса учебной деятельности. Задачи работы
над данным разделом в системе обучения русскому языку в школе могут быть
сформулированы следующим образом:
– при изучении всех разделов школьного курса вести
систематическую работу над нормами русского литературного
языка;
– знакомить учащихся с вариантами норм, давать функционально-
стилистические рекомендации по их использованию в речи;
– формировать у учащихся понятие о коммуникативных качествах
речи;
– развивать и совершенствовать речевые умения и навыки
учащихся, обеспечивающие достижение носителями языка
коммуникативных качеств собственной речи;
– обогащать словарный запас учащихся и грамматический строй их
речи.
Список литературы
1.
Антонова,
Е.С.
Русский
язык
и
культура
речи/
Е.С.
Антонова,
Т.М.
Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.
2.
Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи/ Л.А. Баландина. - М.: Моск.
ун-та, 2012. - 96 c.
3.
Богданова,
Л.И.
Стилистика
русского
языка
и
культура
речи.
/
Л.И.
Богданова. - М.: Флинта, 2016. - 248 c.
4.
Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебник (ССУЗ) / И.Б. Голуб. -
М.: Логос, 2012. - 344 c.
5.
Тищенкова, Л.М. Русский язык и культура речи / Л.М. Тищенкова. - М.:
Эколит, 2012. - 208 c.
5