Напоминание

Использоание ИКТ в соответствии ФГОС


Автор: Губайдуллин Ирек Ильясович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ "Камско-Устьинская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Чиркова Михаила Алексеевича"
Населённый пункт: пгт Куйбышевский Затон
Наименование материала: Использоание ИКТ на уроках истории
Тема: Использоание ИКТ в соответствии ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Тема

: «

Информационно

-

коммуникативные

технологии

на

уроках

истории

»

В

современных

условиях

главной

задачей

образования

является

не

только

получение

учениками

определенной

суммы

знаний

,

но

и

формирование

у

них

умений

и

навыков

самостоятельного

приобретения

знания

.

Особое

место

в

решении

этой

задачи

занимают

информационно

-

коммуникативные

технологии

.

ИКТ

становятся

необходимым

компонентом

урока

истории

в

современной

школе

.

Урок

с

использованием

ИКТ

это

наглядно

,

красочно

,

информативно

,

интерактивно

,

дает

возможность

оперативно

проконтролировать

и

оценить

результаты

обучения

.

Рассмотрим

некоторые

из

методов

применения

ИКТ

на

уроках

истории

.

На

мой

взгляд

,

своевременным

является

появление

в

учебном

процессе

учебно

-

методических

комплексов

,

где

наряду

с

учебником

,

программами

,

методичками

разработаны

мультимедийные

электронные

учебники

.

Эти

учебники

-

находка

для

учителя

и

учащихся

,

поскольку

способствуют

повышению

интереса

к

изучению

предмета

.

Применение

этих

мультимедиа

учебников

на

уроках

позволило

мне

разнообразить

формы

и

методы

работы

с

классом

,

использовать

их

на

самых

разных

этапах

поскольку

они

одновременно

являются

и

учебником

,

и

рабочей

тетрадью

,

и

атласом

,

и

хрестоматией

,

и

справочником

с учебным

видеофильмом

.

Учитывая

психологические

особенности

школьников

и

каналы

восприятия

информации

,

считаю

необходимым

говорить

об

использовании

и

применении

ИКТ

с

точки

зрения

наглядности

.

Самый

простой

метод

использования

ИКТ

-

демонстрационно

-

иллюстративный

.

При

этом

текст

параграфа

учебника

или

рассказ

учителя

иллюстрируется

соответствующими

Цифровыми

Образовательными

Ресурсами

(

ЦОР

) ,

расширяя

представления

учащихся

об

изучаемом

материале

,

реализуя

принцип

наглядности

и

обогащая

информационный

ряд

процесса

обучения

.

При

использовании

набора

ЦОР

достигается

особенно

важный

для

учащихся

результат

-

визуализация

изучаемого

материала

.

Начиная

изучение

раздела

и

крупных

подразделов

,

я

рекомендую

продемонстрировать

учащимся

изображения

местности

изучаемого

региона

и

изображения

людей

,

которые

там

жили

,

создавали

цивилизации

-

жизнь

которых

и

составляет

основное

содержание

исторического

процесса

.

Например

,

начиная

тему

«

Древний

Египет

»,

я

демонстрирую

вид

долины

Нила

,

реку

Нил

,

или

при

изучении

истории

первобытного

общества

наглядно

показываю

каменные

или

бронзовые

орудия

труда

древнейшего

человека

и

т

.

п

.

Очень

важно

использовать

ИКТ

также

в

качестве

наглядности

при

изучении

вопросов

,

касающихся

культуры

определенного

периода

.

Иллюстраций

учебника

явно

недостаточно

,

чтобы

дать

полное

представление

об

основных

достижениях

культуры

,

показать

памятники

архитектуры

или

картины

авторов

и

т

.

п

.

Кроме

того

,

многие

учебники

истории

содержат

черно

-

белые

иллюстрации

,

а

это

в

свою

очередь

препятствует

более

полному

и

насыщенному

восприятию

материала

.

Мы

не

всегда

имеем

возможности

для

организации

выездных

экскурсий

,

а

фонды

крупных

музеев

нам

недоступны

,

поэтому

большим

потенциалом

в

реализации

принципа

наглядности

с

использованием

ИКТ

является

организация

виртуальных

экскурсий

.

Работа

с

картами

является

необходимым

навыком

при

изучении

истории

.

Недостаток

оснащенности

кабинетов

истории

картами

возможно

компенсировать

за

счет

заданий

с

использованием

карт

в

ЦОРах

.

У

учителя

есть

возможность

выбрать

необходимую

из

имеющихся

карт

для

формирования

более

полного

представления

об

изучаемом

событии

или

эпохе

,

поскольку

именно

с

этого

учителя

истории

начинают

изучение

истории

отдельных

цивилизаций

.

Кроме

того

,

в

ЦОРах

содержатся

задания

,

предполагающие

работу

с

контурными

картами

,

которые

я

в

основном

применяю

при

закреплении

,

обобщении

и

систематизации

знаний

.

