Автор: Найденова Анна Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Лицей №65
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Технология развития критического мышления как средства формирования УУД на уроках по биологии
Тема: Развитие критического мышления как средства формирования УУД на уроках по биологии
Раздел: полное образование
Найденова Анна Александровна,
учитель биологии,
МБОУ Лицей № 65,
г. Воронеж.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА
УРОКАХ БИОЛОГИИ
В данный момент технологии развития критического мышления, как средство
формирования
познавательных
УУД
на
уроках
биологии
являются
актуальными для использования в школах.
Критическое мышление — это мышление рефлексивное, которое направлено
на
оценочное
суждение,
развивается
оно
с
помощью
наложения
новой
информации на жизненный личный опыт.
Критическое
мышление
можно
определить
как
способности
человека
и
обучающихся :
·
уметь
разглядеть
несоответствие
высказывания
(мысли)
или
поведения
другого
человека
общепринятому
мнению
или
нормам
поведения,
или
собственному представлению о них.
·
сознавать
истинность
или
ложность
теории,
положения,
нелогичность
высказывания и реагировать на них.
·
уметь отделять ложное, неверное от правильного, верного, анализировать,
доказывать или опровергать, оценивать предмет и задачу, показывать образец
высказывания, поведения и так далее.
При использовании технологии критического мышления на уроках биологии
были отмечены положительные моменты, позволяющие повысить уровень
познавательной активности учащихся, а именно:
-развитие
навыков
самостоятельной
работы
с
учебным
материалом
и
информацией;
-развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения в
учебном материале;
-умение
свободно
ориентироваться
в
источниках
информации,
находить,
перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом
пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или
неверную;
Главные
достоинства
технологии
развития
критического
мышления
по
отношению
к
другим
педагогическим
подходам
и
технологиям
-
это
ориентирование
на
развитие
обучающихся.
Использование
современных
методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и
познавательные умения учащихся.
Технология развития критического мышления помогает ученику овладеть
способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования
материала,
умением
задавать
вопросы,
постановки
и
решения
проблем,
рефлексивного
письма,
помогает
овладеть
методами
групповой
работы,
умением
аргументировано
вести
дискуссию.
Технология
объединяет
известные и новые методические приемы в определенной логике построения
урока (занятия).
На
сегодня
выделяют
пять
аспектов,
отличающих
критическое
мышление от других его типов:
1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2.Полученное задание создает мотивировку, без которой человек не может
мыслить критически.
3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и постановки
проблем, которые необходимо решить.
4.Критическое мышление стремится к причинно-следственным связям.
5.Критическое мышление есть мышление социальное.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического
мышления?
Во-первых,
учебный
процесс
строится
на
научно-обоснованных
закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых,
фазы
этой
технологии
(вызов,
осмысление,
рефлексия)
инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть
максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени :
учитель может применить разные методы и приемы технологии критического
мышления.
В-третьих, стратегии технологии развития критического мышления помогают
построить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного
принятия решений и его осмыслению, а это важно для уроков по биологии.
Также, в период перехода на новый ФГОС, от учителя требуется новый, более
конструктивный подход к процессу преподавания, изменяются требования к
организации самой учебной деятельности. Использование таких технологий,
как
развитие
критического
мышления,
помогает
учащимся
овладевать
законами
использования
и
применения
знаний,
открывает
перед
ними
возможности
для
индивидуализации
обучения,
способствует
активному
приобретению
знаний,
развитию
познавательного
интереса
учащихся,
содержит
элементы
творческого
подхода.
За
счет
технологий
развития
критического мышления обучающиеся получают возможность формировать
для себя познавательные УУД, на уроках по биологии, а именно:
·
формировать для себя познавтельную цель на уроке биологии;
·
структурировать полученные знания;
·
уметь
анлаизировать
и
синтезировать
полученную
информацию
на
уроке биологии;
·
устанавливать причинно-следственные связи;
·
уметь доказать свою позицию;
·
уметь
самостоятельно
создавать
способы
решения
поставленной
учителем проблемы.
Данная тема является актуальной и требует дальнейшего изучения, так как
актульность развития критического мышления обучающихся подтверждается
Концепцией
модернизации
российского
образования.
Молодое
поколение
должно принемать в дальнейшем ответственные решения, в ситуаих выбора и
должно
уметь
прогнозировать
их
возможные
последствия.
Поэтому
это
невозможно без развития критического мышления.