Автор: Губайдуллин Ирек Ильясович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ "Камско-Устьинская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Чиркова Михаила Алексеевича"
Населённый пункт: пгт Куйбышевский Затон
Наименование материала: Использоание ИКТ на уроках истории
Тема: Использоание ИКТ в соответствии ФГОС
Раздел: полное образование
Тема
: «
Информационно
-
коммуникативные
технологии
на
уроках
истории
»
В
современных
условиях
главной
задачей
образования
является
не
только
получение
учениками
определенной
суммы
знаний
,
но
и
формирование
у
них
умений
и
навыков
самостоятельного
приобретения
знания
.
Особое
место
в
решении
этой
задачи
занимают
информационно
-
коммуникативные
технологии
.
ИКТ
становятся
необходимым
компонентом
урока
истории
в
современной
школе
.
Урок
с
использованием
ИКТ
–
это
наглядно
,
красочно
,
информативно
,
интерактивно
,
дает
возможность
оперативно
проконтролировать
и
оценить
результаты
обучения
.
Рассмотрим
некоторые
из
методов
применения
ИКТ
на
уроках
истории
.
На
мой
взгляд
,
своевременным
является
появление
в
учебном
процессе
учебно
-
методических
комплексов
,
где
наряду
с
учебником
,
программами
,
методичками
разработаны
мультимедийные
электронные
учебники
.
Эти
учебники
-
находка
для
учителя
и
учащихся
,
поскольку
способствуют
повышению
интереса
к
изучению
предмета
.
Применение
этих
мультимедиа
учебников
на
уроках
позволило
мне
разнообразить
формы
и
методы
работы
с
классом
,
использовать
их
на
самых
разных
этапах
поскольку
они
одновременно
являются
и
учебником
,
и
рабочей
тетрадью
,
и
атласом
,
и
хрестоматией
,
и
справочником
с учебным
видеофильмом
.
Учитывая
психологические
особенности
школьников
и
каналы
восприятия
информации
,
считаю
необходимым
говорить
об
использовании
и
применении
ИКТ
с
точки
зрения
наглядности
.
Самый
простой
метод
использования
ИКТ
-
демонстрационно
-
иллюстративный
.
При
этом
текст
параграфа
учебника
или
рассказ
учителя
иллюстрируется
соответствующими
Цифровыми
Образовательными
Ресурсами
(
ЦОР
) ,
расширяя
представления
учащихся
об
изучаемом
материале
,
реализуя
принцип
наглядности
и
обогащая
информационный
ряд
процесса
обучения
.
При
использовании
набора
ЦОР
достигается
особенно
важный
для
учащихся
результат
-
визуализация
изучаемого
материала
.
Начиная
изучение
раздела
и
крупных
подразделов
,
я
рекомендую
продемонстрировать
учащимся
изображения
местности
изучаемого
региона
и
изображения
людей
,
которые
там
жили
,
создавали
цивилизации
-
жизнь
которых
и
составляет
основное
содержание
исторического
процесса
.
Например
,
начиная
тему
«
Древний
Египет
»,
я
демонстрирую
вид
долины
Нила
,
реку
Нил
,
или
при
изучении
истории
первобытного
общества
наглядно
показываю
каменные
или
бронзовые
орудия
труда
древнейшего
человека
и
т
.
п
.
Очень
важно
использовать
ИКТ
также
в
качестве
наглядности
при
изучении
вопросов
,
касающихся
культуры
определенного
периода
.
Иллюстраций
учебника
явно
недостаточно
,
чтобы
дать
полное
представление
об
основных
достижениях
культуры
,
показать
памятники
архитектуры
или
картины
авторов
и
т
.
п
.
Кроме
того
,
многие
учебники
истории
содержат
черно
-
белые
иллюстрации
,
а
это
в
свою
очередь
препятствует
более
полному
и
насыщенному
восприятию
материала
.
Мы
не
всегда
имеем
возможности
для
организации
выездных
экскурсий
,
а
фонды
крупных
музеев
нам
недоступны
,
поэтому
большим
потенциалом
в
реализации
принципа
наглядности
с
использованием
ИКТ
является
организация
виртуальных
экскурсий
.
Работа
с
картами
является
необходимым
навыком
при
изучении
истории
.
Недостаток
оснащенности
кабинетов
истории
картами
возможно
компенсировать
за
счет
заданий
с
использованием
карт
в
ЦОРах
.
У
учителя
есть
возможность
выбрать
необходимую
из
имеющихся
карт
для
формирования
более
полного
представления
об
изучаемом
событии
или
эпохе
,
поскольку
именно
с
этого
учителя
истории
начинают
изучение
истории
отдельных
цивилизаций
.
Кроме
того
,
в
ЦОРах
содержатся
задания
,
предполагающие
работу
с
контурными
картами
,
которые
я
в
основном
применяю
при
закреплении
,
обобщении
и
систематизации
знаний
.