Практика

показывает

,

что

большой

интерес

у

учащихся

вызывают

интерактивные

карты

.

Возможность

увидеть

то

или

иное

сражение

в

движении

,

с

соответствующими

комментариями

,

существенно

повышают

интерес

учащихся

к

предмету

.

Для

повторения

,

систематизации

и

обобщения

знаний

,

можно

спланировать

урок

-

игру

с

применением

ИКТ

,

который

превращает

в

соревнование

занятия

по

самому

обычному

школьному

материалу

.

Он

вносит

новую

струю

в

однообразное

течение

уроков

,

вызывая

большую

Кроме

этого

я

считаю

,

что

при

подготовке

и

проведении

уроков

просто

необходимо

использовать

Интернет

.

Я

рассматриваю

Интернет

как

часть

информационно

-

коммуникационной

предметной

среды

,

которая

содержит

богатейший

информационный

потенциал

.

Использую

образовательные

ресурсы

Интернета

для

поиска

исторических

источников

,

разнообразных

методических

материалов

и

др

.

В

своей

работе

один

из

главных

вопросов

.

на

который

я

опираюсь

-

изучение

национального

компонента

и

проектно

-

исследовательская

деятельность

.

И

,

наконец

,

компьютер

позволяет

создавать

свои

образовательные

ресурсы

,

программа

Power Point -

презентации

,

которые

могут

быть

частью

,

основой

урока

или

творческой

работой

учащихся

.

В

своей

работе

я

создаю

авторские

презентации

по

истории

,

использую

и

готовые

презентации

по

разным

курсам

и

темам

.

Авторы

этих

работ

учителя

-

практики

.

Естественно

,

каждый

учитель

по

-

своему

видит

урок

,

поэтому

в

готовых

версиях

ему

хочется

что

-

то

изменить

.

Преподаватель

может

добавлять

или

пропускать

слайды

,

наполнять

их

другим

содержанием

(

заменять

текст

,

рисунок

,

диаграмму

),

использовать

традиционные

приемы

работы

.

Но

использовать

предлагаемый

Интернет

-

сайтами

материал

без

его

адаптации

к

конкретному

уроку

,

классу

и

учителю

невозможно

.

Отдельного

разговора

заслуживает

вопрос

.

Скорее

всего

,

наилучшим

является

тот

учитель

,

который

делает

для

себя

сам

,

ориентируясь

на

конкретных

детей

.

Но

не

менее

важно

и

то

.

как

он

будет

«

подан

»

детям

.

Итак

,

использование

информационно

-

коммуникативной

технологии

на

уроке

истории

позволяет

: -

активизировать

познавательную

деятельность

учащихся

; -

обеспечить

высокую

степень

дифференциации

обучения

(

почти

индивидуализацию

);

-

повысить

объем

выполняемой

работы

на

уроке

;

усовершенствовать

контроль

знаний

;

-

формировать

навыки

подлинно

исследовательской

деятельности

;

-

обеспечить

доступ

к

различным

справочным

системам

,

электронным

библиотекам

,

другим

информационным

ресурсам

;

-

изменяется

к

лучшему

взаимоотношение

с

учениками

далекими

от

истории

,

особенно

с

увлеченными

ПК

;

-

появляется

возможность

организации

проектной

деятельности

учащихся

по

созданию

учебных

программ

под

руководством

учителя

информатики

и

истории

.

И

как

естественное

следствие

всех

этих

составляющих

имеет

место

повышение

качества

знания

учащихся

.

Целесообразность

использования

информационных

и

информационно

-

коммуникативных

технологий

в

образовательном

процессе

вообще

и

на

уроках

истории

в

частности

не

вызывает

сомнения

.

Инновационность

данного

метода

на

современном

этапе

заключается

в

иных

подходах

,

чем

это

было

ранее

,

к

организации

учебной

и

внеурочной

деятельности

учителя

и

учащихся

.

Использование

на

уроках

ИКТ

способствует

изменению

методов

и

приемов

обучения

,

структурированию

элементов

урока

,

увеличению

объема

получаемой

в

различных

видах

информации

.

Использование

компьютерной

техники

и

информационных

технологий

значительно

повышает

эффективность

процесса

обучения

благодаря

его

индивидуализации

,

наличию

обратной

связи

,

расширению

наглядности

.

То

,

что

невозможно

сделать

при

помощи

традиционных

технологий

на

уроках

истории

,

позволяют

во

многом

реализовать

информационные

технологии

.

Они

позволяют

оперировать

большим

объемом

информации

и

работают

с

большим

быстродействием

,

реализуя

возможность

лучшего

усвоения

материала

,

оптимизации

учебного

процесса

и

усиления

мотивации

учащихся

к

учебной

деятельности



В раздел образования