Авторы: Сорокина Ольга Валерьевна, Желуницина Светлана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ города Новосибирска "Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации Немыткина М.Ю."
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса "Здоровый образ жизни гимназиста" для обучающихся 5-9 классов
Раздел: полное образование
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Здоровый образ жизни гимназиста»
для обучающихся 5-9 классов
Составитель:
учитель физической культуры высшей категории Желуницина С.А.
учитель физической культуры высшей категории Сорокина О.В.
г. Новосибирск, 2018
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
«Здоровый образ жизни гимназиста»:
В процессе обучения и воспитания собственных установок на соблюдение норм и правил
здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами освоения курса по формированию здорового образа жизни гимна-
зистов является формирование следующих умений:
Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы).
Готовность и способность к ведению здорового образа жизни, потребность в соблюдении
основных принципов культуры здоровья.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопо-
нимания.
Определять пути достижения поставленных жизненных целей.
Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индиви-
дуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю-
щих жизни и здоровью людей.
Метапредметными результатами курса по формированию здорового образа жизни гимнази-
стов - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать
по предложенному учителем плану.
Давать, совместно с учителем и другими учениками, эмоциональную оценку деятельно-
сти класса на занятиях.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополни-
тельной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жиз-
ненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жиз-
ни.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной рабо-
ты всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулиро-
вать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисун-
ков).
3. Коммуникативные УУД:
Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи.
Слушать и понимать речь других.
Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предполагаемые результаты и их оценка
Первостепенным результатом реализации курса будет сознательное отношение обучаю-
щихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. В результате реализации курса фор-
мируется образ гимназиста, отличающегося творческим потенциалом, стремящегося к сохране -
нию физического, психического и нравственного здоровья, адекватно оценивающего свое место
в обществе и предназначение в жизни, обладающего сформированными основными компетен-
циями.
Оздоровительные результаты курса:
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Рост уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
знание основ строения и функционирования организма человека.
умение оценивать свое физическое и психическое состояние.
Индикаторы качественные и количественные результативности
работы по усвоению обучающимися курса:
1.
Увеличение числа учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности компе-
тенций здоровьесбережения.
2.
Рост числа учащихся, охваченных спортивными секциями, кружковой, клубной работой
спортивно-оздоровительной направленности.
3.
Положительная динамика обеспечения участия обучающихся в соревнованиях, спартаки-
адах, конкурсах по различным видам спорта на уровне образовательного учреждения,
округа, города, области.
4.
Увеличение числа учащихся, показывающих результативность в индивидуальных и ко-
мандных достижениях, в соревнованиях, спартакиадах, конкурсах на уровне образова-
тельного учреждения, округа, города, области.
5.
Положительная динамика результативности участия учащихся в социально-значимых
проектах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по направлению
физической, спортивно-оздоровительной здоровьесберегающей направленности.
6.
Увеличение числа учащихся, охваченных горячим питанием в образовательном учрежде-
нии.
7.
Положительная динамика снижения (отсутствие) учащихся, состоящих на учете в ПДН
за употребление спиртных напитков.
8.
Положительная динамика состояния здоровья детей, снижение степени заболеваемости,
уменьшение числа пропущенных уроков на 1 ребенка.
Оценка результатов
проводится в форме:
собеседования;
анкетирования;
опросов;
наблюдения;
тестирования;
участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного уровня.
Содержание курса
Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:
Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскры-
вает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу
как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.
Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению
наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом
обучающихся рассматриваются:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передаю-
щихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
профилактика табакокурения, употребления электронных сигарет;
профилактика алкогольной зависимости;
профилактика наркотической зависимости;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
составление пищевого рациона;
кухни разных народов;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учрежде-
ниях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;
знания по оказанию первой медицинской помощи при травмах различной степени тяже-
сти.
Виды организации внеурочной деятельности:
познавательная деятельность
проблемно-ценностное общение
социальное творчество
спортивно-оздоровительная деятельность
туристко-краеведческая деятельность
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-
ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу,
рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы
требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков
и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-
гигиенических требований.
В форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий, конкурсов, деловые и ролевые игры.
Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги,
анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое
использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий
(таблиц, схем, фотографий и др.).
Экскурсии.
Круглые столы.
Акции за здоровый образ жизни.
Соревнования различного уровня.
