Напоминание

Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса "Здоровый образ жизни гимназиста" для обучающихся 5-9 классов


Авторы: Сорокина Ольга Валерьевна, Желуницина Светлана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ города Новосибирска "Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации Немыткина М.Ю."
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса "Здоровый образ жизни гимназиста" для обучающихся 5-9 классов
Раздел: полное образование





Назад




Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «Здоровый образ жизни гимназиста»

для обучающихся 5-9 классов

Составитель:

учитель физической культуры высшей категории Желуницина С.А.

учитель физической культуры высшей категории Сорокина О.В.

г. Новосибирск, 2018

Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

«Здоровый образ жизни гимназиста»:

В процессе обучения и воспитания собственных установок на соблюдение норм и правил

здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные,

личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами освоения курса по формированию здорового образа жизни гимна-

зистов является формирование следующих умений:

Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения

при сотрудничестве (этические нормы).

Готовность и способность к ведению здорового образа жизни, потребность в соблюдении

основных принципов культуры здоровья.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопо-

нимания.

Определять пути достижения поставленных жизненных целей.

Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индиви-

дуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю-

щих жизни и здоровью людей.

Метапредметными результатами курса по формированию здорового образа жизни гимнази-

стов - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать

по предложенному учителем плану.

Давать, совместно с учителем и другими учениками, эмоциональную оценку деятельно-

сти класса на занятиях.

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополни-

тельной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жиз-

ненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жиз-

ни.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной рабо-

ты всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе

моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулиро-

вать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисун-

ков).

3. Коммуникативные УУД:

Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи.

Слушать и понимать речь других.

Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предполагаемые результаты и их оценка

Первостепенным результатом реализации курса будет сознательное отношение обучаю-

щихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. В результате реализации курса фор-

мируется образ гимназиста, отличающегося творческим потенциалом, стремящегося к сохране -

нию физического, психического и нравственного здоровья, адекватно оценивающего свое место

в обществе и предназначение в жизни, обладающего сформированными основными компетен-

циями.

Оздоровительные результаты курса:

Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм

поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.

Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта

взаимодействия с окружающим миром.

Рост уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

знание основ строения и функционирования организма человека.

умение оценивать свое физическое и психическое состояние.

Индикаторы качественные и количественные результативности

работы по усвоению обучающимися курса:

1.

Увеличение числа учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности компе-

тенций здоровьесбережения.

2.

Рост числа учащихся, охваченных спортивными секциями, кружковой, клубной работой

спортивно-оздоровительной направленности.

3.

Положительная динамика обеспечения участия обучающихся в соревнованиях, спартаки-

адах, конкурсах по различным видам спорта на уровне образовательного учреждения,

округа, города, области.

4.

Увеличение числа учащихся, показывающих результативность в индивидуальных и ко-

мандных достижениях, в соревнованиях, спартакиадах, конкурсах на уровне образова-

тельного учреждения, округа, города, области.

5.

Положительная динамика результативности участия учащихся в социально-значимых

проектах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по направлению

физической, спортивно-оздоровительной здоровьесберегающей направленности.

6.

Увеличение числа учащихся, охваченных горячим питанием в образовательном учрежде-

нии.

7.

Положительная динамика снижения (отсутствие) учащихся, состоящих на учете в ПДН

за употребление спиртных напитков.

8.

Положительная динамика состояния здоровья детей, снижение степени заболеваемости,

уменьшение числа пропущенных уроков на 1 ребенка.

Оценка результатов

проводится в форме:

собеседования;

анкетирования;

опросов;

наблюдения;

тестирования;

участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного уровня.

Содержание курса

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскры-

вает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу

как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.

Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению

наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом

обучающихся рассматриваются:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передаю-

щихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;

профилактика табакокурения, употребления электронных сигарет;

профилактика алкогольной зависимости;

профилактика наркотической зависимости;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

составление пищевого рациона;

кухни разных народов;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учрежде-

ниях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;

знания по оказанию первой медицинской помощи при травмах различной степени тяже-

сти.

Виды организации внеурочной деятельности:

познавательная деятельность

проблемно-ценностное общение

социальное творчество

спортивно-оздоровительная деятельность

туристко-краеведческая деятельность

Формы работы:

Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-

ролевые игры, дискуссии).

Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу,

рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы

требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков

и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-

гигиенических требований.

В форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий, конкурсов, деловые и ролевые игры.

Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги,

анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое

использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий

(таблиц, схем, фотографий и др.).

Экскурсии.

Круглые столы.

Акции за здоровый образ жизни.

Соревнования различного уровня.

Занятия в спортивных секциях, клубах, кружках по выбранному виду спортивной

деятельности.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

Методы:

Репродуктивный метод - применяется в основном для приобретения и

освоения обучающимися навыков и умений (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой

инициативы.

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с ли-

тературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. Обучающиеся воспринимают,

осознают и фиксируют в памяти информацию.

Проектный метод - используется при организации научно-исследовательской деятельно-

сти, решении конкретных задач.

Исследовательский метод - используется для развития умения работать с различными ис -

точниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать

пути реализации этих проблем.

Игровой и соревновательный.

Тематическое планирование

курса «Здоровый образ жизни гимназиста»

Класс: 5

Количество часов: 35 ч

п/п

п/п

за-

ня-

тия

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов в

ОУ

Кол-во

часов

вне ОУ

Здоровое питание (7 часов)

1

1

Режим питания

Презентация семейного

меню.

1

2

2

Продукты разные нужны, продукты

разные важны. Витамины и мине-

ральные вещества.

Викторина.

1

3

3

Энергия пищи. Калорийные про-

дукты.

Презентация-беседа.

1

4

4

Система общественного питания

Беседа презентация

1

5

5

Ты - покупатель

Экскурсия

1

2

Здоровый образ жизни (10 часов)

6

1

Режим дня – основа здорового об-

раза жизни.

Беседа

1

7

2

Составление индивидуального ре-

жима дня.

Практическое занятие

1

1

8

3

Комплексы ежедневной зарядки.

Практическое занятие.

1

9

4

Инфекционные заболевания.

Соблюдение правил личной гигие-

ны - условие борьбы с инфекцион-

ными заболеваниями.

Беседа с элементами

инструктажа. Встреча со

школьной медсестрой.

1

10

5

Вредные привычки и их пагубное

влияние.

Круглый стол с элемента-

ми викторины.

1

11

6

Глаза - главные помощники челове-

ка.

Беседа. Тренинг.

1

1

12

7

Как сохранить улыбку красивой.

Уход за зубами.

Беседа

1

1

Движение – жизнь (18 часов)

13

1

Президентские игры школьников

Соревнование муници-

10

пального уровня

14

2

«Веселые старты»

Спортивный праздник

2

15

3

«День здоровья»

Спортивный праздник

2

16

4

Прогулки и игры на свежем возду-

хе, участие в акциях, конкурсах,

днях здоровья.

подготовка к общешколь-

ным мероприятиям здоро-

вьесберегающей направ-

ленности, участие в

научно-исследовательских

проектах здоровьесберега-

ющей направленности

4

Итого

35

Ожидаемые результаты:

Выпускник 5 класса должен:

Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.

Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.

Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.

Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.

Знать, для чего делаются прививки.

Ориентироваться в вопросах гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболева-

ний, передающихся воздушно-капельным путем.

Знать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-

ции, кружки по интересам.

Класс: 6

Количество часов: 35

п/п

п/п

за-

ня-

тия

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов в

ОУ

Кол-во

часов

вне ОУ

Слагаемые здоровья (3 часа)

1

1

Активная деятельность.

Практическое занятие по

составлению комплекса

упражнений для глаз

1

2

2

Активная деятельность.

Практическое занятие по

составлению комплекса

упражнений формирова-

1

ния осанки

3

3

Положительные эмоции.

Ситуативный практикум

1

Здоровый образ жизни (4 часа)

4

1

Тренинг «Приветствие солнцу»

Практическое занятие

1

5

2

Дорога, ведущая в пропасть

Беседа с элементами дис-

куссии

1

6

3

Курить – здоровью вредить

Беседа

1

7

4

Почему вредной привычке ты ска-

жешь нет

Тренинг

1

Социальное здоровье (5 часов)

8

1

Что такое экология? Экология

души.

Беседа

1

9

2

Моя семья. Традиции моей семьи

Доклады- презентации

2

10

3

Наедине с собой

(тест на самооценку личности)

Психологический тренинг

2

Нравственное здоровье (5 часов)

11

1

Жизнь без вредных привычек

Ситуативный практикум

2

12

2

Умейте дарить подарки.