Практика
показывает
,
что
большой
интерес
у
учащихся
вызывают
интерактивные
карты
.
Возможность
увидеть
то
или
иное
сражение
в
движении
,
с
соответствующими
комментариями
,
существенно
повышают
интерес
учащихся
к
предмету
.
Для
повторения
,
систематизации
и
обобщения
знаний
,
можно
спланировать
урок
-
игру
с
применением
ИКТ
,
который
превращает
в
соревнование
занятия
по
самому
обычному
школьному
материалу
.
Он
вносит
новую
струю
в
однообразное
течение
уроков
,
вызывая
большую
Кроме
этого
я
считаю
,
что
при
подготовке
и
проведении
уроков
просто
необходимо
использовать
Интернет
.
Я
рассматриваю
Интернет
как
часть
информационно
-
коммуникационной
предметной
среды
,
которая
содержит
богатейший
информационный
потенциал
.
Использую
образовательные
ресурсы
Интернета
для
поиска
исторических
источников
,
разнообразных
методических
материалов
и
др
.
В
своей
работе
один
из
главных
вопросов
.
на
который
я
опираюсь
-
изучение
национального
компонента
и
проектно
-
исследовательская
деятельность
.
И
,
наконец
,
компьютер
позволяет
создавать
свои
образовательные
ресурсы
,
программа
Power Point -
презентации
,
которые
могут
быть
частью
,
основой
урока
или
творческой
работой
учащихся
.
В
своей
работе
я
создаю
авторские
презентации
по
истории
,
использую
и
готовые
презентации
по
разным
курсам
и
темам
.
Авторы
этих
работ
–
учителя
-
практики
.
Естественно
,
каждый
учитель
по
-
своему
видит
урок
,
поэтому
в
готовых
версиях
ему
хочется
что
-
то
изменить
.
Преподаватель
может
добавлять
или
пропускать
слайды
,
наполнять
их
другим
содержанием
(
заменять
текст
,
рисунок
,
диаграмму
),
использовать
традиционные
приемы
работы
.
Но
использовать
предлагаемый
Интернет
-
сайтами
материал
без
его
адаптации
к
конкретному
уроку
,
классу
и
учителю
невозможно
.
Отдельного
разговора
заслуживает
вопрос
.
Скорее
всего
,
наилучшим
является
тот
учитель
,
который
делает
для
себя
сам
,
ориентируясь
на
конкретных
детей
.
Но
не
менее
важно
и
то
.
как
он
будет
«
подан
»
детям
.
Итак
,
использование
информационно
-
коммуникативной
технологии
на
уроке
истории
позволяет
: -
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся
; -
обеспечить
высокую
степень
дифференциации
обучения
(
почти
индивидуализацию
);
-
повысить
объем
выполняемой
работы
на
уроке
;
усовершенствовать
контроль
знаний
;
-
формировать
навыки
подлинно
исследовательской
деятельности
;
-
обеспечить
доступ
к
различным
справочным
системам
,
электронным
библиотекам
,
другим
информационным
ресурсам
;
-
изменяется
к
лучшему
взаимоотношение
с
учениками
далекими
от
истории
,
особенно
с
увлеченными
ПК
;
-
появляется
возможность
организации
проектной
деятельности
учащихся
по
созданию
учебных
программ
под
руководством
учителя
информатики
и
истории
.
И
как
естественное
следствие
всех
этих
составляющих
имеет
место
повышение
качества
знания
учащихся
.
Целесообразность
использования
информационных
и
информационно
-
коммуникативных
технологий
в
образовательном
процессе
вообще
и
на
уроках
истории
в
частности
не
вызывает
сомнения
.
Инновационность
данного
метода
на
современном
этапе
заключается
в
иных
подходах
,
чем
это
было
ранее
,
к
организации
учебной
и
внеурочной
деятельности
учителя
и
учащихся
.
Использование
на
уроках
ИКТ
способствует
изменению
методов
и
приемов
обучения
,
структурированию
элементов
урока
,
увеличению
объема
получаемой
в
различных
видах
информации
.
Использование
компьютерной
техники
и
информационных
технологий
значительно
повышает
эффективность
процесса
обучения
благодаря
его
индивидуализации
,
наличию
обратной
связи
,
расширению
наглядности
.
То
,
что
невозможно
сделать
при
помощи
традиционных
технологий
на
уроках
истории
,
позволяют
во
многом
реализовать
информационные
технологии
.
Они
позволяют
оперировать
большим
объемом
информации
и
работают
с
большим
быстродействием
,
реализуя
возможность
лучшего
усвоения
материала
,
оптимизации
учебного
процесса
и
усиления
мотивации
учащихся
к
учебной
деятельности