Занятия в спортивных секциях, клубах, кружках по выбранному виду спортивной
деятельности.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Методы:
Репродуктивный метод - применяется в основном для приобретения и
освоения обучающимися навыков и умений (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой
инициативы.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с ли-
тературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. Обучающиеся воспринимают,
осознают и фиксируют в памяти информацию.
Проектный метод - используется при организации научно-исследовательской деятельно-
сти, решении конкретных задач.
Исследовательский метод - используется для развития умения работать с различными ис -
точниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать
пути реализации этих проблем.
Игровой и соревновательный.
Тематическое планирование
курса «Здоровый образ жизни гимназиста»
Класс: 5
Количество часов: 35 ч
№
п/п
№
п/п
за-
ня-
тия
Содержание
Форма проведения
Кол-во
часов в
ОУ
Кол-во
часов
вне ОУ
Здоровое питание (7 часов)
1
1
Режим питания
Презентация семейного
меню.
1
2
2
Продукты разные нужны, продукты
разные важны. Витамины и мине-
ральные вещества.
Викторина.
1
3
3
Энергия пищи. Калорийные про-
дукты.
Презентация-беседа.
1
4
4
Система общественного питания
Беседа презентация
1
5
5
Ты - покупатель
Экскурсия
1
2
Здоровый образ жизни (10 часов)
6
1
Режим дня – основа здорового об-
раза жизни.
Беседа
1
7
2
Составление индивидуального ре-
жима дня.
Практическое занятие
1
1
8
3
Комплексы ежедневной зарядки.
Практическое занятие.
1
9
4
Инфекционные заболевания.
Соблюдение правил личной гигие-
ны - условие борьбы с инфекцион-
ными заболеваниями.
Беседа с элементами
инструктажа. Встреча со
школьной медсестрой.
1
10
5
Вредные привычки и их пагубное
влияние.
Круглый стол с элемента-
ми викторины.
1
11
6
Глаза - главные помощники челове-
ка.
Беседа. Тренинг.
1
1
12
7
Как сохранить улыбку красивой.
Уход за зубами.
Беседа
1
1
Движение – жизнь (18 часов)
13
1
Президентские игры школьников
Соревнование муници-
10
пального уровня
14
2
«Веселые старты»
Спортивный праздник
2
15
3
«День здоровья»
Спортивный праздник
2
16
4
Прогулки и игры на свежем возду-
хе, участие в акциях, конкурсах,
днях здоровья.
подготовка к общешколь-
ным мероприятиям здоро-
вьесберегающей направ-
ленности, участие в
научно-исследовательских
проектах здоровьесберега-
ющей направленности
4
Итого
35
Ожидаемые результаты:
Выпускник 5 класса должен:
Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
Знать, для чего делаются прививки.
Ориентироваться в вопросах гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболева-
ний, передающихся воздушно-капельным путем.
Знать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-
ции, кружки по интересам.
Класс: 6
Количество часов: 35
№
п/п
№
п/п
за-
ня-
тия
Содержание
Форма проведения
Кол-во
часов в
ОУ
Кол-во
часов
вне ОУ
Слагаемые здоровья (3 часа)
1
1
Активная деятельность.
Практическое занятие по
составлению комплекса
упражнений для глаз
1
2
2
Активная деятельность.
Практическое занятие по
составлению комплекса
упражнений формирова-
1
ния осанки
3
3
Положительные эмоции.
Ситуативный практикум
1
Здоровый образ жизни (4 часа)
4
1
Тренинг «Приветствие солнцу»
Практическое занятие
1
5
2
Дорога, ведущая в пропасть
Беседа с элементами дис-
куссии
1
6
3
Курить – здоровью вредить
Беседа
1
7
4
Почему вредной привычке ты ска-
жешь нет
Тренинг
1
Социальное здоровье (5 часов)
8
1
Что такое экология? Экология
души.
Беседа
1
9
2
Моя семья. Традиции моей семьи
Доклады- презентации
2
10
3
Наедине с собой
(тест на самооценку личности)
Психологический тренинг
2
Нравственное здоровье (5 часов)
11
1
Жизнь без вредных привычек
Ситуативный практикум
2
12
2
Умейте дарить подарки.
Беседа
1
13
3
Дружбой дорожить умейте.
Беседа. Тест «Умеешь ли
ты дружить»
1
14
4
Законы нашей жизни.
Беседа с элементами
проектной деятельности.