Беседа

1

13

3

Дружбой дорожить умейте.

Беседа. Тест «Умеешь ли

ты дружить»

1

14

4

Законы нашей жизни.

Беседа с элементами

проектной деятельности.

1

Движение – жизнь (18 часов)

15

1

Президентские игры школьников

Соревнование муници-

пального уровня

10

16

2

«Оранжевый мяч»

Спортивный праздник

2

17

3

«День здоровья»

Спортивный праздник

2

18

4

Прогулки и игры на свежем возду-

хе, участие в акциях, конкурсах,

днях здоровья.

подготовка к общешколь-

ным мероприятиям здоро-

вьесберегающей направ-

ленности, участие в

научно-исследовательских

проектах здоровьесберега-

ющей направленности

4

Итого

35 ч

Ожидаемые результаты:

Выпускник 6 класса должен:

Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.

Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.

Уметь распознавать признаки утомления.

Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.

Знать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

Знать особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.

Знать особенности воздействия двигательной активности на организм человека.

Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утом-

ления.

Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-

ции, кружки по интересам.

Класс: 7

Количество часов: 35

п/п

п/п

за-

ня-

тия

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов в

ОУ

Кол-во

часов

вне ОУ

Здоровый образ жизни (5 часов)

1

1

Спорт в моей жизни

Сообщения обучающихся

1

2

2

Азбука безопасности

Беседа

1

3

3

Где чистота, там здоровье!

Беседа

1

4

4

Оказание первой помощи при

травмах различной тяжести

Практикум

2

Питание – основа жизни (2 часа)

5

1

Пищевые риски. Биодобавки. Про-

дукты, опасные для здоровья.

Беседа с элементами дис-

куссии

1

6

2

Болезни, передаваемые через

пищу. Правила хранения продук-

тов и готовых блюд.

Ситуативный практикум

1

Нравственное здоровье (5 часов)

7

1

О друзьях и дружбе

Беседа

1

8

2

Шалость или проступок

Беседа с элементами дис-

куссии

1

9

3

Совесть – это категория нравствен-

ная

Беседа

1

10

4

Как сказать вредной привычке

«нет».

Беседа - тренинг

1

11

5

В чем залог твоего успеха

Занятие – ролевая игра

1

Психическое и социальное здоровье (2 часа)

12

1

Телевидение ваш друг?

Беседа - Тестирование

1

13

2

Ваша компания?

Беседа - Тестирование

1

Движение – жизнь (20 часов)

14

1

Президентские игры школьников

Соревнование муници-

10

пального уровня

15

2

«Первенство по баскетболу»

Соревнования внутригим-

назические

4

16

3

«День здоровья»

Спортивный праздник

2

17

4

Прогулки и игры на свежем возду-

хе, участие в акциях, конкурсах,

днях здоровья.

подготовка к общешколь-

ным мероприятиям здоро-

вьесберегающей направ-

ленности, участие в

научно-исследовательских

проектах здоровьесберега-

ющей направленности

4

Итого

35 ч

Ожидаемые результаты:

Выпускник 7 класса должен:

Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей орга-

низма.

Знать особенности составления пищевого рациона.

Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.

Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, осознавать значение режима пита-

ния.

Владеть навыками организации собственного питания в течение дня.

Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.

Знать особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.

Знать особенности воздействия двигательной активности на организм человека.

Уметь оказывать первую помощь себе и другим при незначительных травмах.

Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

Владеть навыками по самоспасения, когда поведение незнакомого человека кажется

опасным.

Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-

ции, кружки по интересам.

Класс: 8

Количество часов: 35

п/п

п/п

за-

ня-

тия

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов в

ОУ

Кол-во

часов

вне ОУ

Здоровый образ жизни (3 часа)

1

1

Пьянство или Питие

Занятие - версия

1

2

2

Курить здоровье – здоровью вре-

дить!

Антитабачная викторина

1

3

3

Химическая зависимость. Нарко-

мания – знак беды.

Беседа с элементами дис-

куссии

1

Нравственное здоровье (3 часа)

4

1

Роль эмоций в общении. Мои пре-

тензии к окружающим.

Беседа с элементами дис-

куссии

1

5

2

В гостях у народов России

Беседа

1

6

3

Нужно ли говорить правду, или

ложь во спасение

семинар

1

Психическое и социальное здоровье (3 часа)

7

1

Подвержены ли вы чужому влия-

нию?