1
Движение – жизнь (18 часов)
15
1
Президентские игры школьников
Соревнование муници-
пального уровня
10
16
2
«Оранжевый мяч»
Спортивный праздник
2
17
3
«День здоровья»
Спортивный праздник
2
18
4
Прогулки и игры на свежем возду-
хе, участие в акциях, конкурсах,
днях здоровья.
подготовка к общешколь-
ным мероприятиям здоро-
вьесберегающей направ-
ленности, участие в
научно-исследовательских
проектах здоровьесберега-
ющей направленности
4
Итого
35 ч
Ожидаемые результаты:
Выпускник 6 класса должен:
Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
Уметь распознавать признаки утомления.
Стремиться соблюдать двигательный режим, следить за осанкой.
Знать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Знать особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.
Знать особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
Владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утом-
ления.
Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-
ции, кружки по интересам.
Класс: 7
Количество часов: 35
№
п/п
№
п/п
за-
ня-
тия
Содержание
Форма проведения
Кол-во
часов в
ОУ
Кол-во
часов
вне ОУ
Здоровый образ жизни (5 часов)
1
1
Спорт в моей жизни
Сообщения обучающихся
1
2
2
Азбука безопасности
Беседа
1
3
3
Где чистота, там здоровье!
Беседа
1
4
4
Оказание первой помощи при
травмах различной тяжести
Практикум
2
Питание – основа жизни (2 часа)
5
1
Пищевые риски. Биодобавки. Про-
дукты, опасные для здоровья.
Беседа с элементами дис-
куссии
1
6
2
Болезни, передаваемые через
пищу. Правила хранения продук-
тов и готовых блюд.
Ситуативный практикум
1
Нравственное здоровье (5 часов)
7
1
О друзьях и дружбе
Беседа
1
8
2
Шалость или проступок
Беседа с элементами дис-
куссии
1
9
3
Совесть – это категория нравствен-
ная
Беседа
1
10
4
Как сказать вредной привычке
«нет».
Беседа - тренинг
1
11
5
В чем залог твоего успеха
Занятие – ролевая игра
1
Психическое и социальное здоровье (2 часа)
12
1
Телевидение ваш друг?
Беседа - Тестирование
1
13
2
Ваша компания?
Беседа - Тестирование
1
Движение – жизнь (20 часов)
14
1
Президентские игры школьников
Соревнование муници-
10
пального уровня
15
2
«Первенство по баскетболу»
Соревнования внутригим-
назические
4
16
3
«День здоровья»
Спортивный праздник
2
17
4
Прогулки и игры на свежем возду-
хе, участие в акциях, конкурсах,
днях здоровья.
подготовка к общешколь-
ным мероприятиям здоро-
вьесберегающей направ-
ленности, участие в
научно-исследовательских
проектах здоровьесберега-
ющей направленности
4
Итого
35 ч
Ожидаемые результаты:
Выпускник 7 класса должен:
Уметь составить индивидуальное меню с учетом физиологических потребностей орга-
низма.
Знать особенности составления пищевого рациона.
Владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке.
Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, осознавать значение режима пита-
ния.
Владеть навыками организации собственного питания в течение дня.
Уметь составлять индивидуальный режим дня и следовать ему.
Знать особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.
Знать особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
Уметь оказывать первую помощь себе и другим при незначительных травмах.
Знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
Владеть навыками по самоспасения, когда поведение незнакомого человека кажется
опасным.
Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-
ции, кружки по интересам.
Класс: 8
Количество часов: 35
№
п/п
№
п/п
за-
ня-
тия
Содержание
Форма проведения
Кол-во
часов в
ОУ
Кол-во
часов
вне ОУ
Здоровый образ жизни (3 часа)
1
1
Пьянство или Питие
Занятие - версия
1
2
2
Курить здоровье – здоровью вре-
дить!
Антитабачная викторина
1
3
3
Химическая зависимость. Нарко-
мания – знак беды.
Беседа с элементами дис-
куссии
1
Нравственное здоровье (3 часа)
4
1
Роль эмоций в общении. Мои пре-
тензии к окружающим.
Беседа с элементами дис-
куссии
1
5
2
В гостях у народов России
Беседа
1
6
3
Нужно ли говорить правду, или
ложь во спасение
семинар
1
Психическое и социальное здоровье (3 часа)
7
1
Подвержены ли вы чужому влия-
нию?
Беседа
Тестирование
1
8
2
Конфликты в общении. Способы
разрешения конфликтов.
Беседа с элементами дис-
куссии
1
9
3
Этикет беседы. Умение слушать и
слышать другого.