Беседа

Тестирование

1

8

2

Конфликты в общении. Способы

разрешения конфликтов.

Беседа с элементами дис-

куссии

1

9

3

Этикет беседы. Умение слушать и

слышать другого.

Беседа с элементами дис-

куссии

1

Движение – жизнь (26 часов)

10

1

Президентские игры школьников

Соревнование муници-

пального уровня

10

11

2

«Первенство по баскетболу»

Соревнования внутригим-

назические

4

12

3

«Первенство по волейболу»

Соревнования внутригим-

назические

4

13

4

«День здоровья»

Спортивный праздник

2

14

5

Спартакиада ЦО

Соревнования муници-

пального уровня

6

Итого

35 ч

Ожидаемые результаты:

Выпускник 8 класса должен:

Знать основы рационального питания.

Уметь обратиться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в служ-

бу экстренной помощи.

Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без

назначения врача.

Владеть навыками оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экс-

тремальной ситуации.

Знать последствия табакокурения, употребления электронных сигарет для организма

подростка.

Знать последствия наркотической зависимости, уметь сказать нет вредным привычкам.

Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение

наркотических средств.

Знать и выполнять общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, на транспорте, в

общественных учреждениях.

Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице.

Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-

ции, кружки по интересам.

Класс: 9

Количество часов: 35

п/п

п/п

за-

ня-

тия

Содержание

Форма проведения

Кол-во

часов в

ОУ

Кол-во

часов

вне ОУ

Здоровый образ жизни (2 часа)

1

1

Проверяем свои способности (па-

мять, внимание).

Ситуативный практикум

1

2

2

Тренируем ум.

Ситуативный практикум

1

3

3

Злоупотребление медикаментами.

Побочное действие лекарственных

средств.

Беседа

1

4

4

Правила приема лекарственных

препаратов. Опасность самолече-

ния.

Беседа с элементами дис-

куссии

1

Нравственное здоровье (2 часа)

5

1

Без друзей не обойтись!

Круглый стол

1

6

2

О вкусах не спорят, о манерах

надо знать.

Круглый стол

1

Психическое и социальное здоровье (3 часа)

7

1

Как сохранить достоинство

Беседа с элементами дис-

куссии

1

8

2

Социальные роли человека. Жизнь

как смена социальных ролей.

Беседа с элементами дис-

куссии

1

9

3

Подвержены ли вы чужому влия-

нию?

Беседа

Тестирование

1

Движение – жизнь (26 часов)

10

1

Президентские игры школьников

Соревнование муници-

пального уровня

10

11

2

«Первенство по баскетболу»

Соревнования внутригим-

назические

4

12

3

«Первенство по волейболу»

Соревнования внутригим-

назические

4

13

4

«День здоровья»

Спортивный праздник

2

14

5

Спартакиада ЦО

Соревнования муници-

пального уровня

6

Итого

35 ч

Ожидаемые результаты:

Выпускник 9 класса должен:

Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без

назначения врача.

Владеть навыками оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экс-

тремальной ситуации.

Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием, и распростране-

ние наркотических средств.

Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице.

Знать способы сохранения и укрепление здоровья.

Знать влияние здоровья на успешную учебную деятельность.

Знать основы развития познавательной сферы.

Знать свои права и права других людей.

Знать основы рационального питания.

Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на

укрепление здоровья.

Устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности.

Использовать спортивные игры и спортивные соревнования для организации отдыха и

досуга.

Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-

ции, кружки по интересам.

Участвовать в сдаче норм ГТО.

Список литературы:

1.

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности.

/М.: Планета, 2011/

2.

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.:

АРКТИ, 2005/

3.

Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и

упражнения. / М.: Владос, 2004/

4.

Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-

сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/

5.

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/

авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/

6.

Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка».

/Спб:1995/.

7.

Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/

8.

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы.

/М.:ВАКО,2008/

9.

Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера. /Курск,

2005/

10. Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты

занятий. / Волгоград: Учитель, 2015.

11. Классные часы на темы этикета.5-11 классы. / метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхи-

на.- М. Планета, 2011.

12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО,

2008.

13. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации.

/Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009. Как сохранить здоровье школь-

ников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. / авт.-сост. О.Н. Рудяко-

ва.-Волгоград. Учитель, 2008.



В раздел образования