Беседа с элементами дис-
куссии
1
Движение – жизнь (26 часов)
10
1
Президентские игры школьников
Соревнование муници-
пального уровня
10
11
2
«Первенство по баскетболу»
Соревнования внутригим-
назические
4
12
3
«Первенство по волейболу»
Соревнования внутригим-
назические
4
13
4
«День здоровья»
Спортивный праздник
2
14
5
Спартакиада ЦО
Соревнования муници-
пального уровня
6
Итого
35 ч
Ожидаемые результаты:
Выпускник 8 класса должен:
Знать основы рационального питания.
Уметь обратиться за плановой и внеплановой помощью в поликлинику, больницу, в служ-
бу экстренной помощи.
Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без
назначения врача.
Владеть навыками оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экс-
тремальной ситуации.
Знать последствия табакокурения, употребления электронных сигарет для организма
подростка.
Знать последствия наркотической зависимости, уметь сказать нет вредным привычкам.
Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием и распространение
наркотических средств.
Знать и выполнять общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, на транспорте, в
общественных учреждениях.
Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице.
Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-
ции, кружки по интересам.
Класс: 9
Количество часов: 35
№
п/п
№
п/п
за-
ня-
тия
Содержание
Форма проведения
Кол-во
часов в
ОУ
Кол-во
часов
вне ОУ
Здоровый образ жизни (2 часа)
1
1
Проверяем свои способности (па-
мять, внимание).
Ситуативный практикум
1
2
2
Тренируем ум.
Ситуативный практикум
1
3
3
Злоупотребление медикаментами.
Побочное действие лекарственных
средств.
Беседа
1
4
4
Правила приема лекарственных
препаратов. Опасность самолече-
ния.
Беседа с элементами дис-
куссии
1
Нравственное здоровье (2 часа)
5
1
Без друзей не обойтись!
Круглый стол
1
6
2
О вкусах не спорят, о манерах
надо знать.
Круглый стол
1
Психическое и социальное здоровье (3 часа)
7
1
Как сохранить достоинство
Беседа с элементами дис-
куссии
1
8
2
Социальные роли человека. Жизнь
как смена социальных ролей.
Беседа с элементами дис-
куссии
1
9
3
Подвержены ли вы чужому влия-
нию?
Беседа
Тестирование
1
Движение – жизнь (26 часов)
10
1
Президентские игры школьников
Соревнование муници-
пального уровня
10
11
2
«Первенство по баскетболу»
Соревнования внутригим-
назические
4
12
3
«Первенство по волейболу»
Соревнования внутригим-
назические
4
13
4
«День здоровья»
Спортивный праздник
2
14
5
Спартакиада ЦО
Соревнования муници-
пального уровня
6
Итого
35 ч
Ожидаемые результаты:
Выпускник 9 класса должен:
Знать минимально необходимый набор лекарственных средств, которые принимают без
назначения врача.
Владеть навыками оказания первых мер самопомощи и помощи при возникновении экс-
тремальной ситуации.
Знать опасности химической зависимости и ответственность за прием, и распростране-
ние наркотических средств.
Владеть навыками по самоспасению, «видеть» опасные зоны в помещении, на улице.
Знать способы сохранения и укрепление здоровья.
Знать влияние здоровья на успешную учебную деятельность.
Знать основы развития познавательной сферы.
Знать свои права и права других людей.
Знать основы рационального питания.
Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья.
Устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности.
Использовать спортивные игры и спортивные соревнования для организации отдыха и
досуга.
Участвовать в спортивных соревнованиях различного уровня, посещать спортивные сек-
ции, кружки по интересам.
Участвовать в сдаче норм ГТО.
Список литературы:
1.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности.
/М.: Планета, 2011/
2.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.:
АРКТИ, 2005/
3.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и
упражнения. / М.: Владос, 2004/
4.
Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-
сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/
5.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/
авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/
6.
Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка».
/Спб:1995/.
7.
Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/
8.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы.
/М.:ВАКО,2008/
9.
Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера. /Курск,
2005/
10. Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты
занятий. / Волгоград: Учитель, 2015.
11. Классные часы на темы этикета.5-11 классы. / метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхи-
на.- М. Планета, 2011.
12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО,
2008.
13. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации.
/Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009. Как сохранить здоровье школь-
ников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. / авт.-сост. О.Н. Рудяко-
ва.-Волгоград. Учитель, 2008.